Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация внутреннего управления Северо-Восточной Руси
В основе государственного управления древнерусскими княжествами (а они не были едиными и в эпоху Золотой Орды) была княжеская власть. Основным фактором, способствующим ее сохранению, был отказ монголо-татар от прямого включения древнерусских земель в состав Золотой Орды в отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья. Кроме того, захватчики не создавали на территории Руси своей постоянно действующей администрации. Поэтому в Древней Руси было сохранено то государственное и местное управление, которое существовало до монгольского нашествия. Именно это управление, прошедшее известную эволюцию, Сумело, в конечном итоге, при помощи церкви сплотить народ вокруг единой цели - изгнания монголо-татарских поработителей и установления политической и экономической независимости государства. Система русской управленческой иерархии XIV в. включала в себя четыре нисходящие ступени. На верхней ступени возвышались великие князья - верховные правители Русской земли. Вторую ступень занимали вассалы великого князя - удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов. На третьей ступени находились вассалы удельных князей - бояре и служилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупнейшие феодалы-землевладельцы. На низшей ступени управленческой иерархии стояли слуги под дворским - управляющим княжеским хозяйством, оставлявшие княжескую и боярскую администрацию. Они получали от князя или боярина небольшие участки земли за службу, В конце XIV в. их стали называть дворянами и детьми боярскими. Ранее сложившийся на Руси политический строй княжеств существенно не изменился в ХIII-ХIV вв. По-прежнему князьям принадлежала в их княжествах судебная и административная власть над населением. Во главе управления княжескими землями и хозяйством стоял дворский. В его ведении находились все прочие слуга княжеского двора, руководившие отдельными отраслями хозяйства. Казной князя ведал казначей, а его архивом - печатник. С появлением в суде, дипломатии и управлении хозяйством письменной документации у князя сложился штат дьяков и подьячих. Позднее этот бюрократический штат вошел в систему великокняжеских (государственных) приказов. Следует заметить, что отличительной чертой управления в княжествах XIV в. являлось слияние дворцового управления с государственным. Во всех делах управления князья опирались на духовенство, которое обычно поддерживало княжескую власть.
Роль церкви в государственном управлении Руси требует своего специального изучения. Советская историография этому вопросу внимания не уделяла, а если и появлялись отдельные работы, то в них главным образом речь шла о феодализации русской православной церкви. Именно с этих позиций написана монография ведущего историка церкви Н. М. Никольского «История русской церкви». Отношения церкви с княжеской властью в период феодальной раздробленности Руси и монголо-татарского ига здесь не стали стержневой идеей исследования Данной проблеме частично посвящена небольшая статья М. Н. Покровского «Феодализация православной церкви я татарское иго», опубликованная в сборнике статей «Религия и церковь в истории России». Аккумулируя основные идеи исследователей по указанному вопросу, можно сделать следующие выводы. Монголо-татары не посягали на духовный образ жизни русских людей и прежде всего на их православную веру, хотя и варварски разрушали церкви. Они вообще были терпимы к любому вероисповеданию и даже у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство ордынцы не без основания считали нередко своим союзником. Во-первых, русская православная церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала, ради сохранения всей системы государственного управления в русских княжествах, князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Все это, вместе взятое, позволило русской православной церкви сохранить известную самостоятельность и независимость от монголо-татарского ига и в последующем сыграть значительную роль в собирании русских земель, в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.
Выдающимися церковными деятелями в осуществлении этой цели стали в XIV в. митрополит Алексий и Сергий Радонежский. Они, используя великое объединяющее и духовное начало русской православной церкви, шаг за шагом приближали день Куликовской битвы. Встав на путь предоставления известной самостоятельности в своих землях русским князьям и церкви, монгольские правители, тем не менее, пытались переместить политический центр русских княжеств в Золотую Орду. Об этом свидетельствуют получение русскими князьями ярлыков на княжение и система сбора дани в интересах монголо-татар. Однако эти новшества в государственной власти Руси вв. не стали раз и навсегда данными. Они в указанный период пройти свою эволюцию. Важнейшим источником для изучения организации русских феодальных княжеств XIV-XV вв. и междукняжеских отношений являются грамоты князей, «духовные» (завещания) и «договорные». Древнейшие из дошедших до нас княжеских грамот относятся ко второй четверти XIV в. (две духовные грамоты Ивана Калиты, написанные, по-видимому, незадолго до его смерти, и договорная грамота великого князя Семёна Ивановича с братьями). Помимо духовных и договорных грамот московских князей сохранились договорные грамоты московских князей с князьями тверскими, рязанскими и нижегородскими. Хозяйственно-административная организация княжества вырастала из системы княжеского хозяйства, представлявшего совокупность различных «путей» (путём называлась определённая отрасль хозяйства или определённый доход). Бортное хозяйство составляло путь чашничий, княжеская охота - путь ловчий, коневодство - путь конюший и т. д. Каждый путь княжеского хозяйства состоял из разбросанных в разных местах земель, угодий, деревень и сёл. Эти земли вместе с жившим на них населением находились в ведении управителей соответствующих путей («путные бояре», пли «путники»): чашника, ловчего, конюшего и др. Остальные земли с жившим на них крестьянским населением, а также с поселениями различных свободных и несвободных слуг (холопы) были подведомственны «дворским», или дворецким. Среди последних большую роль в княжеском хозяйстве играл главный дворецкий, живший в княжеской столице. Более мелкие статьи хозяйства поручались слугам различных рангов и положения. Ближайшими помощниками князя по управлению были его бояре и вольные слуги. Высший слой княжеских бояр носил название бояр «больших» и «введенных». Звание боярина «введенного», появившееся с первой половины XV в., было придворным званием и давалось по княжескому пожалованию. «Путными боярами», или просто «путниками», назывались бояре, ведавшие по поручению князя отдельными доходными статьями. Введенные и путные бояре больше других были связаны с княжеским управлением и хозяйством. Поэтому они, в исключение из общего правила, не привлекались к обороне своего города, так как это отвлекало бы их от обычных обязанностей. В совещаниях с князем по делам управления обычно участвовали управители путей, а также тысяцкий, окольничий и казначей. Тысяцкий, как и в предыдущее время, был предводителем местного ополчения. Должность тысяцкого иногда передавалась по наследству (в Москве и Твери), а это ещё больше усиливало его положение и влияние. С развитием княжеского войска и усилением княжеской власти должность тысяцкого потеряла прежнее значение и была уничтожена.
По важнейшим вопросам управления, по вопросам внешней политики, военных действий, наследства и пр. князь советовался с членами княжеской семьи, высшими сановниками церкви и близкими боярами. Эти совещания не были постоянными и не имели строго определённого состава. Феодальный совет при князе в литературе принято называть «боярской думой» (этот термин официально не употреблялся). Аппарат местного управления был построен в значительной степени на участии в нём землевладельцев, которые судили население своих вотчин и собирали с него собственные и княжеские доходы. Поэтому княжеские бояре и слуги управляли только теми землями, которые не имели частного собственника. В города посылались наместники, в «черные» волости - волостели. Наместники и волостели за своё управление получали с населения натурой корм, который впоследствии был регламентирован. При въезде наместнику давался «въезжий корм». Другие приношения делались на праздники: на рождество, пасху и в Петров день. Помимо натуральных приношений наместники и волостели собирали судебные и иные пошлины. Лиц, пользовавшихся кормлением, называли «кормленщиками». Часть денежных доходов кормленщики оставляли в свою пользу, часть отдавали князю. Основным ядром военных сил князя был его двор, состоявший из мелких военных слуг, в том числе детей боярских и слуг под дворским. Дети боярские жили в своих владениях и являлись на службу по княжескому призыву. Другую часть княжеского войска составляли крупные землевладельцы (бояре), являвшиеся из вотчин с собственными вооружёнными отрядами, состоявшими из их вассалов и «людей» (холопов). Третью часть войска составляло городское и сельское ополчение. Ратные силы имели разнообразное вооружение. В конце XIV в. появилось первое огнестрельное оружие. Отношения между князьями, принадлежавшими к одной княжеской династии, полнее всего можно представить для Московского княжества. В основе взаимоотношений между членами княжеской семьи лежало представление о патриархальной власти отца и о семейном разделе отчины, которая считалась общей собственностью потомков московского князя. При жизни отца сыновья занимали подчинённое положение. Перед смертью отец - великий князь - устанавливал сыновьям «ряд» (раздел, порядок), в котором определял долю каждого князя в общем владении. Часть владений выделялась вдове-княгине с дочерьми. Москва оставалась в совместном владении всех сыновей с распределением между ними управления и доходов. В совместном владении оставлялись и некоторые категории населения. Место умершего отца занимал старший сын: «брата своего старейшего имети ны и чтити во отцово место». Старший сын, наследник великого князя, получал некоторый излишек «на стариший путь», которой со временем превратился в решительное преобладание материальных средств в его руках. Во второй половине XIV в. появляется слово «удел» в смысле обособленного, отдельного владения младшего князя - вассала старшего.
Отношения между князьями, как принадлежавшими к одной княжеской семье, так и разных княжеских династий (московские, тверские, рязанские, суздальско-нижегородские и др.), строились на договорных началах. При этом политические отношения между князьями выражались в терминах кровного родства. Старшим считался великий князь (для московских князей - великий князь московский, для тверских - великий князь тверской и т. д.). Он являлся для следующей за ним категории князей «братом старейшим» и был им «в отца место». Вторую ступень составляли просто братья, за ними - братья «молодшие». Однако эти термины могли не соответствовать действительным степеням родства. Так, в договоре 1389 г. великого князя Дмитрия Ивановича Донского с его двоюродным братом удельным князем Владимиром Андреевичем устанавливались следующие отношения: Владимир Андреевич должен был считать своего двоюродного брата Дмитрия Ивановича отцом, его старшего сына и своего двоюродного племянника Василия - своим братом старейшим, второго по старшинству племянника - своим братом и, наконец, остальных племянников - братьями молодшими. В пределах своих владений каждый князь являлся суверенным феодальным государем. В княжеском договоре это положение выражалось в формуле: «тебе знати своя отчина, а мне знати своя отчина». Каждый князь в пределах своей территории сам судил население, собирал дань, раздавал жалованные грамоты и пр. Князья взаимно обязывались в княжествах друг у друга сёл не покупать, в чужие владения данщиков не посылать, жалованных грамот не раздавать, не иметь в чужих землях закладников. Договорные отношения между князьями. Главной целью княжеских договоров являлась общая внешняя политика: «быти ны за один до живота» (т. е, до смерти). Вопросы, касавшиеся отношений с другими русскими княжествами или с другими странами, согласно договорам, должны были разрешаться сообща. «А тобе брату моему молодшему без мене не доканчивати, не съсылатися ни с кем же; такоже и мне без тобе». У.князей должны были быть общие враги и союзники: «А кто будет брату нашему старейшему недруг, то и нам недруг, а кто будет брату нашему старейшему друг, то и нам друг». В некоторых договорах подробно указывалось, в каких случаях князья сами выступали в поход и в каких случаях посылали своих воевод и бояр с ратными силами.
Финансовая самостоятельность удельных князей ограничивалась лишь в отношении ордынского «выхода» (дани). Младшие князья, входившие в одно великое княжество, должны были передавать собранную дань великому князю. Однако последний и в этом случае не имел права посылать в чужие владения своих данщиков. Наиболее значительными преимуществами великий князь обладал в области внешней политики. В начал - XV в. удельные князья уже не вели самостоятельных сношений с Ордой. Это право принадлежало одному великому князю и позволяло ему пользоваться внешней политикой как средством для усиления своей власти. Таким образом, каждое великое княжение (Тверское, Московское, Рязанское и др.) представляло собой самостоятельную феодальную политическую систему, в которой под главенством своего великого князя - тверского, московского, рязанского - выступали на договорных основаниях все члены княжеской семьи, являвшиеся в своих уделах суверенными феодальными государями. На таких же договорных основаниях были построены отношения между великим князем владимирским и другими князьями. После 1328 г. великим князем владимирским (за кратковременным исключением) являлся старший московский князь. Основным условием его договоров с тверскими и рязанскими князьями было единство внешней политики, особенно по отношению к Орде. Договорные грамоты устанавливали границы владений, порядок решения порубежных споров, охрану торговли и размер торговых пошлин, право вольного отъезда бояр и вольных слуг. При разрешении всех этих вопросов договаривающиеся стороны выступали как равноправные. В системе международных взаимоотношений великий князь владимирский являлся главой феодального союза русских князей, состав которого подвергался постоянным изменениям и зависел от фактического соотношения сил в то или иное время. В конце XIV - начале XV в. происходило усиление великих князей внутри каждого из великих княжеств. Великий князь стремился, нарушая старину, подчинить своей власти удельных князей и рассматривал их как подчинённых ему «служебных» князей. Эта перемена взаимоотношений привела к упорной борьбе между ним и мелкими удельными князьями, отстаивавшими свою самостоятельность перед растущим влиянием местного великого князя. В XV в. на территории наиболее крупных княжеств происходила с успехом ликвидация мелких княжеств. Одновременно изменялось и значение великого князя владимирского. Если в предшествующее. Время великий князь владимирский являлся главой феодального союза русских князей, то с конца XIV в. он всё больше начинает превращаться в главу слагающегося Русского государства. В связи с этим происходит полная перестройка прежней системы великого княжества Владимирского, связанная с объединением русских земель вокруг московско-владимирского великого, князя и Москвы как общего политического центра.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.011 с.) |