Геополитическое влияние на экономику 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Геополитическое влияние на экономику



 

Распад СССР привел к разрушению кооперационных связей между советскими республиками, что повлекло за собой прекращение существования Советской технологической зоны с совокупным населением порядка 250 млн. чел. Получившие независимость национальные республики остались наедине с мощным промышленным потенциалом, явно избыточным для них, как независимых республик. К тому же, множество промышленных предприятий принадлежали к военно-промышленному сектору экономики, мощности которого были ориентированы на потенциальную войну с таллосократическим блоком НАТО. Для национальных республик оказались не нужны многочисленные армии численностью 700 тыс. чел., как у Украины, так же не нужными оказались промышленные предприятия. В результате сложилась роковая цепочка: крах СССР - разрушение Советской технологической зоны - разрыв кооперационных связей - остановка предприятий - их банкротство. Кроме того, ситуация усугубилась резким, даже радикальным переходом от плановой экономики к экономике рыночной. Таким образом, по мере разрушения Советской технологической зоны, исчезновения промышленных предприятий Украина постепенно входила в технологическую зону Запада, вступление Украины в ВТО в 2008 г. лишь усугубило экономическую ситуацию на Украине, а вероятное подписание ЗСТ с ЕС еще сильнее ослабит украинскую промышленность, сделав Украину частью Западной технологической зоны.

Для понимая трансформаций, произошедших с Украиной за 1990-2000 г., необходимо провести анализ текущего состояния Украинской экономики и сопоставить его с тем потенциалом, которым Украина обладала к моменту распада Советской технологической зоны.

Украинская авиационная промышленность.

Одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Украины, исторически тесно связанная с Российской Федерацией, - авиастроение. Характерным является то, что развитие украинского авиапрома получило импульс в последние несколько лет, и теперь является одной из наиболее динамично развивающихся высокотехнологических отраслей экономики Украины, а новые контракты дают возможность авиапрому не только держаться на плаву, но и развиваться.

августа 2011 г. Украина и РФ договорились о совместном серийном производстве Ан-148-100 и его модификаций, различных видов двухконтурных двигателей АИ-222-28 и Д-36-МБ. Тогда был подписан протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между правительствами Украины и РФ о сотрудничестве в сфере разработки, производства, поставок и эксплуатации авиационной техники от 20 августа 1997. Тогда Б. Колесниковым было заявлено: "Протоколом, подписанным этогодня, мы не только укрепили украинско-российское сотрудничество в авиационной отрасли, но и поставили новые важные задачи. Результатом этого сотрудничества станет повышение конкурентоспособности и завоевания полного доверия к нашим самолетам". Действительно, в дальнейшем сотрудничество между Украиной и Россией в сфере авиастроения только укрепилось.

После встречи с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром России Дмитрием Медведевым Н.Я. Азаров 27 мая 2012 г. заявил о готовности России совместно с Украиной строить самолеты семейства "Ан", в том числе и Ан-70. А накануне заседания межправительственной комиссии Медведев-Азаров, главкомом ВВС РФ генерал-майором Виктором Бондаревым было заявлено о том, что Минобороны РФ будет закупать на Украине военно-транспортные самолеты Ан-70 (первый Ан-70 был закуплен МО РФ еще в июле 2011 г.), Ан-148 и Ан-124 "Руслан". Кроме того, ВВС РФ заинтересованы в приобретении Ан-148, по словам главкома, первые Ан-148 Россия получит уже в этом году. Таким образом, Украина фактически принимает участие в выполнении Госпрограммы вооружений РФ, которой предусмотрена закупка нескольких десятков самолетов Ан-70, хотя и не является членом ТС. Преимущество украинских самолетов перед продукцией европейского авиапрома неоспоримо, помимо этого договориться с Украиной о сотрудничестве в военно-технической сфере России всегда будет проще, чем с государствами-членами ЕС и это не уже не говоря об уникальных летно-технических и взлетно-посадочных характеристиках украинских самолетов, простоте и дешевизне их эксплуатации. Украинские самолеты придутся как нельзя кстати для ВВС России, испытывающих дефицит военно-транспортных самолетов.

В рамках международного авиакосмического салона Farnborough-2012 в Лондоне между "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) и лизинговой компанией South American Aircraft Leasing S. A. из Панамы был подписан 9 июля подписан договор поставки в Панаму 15 украинско-российских региональных реактивных самолетов нового поколения Ан-148 и Ан-158.

В 2011 г. украинская двигателестроительная компания "Мотор Сич" в общей сложности поставила заказчикам 970 двигателей. По словам директора по маркетингу предприятия Владимира Ширкова, пять лет назад компания производила около 300 двигателей в год. "Что касается ремонтных изделий, то в прошлом году мы выполнили работы по 650 двигателям. Это несколько ниже, чем в 2010 г, мы ожидали такое снижение, оно связано с тем, что у нас выросла стоимость ремонта. Потребители должны привыкнуть к новым ценам. В этом году будет отремонтировано 950 двигателей, в следующем - 1100 и в дальнейшем планируем приблизиться к 2000 ремонтных двигателей в год", - говорит Ширков. В этом году "Мотор Сич" рассчитывает увеличить продажи на 10-12%. В данный объем войдут поставки по подписанному в 2011 г. пятилетнему соглашению с "Вертолетами России". "Контракт прописывает основные принципы ценообразования, порядок платежей, условия и объемы поставок с 2012 по 2016 г. В нем заложен рост объемов поставок вертолетных двигателей на уровне 10% в год. Это крупный контракт с минимальной общей стоимостью поставок от 1,2 млрд долл.", - поясняет директор по маркетингу "Мотор Сич". Вторым по значимости в прошлом году стал контракт с китайской AVIC на поставку двигателей для китайского учебно-боевого самолета L-15.

К сожалению, остаются замороженными проекты самолетов Ан-180 и Ан-218, изначально разрабатывавшиеся как конкуренты для Боинга и Эирбаса, так и остался недостроенным второй экземпляр Ан-225 "Мрия", готовность которого составляет 70%. Впрочем, еще остаются шансы на его достройку. Так в 2011 г., во время визита министра обороны РФ Анатолия Сердюкова на киевский авиазавод, было заявлено о заинтересованности МО РФ в достройке Ан-225, однако финансирование достройки и покупки самолета не заложено в госпрограмму вооружений на 2011-2020 годы.

Перспективы у украинского авиапрома, есть только в случае тесного сотрудничества с РФ, так как средств у МО Украины для закупки новых самолетов нет, а модернизация выпущенных во времена СССР самолетов не сможет финансово обеспечить развитие украинского авиапрома, не говоря уже о решении многих проблем, накопившихся за времена независимости Украины. А проблем скопилось множество: к наиболее острым следует отнести деградацию производства, малые партии производимых самолетов, стареющие кадры АНТК "Антонов" (средний возраст рабочих - 50 лет). В данный момент ключевой задачей является наращивание объемов производства до 30-40 машин в год, только это сможет обеспечить переход от нулевой рентабельности к стабильной прибыли. Сейчас основным покупателем украинских самолетов является РФ, заинтересованная в развитии и, в перспективе, поглощении или хотя бы более тесной интеграции с украинскими авиастроительными предприятиями. Альтернативы РФ нет, Иран, еще в 2011 г. заявлял о своем желании собирать Ан-148, однако дальше переговоров дело не продвинулось, хотя в случае достижения каких-либо договоренностей проект был бы крайне рискованным из-за геополитических игр, в которые втянута исламская республика.

Энергетика.

июня 2011 г. министр топлива и энергетики Украины Ю. Бойко и гендиректор госкорпорации "Росатом" С. Кириенко подписали соглашение о сотрудничестве в строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой атомной электростанции. А чуть более года спустя, 26 июля 2012 г. Кабмин Украины одобрил технико-экономическое обоснование достройки 3 и 4-го энергоблоков Хмельницкой Атомной Электростанции общей сметной стоимостью 36 млрд.758 млн.415,275 тыс. грн. Планируется, что на строительно-монтажные работы будет потрачено 5.955 млрд. грн., на приобретение оборудования - 23.588 млрд. грн., а стоимость топлива для первой загрузки реакторов оценили в 2.07 млрд. грн. Финансировать строительство энергоблоков и все сопутствующие мероприятия будет РФ, давшая согласие на предоставление кредита, о чем заявил Н.Я. Азаров 31 мая 2012 г.: "Российское руководство подтвердило свою заинтересованность в интенсификации отношений с Украиной. Как говорят, пилотными мы определили первоочередные задания. Они целиком прагматичны. Россия приняла решение о кредитовании строительства третьего и четвертого энергоблоков на Хмельницкой АЭС".

Украина традиционно получала ядерное топливо из России. ОАО "Машзавод" (г. Электросталь) поставляет ЯТ для двух энергоблоков ВВЭР-440 Ровенской АЭС, а Новосибирский завод химконцентратов - для блоков ВВЭР-1000 Запорожской, Южно-Украинской и Хмельницкой АЭС. Однако с 2001 г. Украина пыталась избавиться от монопольной зависимости в сфере поставок ядерного топлива от РФ, альтернативным поставщиком ЯТ для украинских реакторов стала американская компания Westinghouse, обладающая сомнительной репутацией в энергетической сфере. Компания начала сотрудничество с Украиной еще в середине 1990-х гг., тогда из Украины в США для обучения были отправлены 12 студентов Харьковского физико-технического института, правда они так и остались работать в Westinghouse, а со середины 2000-х компания начала поставлять ЯТ для Южно-Украинской АЭС, таким образом, нарушив монополию РФ на поставу ЯТ для энергоблоков украинских АЭС. И вот, в 2008 г. национальный оператор АЭС Украины - НАЭК Энергоатом - заключил контракт с американской компанией Westinghouse на коммерческую поставку ядерного топлива для нужд АЭС Украины. Первые поставки в рамках контракта начались в 2011 году, несмотря на отсутствие у НАЭК Энергоатом лицензии Госатомрегулирования Украины, впрочем, у самой Westinghouse есть проблемы с получением лицензий не только в Украине, но и в США, так последняя лицензия на строительство реактора в США выдана в 1974 г.

Топливо в энергоблоки Южно-Украинской АЭС (ЮУАЭС) было загружено и успешно эксплуатировалось до начала июля 2012 г., когда по решению Госатомрегулирования была приостановлена эксплуатация топлива Westinghouse на АЭС страны в связи с отклонениями в работе топливных сборок ТВС-W, выявленных по итогам перегрузки в рамках планово-принудительного ремонта на третьем энергоблоке ЮУАЭС. Было заявлено, что характер повреждения сборок некритичный, но, тем не менее, все топливо из третьего энергоблока ЮУАЭС было выгружено, что нетипично для инцидентов некритичного характера, о чем изначально было заявлено главным государственным инспектором по ядерной и радиационной безопасности Украины М. Гашевым. А далее начались поиски виновных, украинская сторона заявила о том, что топливо было не качественным, а американцы переложили вину на сотрудников ЮУАЭС, заявив, что они повредили топливо при загрузке его в реактор. Вице-президент Westinghouse так же заявил, что вина лежит на работниках ЮУАЭС: "Украинские специалисты по каким-то причинам решили загрузить в реактор сборки в последовательности, которая создает слишком большое напряжение. Вместо того, чтобы размещать сборки таким образом, чтобы они соприкасались одной или двумя сторонами, украинцы соприкасают их тремя сторонами, что является довольно экстремальным. Если бы они этого не делали, топливо Westinghouse показало бы лучшие результаты". А пока идет поиск и определение виновных, Украине нанесены серьезные убытки, американское топливо выгружено, а на замену ему придет топливо российского производства.

июня 2012 г. Кабинет Министров Украины утвердил технико-экономическое обоснование строительства в Украине завода по производству ядерного топлива. Завод будет строиться совместно с Российской Федерацией.

Активно и плодотворно работает ОАО "Турбоатом", в конце 2011 г. заключившее крупнейший контракт за последние 25 лет на поставку паровой турбины мощностью 1100 МВт с конденсатором для блока №4 Ростовской АЭС. Впрочем, будущее "Турбоатома" все еще не определено, ибо ОАО исключено из перечня предприятий, не подлежащих приватизации, и существует большая доля вероятности его приобретения кем-то из когорты украинских олигархов.

Активно сотрудничают с РФ и некоторые украинские олигархи. Так энергохолдингом Рината Ахметова ДТЭК были приобретены 3 угледобывающих предприятия на территории РФ: 100% открытого акционерного общества "Донской Антрацит", 100% - ОАО "Шахтоуправление "Обуховская" и 66,7% общества с ограниченной ответственностью "Сулинантрацит". В сообщении ДЭТК отмечается, что покупка этих угольных активов, которые производят уголь с низким содержанием серы, позволяет ДТЭК обеспечить будущий спрос на продукцию угледобывающих предприятий "ДТЭК Свердловантрацит" и "ДТЭК Ровенькиантрацит" и фактически гарантирует будущую загрузку украинских антрацитовых шахт ДТЭК.

К сожалению, многие предложения РФ об интеграции в топливно-энергетическом секторе Украиной были проигнорированы. Еще в 2010 г. главой "Росатома" С. Кириенко было заявлено о готовности РФ создать совместное предприятие на базе "Атомэнергомаша" и "Турбоатома", однако дальше заявлений дело так и не пошло, а тем временем продукцию "Турбоатома", ранее монопольно производившего для РФ тихоходные турбины, начало производить территории РФ ОАО "Силовые машины". Таким образом, постепенно доля "Турбоатома" на российском рынке будет уменьшаться вместе с его привлекательностью для российской стороны.

В целом российско-украинские отношения в сфере энергетики характеризуются позитивной динамикой развития, однако сильно зависят от выбора политического вектора развития руководством Украины.

Машиностроение

Машиностроение является, пожалуй, самой пострадавшей за годы независимости отраслью экономики Украины, что, впрочем, не удивительно: разрыв кооперационных связей, потеря рынков сбыта, утрата государственного заказа, при отсутствующем рыночном.

К главным проблемам машиностроения в первую отнести очередь крайне изношенные производственные мощности (от 70 до 82% износа), высокий возраст работников машиностроительных предприятий (так в АНТК им. Антонова средний возраст сотрудников составляет 50 лет), острая нехватка молодых специалистов, низкая конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность (доля иностранных инвестиций в машиностроение по итогам 2010 г. составила лишь 2%). Отдельной проблемой стоит сокращающийся из года в год спрос на продукцию машиностроения, грозящий сократиться еще сильнее в связи с кризисом.

И, тем не менее, несмотря на огромный количество проблем, машиностроение работает и дает стране около 12% ВВП (доля машиностроения в экономике РФ - 3%, РБ - 18%), при показателе в 31% в 1990 г.

В глубоком кризисе находится судостроение. Так, к примеру, Николаевская верфь, единственная во времена СССР производившая авианосцы, ныне занимается, в основном, строительством барж, производством и ремонтом корпусов судов, которые отправляются на экспорт, где их и достраивают. В 2009 г. украинскими верфями было построено всего 30 судов. Из 11 отечественных верфей стабильно работают только три - Керченский завод "Залив", Николаевский "Wadan Yards Okean" и "Херсонский судостроительный завод", загрузка судостроительных заводов Украины не превышает 40 %. Эти предприятия, по данным Министерства промышленной политики Украины, в 2009 году дали 60 процентов объемов производства всего украинского судостроения, а общий портфель заказов на 2010 г. составлял всего-то 40 судов, совокупной стоимостью чуть выше 350 млн. долл. Ликвидировано Черноморское пароходство, приносившее огромные денежные средства в бюджет г. Одессы и Украины, из более 300 кораблей уцелело около 6.

Практически прекратило свое существование как отрасль на Украине станкостроение. Государственного заказа на станкостроительную продукцию нет, западные рынки заняты, продукция с каждым годом технически отстает и устаревает. В данный момент продолжают свою работу: Краматорский завод тяжелого станкостроения (КЗТС), Харьковский станкостроительный завод имени С.В. Косиора (ОАО "Харверст"), Одесский завод "Микрон", а так же ПАО "ВЕРКОН".

Немного лучше обстоит дело с горным машиностроением, лидером в котором на Украине является НПК "Горные машины", - крупный машиностроительный холдинг Украины, специализирующийся на производстве горношахтного оборудования на мощностях 7 машиностроительных заводов в Украине и России. НПК "Горные машины" тесно интегрированы и скооперированы с машиностроительными предприятиями на территории ТС.

Достаточно комфортно себя чувствуют украинские вагоностроители, опять же, все дело в кооперации с Российской Федерацией, остро нуждающейся в новых вагонах для своих нужд. Так ПАО "Крюковский вагоностроительный завод" в 2011 году произвел 11 000 вагонов, превысив показатели производства 1974 г. - самого эффективного для предприятия года во времена СССР. Из 11 000 выгонов, 85% отправились на экспорт, так как "Укрзализныця" в состоянии приобрести не более 500 вагонов в год.

Практически прекратило свою деятельность сельскохозяйственное машиностроение. А ведь исторически сельхозмашстроение было на Украине очень развитым, так накануне Первой мировой войны Украина выпускала более 50% общероссийского производства сельскохозяйственной техники. Если в 1990 г. на территории Украины было произведено 106 221 ед. тракторов, то в 2002 г. - 2980 ед. (!), по состоянию на прошлый год было произведено 6058 ед. тракторов, сеялок - 4875 ед., дисковых борон - 3136. Фактически, производство тракторов и сельхозтехники уже стало штучным (если сравнивать с 1990-м г.).

Деградирует автомобилестроение. Состоянием на 2011 г. рынок легковых автомобилей финишировал на отметке в 220 000 автомобилей. А в конце 2012 г., из-за введения РФ утилизационного сбора на украинские автомобили, сборка машин на большинстве автосборочных заводов была прекращена. К тому же наметилась тенденция к переносу производственных мощностей из Украины в Россию - так первым их перенесла корпорация "Богдан" П. Порошенко

Сохранил потенциал военно-промышленный комплекс, переориентировавшийся на модернизацию и производство бронетехники. Основными покупателями украинской бронетехники являются страны Африки и Азии (Таиланд), в большинстве случаев, продается техника советского производства, прошедшая модернизацию.

Большинство из работающих машиностроительных предприятий состоят в тесной кооперации с Российской Федерацией или Республикой Беларусь, обеспечивающих их заказами. Более 26% от производимой в Украине продукции машиностроения экспортируется в Россию

Агропромышленный комплекс

Существенно сократилось поголовье крупного рогатого скота. В 1990 г. - 25 млн. 194 тыс. голов (из них коров - 8 млн. 527 тыс.), 01.07.2012 г. - 5 млн. 204. тыс. голов (коров теперь стало поменьше - 2 млн. 632 тыс.). Подавляющее их большинство КРС находится в собственности крестьян и представляют собой основу подсобного сельского хозяйства. Сократилось поголовье свиней. В 1990 г. оно составляло 19 млн. 946 тыс., а к 2012 г. сократилось до 7 млн. 847 тыс. голов. Аналогично обстоит ситуация с поголовьем коз и овец. С 9 млн. голов в 1990 г. поголовье сократилось до чуть более 2 млн.162 тыс. Пострадало и поголовье птицы: 1990 г. - 255 млн. голов, 2012 г. - 246 млн. голов.

Посевные площади увеличились практически по всем типам культур, кроме сахарной свеклы и кормовых культур, их площади сократились с 1 млн. 607 тыс. га состоянием на 1990 г. до 532 тыс. га в 2011 г. Кормовые культуры: 1990 г. - 11 млн. 999 тыс. га, 2011 г. - 2 млн. 477 га. Возросли площади зерновых, незначительно - овощей и картофеля. Сильно выросли посевные площади подсолнечника - с 1 млн. 604 тыс. га. - до 4 млн. 739 тыс. га., Украина стала мировым лидером по производству и экспорту подсолнечного масла. За последние 5 лет Украина увеличила экспорт овощей в Россию в 17 (!) раз, что позволило довести общий объем выручки до 80 млн. долл.

К утере сельскохозяйственного потенциала привела Украину аграрная реформа. Реформу планировалось провести в шесть этапов.

Декларативный этап (1990-1994 гг.) - разработка плана реформирования агропромышленного комплекса Украины. Преобразование колхозов в коллективные сельхоз. Предприятия (КСП).

.   Инфраструктурный этап (1995-1998 гг.). Отмена государственного заказа на производство продовольствия.

2. Концептуальный этап (1998-1999 гг.) массовый выход крестьян из КСП, распаёвывание земель и имущества бывших колхозов.

.   Радикального этапа реформы (1999-2000 гг.). Преобразование КСП в фермерские хозяйства.

.   Закрепительный этап - закрепление результатов реформы, однако на практике происходит концентрация земель в распоряжении крупных землепользователей, а крестьянство массово разоряется и обезземеливается.

Итогом аграрной реформы стало разорение сел и разрушение агропромышленного комплекса Украины. В Украине появились крупнейшие землевладельцы: Андрей Веревский, его холдинг "Kernel" владеет 335 тыс. га, Юрий Косюк, владеющий "Мироновским хлебопродуктом" - 300 тыс. га. Иван и Клавдия Гуты, владельцы агрохолдинга "Мрия" - 300 тыс. га. Холдинг "Украинские аграрные инвестиции" - 264 тыс. га. Сахарный холдинг "Астарта" Виктора Иванчика с 245 тыс. га. "HarvEst" Рината Ахметова - 220 тыс. га. "Агротон" Юрия Журавлева с 171 тыс. га. В совокупности 1 млн. 615 тыс. га., на семерых собственников, при совокупной площади сельскохозяйственных угодий Украины в 41 млн. 557 тыс. 600 га. В среднем за год с карты Украины исчезает 18 сел, состоянием на 2008 г. исчезло 305 сел. Вместе с селами исчезает:

.   Сельское население, закрепляющее за государством его территорию.

2. С уменьшением численности сельского населения сократится урбанизация украинских городов, что приведет к увеличению доли мигрантов из иностранных государств.

.   Уменьшится уровень производства сельскохозяйственной продукции.

.   Резко ухудшится экологическая ситуация, изменится климат, т.к. агроландшафты будут изменяться неподконтрольно.

Урожайность зерновых за годы независимости повысилась, однако рентабельность производства по некоторым категориям культур упала в разы. В 2010 г. Украина занимала 3-е место (16,7% мирового рынка) по объемам экспорта ячменя, 4-е место (6%) - кукурузы и 6-е (5,4%) - по объемам экспорта пшеницы. Покупателями украинской продукции стали не только ближайшее соседи (РФ в прошлом году приобрела 83 тыс. тонн, став 21 в рейтинге импортеров украинского зерна), но и Египет, Иордания, Саудовская Аравия, Израиль и пр.

Экспорт зерновых из Украины контролируют крупные агрохолдинги, доля государства в экспорте сокращается. В сезоне 2010-2011 гг. первыми по экспорту зерна из Украины были следующие компании: "Нибуллон" (1, 62 млн. т. зерновых), "Хлеб Инвестбуд" (1, 06 млн. т.), "Kernel" (1, 05 млн. т.), Серна (0, 86 млн. т.). "Нибуллон" - это совместное украинско-венгерско-английское предприятие, созданное в 1991 г.. "Хлеб Инвестбуд" является полугосударственной компанией, изначально созданная Государственной акционерной компанией "Хлеб Украины", с 2010 г. совладельцем стала компания "Колосарь". С помощью компании "Хлеб Инвестбуд" государство пыталось создать гос. монополию на экспорт зерновых, путем принятия законопроекта № 8163, однако он так и не был принят. Планировалось создать гос. монополию, которая скупала бы зерно у фермеров с минимальной рентабельностью для последних, однако на 50% предварительно финансировала бы затраты фермеров на выращивания и уборку урожая.

Компания "Kernel", основанная в 1995 г, ставшая в 2007 г. монополистом на рынке подсолнечного масла, заняв 35% рынка. Практически вытеснена с отечественного рынка ТНК Cargill Большая часть остальных крупных зернотрейдеров являются подразделениями международных ТНК.

Украина отказалась участвовать в "Зерновом ОПЕК", о создании которого было заявлено министром сельского хозяйства России Алексеем Гордеевым в 2007 г. Планировалось, что создание подобной организации, в которую вошли бы Россия, Украина и Казахстан, позволило бы повысить конкурентоспособность украинских зерновых на мировом рынке.

Скупка АПК активов ТНК

Большинство крупных производителей продуктов питания в Украине стали собственностью крупных транснациональных корпораций.

Украинским брендом "Чумак" владеют Dragon Capital и East Capital Bering Ukraine Fund, а растительное масло и майонез "Олейна" - принадлежат ТНК Bunge, созданной в Амстердаме в 1818 г.

Корпорация Kraft Foods контролирует деятельность целого ряда компаний: "Корона", Milka, шоколадная фабрика "Україна", Jacobs, Maxwell House, Carte Noire, "Люкс", Estrella и Cerezos.

Молочный бренд "Фанні" принадлежит французской корпорации Lactalis Group. Ей также принадлежат бренды President, "Дольче President", Societe, Galbani, "Фанні", "Лактонія", "Білосвіт" и "Імун+". Кроме того, французы контролируют на Украине три завода - Николаеве и Павлограде.

"Славутич Carlsberg Group" была основана 1996 г. на базе построенного в 1974-м Запорожского пивзавода № 2. В 1999 г. к ней присоединилось ОАО "Львівська пивоварня". Сейчас в состав компании входят три завода - в Киеве, Запорожье и во Львове. "Славутич, Carlsberg Group" выпускает продукцию под торговыми марками "Славутич", "Славутич ICE", "Львівське", "Арсенал", "Хмільне", "Квас Тарас" и чай TopTea. Суммарная производственная мощность всех предприятий составляет 1 млрд.45 млн. л. в год. Это почти 22,3% общего количества пива, производимого в нашей стране. А в сегменте кваса компания занимает 34,5% украинского рынка.

Компания SUN InBevUkraine - из группы Anheuser-BuschInBev. Ее доля на отечественном рынке пива - 39,8%. Компании принадлежат три пивоваренных предприятия в Чернигове, Харькове и Николаеве. В портфеле брендов SUN InBevUkraine - "Чернiгівське", "Рогань" и "Янтар". Черниговский пивкомбинат "Десна" стал частью InBev еще в 1996 г. За ним в 1999 г. последовал николаевский "Янтар", а в 2000 г. присоединился и харьковский завод "Рогань".

Сам же концерн Anheuser-BuschInBev появился в 2008 г. в результате слияния бельгийско-бразильского InBev и американской компании Anheuser-Busch, производителя пива Budweiser. Только в 2009 г. объем продаж SUN InBevUkraine составил 10 млрд.400 млн. гектолитров.

А производитель соков Sandora, созданная в 1995 г., заключила в 2007 г. с Pepsi Americas и Pepsi Co соглашение о совместной покупке 100% акций, и сейчас на ее долю приходится более 47% всех розничных продаж соков, нектаров и напитков, выпускаемых на Украине.

Металлургия и добывающая промышленность

До 2008 г. металлургия давала Украине 27% ВВП и 40% валютных поступлений, черные металлы и изделия из них в 2011 г. составили 31% экспорта товаров из Украины. Внешние рынки сбыта украинского металла стремительно сокращаются, что заставляет сокращать производство и увольнять сотрудников заводов и комбинатов. Внутренний рынок металла не развит, так как 83% продукции металлургических предприятий идет на экспорт (в России этот показатель держится на уровне 50: 50), а сами потребности Украины в металле, вряд ли, будут расти. Таким образом, отечественная металлургия находится в катастрофической зависимости от экспорта и состояния мировой экономики. Спрос на металл в мире продолжает падать с прошлого года. Ощущают его не только украинские производители (к примеру, бывшая Криворожсталь, а теперь ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" отгрузила в прошлом году 4, 9 млн. т. металлопродукции, против 5,4 млн. т. в позапрошлом), но и иностранные производители, - в первом полугодии текущего года южнокорейская судостроительная промышленность сократилась вдвое по сравнению с прошлым годом. Металлургические предприятия Украины в январе-марте 2012 года сократили экспорт черных металлов в натуральном выражении на 9,9% - до 6,111 млн. тонн, в денежном выражении - на 12,4%, до 3 млрд.814,776 млн. долл. С каждым годом становится сложнее справляться с конкурентами, особенно тяжело воевать с китайскими металлургами, ибо они в состоянии предложить металл по ценам на 20-50 долл. ниже, чем их конкуренты. Демпинговать украинские производители не в состоянии.

Возникли проблемы с сырьем, запасы которого на территории Украины из года в год сокращаются. Так периодически железорудное сырье в Украину поставляют российские горно-обогатительные комбинаты. Так же обстоит дело и с коксующимся углем, который необходимо импортировать в объемах более 3.5 млн. т. в год (при условии производства стали в пределах 40 млн. т.). В среднем затраты на сырье и материалы при производстве стали в Украине выше на 7-30%, чем в России. Энергоемкость производства на отечественных металлургических комбинатах в среднем на 30% выше, чем у конкурентов в странах ЕС и Китае. Энергоемкость производства тонны стали на украинских меткомбинатах достигает 840 кг. условного топлива (у. т.), на меткомбинатах стран ЕС она в 1,9 раза меньше (450 кг у. т. /т), в структуре себестоимости затраты на энергоносители составляют 50% (в развитых странах - 20%). Серьезно пострадала высокотехнологическая металлургия, следствием чего стало увеличение импорта металлопроката украинскими компаниями в январе-июне 2012 года на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года - до 878,4 тыс. т.

Украинские олигархи, впечатленные высоким уровнем цен на металл в мире после кризиса 2008 г., не проводили модернизацию производств. Следствием устаревания технологий стала высокая энергоемкость и его низкая конкурентоспособность. На изготовление одной тонны стали в Украине затрачивается 52,8 человеко-часа, тогда как в России этот показатель составляет 38,1, а в Германии - 16,8 человеко-часа. При полной загруженности металлургических комбинатов Украины с полным металлургическим циклом производительность труда составляет примерно 200-250 тонн стали на одного рабочего в год, в то время как на современных электрометаллургических мини-заводах с объемами производства 1,5 - 2,0 млн. т. стали в год этот показатель равен 3-4 тыс. т.

В данный момент приватизированы все украинские горно-обогатительные комбинаты, кроме недостроенного Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР).

Химическая промышленность

Крупнейшие химические предприятия Украины, ранее находящиеся в государственной собственности, принадлежат олигарху Дмитрию Фирташу. Ими управляет компания "OSTCHEM Holding", входящая в группу компаний "Group DF" (GDF, Группа Дмитрия Фирташа), зарегистрированная на Кипре.

"OSTCHEM Holding" контролирует деятельность следующих химических предприятий на Украине: АО "Азот” (Черкассы), ЧАО "Северодонецкое объединение "Азот”, ПАО "Концерн "Стирол” (Горловка, Донецкая область), ПАО "Ривнеазот" и ЧАО "Украгро НПК" (Черкасская обл.). А за пределами Украины олигарху принадлежат заводы "Нитроферт" (Эстония) и "Таджиказот” (Таджикистан). Так же в планах химической империи Фирташа получение контроля над Одесским припортовым заводом.

А пока химическая промышленность Украины терпит убытки уже несколько лет подряд. Общие потери на "Стироле”, Крымском содовом заводе и "Сумыхимпроме” превысили 1,5 млрд. грн. в 2012 г. В то же время объемы выпуска продукции на указанных предприятиях выросли.23 июля 2012 г. было объявлено о серьезных убытках Одесского припортового завода, они составили 100 млн. грн. Ничуть не лучше финансовое состояние ПАО "Концерн "Стирол"" - убыток 1,3 млрд. грн., предприятие нарастило свои убытки на 950 млн. грн, ведь согласно финансовой отчетности за 2010 г. убытки составили 350 млн. грн. Такое положение вещей руководство концерна объясняет высокими ценами на газ, стоимость которого для завода составляет 463 долл., а так же капитальными инвестициями, однако размер последних неизвестен. И, тем не менее, выпуск продукции на "Стироле" вырос: аммиака на 21,7%, аммиачной селитры - на 97,1%, карбамидо-аммиачной смеси (КАС) - на 297,1%. В таком же состоянии финансовая отчетность других предприятий Дмитрия Фирташа - "Крымский содовый завод" практически утроил свои убытки, которые составили 120 млн. грн. "Сумыхимпром", который так же находятся под управлением менеджеров Фирташа, хотя и пребывает в государственной собственности (приватизация только планируется), увеличил объемы производства вместе с убытками, составившими за прошлое полугодие 95,9 млн. грн, тогда как за весь прошлый год предприятие наработала убытков на 2,6 млн. грн. Общая кредиторская задолженность составляет 1,7 млрд. грн. ПАО "Ровноазот" в 2011 г. сократило чистый убыток в 5,3 раза (на 177,568 млн. грн.) по сравнению с 2010 г. - до 41,409 млн. грн. Чистый убыток ЧАО "Северодонецкое объединение "Азот” в 2011 г. возрос в 2,1 раза (на 390 млн. грн.) по сравнению с 2010 годом - до 735,225 млн. грн.

В начале года ДТЭК HoldingsLtd дал согласие на приобретение 45,103% госпакета акций "Захидэнерго" по цене 1 млрд.932 млн.100 тыс. грн., что всего на 100 тыс. грн. выше начальной цены, ведь ДТЭК была единственным участником аукциона. Таким образом, Ринат Ахметов получает контроль над энергораспределительными сетями Украины.

Планируется провести приватизацию 48 пакетов акций обл. и гор. газов с долей государства от 1% до 26% уставного капитала.11 июля Фонд государственного имущества Украины объявил конкурс по продаже 25% государственного пакета акций ПАО "Николаевгаз". В качестве самых вероятных претендентов на покупку пакетов акций выступала Group DF, у которой уже есть активы в 21 облгазе. В планах у Дмитрия Фирташа модернизация химических предприятий и прекращение экспорта аммика. Для этого Фирташ запланировал провести серьезную модернизацию аммиачного производства

Украинский нефтехимический рынок на 80% зависит от импорта нефтепродуктов, доля только белорусских нефтепродуктов на украинском рынке высокооктановых бензинов и ДТ составляет около 35%. На всю Украину работает только один нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) - Кременчугский, контролируемый финансово-промышленной группой "Приват". Готовится к консервации некогда самый молодой и современный НПЗ в СССР - Лисичанский, принадлежащий ТНК-ВР, но Group DF ведет переговоры о его приобретении. Остановлены Нагорненский и Дрогобычский НПЗ, к ним с 2010 г. присоединился Одесский НПЗ, принадлежащий компании "Лукойл". Одесский НПЗ был остановлен из-за корпоративных войн между украинским и российским бизнесом. Разрушенный Херсонский НПЗ планирует купить Дмитрий Фирташ. На месте НПЗ Фирташ планирует построить нефтехимическое предприятие.

К сожалению, уровень прямых иностранных инвестиций в экономику Украины не растет. Лидером по инвестированию денежных средств в экономику Украины является оффшорная зона - Кипр. Кипр прочно удерживает лидерство по состоянию на 2010 г. - 22% из общего объема ПИИ в Украину (5 млрд.759 млн. долл.). Так же Кипр занимал лидерство в ПИИ из Украины, т.е. в кипрские банки выводились капиталы из Украины. Так в 2010 г. - 92,3% всех ПИИ из Украины, в то время как в РФ вкладывалось лишь 2,8% денежных средств. На лицо огромный дисбаланс в деятельности украинской экономики, украинский бизнес выводит денежные средства в офшоры, возвращая обратно лишь их малую часть. Следом за Кипром идет Германия. ФРГ в последние годы очень активно развивала оптовые и розничные торговые сети, в первую очередь MetroCash&Carry, OBI, Comfy. Именно на нее по итогам 2010 г. приходилось 16% ПИИ в Украину. Тройку лидеров замыкает Голландия, а за ней следом движется Российская Федерация. Далее: Австрия, Франция, Великобритания, Швеция, Виргинские острова, США, Италия и Польша.

Первое место по инвестициям уверенно держит финансовый сектор (33% состоянием на 2010 г.). Следом за финансовым сектором идет металлургия - на нее приходится 21% ПИИ. Далее идет сектор недвижимости (9%) и оптовой торговли (8%, лидер - Германия). Следом - строительство (4%) и пищевая промышленность (4%). На химию, нефтехимию и добывающую промышленность приходится по 3%. На долю машиностроения пришлось 2%.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.048 с.)