Двухполюсная структура власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Двухполюсная структура власти



Главным политическим итогом электорального цикла 2007 - 2008 гг. стало закрепление деконцентрированной системы власти, созданной "антициклической стратегией" в период подготовки и проведения управляемой ротации. Ограниченная трансформация политического режима состоялась. Новая конфигурация в верхах, сложившаяся после прихода к власти нового президента Медведева, стала завершением перемен, начавшихся в ходе подготовки к выборам 2007 - 2008 гг.

Наиболее важные изменения произошли в высших эшелонах власти. Политически сильный Путин покинул восстановленный институт президентской власти и стал премьером. Появилась перспектива усиления роли правительства. Одновременно он возглавил и ведущую партию, обеспечив себе институциональную и политическую автономию. В высших эшелонах власти возник второй "центр силы". Место персоналистской моноцентрической конструкции занял симбиоз двух "центров силы". Система с доминирующим центром сохраняется, но центр системы усложнился: он стал двухполюсным. Деконцентрация породила "разъединенное доминирование", отделив политическую составляющую от институциональной, и наделила два ключевых института - президента и премьера как главу исполнительной власти - новыми качествами.

На первый взгляд, главной новацией стал политически сильный премьер, место которого занял доминантный игрок, лишенный привычного институционального измерения (широких президентских полномочий). Сила премьера определяется его полномочиями как главы правительства, искючительно высокой общественной поддержкой, опорой на ведущую партию в Госдуме, контролем над региональными парламентами, сохранением тесных неформальных связей с ключевыми фигурами в правящей группе и ее непосредственном окружении (в том числе - в силовом блоке и среди руководителей компаний с участием государства).

Но изменился и президент: он сохранил весь объем конституционных полномочий, но перестал быть доминантным игроком, утратив прямой выход на ключевые политические ресурсы. Российское президентство впервые лишилось (по крайней мере, на время) своих "патрональных" атрибутов. (Теперь они могут реализовываться только через согласования, как результат координации между двумя ключевыми игроками.) Налицо политическое ослабление президента, но с учетом его прежнего статуса в моноцентрическом режиме есть основания говорить и о начавшейся "нормализации" института президентской власти. "Разъединенное доминирование" в сочетании с обретением президентом и премьером новых политических свойств позволяют говорить о начале трансформации политического режима. Не менее важны и эффекты, захватившие оба центра силы: реальностью стала не только деконцентрация, но и деперсонализация власти.

В структуре правящей группы также произошли сдвиги, связанные с выдвижением на ключевые позиции (рядом с политическим премьером) двух "непитерцев" (И. Шувалова и С. Собянина). С учетом важной роли, которую уже давно играет третий "непитерец" В. Сурков, можно говорить о повышении удельного веса выходцев из других групп в высших эшелонах власти, которые с 2004 г. принято рассматривать как "кадровый заповедник" питерцев. Оценки могут быть только предварительными, но продолжение этой тенденции открывает возможность эволюции правящей группы по сценарию, который условно можно назвать "от клана - к классу".

Наметились изменения и в конфигурации элит, которые кратко можно определить как относительное снижение статуса силовиков и начавшийся подъем новой группы - "судейских", отвечающих за правоприменение. В связи с публичными заявлениями о завершении экспансии государства в экономике и рядом практических шагов, призванных подтвердить значение рыночных принципов (реформой корпоративного управления в госкомпаниях, реорганизацией госкорпораций, смягчения наказаний за экономические преступления), появилась перспектива повышения экономического статуса элиты частного бизнеса. Новые направления в государственной политике (борьба с коррупцией, программа модернизации, ставка на инновации, повышение роли политических партий) создают условия для продолжения "реформы элит" и предпосылки для укрепления институтов (доменов соответствующих функциональных элит).

Главным побочным эффектом деконцентрации и формирования двухполюсной модели власти можно считать возникновение институционального напряжения. "Совместное правление" президента и политически сильного премьера, опирающегося на доминантную партию, породило конфигурцию, не органичную для сверхпрезидентской системы.

Окончание следует

Политика. НЕСИСТЕМНЫЙ РЕЖИМ

Автор: Алексей КИВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.005 с.)