Первые купленные земли у маори. Создание в 1840 Г. В новой зеландии рынка земли и рост предложения на нём до 1907 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первые купленные земли у маори. Создание в 1840 Г. В новой зеландии рынка земли и рост предложения на нём до 1907 Г.



 

В отечественных этнографических очерках указано, что недостатка земли у племен маори в начале 19 в. не было.

В 1814 г. с целью распространения христианства в Новой Зеландии епископ Нового Южного Уэльса с миссионерами приобрели для Церковного миссионерского общества на берегу Залива Островов северной части Северного острова за 12 стальных топоров участок земли в 200 акров (1 акр = 0,4 га) и основали первую миссионерскую станцию на Новой Зеландии. Причём они сделали это в регионе земледельческих маори и совершенно не случайно. Её дружественность к маорийцам помогла к концу первой трети 19 в. образовать на землях последних несколько прибрежных устойчивых поселений. Это крохотное первое европейское поселение имело незначительное землевладение, но высокую эффективность распространения европейской религии, если под экономическим и религиозным влиянием колонизаторов маори к концу 30-х гг. уже стали массово обращаться в христианство.

В результате английской колониальной деятельности вокруг маорийской земли, в начале 40-х гг. 19 века на Новой Зеландии образовался и стал быстро развиваться рынок земли, как было уже сказано в § 2.2. путём успешной земельной авантюры Новозеландской компании в Англии в 1839 г.

В результате десятилетия активности этой компании на Южном острове многие племёна маори уже лишились земли. Сразу заметно, что обезземеливанию сначала и в большей степени подверглись племена маори с преобладанием присваивающего типа хозяйства. На это указывают те же данные Бутинова. В южной части Северного острова маори, с тем же преобладающим охотничьим, рыболовческим и собирательским комплексом традиционного хозяйства, утратили значительную часть наиболее плодородной земли. И только в северной части Северного острова они ещё вели хозяйство на своих землях, которое традиционно было земледельческим.

Если на Фиджи, Таити, Тонга, Гавайских и других островах колониальная администрация, опираясь на местных вождей и королей, довольно успешно уничтожила общинное земельное право и искусственно создала феодальную земельную собственность, усилив зависимость местного туземного населения от имущественной верхушки, то племена маори Новой Зеландии ответили на это в 60-х гг. мощным сопротивлением, но под военным, экономическим и административным нажимом к 1891 г. окончательно потеряли большую часть своей прежде всего плодородной земли.

Особенностью второго периода колонизации Новой Зеландии (2/2 19 в.) было то, что численность пакеха, прежде всего безземельных, быстро росла и к 80-м гг. стала многократно превышать коренное население. Это обеспечивало социальную поддержку изъятия племенных земель маори Северного острова. Вооружённая борьба туземцев за свои земли с 1842 г. и особенно при их общем восстании в 1864-1865 гг. разрушала хозяйство обоих сторон, разрывала торговые и всякие вообще связи маори и европейских переселенцев. Традиционное хозяйство, уже разрушенное к середине 19 в. рынком продуктов питания, восстановить было невозможно главным образом из-за сокращения общинных земель и земельных споров.

Начавшие свою деятельность «земельные суды» в 1865 г. специально служили для ускорения отъёма маорийской земли и не доводили разбирательства между маори до конца, вынуждая стороны скорее продавать землю, на которой из-за тяжб не велось хозяйство. Тяжёлое земельное положение маори ухудшилось после введения новозеландским правительством в 1873 г. закона о недействительности общинного использования земли и переходе к индивидуальному пользованию. Маори оказываются на грани вымирания.

Такой же способ запуска рыночных механизмов на о-ве Ангаур Микронезии в начале 20 в. использовала германская фосфатная компания. Немецкий колониализм обменял традиционный денежный эквивалент региона на денежные знаки, запретил ведение традиционного коллективного хозяйства, захватив в свои руки общинные земли и заставив население на себя работать.

Судя по данным Бутинова Н. А. племя нгати-ира южного побережья Северного острова, земля которого в 1840 г. была включена в обмен с Новозеландской компанией за топоры, одеяла, свинец и др. европейские изделия, где обосновывались прибывающие англичане-переселенцы и где зародился посёлок Веллингтон, было первым но не самым пострадавшим от обезземеливания маорийским племенем.

В дальнейшем Веллингтон стал центром провинции Веллингтон, одной из шести провинций новозеландской федерации после получения Новой Зеландией самоуправления в 1853 г., которым маори не пользовались до начала 20 в. В том же году общее население маори насчитывалось около 100 тыс., а пакеха 30 тыс. человек. Специальный туземный департамент, созданный якобы для защиты интересов маори, фактически служил депортаменту покупки земель, скупающим маорийскую землю, поэтому в 1856 г. первый был прямо включён во второй. Вождей, отказывающихся продавать племенные земли запугивали и принуждали, но чаще безуспешно.

К 1853г., к тому времени когда колониальная власть запретила частные земельные покупки и разрешила маори продавать за бесценок землю только ей, путём скупки и изгнания от маорийских племён были уже отчуждено 42 млн. 720 тыс. акров из всех имевшихся у них 64 млн. 150 тыс. акров земли. Маори провинции Кентербери из имеющихся у них в Ѕ 19 в. земли общей площади 13 млн. 152 тыс. акров и маори провинции Отаго с 15 млн. 670 тыс. акров земли лишились ровно столько же, т. е. всей своей земли.

Итого у маорийских племён в 1853 г. осталось 21,43 млн. акров земли, т. е. всего треть из имевшейся у них земли до появления англичан.

Те же статистические данные за 1853 г. указывают, что в провинции Веллингтон из 9 млн. 728 тыс. акров общей площади земли, принадлежащей до 1840 г. нгати-ира и другим племенам, оставлены последним 3 млн. 500 тыс. акров. Там же в 1891 г. из 2 млн. 36 тыс. акров земли маори в пользовании общин осталось 383 тыс. акров, сданных в аренду 680 тыс. акров, в индивидуальном владении 974 тыс. акров. Самих всех маори, вытесненных в наихудшие малоплодородные земли с плохой транспортной доступностью, к этому времени насчитывалось уже менее 40 тыс. человек.

Всего в 1891 г. на Южном острове у маори осталось 250 тыс. акров земли. У маори Северного острова 10 883 486 акров, из которых в общинном владении 2 831 209, в частном 5 629 808, а сдано в аренду пакеха 2 422 469 акров земли. Таким образом общий земельный фонд маори составлял в 1891 г. 11 133 486 акров. Вся главная земельная статистика с нач. 19 в. по 1907 г. сведена в Таблицу 1 и Рисунок 3 (диаграмму) на следующих страницах. маори зеландия натуральный хозяйство

Видно резкое и в целом 8-кратное сокращение земли у племён с 1840 по 1907 гг., которое и обусловило упадок традиционного хозяйства маори в 50-90-гг. 19 в. и опасные демографические проблемы в это время. Но есть исключительный пример успешного маорийского хозяйства района Пленти-Бэй северо-восточного побережья Северного острова в 1857 г. Бутинов не останавливается на условиях его ведения, но все данные указывают на то, что это было крупнейшее хозяйство вождя многочисленного племени, численность которого составляло 8 тыс. чел.. И успех кроется прежде всего в том, что этот район пока ещё избегал обезземеливания, а также в том, что эта территория исторического преобладания традиционного земледелия. В итоге социально-политической борьбы младомаорийской партии в 1900 г. новозеландским парламентом был принят закон ограниченного местного самоуправления 21 маорийского района с деревенскими комитетами, подчинёнными районным советам. Вместе с этим был принят запрет на продажу и сдачу в аренду земли тех, у кого её было мало. В 1907 г. созданная «Комиссия туземных земель» насчитала всего 8 млн. акров. земли у всех маори.

В табл. 1 указана динамика снижения количества общей площади земли маори Новой Зеландии за период с 1840 г. по 1907 г. в млн. акров по данным Бутинова Н. А. из «Океанийского сборника».

маори зеландия натуральный хозяйство

Табл. 1. Динамика снижения количества общей площади земли маори и её корреляция с ростом предложения на рынке земли Новой Зеландии за период с 1840 г. по 1907 г. в млн. акров.

   в 1840 г.  в 1853 г.  в 1891 г.  в 1907 г.
Общая площадь земли маори, в акрах 64150000 21430000 11133486 8000000
Общий земельный фонд Новой Зеландии, находящийся на колониальном рынке земли, в акрах 200 42720000 53016514 56150000
% общей сохранившейся земли маори к общей площади земли предыдущего периода. 100% 33,41% 51,96% 71,85%

Рисунок 3. Общая динамика обезземеливания маорийских племён Новой Зеландии с начала 19 в. до 1907 г. по данным Бутинова Н. А. в "Океанийском этнографическом сборнике».

 

Судя по районам Новой Зеландии, где племена маори раньше, быстрее и более всего пострадали от обезземеливания, а это Южный остров и южная часть Северного острова, это те племена, у которых традиционное хозяйство опиралось на присваивающую основу. На примере Пленти-Бэй мы только что отметили обратную картину и дальше найдём другие примеры.

Колониальная история скупки за бесценок обманом и принуждением основных земель у маори в Новой Зеландии и последующее изгнание их с этих земель с целью её перепродажи отчётливо напоминает процесс т. н. «огораживания» в Англии 16 в. - процесс эпохи образовании первоначального капитала. В его ходе произошло отделение непосредственных работников-производителей от средств производства, главным из которых является земля.


Проблема традиционного натурального хозяйства маори при развитии рынка земли в Новой Зеландии во второй половины 19 в. Адаптация земледельческого хозяйства маори к сокращению общинной земли и капиталистическим отношениям

 

Актуальность ведения традиционного натурального хозяйства маори, в том числе и его земледельческой части, при потере земли в троекратном размере с 1840 по 1853 г. стала резко падать. Но в целом оно начало исчезать только при широком переходе хозяйств маори на капиталистическую основу хозяйствования в начале 20 в. Развитие рынка земли Новой Зеландии в 19 в., благодаря обезземеливанию маори, их катастрофическую социальную ситуацию могло только ухудшить, поскольку купить назад свои просторные угодья для ведения своего производяще-присваивающего хозяйства маори не могли.

Дефицит земли и опыта капиталистической кооперации, связанного прежде всего с функционированием традиционных предклассовых отношений и поло-возрастного домашне-рабского разделения труда, а также избыток межплеменной розни и отсутствие национальной интеллегенции затрудняли решение жизненно важных экономических проблем маори с середины 19 в. Главным образом это решение могло быть найдено только после политического объединения племён. Первая попытка объединения была предпринята в 1854 г. на юге традиционно земледельческой провинции Таранаки племенем нгати-руануи. Хотя и не устойчиво, оно объединило часть маори на конференции племён Западного берега, где сначала решили, что ни какая земля не должна продаваться без согласия всех племён. Процесс политического развития продолжался, и в 1856 г. там же провозглашен союз племён «Страна короля», способствующий организации освободительных войн маори в первой половине 60-х гг.. Тем самым была заложена будущая идейно-организационная основа консолидации и сохранения маори.

Итак, отношения между членами общины маори середины 19 в. ещё не начали приобретать вещной характер, свойственный рынку товаров, и собственно говоря они начнут его приобретать только в конце 19 в. Рыночные отношения можно усмотреть между вождём маори, обладавшим товарной продукцией своего хозяйства с общинным характером его обработки и покупателя-пакеха на рынке продуктов питания. Маорийская земледельческая община маори продолжала ведение натурального хозяйства, часть которого ещё имела существенный присваивающий аспект, размер которого стал стремительно сокращаться вместе с быстрой потерей общинной земли.

Власть рынка тем значительней, чем большая часть продукта приобретает форму товара, и чем больше поведение человека детерминировано обращением к буржуазному обмену через деньги. Но ещё прочные традиционные социальные отношения маори значительно препятствовали выходу рядовых общинников на колониальный рынок труда. Более того, последний был переполнен предложением более квалифицированной рабочей силы европейских переселенцев из-за распространения известия об обнаружении золота в провинции Отаго (Южный остров), которого оказалось чрезвычайно мало.

Маорийским общинникам для натурального самообслуживания оставалось компенсировать сокращение присваивающей доли хозяйства интенсификацией традиционного или заимствованием пахотного земледелия на своих участках, на что тоже было недостаточно хорошей земли, специальной технологии и орудий.

Неэффективный традиционный ручной способ переложного земледелия требовал больших площадей земли. Удобрения не применялись. Участки быстро истощались и несколько лет пустовали. В отличии от веток, поваленные тяжёлые стволы деревьев не сжигали. Поэтому в полной мере не использовали для удобрения золу - стволы оттаскивали в сторону и бросали гнить.

При этом маори обрабатывали землю вождей и отдавали им часть своей сельскохозяйственной продукции, идущей в т. ч. и на рынок. Точный размер товарной части общинного хозяйства маори, т. е. хозяйства вождя, как до войны за независимость в 60-х гг. 19 в., так и после, высчитать по данным Бутинова невозможно.

Но обречённое натуральное традиционное хозяйство маори, несовместимое с их обезземеливанием, продолжало инертно бороться за свою живучесть. Разобщённость традиционных маори продолжала оставаться главной помехой выхода из кризиса.

Самостоятельная научная мысль маори появилась только в 90-х гг. с появлением младомаорийского движения в интилегенции Восточного берега.

Она приняла активное участие в поиске выхода, который был найден в т. н. инкорпорациях - объединениях бедных общинных земель соседних хапу на капиталистической основе. Но сначала были неудачные попытки. Но первый положительный опыт приобрели нгати-пороу на Восточном берегу - тоже традиционные земледельцы, которые в начале 20 в. открыли овцеводческую станцию.

В 1909 г. в округе Виапу на 60 тыс. акрах совместной земли насчитывалось 90 тыс. овец., 3500 голов крупного рогатого скота, 8200 свиней. Участниками предприятия были члены объединившихся для совместного пользования общин как акционеры. Они не прибегали к наёмному труду, а сами являлись рабочей силой, получая зарплату и дивиденты. Согласно традиционным пережиткам маори продолжали делиться по рангуи поэтому доли труда и результатов труда участников общего дела были неравные.

Тем не менее наблюдается явное прогрессивное изменение общественных отношений маори, когда во второй половине 19 в. представители рыночных отношений со стороны общин были вожди, а теперь ими являются уже сами общинники-акционеры. Организационно-экономический успех был закреплён демографическим приростом населения маори: в1896г. было 39 854 чел., в 1901 г. 43 143 чел., в 1906 г. 47 731 ч., в 1911 г. 49 844 ч., в 1934 г. 72 883ч..

Высокой адаптивной способностью хозяйства к буржуазным экономическим условиям отличились племена маори провинции Окленд, Таранаки и Восточного берега - они смогли организовать новое хозяйство путём объединения скудных общинных земель. Они смогли это сделать также и потому что основой их традиционного хозяйства являлось ручное земледелие. Они же оказались и наиболее политически активными, образованными и организованными маори.

Очевидно, что предки всех маорийских племён, организованно переселившиеся приблизительно в 10 веке из центральной Полинезии и оснащённые культурами и техникой ручного земледелия, были умелыми земледельцами. Часть племён, оказавшись в богатой плодородными землями Новой Зеландии, и сохранившие земледельческую традицию, смогли благодаря этому образовать и сохранить свою народность в самый трудный - колониальный период своей истории.


Заключение

 

Обнаружена зависимость адаптации традиционного хозяйства маори к буржуазным условиям от уровня его производящего развития, при том, что колонизация началась с территории племён с присваивающим типом хозяйства.

С введением неизвестных прежде культур земледелия: пшеницы, кукурузы, картофеля и др., введением свиноводства, выходом на рынок традиционное хозяйство маори подверглось глубочайшим изменениям. В упорной и длительной борьбе за независимость в 1843-1860-е гг. маори освоили новые юридические и политические навыки. Прежде всего этот период является периодом сплочения враждующих племён. Это при том, что большинство традиционных хозяйств с проникновением в них рыночных отношений разрушаются и многие с катастрофическими последствиями.

Важным фактором при переходе к рыночным отношениям явилось то, что по словам Поланьи «экспорт стал играть более важную роль, чем импорт; идеал рынка, выгодного для покупателя, сменился стремлением к рынку, коньюктура которого выгодна для продавца, а цели этой можно было теперь достичь весьма простым способом - продавая товары дешевле, чем конкуренты (в число коих в конечном счёте попадали и сами колонисты)».

Многие образовавшиеся тихоокеанские рынки при торгово-производственной активностью европейцев и их колоний в 19 в. и даже ранее, такие как, например, рынок пушнины и чая Шанхая, рынок овечьей шерсти Австралии и Новой Зеландии, восточно-тихоокеанский рынок зерна (Калифорния, Перу, Чили), рынки льда и угля северо-западного побережья Америки, рынок земли с первой половины 19 в., рынок мясной и молочной продукции конца 19 в., др. рынки сырья и готовой продукции и, наконец, рынок труда с середины 19 в. связали отдалённые зависимые тихоокеанские регионы с метрополиями, которые были втянуты в орбиту стремительно развивающейся мировой экономики.

По сути общие пути эволюции традиционных хозяйств этносов от присваивающей к производящей основе и далее к эффективному сельскому и промышленному производству мировой экономики, к разнообразному, но единому человеческому обществу - это объективный процесс адаптации различных культур как к меняющейся природной среде так и к развивающимся экономическим и политическим условиям интеграции. Маори вложили свой опыт адаптации в копилку мировых знаний человечества, которые нужно продолжать разрабатывать.


Используемая литература

 

Аверкиева Ю. П. Индейское кочевое общество 18-19 вв. - М.:Мысль, 1970.

Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. - М., 1980. - 288 с. (БОН: Ж-2814).

Мосс Марсель. Очерк о даре. См.:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.03 с.)