Перспективы развития Украины в условиях меняющейся геополитической реальности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития Украины в условиях меняющейся геополитической реальности



 

В мире постепенно меняется геополитическая реальность: однополярный мир, в котором безоговорочным лидером были США, постепенно рушится. Однополярный мир сменяется многополярным регионализированным миром. И предпосылок такому изменению геополитической картины мира достаточно много. В первую очередь это экономическое ослабление США и усиление КНР, а так же начало процесса реинтеграции постсоветского пространства, ознаменовавшегося созданием Таможенного Союза.

Так 2 марта 2013 г. в США началась процедура автоматического секвестра бюджета - сокращения расходов на 1,2 трлн. долларов в течение ближайших десяти лет и уже на 85 млрд долларов к концу нынешнего финансового года. Автоматический секвестр бюджета был запланирован еще летом 2011 года на переговорах администрации США с Конгрессом.

Единственным условием, по которому секвестра можно было бы избежать, была договоренность между Белым домом и Конгрессом об изменении баланса госрасходов при одновременном реформировании налоговой системы путем устранения способов обхода налогового законодательства для представителей крупного бизнеса. Однако компромисса найдено не было.

В результате Обама вынужден был подписать указ о секвестировании бюджета, согласно которому из 85 млрд. долларов, которые предполагается изъять из расходной части бюджета, около 50 млрд. недополучат силовые ведомства.

По оценкам администрации США, а также МВФ, принудительное сокращение бюджетных расходов замедлит рост американской экономики как минимум на 0,6% и нанесет по ней "сильный удар", отголоски которого будут ощущаться во всем мире.

В результате секвестра бюджета в 2013 году ВВП США может вырасти всего на 1,4%. Между тем в 2012 году значение ВВП выросло на 2,2%. Как заявил Обама, "каждый раз, слыша новости об экономике, пока действует секвестр, мы будем знать, что эти новости могли бы быть лучше, если бы Конгресс предпринял необходимые действия". "Это не станет апокалипсисом, - отметил президент. - Но в то же время нанесет очень болезненный удар по всей экономике". По его словам, приведение в действие механизма автоматического сокращения расходов будет стоить стране около 750 тысяч рабочих мест. При этом основной удар от сокращения бюджетных расходов придется на силовые структуры и малый бизнес. В одном только Вашингтоне будет отправлено в неоплачиваемые отпуска свыше 13 тысяч гражданских служащих министерства обороны США. В штате Вирджиния это число составит 90 тысяч человек.

Большая часть суммы, на которую сократится бюджет, приходится на Пентагон: бюджет военного ведомства будет урезан на 46 миллиардов долларов. Новый глава Пентагона Чак Хейгел заявил, что это негативно повлияет на способность военного ведомства выполнять свои задачи. Как ожидается, Пентагону придется сократить около 800 тысяч госслужащих. Впрочем, неясно, входят ли сюда уже озвученная президентом цифра.

Властям придется приостановить обслуживание 11 военных кораблей, базирующихся на базе ВМС США в Норфолке (штат Вирджиния), а сокращение расходов на расположенные в этом штате базы американских ВВС и Сухопутных войск составит в общей сложности свыше 150 млн долларов.

Кроме того, сокращение бюджета затронет специальные образовательные учреждения для детей с физическими недостатками. Однако программ социального обеспечения, таких как выплата пенсии и медицинское страхование, изменения не коснутся.

Обама заверил, что намерен сделать все, чтобы экономический ущерб от секвестра оказался как можно меньшим. А главный экономист аналитического подразделения рейтингового агентства Moody's Марк Занди выразил уверенность, что американскую экономику все-таки ждут лучшие времена.

Однако необходимость секвестра бюджета вызвана прежде всего огромным уровнем государственного долга США: он достиг 16.3 трлн. $ состоянием на конец 2012 г. А в 2013 г. он достигнет уровня 17.5 трлн. $, к 2014 долг вырастет до показателя в 18.5 трлн. $. Таким образом, США вынуждены сокращать объемы своих затрат на оборону и безопасность, сворачивать свои программы сотрудничества с другими государствами. Таким образом, США все сложнее будет использовать силовые методы достижения своих геополитических задач. Соединенные Штаты уже сейчас сталкиваются с негативными последствиями силового метода насаждения передового образа жизни. В Афганистане вновь поднимают голову талибы и террористические группировки, не уменьшается, а увеличивается вывоз наркотиков с афганской территории во внешний мир.

Одновременно с ослаблением США возрастает роль Китая в мировой политике. Так международные резервы Китая с 2004 года до конца 2012 года увеличились на 721% и достигли 3,3 трлн. долларов. Этого хватит, чтобы дважды купить золотые запасы всех центробанков в мире. Несмотря на растущую мощь Китая, эксперты указывают на проблему: зависимость китайского экспорта от американского спроса.

Сейчас Китай старается переориентировать экономику на внутренний спрос. Однако пока это не меняет ситуацию кардинально. Китай вкладывает свою экспортную выручку в государственные облигации США. И, соответственно, существует взаимозависимость США и Китая. Китай зависит от американского спроса, а США - от Китая как кредиторы.

Китай находится в патовой ситуации: значительный положительный торговый баланс означает, что страна экспортирует намного больше, чем ввозит в страну. Это перекашивает всю мировую экономику, создавая дисбалансы. Решать это надо через рост внутреннего потребления в стране, но это приводит к падению конкурентоспособности китайской рабочей силы в мире.

Инвестиционные возможности внутри страны также ограничены, попытка пришпорить инвестиционную активность приводит к росту цен на продовольствие и социальному недовольству. Поэтому Китай вынужден вкладывать и дальше свои средства в валюту других стран, фактически их финансируя", - добавляет экономист. В связи с этим каких-то финансовых угроз со стороны Китая экономисты не ждут. "Несмотря на огромные резервы, первоочередной задачей для китайского руководства все-таки является внутреннее развитие и увеличение уровня жизни населения. Если увеличить внутренний потребительский рынок, снизится зависимость от экспорта.

Пока экономика США больше, чем китайская. Согласно данным Всемирного банка, в 2011 году ВВП США составил 15 трлн долларов, в то время как ВВП КНР равнялся 7,3 трлн долларов. В 2012 году, по данным Бюро статистики КНР, ВВП Китая составил 8,3 трлн. долларов.

Однако это не помешало Китаю по итогам 2012 года стать лидером мировой торговли, обогнав США, которым не было конкурентов с конца Второй мировой войны. Американский экспорт и импорт товаров в 2012 году составил 3,82 трлн. долларов, тогда как объемы китайской торговли - 3,87 трлн. долларов.

По предварительным данным, Китай впервые опередил США еще и по объему закупок нефти, став мировым лидером по этому показателю, передает WorldEconomic со ссылкой на FinancialTimes. При этом США были крупнейшим импортером нефти в мире начиная с 1970-х годов.

В ближайшие лет 10 темпы развития Китая начнут постепенно уменьшаться в диапазоне 5-7% в год. Однако это не помешает КНР укреплять и усиливать свои позиции в мире.

По всем прогнозам, не позднее чем через 10 лет ВВП КНР обгонит американский показатель, став, таким образом, крупнейшим в мире, впервые в современной истории потеснив США. "При этом не позднее 2020 года потребительский рынок Китая также станет крупнейшим в мире, чему должна поспособствовать в том числе и принятая Компартией страны программа по увеличению уровня жизни населения".

В PricewaterhouseCoopers считают, что КРН станет крупнейшей экономикой уже в 2017 году. Именно тогда, по мнению аналитиков компании, объем ВВП Китая, если подсчитывать его на основе паритета покупательной способности, достигнет почти 20 трлн долларов и превысит соответствующий показатель для США.

В 2030 году тройка лидеров мировой экономики на основании этой методики будет выглядеть следующим образом: Китай (30,6 трлн), США (23,4 трлн), Индия (13,7 трлн). Япония опустится на четвертое место с 5,8 трлн долларов. Сами США прекрасно понимают, куда катится мир. Буквально месяц назад американский Совет национальной разведки в своем докладе подтвердил, что к 2030 году Китай станет крупнейшей экономикой мира, потеснив США. Правда, в PwC ожидают этого намного раньше - к 2017 году.

Данные тенденции прекрасно понимают в США, а потому предпринимают меры для сдерживания Китая, однако делается это в ущерб европейской части Евразийского материка. Вначале КНР попытались убедить в изменении курса юаня по отношению к доллару США. Однако КНР не пошла на уступки. Ответом на несговорчивость Пекина стала стратегия "Поворота к Азии", изложенная в ноябре 2011 года в статье госсекретаря США Хиллари Клинтон в журнале Foreign Affairs. Вскоре последовало заявление министра обороны Леона Панетты о том, что в Тихоокеанском бассейне будет сосредоточено 60% боевых кораблей ВМС США. За прошедшие месяцы второе дыхание получили американские военные базы в Японии и Южной Корее, связанных с США военными договорами. С этими странами участились военные учения, которые призваны не только усилить давление на китайскую прибрежную оборонительную инфраструктуру, но и произвести ее глубокую разведку. Создана новая база морской пехоты в Австралии, обсуждается базирование на Западном побережье США новой авианосной группы.

США создают все более ощутимую угрозу на маршрутах торговли и транспортировки необходимого Китаю сырья из стран Африки и Ближнего Востока. "Стратегическим содержанием американской политики "поворота к Азии" является подавление и окружение Китая, - писал в статье под красноречивым заголовком "Америка в состоянии перекрыть жизненно важные морские пути Китая" на страницах китайской англоязычной газета GlobalTimes аналитик Института военно-морских исследований КНР Ли Цзе. - Первоочередной задачей этой политики является окружение с моря". Другой военный эксперт, генерал-майор Угуйфу из Национального университета оборонительных технологий, недавно заявил на форуме, организованном журналом "Родина" и Китайской федерацией патриотических проектов, что в ближайшие четыре года США постараются создать "цепь баз" для блокирования Китая. Эта цепь начинается в Японии и Южной Корее, проходит через Тайваньский пролив, Южно-Китайское море, Филиппины и Сингапур и заканчивается в Австралии.

В августе прошлого года Хиллари Клинтон совершила турне по странам Африки, в ходе которого критиковала рост торговли Поднебесной со странами Черного континента (166 млрд долларов в 2011 году), предлагала в качестве альтернативы кредиты и военную помощь. Нарастающий поток нефти, газа и иного стратегического сырья из стран Центральной Азии может быть переориентирован в результате разворачивающегося дипломатического наступления США, которое лишь на первый взгляд связано только с выводом войск из Афганистана. Усиление давления Запада на Иран уже приводит к сокращению поставок столь необходимой Китаю нефти. Заметное потепление отношений США с Индией в последние несколько лет связывают со стремлением Вашингтона омрачить быстро развивающиеся индийско-китайские торговые связи (70 млрд долларов в 2011 году), а также политические контакты в рамках БРИКС и ШОС.

Сильное впечатление на китайцев произвело появление в прошлом году у берегов Поднебесной авианосной группы во главе с авианосцем George Washington. На базу "Футенма" на Окинаве переброшены новые самолеты MV-22 Ospreys, способные осуществлять вертикальный взлет и посадку, в том числе на небольшие острова. Объявленная дислокация первых четырех кораблей прибрежной зоны ВМС США в Сингапуре грозит закупорить бутылочное горлышко Малаккского пролива, соединяющего Тихий океан с Индийским. В Вашингтоне обратили внимание на созданный Китаем ради обхода этого узкого места "наземный мост" через Мьянму, который призван обеспечить переброску сырья по построенным китайцами трубопроводам и магистралям с побережья Индийского океана в юго-западную провинцию Юньнань. С правящего Мьянмой режима спешно сняли клеймо военной диктатуры и многолетнюю экономическую блокаду, а в ходе первого после переизбрания на второй срок зарубежного визита президента Обамы одевшим цивильные костюмы военным предложили набор стимулов для ослабления ориентации на Китай.

Уже в обозримом будущем под вопрос может быть поставлен и доступ к природным богатствам государств АСЕАН - при не слишком скрываемой поддержке Вашингтона нарастает напряженность в Южно-Китайском море. А ведь эта региональная группа стран, создавшая с КНР еще в 2010 году зону свободной торговли, является третьим по значимости торговым партнером Китая (363 млрд долларов в 2011 году).

Ухудшить ситуацию для китайских гражданских и военных кораблей способны споры из-за островов Южно-Китайского моря между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, а также Индонезией и Брунеем. Тлевшие десятилетиями очаги разногласий стали приближаться к воспламенению именно после начала сдерживания Китая. США начали предлагать новые и расширять имеющиеся программы военной помощи этим странам. В глубоководном вьетнамском порту Камрань впервые после завершения войны с Америкой появились корабли ВМС США. Состоялись совместные учения американцев с ВМС Вьетнама и Филиппин. Около 90% внешней торговли КНР осуществляется по морю. Неудивительна поэтому резкая реакция Пекина на вмешательство США в ситуацию в Южно-Китайском море. В конце июля 2012 года был повышен административный уровень небольшого поселения на одном из островов архипелага Сишацюньдао (Парасельские острова) в город под названием Саньша. Там же был учрежден постоянный гарнизон. Вскоре Госдепартамент США выступил с заявлением протеста. МИД КНР сделал ответное заявление, а после небольшой паузы газеты, издаваемые Компартией Китая, опубликовали статьи с резкими выпадами против Вашингтона. "Город Саньша создан. Китай не переменит своего решения из-за каких-то высказываний США, - писала газета Global Times. - Значение последнего заявления США равно нулю. У Америки есть влияние в Южно-Китайском море, это правда. Вьетнам и Филиппины недавно проявили активность, провоцируя Китай, что не обошлось без американского воздействия. Но влияние Вашингтона в Южно-Китайском море уменьшается. США должны понимать, что между Южно-Китайским и Карибским морем большая разница". Еще дальше пошла газета "Жэньминьжибао", официальный орган ЦК КПК.

В своей передовой статье она писала: "Заявление американской стороны вводит в заблуждение общественность и должно быть безжалостно опровергнуто. Мы имеем все основания крикнуть Америке: "Заткнись!"

Как рычаг давления на Китай и лакмусовую бумажку для проверки его решимости защищать свои стратегические интересы рассматривают авторы стратегии "Поворота к Азии" еще один кризис - вокруг островов Дяоюйдао/ Сенкаку. Это понимают и в Пекине. Совсем недавно газета Global Times писала: "Если ситуация вокруг островов приведет к конфликту, размещенные в Японии американские войска станут оказывать давление на Китай. Мы должны быть психологически готовы к этому. Некоторые элементы китайско-японской конфронтации из-за Дяоюйдао станут элементами китайско-американской конфронтации. Все зависит от того, готовы ли США сдерживать Китай военными методами. Пока этого не наблюдается. В случае военной провокации ни у кого не должно быть сомнений насчет готовности Китая контратаковать".

Характерно, что истоки нынешнего кризиса из-за островов Дяоюйдао относятся к концу позапрошлого века. Тогда в результате проигранной войны с Японией (1894-1895) Китай лишился Тайваня и архипелага Пэнхуледао (Пескадорские острова), к которым примыкают и острова Дяоюйдао. На состоявшемся в конце прошлого года XVIII съезде Компартии Китая была оглашена "китайская мечта о великом возрождении китайской нации". Мечтая о грядущем величии, в Китае не забывают и о длившемся более ста лет периоде национального унижения. А начался он с "опиумных войн", с попыток Запада решить экономические и финансовые проблемы военным путем. Повторяя опыт своих англосаксонских "кузенов" и начав новый этап сдерживания Китая под лозунгом "поворота к Азии", США стимулируют нарастание в Поднебесной националистических настроений, ускорение военных приготовлений, гонку вооружений и усиление напряженности во всем Тихоокеанском бассейне. Как и в XIX веке, такое развитие событий неизбежно затронет и стратегические интересы России. Вряд ли случайно программа ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока была провозглашена Кремлем одновременно с американским "поворотом к Азии".

Таким образом, усиливая свое присутствие в Азии, США сталкиваются с финансовыми трудностями в экономике и вынуждены экономить. В частности из ФРГ будут выведены 74 тыс. военнослужащих.

Одновременно в Европейском Союзе нарастают кризисные явления. Евросоюз можно разделить на три категории стран, сравнивая существующий в них уровень безработицы с безработицей в США, где она составляет около 7,7%. Есть пять стран ЕС, где безработица существенно ниже (Австрия, Люксембург, Германия, Нидерланды и Мальта). Есть семь стран, где безработица примерно такая же, как в США (Румыния, Чехия, Бельгия, Дания, Финляндия, Британия и Швеция). А в остальных 15 странах она выше, чем в США. В 11 странах уровень безработицы составляет от 10 до 17%, в том числе, во Франции 10,7%, в Италии 11,1%, в Ирландии 14,7%, а в Португалии 16,3%. В двух странах безработица просто устрашающая - в Греции 25,4%, а в Испании 26,2%. Такой уровень безработицы близок к тому, что было в США на пике Великой депрессии.

Для передовых и промышленно развитых стран, часть из которых являются самыми сильными и влиятельными в Европе, это очень высокие показатели. Важно помнить о том, что они означают в социальном плане. В Италии, Португалии, Испании и Греции более трети молодых людей моложе 25 лет не имеют работы. Пройдет немало лет, прежде чем безработица в Испании и Греции снизится до приемлемого уровня. Даже в тех странах, где безработица длительное время составляет около 10%, это время по своей продолжительности будет значительным, а Европа до сих пор находится в состоянии рецессии.

Усиливают свое влияние страны БРИКС расположенные на 4 континентах. Площадь территорий БРИКС составляет 26 процентов общей площади территории мира, численность его населения - 42 процентов мирового населения, валовой внутренний продукт - 14,6 процентов общего мирового объема, объем торговли - 12,8 процентов общего объема мировой торговли, вклад в развитие мировой экономики в пересчете на среднюю покупательную способность превысил 50 процентов. Кроме того, четыре страны имеют свои преимущества в области ресурсов, рынка, рабочих сил, науки и техники, отличаясь большой взаимодополняемостью в этих областях.

Одним из ключевых членов БРИКС является Россия, создавшая Таможенный Союз с Беларусью и Казахстаном и огласившая планы создания к 2015 г. Евразийского Экономического Союза. Давление стран ТС на Украину будет нарастать. Например, сокращается прокачка российского газа через украинскую газотранспортную систему. "В 2012 году прокачка газа через газопровод Уренгой-Помары-Ужгород уменьшилась на 40 млрд. кубометров", - сказал Президент Украины В.Ф. Янукович. Показательно, но ЕС в переговорном процессе о будущем украинской ГТС между Украиной и РФ не участвует. ЕС строит совместно с Россией газопроводы "Северный поток" и "Южный поток".

С 2015 г. начнут действовать ограничения для украинских рабочих в Российской Федерации, если Украина не станет частью Таможенного Союза. "Чем мы плотнее работаем с Казахстаном и Белоруссией, тем сложнее Украине выходить на наши рынки со своими традиционными товарами. Это президента Украины, конечно, беспокоит, и это понятно, - цитирует Путина пресс-служба Кремля. - С 2015 года у нас движение рабочей силы будет ограничено из других стран, кроме Таможенного союза. Мы уже об этом публично объявили. Это сегодняшний льготный порядок передвижения рабочей силы будет сохранен только для стран Таможенного союза".

Президент России Владимир Путин во время встречи с президентом Украины Виктором Януковичем заявил, что по мере интеграции его страны с членами Таможенного союза - Казахстаном и Белоруссией - украинским товарам все труднее будет выходить на их общий рынок, а гражданам Украины - сложнее трудоустраиваться в РФ.

Таким образом, Украина остается в переговорном процессе с Россией сама, без поддержки США, концентрирующихся на противостоянии с Китаем, и ЕС, решающим свои экономические проблемы, совместно строя обходные газопроводы в Европу. Украина оказывается зажатой между Таможенным Союзом и Европейским Союзом. Только от украинского руководства зависит, какой путь развития выберет Украина - как субъекта интеграции в Таможенный Союз или станет членом Зоны Свободной Торговли с Европейским Союзом или же станет объектом интеграции, ослабев экономически. Долго сохранять нейтралитет Украина не сможет.


Выводы

 

Главным в геополитике является закон фундаментального дуализма, проявляющийся в географическом устройстве планеты и в исторической типологии цивилизаций. Например, западные ученые Р. Челлен и А. Мэхен, X. Макиндер (1861 - 1947) и К. Хаусхофер (1869-1946), русские исследователи этой проблемы Н.Я. Данилевский и В.П. Семенов-Тян-Шанский (1870-1942), П.Н. Савицкий и Л.Н. Гумилев считали, что этот дуализм выражается в противопоставлении сухопутного могущества ("теллурократии") и морского могущества ("талассократии"). Первое проявляется в виде военно-авторитарной цивилизации (например, Древняя Спарта, Древний Рим), второе - торговой цивилизации (Древние Афины и Карфаген). В иных терминах, дуализм между "демократией" и "идеократией".

Украина до обретения ею независимости в 1991 г. была составной частью Советского СССР - теллурократического полюса мира. Однако, в 1991 г. теллурократия в лице СССР, фактически, самораспускается. Таким образом, теллурократия терпит поражение, а ее составные части, - национальные республики, так или иначе, переходят под контроль талассократии (США). Этот процесс является естественным следствием геополитического поражения СССР в Холодной войне.

Украина, являясь самым большим государством в Восточной Европе, занимает важное значение в противостоянии США и России. Китай отдельных интересов в Украине не имеет, а ЕС выступает союзником США. Суть положения Украины в мировом противостоянии Суши и Моря можно охарактеризовать фразами геополитиков Х. Маккиндера и Н. Спикмена. Геополитическую формулу Маккиндера - "Тот, кто контролирует Восточную Европу, доминирует над Хартлендом; Тот, кто доминирует над Хартлендом, доминирует над Мировым Островом; Тот, кто доминирует над Мировым Островом, доминирует над миром" - Спикмен предложил заменить своей - "Тот, кто доминирует над римлендом, доминирует над Евразией; Тот, кто доминирует над Евразией, держит судьбу мира в своих руках”.

Для Западных, таллосократических геополитиков

.   Украина рассматривается таллосократическими геополитиками только как составная часть Восточной Европы, в отрыве от нее Украину не рассматривают ни Макиндер, ни Спикмен с Бжезинским.

2. Для таллосократов необходимость существования Украины и других восточноевропейских государств обусловлена необходимостью сдерживания теллурократии (России), недопущения ее усиления и расширения на Запад и Юго-Запад Евразийского материка.

.   Некоторые Западные геополитики нередко отводят Украине роль "санитарного кордона", своеобразного государства, цель существования которого - недопущение появления у России и Германии общей границы. Без общей границы между Россией и Германией невозможны тесные союзнические отношения, что, соответственно, делает невозможным построение геополитической оси - Берлин-Москва-Токио, представляющей собой смертельную угрозу таллосократии.

.   Украина не является для Запада "своей" территорией, в ее промышленном и культурном развитии нет никакой необходимости, так как свою функцию - санитарного кордона, Украина и так выполняет. Для таллосократии необходимо развитие Украины как "анти-России".

.   Украинская промышленность должна быть ликвидирована, а Украина должна быть полностью включена в Западную технологическую зону на правах потребителя продукции, произведенной в ЕС и США.

Для России и теллурократических геополитиков Украина представляет собой:

.   Территорию, потенциально враждебную, в силу подконтрольности таллосократии.

2. Утраченные земли, заселенные, преимущественно, представителями одной цивилизации - православной, с общим менталитетом, историческим прошлым и единым культурно-образовательным уровнем, носителями одного языка. Следовательно, по мнению российских геополитиков, Украина является территорией, возвращение которой необходимо теллурократии для восстановления своей территориальной целостности.

.   Восстановление геополитического контроля теллурократии над Украиной станет "пропуском" для России в Центральную и Западную Европу, что позволит России усилить свое влияние в ЕС, а также на латинизированные славянские народы Центральной Европы.

.   Восстановление геополитического контроля теллурократии над Украиной даст возможность полностью обезопасить черноморские рубежи России и уменьшить влияние Турции и бассейне Черного моря. Таким образом, юго-западным границам России потенциально ничего не сможет угрожать.

.   Для теллурократии необходимо, дабы Украина стала дружественной для России территорией.

.   Украина - необходимая составная часть формирующейся в облике Таможенного СССР Евразийской технологической зоны. Часть необходимая и пока еще достаточно ценная в силу 45-млн. населения, сохранившегося промышленного потенциала и инженерных кадров.

Геополитическое влияние на экономику Украины, в первую очередь, проявилось во вхождении Украины в Западную технологическую зону, которое состоялось после распада СССР. Однако Украина вошла в Западную технологическую зону как сырьевой придаток. Разрушились технологические цепочки и кооперационные связи между экономикой Украины и другими экономиками СНГ. После 1991 г. украинская экономика вошла в глубокий кризис, ознаменовавшийся масштабным перераспределением собственности или приватизацией. Украина так и не смогла восстановить свой ВВП, который составляет 69% от показателей 1990 г. Общую суть экономических реформ, проведенных на Украине можно охарактеризовать как перераспределение государственной и коммунальной собственности в интересах десяти крупнейших олигархических семей. Построена олигархическая модель экономики, тесно встроенная в глобальную финансово-экономическую систему и мировую экономику.

Не растет уровень прямых иностранных инвестиций в Украину. Лидером по инвестированию денежных средств в экономику Украины явлась оффшорная зона - Кипр. Кипр удерживал лидерство по состоянию на 2010 г. - 22% из общего объема ПИИ в Украину (5 млрд.759 млн. долл.). Так же Кипр занимал лидерство в ПИИ из Украины, т.е. в кипрские банки выводились капиталы из Украины. Так в 2010 г. - 92,3% всех ПИИ из Украины, в то время как в РФ вкладывалось лишь 2,8% денежных средств. На лицо огромный дисбаланс в деятельности украинской экономики, украинский бизнес выводит денежные средства в офшоры, возвращая обратно лишь их малую часть. Однако кипрский кризис может существенно изменить ситуацию.

Существенное влияние оказало на законодательство Украины присоединение Украины к международным организациям, созданными странами Запада, входящего в атлантический блок, в первую очередь группе Мирового Банка и Международного Валютного фонда. Наибольшие изменения произошли в законодательстве, регулирующем основы организации финансово-банковской системы и вопросов разведки, добычи и контроля над природными ресурсами. Присоединение Украины к Международному Валютному Фонду отразилось на ЗУ "О национальном банке Украины" и привело к утрате Украиной финансового суверенитета.

.   Украина, как и подавляющее большинство бывших республик СНГ, с 1992 г, когда был подписан министрами Устав МВФ, тесно интегрировалась в глобальный финансовый мир, приняв установленные в Бреттон-Вудсе правила организации мировой валютной системы. Показательно, но никто из генсеков СССР не пожелал отказываться от финансового суверенитета и ставить свою подпись под Бреттон-Вудским соглашением.

2. На Украину распространено действие режима Currency board, таким образом, эмиссия национальной валюты ограничена объемами денежных резервов в Центральных банках.

.   Банковская система Украины действует в отрыве от национальных интересов государства, ибо НБУ, являясь формально подконтрольным государству, действует в своих интересах, а коммерческие банки практически полностью скуплены транснациональными финансовыми группами.

Показательно, что, что лоббированием СРП на Украине занимался фонд USAID в рамках проекта "Консалтинговая поддержка Правительства Украины касательно соглашений о разделе продукции" в 2007 г. Этот же фонд продвигает сланцевую тему на Украине в 2011-2012 гг.

Таким образом:

.   Цель действия ЗУ "Об СРП" - получение сверхприбылей инвестором за счет изъятия природных ресурсов из недр государства.

2. Лоббистами сланцевой темы на Украине являются ТНК действующее через американский фонд USAID.

Украина плотно встроилась в глобальный мир со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Огромный ущерб нанесен системе подготовки кадров для промышленности, - инженеров и представителей рабочих специальностей.

.   Украинская экономика находится в состоянии хронического кадрового голода, вызванного нехваткой специалистов рабочих профессий.

2. Система подготовки таких кадров в значительной степени разрушена.

.   Олигархической модели экономики Украины в таком объеме, как во времена СССР, квалифицированные кадры оказались не нужны. Работодатели не желают вкладывать деньги в подготовку специалистов (в 2007 г. в подготовку кадров ПТУ 786 00 грн. было вложено работодателями, а государством - 2 млн. грн.).

Украина в своем развитии может выбрать следующие пути:

.   Углубление интеграции внутри Единого экономического пространства России, Казахстана и Белоруссии (ЕЭП) за счет развития торговых связей, кооперации производств и выравнивания технологического уровня создает условия для дополнительного в среднем 2,5% -го ежегодного прироста совокупного ВВП этих стран до 2030 г. Суммарный накопленный эффект от создания ЕЭП без присоединения к нему Украины за период 2011-2030 гг. оценивается в 900 млрд. долл. США (в ценах 2010 г.);

2. При участии Украины в формирующемся Евразийском экономическом союзе (ЕЭС) с общей стратегией развития, сближением технологических уровней и наращиванием кооперационных связей оценка накопленного к 2030 г. эффекта в части масштабов ВВП может быть повышена до 6-7%. При этом доля машиностроительных видов деятельности в ВВП Украины увеличивается с 6 до 9%. В том числе, доля машин и оборудования в совокупном выпуске украинской продукции достигнет 6% к 2030 г., а ее доля в экспорте Украины в ЕЭП - 20%. В частности, развитие кооперационных связей в авиастроении будет способствовать росту товарооборота в данной отрасли. В структуре суммарного экспорта Украины в ЕЭП доля авиационной техники увеличивается к 2030 г. до 7%. Доля продукции судостроения в структуре экспорта Украины в страны ЕЭП возрастает к 2030 г. до 1,2%. Суммарный положительный эффект этого варианта интеграции для украинской экономики оценивается за период 2011-2030 г. г. в 219 млрд. долл. США в ценах 2010 г.;

3. Неучастие Украины в интеграционных процессах в рамках ЕврАзЭС ведет к консервации отраслевой структуры ее экономики и, как следствие, замедлению темпов экономического роста в условиях невозможности наращивания объемов экспортных поставок. Создание зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ не окажет существенного влияния ни на объемы внешней торговли, ни на темпы роста украинской экономики, ни на ее структуру. По сути, ЗСТ СНГ может рассматриваться как сохранение "status quo" с незначительными положительными эффектами для украинской экономики (дополнительный прирост ВВП в среднем на 0,5% в год);

4. Вступление Украины с ЗСТ c ЕС повлечет ухудшение условий торговли с государствами-членами ЕЭС на 2,5%. При этом последние имеют возможность смягчения негативных последствий такого шага Украины посредством изъятий из отношений свободной торговли с Украиной, введения защитных мер, а также мер технического регулирования. В результате этих мер и увеличения объемов импорта из стран ЕС (15%), который не компенсирует некоторое увеличение объемов экспорта (10%), Украина будет терять ежегодно до 1,5% ВВП.

Если украинское руководство желает видеть Украину "внеблоковым" государством, выбравшем самостоятельный путь развития, не присоединяясь ни к одному торговому объединению, будь то ТС или ЗСТ с ЕС, то перед Украиной стоят существенные вызовы. И главными вызовами являются:

.   финансовая нестабильность на мировых рынках, сокращающийся спрос на продукцию украинского производства;

10. высокий уровень как государственного, так и корпоративного долга, растущий уровень задолженности украинских граждан;

.   неспособность уменьшить уровень государственного долга, без перекредитования;

.   увеличивающееся давление на Украину со стороны стран-членов Таможенного Союза;

.   высокий уровень отрицательного торгового сальдо украинской экономики, что грозит полным "вымыванием" иностранной валюты из Украины;

.   стремительное устаревание и разрушение инфраструктуры:

a.  изношено 60-80% внешних и внутридомовых газовых и водопроводных сетей;

b. в критическом состоянии 25% жилого квартирного фонда страны;. только за 2010 г. потери воды, поданной потребителям, составили 1.2 млрд. куб. м, или 23.26% от общего объема, поступившего в сеть, до горожан доходит только 40% воды, подаваемой в трубы, а остальные 60% теряются при авариях;.    потери тепла по сравнению с 2009 г. возросли с 12.3 до 13.4 млн. Гкал. Это составило 13.91% от всего количества тепла, отпущенного потребителям, включая население;.    срок эксплуатации 25 и более лет в настоящее время имеется у 30% лифтов;.    Нуждаются в срочной модернизации 25% водоочистных сооружений, расчетный срок эксплуатации уже отработали 20% насосных станций;. Только за январь-февраль 2011 г. технологические потери электроэнергии составили 4.4 млрд. квт. - ч., или 13.5% от всего объема, отпущенного в сети производителями. За год потери в денежном выражении составляют более 28.8 млрд. грн., или 2.63% национального ВВП. Это вполне сопоставимо с расходами, выделяемыми из госбюджета на здравоохранение.. Около 95% энергоблоков тепловых электростанций страны уже исчерпали расчетный ресурс своей работы (100 тыс. часов).

15. Украина не в состоянии обеспечить свою энергетическую независимость, для нее нет ни природных ресурсов, ни денежных средств. Пытаясь обеспечить себя энергетически, Украина впадает в зависимость от транснациональных корпораций ЕС и США.

16. Украина с текущим состоянием экономики не состоянии обеспечить стабильность гривны. Ее девальвация - лишь вопрос времени.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.055 с.)