Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление и консолидация моноцентрического режимаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Трансформация политического режима в моноцентрический период правления Путина создала предпосылки для преодоления циклической траектории. Формирование нового режима сопровождалось "статусным переворотом" в верхах: выход на центральные позиции прежде периферийных групп ("питерские" и "силовики") и оттеснение на периферию сил, ранее считавшихся наиболее влиятельными ("олигархи" и губернаторы). Это обстоятельство на долгое время стало определяющим в восприятии режима Путина многими исследователями (один из примеров - концепция "милитократии" О. Крыштановской). Но решающую роль в обретении режимом новых политических качеств сыграли изменившиеся обстоятельства избрания нового президента в марте 2000 г.: высокая личная популярность и победа в первом туре. Логика выборов в один тур изменила отношения в треугольнике "президент - элиты - массовый избиратель". Впервые с начала 1990-х гг. президентская власть смогла восстановить связи с социальным большинством. Высокая личная популярность нового президента позволила сделать эти связи прямыми. Значение общественного мнения в политической базе режима существенно повышается. "Секционные соглашения" с системными элитами были пересмотрены в пользу федерального центра. Наряду с менее обязывающими "секционными соглашениями" президентская власть оказывается включена в новое соглашение - неявный "социальный контракт" с избирателями. В распоряжении президентской власти оказался новый политический ресурс - "путинское большинство". Путин политически восстанавливает президентскую власть. В отличие от Ельцина, который в силу контекстуальных факторов оказался не в состоянии обрести патрональный потенциал президентской власти, Путин действительно становится патрональным президентом. Но с важной поправкой: эта власть опирается не только на институциональную базу, но и на массовую политическую поддержку, причем значение этой "второй опоры" со временем начинает расширяться. Президент становится доминантным игроком. Потребность президентской власти в посредничестве элит для выстраивания отношений с общественным мнением сокращается. Появление параллельного контракта меняет условия "секционных соглашений" с элитами и делает возможным "навязанный консенсус", в соответствии с которым элиты признавали ведущую роль правящей группы, отказывались от конкуренции за власть и от части ресурсов, перешедших под их контроль во второй половине 1990-х гг. Но речь шла не просто о воссоздании ранних "секционных соглашений" Ельцина с элитами образца 1991 - 1993 гг. (главы регионов не избирались, а предприниматели еще не превратились в политическую силу на федеральном уровне). Опираясь на новые ресурсы, президентская власть получила возможность выстраивать отношения с элитами с позиции силы. Немаловажным стал и новый психологический контекст: отношения президентской власти с наиболее сильными элитами после 2000 г. приобретают оттенок "победитель-побежденные", причем обе стороны помнили, что инициатива разрыва отношений после дефолта 1998 г. принадлежала не президентской власти, а элитам. Президентская власть больше не чувствовала себя "обязанной" системным элитам.
Это сделало возможным изменить вектор развития политической системы: реформы первого путинского срока проходят под знаком политической централизации (введение федеральных округов, реформа Совета Федерации, отказ от старой модели отношений с "олигархами", превращение федеральных политических партий в монополистов избирательного процесса)4. Наиболее сильные отряды элиты, региональные лидеры и "олигархи" лишаются возможности влияния на президентскую власть. Но если в перестройке отношений с элитами ведущую роль играл президент, то трансформация отношений исполнительной власти с Государственной думой, превратившихся в главную институциональную проблему при Ельцине, была обеспечена новой "партией власти" - Единой Россией. От старой версии "партии власти" она с самого начала отличается большей централизацией и эффективностью. Эти обстоятельства сделали возможным "беспрецедентный успех" в законодательном обеспечении программы реформ. Тем не менее в первый период правления Путина элиты пользуются прежней автономией в своих институциональных доменах. Лишившись влияния на федеральные институты, губернаторы сохраняют персональные избирательные машины и политический контроль над территориями. Зависимость итогов думских выборов от политических ресурсов региональных элит продолжает сохраняться. По этим причинам курс Кремля на ослабление губернаторов в 2001 - 2002 гг. перед выборами 2003 г. сменяется политикой кооптации: их сделали "паровозами" в партийных списках Единой России.
Консолидация моноцентрического режима становится главным политическим итогом электорального цикла 2003 - 2004 гг. Правящая группа превращается в однородную (после отставки А. Волошина с поста главы администрации президента и смещения Касьянова с поста главы правительства "семейные" утрачивают позиции в высших эшелонах власти). Политическая сила доминантного игрока резко увеличивается, моноцентрический режим превращается в откровенно персоналистский. Единая Россия занимает монопольные позиции в Государственной думе, а социально активные группы лишаются парламентского представительства. Усиление ведущей партии сопровождается трансформацией партийной системы из многопартийной - в полутора-партийную. Роль партий начинает меняться, но при разнонаправленном векторе: она по-прежнему ограничена законодательным процессом, при этом самостоятельность -снижается, а масштабы присутствия в нем расширяются (за счет частичной "партизации" Законодательных собраний). Институциональное усиление противоречиво сочетается с политическим ослаблением. Происходит ослабление и маргинализация политической оппозиции, часть которой переходит в разряд "внесистемной". Федеральные выборы начинают приобретать плебисцитарный характер. Главные политические реформы второго срока правления Путина (отмена прямых губернаторских выборов, введение пропорциональной системы при выборах в Госдуму, и смешанной - для Законодательных собраний) резко меняют соотношение сил между президентской властью и региональными лидерами. Полупропорциональная система выборов в Законодательные собрания позволила "вскрыть" замкнутые региональные политические режимы, сделав их доступными для контроля из федерального центра. Отмена прямых выборов и ликвидация автономии губернаторов превращают Единую Россию в безальтернативную партию для региональных элит. Происходит дальнейшее вытеснение конфликта на периферию политических отношений (часть представительных функций фактически выводится из федерального парламента в Общественную палату). С 2004 г. начинается период "административного правления", характеризующийся бюрократизацией элиты, широким замещением публичных акторов агентами административной системы (эмблемой можно считать создание "общественных советов" при федеральных министерствах и ведомствах). Наращивание политической силы доминантным игроком сопровождается пересмотром отношений с крупным бизнесом ("дело ЮКОСа"). Положение частного сектора в экономике утрачивает определенность, а в отношениях с государством бизнес лишается статуса партнера: ему отводится роль скорее поставщика ресурсов, а формулирование целей выступающая от имени государства правящая группа монопольно закрепляет за собой. Институциональная форма отношений смещается от "режима консультаций" к модели, которую условно можно назвать "направляющим руководством". Последовавашая за "делом ЮКОСа" экспансия превращает государство в ведущую силу развития российской экономики. Экономическая политика приобретает "дирижистский" оттенок. Делается шаг в сторону современной разновидности "государства развития" ("государство конкуренции").
Среди ресурсов доминантного игрока значение социального контракта с массовым избирателем расширяется (особенно после появления социально ориентированных "национальных проектов"), а "секционных" соглашений с элитами - сокращается. Меняется и формат отношений с элитами: вместо сети индивидуальных соглашений - коллективное, воплощением которого становится Единая Россия. Переход от индивидуальных контрактов к единому институциональному соглашению облегчается усилением кризисных явлений в первом поколении постсоветской элиты, которые просматриваются (помимо прочего) в ослаблении инновационных и субъектных качеств (снижении способности к индивидуальным и, тем более, коллективным политическим действиям). Политический режим был консолидирован на консервативной основе, а его авторитарное перерождение многим казалось неизбежным. С момента появления доминантного игрока в развитии политического режима начинает усиливаться роль политических факторов. Доминантный президент демонстрирует растущую нечувствительность к институциональному циклу и превращается в самостоятельный источник политической динамики. И если в период 2000 - 2005 гг. функционирование политического режима, в принципе, вписывается в логику патронального президента, то в дальнейшем в действие вступает новый фактор: стратегия доминантного игрока. Цель - не удержание поста президента, а проведение ротации при сохранении контроля над переменами (впервые публично заявлена летом 2003 г.). Главной задачей доминантного игрока становится борьба с институциональной и политической инерцией, а средством ее решения - "антициклические" стратегии. С этого момента движение политического цикла перестает быть инерционным, и каждая последующая фаза становится управляемой.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.008 с.) |