Правовые заимствования и имплементация международно-правовых норм в национальное законодательство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые заимствования и имплементация международно-правовых норм в национальное законодательство



 

Помимо принятия новой Конституции Украины, заменившей Конституцию УССР 1978 г., Верховным Советом были принято множество законодательных актов, как кодифицированных, так и обычного характера. Наибольший интерес представляют собой нормативно-правовые акты, реорганизовавшие принципы организации финансово-банковской системы, а также изменившие баланс между различными формами собственности. Также заслуживает внимание некоторые аспекты законодательства о недрах, в частности Закон Украины "О соглашения о разделе продукции". Однако сначала следует отразить динамику присоединения Украины к международным организациям после 1991 г., к которым Украина присоединилась в качестве члена.

Характерно, что все, кроме одной вышеперечисленные организации основаны не РФ, а странами Западной, Центральной Европы и США в качестве противовеса РФ. К примеру: ни УССР, ни СССР не были членами Всемирного банка и Международного валютного фонда, так как эти организации воплощают в жизнь стандарты валютно-финансового мироустройства удобные их основателям, а не государствам, присоединившимся к ним позже. Наиболее серьезные изменения в украинском законодательстве произошли после присоединения Украины к Международному валютному фонду.

 

Таблица 1

Вступление Украины в международные организации

Название организации

Присоединение Украины

Содружество Независимых государств

8 декабря 1991 г.

Европейский банк реконструкции и развития

13 апреля 1992 г.

Международный валютный фонд

3 сентября 1992 г.

Группа всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития 3 сентября 1992 г.

 

Международная финансовая корпорация 1993 г.

 

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций 1994 г.

 

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров 7 июля 2000 г.

 

Международная ассоциация развития 27 мая 2004 г.
 

Всемирная таможенная организация

10 ноября 2004 г.
 

Партнёрство во имя мира

8 февраля 1994 г.
 

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

1 января 1995 г.
       

 

Совет Европы 9 ноября 1995 г.
Центрально-европейская инициатива 31 мая 1996 г.
Совет Евро-Атлантического Сотрудничества 29 мая 1997 г.
ГУАМ - Организация за демократию и экономическое развитие 10 октября 1997 г.
Черноморский банк торговли и развития 1998 г.
Организация черноморского экономического сотрудничества 1 мая 1999 г.
Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия 2 апреля 2001 г.
Единое экономическое пространство 19 сентября 2003 г.
Содружество демократического выбора 2 декабря 2005 г.
Всемирная торговая организация 16 мая 2008 г.

 

Изменение правового статуса Национального банка Украины

Серьезные изменения коснулись правового статуса Национального Банка Украины. В ст.99 Конституции Украины указано, что обеспечение стабильности национальной денежной единицы - гривны является основной функцией центрального банка государства - Национального Банка Украины. НБУ является монопольным эмитентом национальной валюты Украины - гривны, а так же является кредитором последней инстанции для коммерческих банков. В 2010 г. перечень основных функций НБУ был дополнен. Появились пункты, обязывающие Банк поддерживать стабильность банковской системы, содействовать экономическому росту и поддерживать экономическую политику Кабмина.

Ст.2 Закона Украины "О Национальном Банке Украины" от 20.05.1999 № 679-XIV указывает нам на интересную особенность: Национальный Банк Украины является особым центральным органом государственного управления.

Характерно то, что до 1992 г. Украина не была интегрирована в международную валютную и банковскую системы, т.е. сохранялся правовой статус, действовавший в СССР.

Ст.4 Закона: НБУ является самостоятельным органом со своим бюджетом, оформлен как юридическое лицо с соответствующими атрибутам: обособленным имуществом, являющимся государственной собственностью.

Интересный аспект распределения прибыли между НБУ и Украиной. Так, сумма платежей, необходимая к перечислению НБУ в государственный бюджет, согласовывалась с ВРУ и отображалась в соответствующих статьях ЗУ "О государственном бюджете на XXXX год". 2000 г. - 500 тыс. грн., 2001 г. - 500 тыс. грн., 2002 г. - 200 тыс. грн., 2003 г. - 1 млн.255 тыс. грн., 2004 г. - 1 млн. 209 тыс. грн., 2005 г. - 1 млрд. 209 млн.497 тыс. грн., 2006 г. - 1 млрд.287 млн.800 тыс. грн., 2007 г. - 1 млрд.875 млн.700 тыс. грн., 2008 г. - 4 млрд.833 млн.746 тыс. грн., 2009г. - 4 млрд.008 млн.112 тыс. грн., 2010 г. - 10 млрд. грн. (год "раскрутки" НБУ на Евро-2012), 2011 г. - 9 млрд.671 млн.885 тыс. грн., 2012 г. - 13 млрд.170 млн.432 тыс. грн. В 2009 г. ВРУ обязала НБУ перечислить почти 10 млрд. грн. на подготовку Евро-2012, приняв изменения в ЗУ

"О государственном бюджете". В 2010 г, Верховная Рада законодательно обязала ст.5-1 ЗУ "О НБУ" перечислять в государственный бюджет 50% прибыли Банка. Таким образом, прибыль от сеньоража, - денежной эмиссии, - делится между банком и государством поровну. Показательно, но Уставом НБ Республики Беларусь (ст. гл.9 ст.37) НБ обязан перечислять в бюджет 80% прибыли (в РФ - 75%), а остальное направлять на увеличение объема резервов, так что на Украине банковский режим является более либеральным, чем в республике Беларусь.

НБУ формально подотчетен Верховной Раде Украины и Президенту Украины (ст.51), а так же поддерживает экономическую политику Кабинета Министров Украины, однако при условии, если она не противоречит обеспечению стабильности гривны (ст.52). В тоже время, не допускается вмешательства органов государственной власти в деятельность НБУ (ст.53), чем дополнительно обеспечивается его независимость.

Ст.54 вводит прямой запрет на предоставление кредитов НБУ государству, как прямо, так и опосредованно, в любой валюте, будь то национальная или иностранная. НБУ не имеет права покупать на первичном рынке ценные бумаги, эмитированные Кабинетом Министров Украины, государственным учреждением или иным юридическим лицом, имущество которого находится в государственной собственности.

Неудачно в ст.70 реализована процедура аудита НБУ. Так он проводится не реже раза в год, причем аудиторскую фирму выбирает Совет НБУ. Т.е. банкиры сами выбирают ревизора.

Счетная палата Украины в порядке осуществления контроля за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и использованием средств Государственного бюджета Украины осуществляет проверку исполнение бюджета и трат НБУ.

Впрочем, у Счетной Палаты к НБУ ранее были серьезные претензии, о чем было поведано общественности еще в 2009 г. председателем, СП Валентином Симоненко.

"Верховная Рада дала нам поручение проверять Нацбанк, когда был неслыханный ажиотаж вокруг него, и готовилась процедура снятия Владимира Стельмаха. Все говорили, что он виноват на сто процентов в том, что гривня падает, а Кабмин как бы ни при чем, он не занимается курсовой политикой. […] По решению Верховной Рады мы проверили, как происходило рефинансирование банков за первые три месяца кризиса (2008 г.) - в октябре, ноябре и декабре. Вначале в Нацбанк пришла Генпрокуратура, но ее туда не пустили. Затем специальная комиссия парламента - ее тоже не пустили (под предлогом сохранения банковской тайны). Но мы решили вскрыть этот "ящик Пандоры", подали в суд, выиграли его, и нас допустили к этой "великой" банковской тайне. В 2008 г. было выдано коммерческим банкам кредитов на рефинансирование 169,5 млрд. грн. Оказалось, это в 16 раз больше, чем за два последних года. При этом из этих миллиардов в четвертом квартале было выделено 2/3, то есть почти 106 млрд. Наиболее проблемные, как мы выяснили, - 39 млрд. грн., ушедшие на рефинансирование шести банков, так называемые стабилизационные кредиты.

И мы сделали, мягко говоря, вывод: практически все принятые решения в октябре - декабре 2008 г. не соответствовали действующим нормативно-правовым актам, были непрозрачными и не дали результатов, которые были предусмотрены в договорах о рефинансировании. "

СП не в состоянии проверить состояние золотовалютных резервов НБУ: "На сегодняшний день из действующего законодательства изъята норма о необходимости мониторинга золотовалютных резервов Счетной палатой. Хотя общемировая практика совсем другая. Леонид Данилович в 1997 г. решил, что доверять это Счетной палате нельзя, и Конституционный Суд вскоре снял с нас эту задачу", - заявил В. Симоненко.

Характерна структура золотовалютных резервов НБУ на 01.09.2008 г.: деньги (валюта на счетах) - 17 млрд.250 млн. Ценные бумаги (ЦБ) - 20 млрд.600 млн. Специальные средства заимствований - 2 млн. Монетарное золото - 529 млн. Итого: 39 млрд.379 млн. $. Характерно, что состоянием на 2008 г. золотовалютные резервы НБУ хранились в банках США. Часть валюты ЗВР - порядка 10 млрд. долл. разместилась на депозитах в крупнейших американских банках. Вероятно, если от первоначальных 17 млрд.250 млн. долл., значившихся за ЗВР, отнять 10 млрд., надолго застрявших в США, то, собственно, доступных НБУ денег состоянием на 2008 г. оставалось 7 млрд.250 млн. $. Есть информация, что на приобретение только облигаций федерального казначейства США до 2008 г. было израсходовано порядка 8 млрд. долл. Еще около 2 млрд. долл. - на гособлигации других стран "большой семерки" (G7).

В отношении Украины действует, режим Currency board - режим денежно-кредитной политики, при которой монетарные власти обязаны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной. Основными положениями его являются:

.   Валютные резервы страны должны полностью покрывать объём национальной валюты в обращении (обычно они составляют 110-115% денежной базы M0). И тут, пожалуй, творится что-то странное. Объем денежной базы в марте 2012 г. вырос на 2,0% - до 233,1 млрд. грн. (27 млрд.875 млн. $ по курсу 8 грн. за 1 $ США). На 01.03.2012 г. объем золотовалютных резервов составлял $31,129 млрд. Объем резервов НБУ перекрывает объем денежной базы с существенным остатком. Таким образом, в этой части режим Currency board действует в отношении Украины.

2. Валютный совет поддерживает полную неограниченную конвертируемость национальной валюты в иностранную, против которой курс зафиксирован. Официальный курс НБУ зафиксирован на уровне 799 грн. / 100 $ США, однако есть межбанк с его более высоким курсом, т.е. курс НБУ не соответствует реалиям курсовой жизни в стране.

.   Валютные резервы существуют, потому что национальная валюта эмитируется в обмен на иностранную.

.   Валютный совет (НБ или орган исполняющий его обязанности) не имеет возможности проводить собственную монетарную политику, не может кредитовать правительство, правительство может лишь занимать на финансовых рынках. И действительно: НБУ правительство не кредитует, это прямо запрещено ст.54 ЗУ "О НБУ". Кредитование ЦБ правительства в США запрещено, Франция и Германия - разрешено, но с ограничениями, в Великобритании, Японии, Италии - разрешено.

.   Валютный совет не может быть кредитором последней инстанции для коммерческих банков. А тут нестыковка. НБУ согласно п.3. ч.1 ст.7 ЗУ "О НБУ" является кредитором последней инстанции для коммерческих банков.

Крайне показательна ситуация с учетными ставками НБУ, (т.е. процентом, под который НБУ дает кредиты коммерческим банкам), а точнее с их размерами. Так с 1994 по 1995 гг. размер учетной ставки составлял от 300 до 150%, в мае 1995 он впервые опустился до уровня 96%, дабы в декабре-январе 1995-1996 г. подняться до 105-110%. Далее, с 1996 г, когда была введена гривна в качестве национальной валюты, размер ставки опускался с 98 до 16% в августе-октябре 1997 г. В кризисные 1998-1999 г., когда в России произошел дефолт ставки НБУ вновь поднялись до уровня 82% в июле-декабре 1998 г., а затем постепенно снижались до уровня в 8% состоянием на декабрь 2007 г. А уже с января 2008 г. ставка подскочила до 10%, с апреля взяла высоту в 12% и только в июне 2010 г. опустилась до уровня в 9,5%. Ныне продолжается ее снижение.

В кризисные периоды, когда экономика наиболее нуждается в "дешевых" деньгах, НБУ сознательно повышал учетные ставки, сохраняя свои резервы, однако отказывал промышленности в получении дешевых кредитов. Таким образом, НБУ действует скорее в своих интересах, чем в интересах государства, целью которого является повышение уровня жизни населения, единственно приемлемым путем для достижения которого является развитие экономики. Даже в не кризисные годы учетная ставка остается на уровне, не дающем возможности для субъектов хозяйствования получить кредиты, по причине их слишком высокой стоимости. Ведь к проценту учетной ставки неминуемо прибавляется процент коммерческих банков, в итоге, кредит оказывается слишком дорогим. Поэтому субъекты хозяйствования предпочитают кредитоваться у иностранных банков, увеличивая, таким образом, объем корпоративного долга. В таком положении находятся субъекты хозяйствования не только на Украине, но и в РФ, где действует столь же противоречивый закон и режим Currency board, т.к. для РФ он был введен в 1996 г.

Интересны ограничения, которые налагаются на НБ государств-членов Международного Валютного Фонда, членом которого стала Украина после того, как 03.09.1992 рукой тогдашнего министра финансов Г. Пятаченком был подписан Устав МВФ. Так согласно ст. IV, раздел 2 Статьи Соглашения Международного Валютного Фонда "В рамках международной валютно-финансовой системы, имеющей форму, преобладавшую на 1 января 1976 года, валютный режим может включать: (i) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота, (ii) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов, (iii) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.".

Согласно ст. IV, разделу 2 "Фонд осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, а также контролирует выполнение каждым государством-членом своих обязательств. […] Фонд ведет строгий надзор за политикой государств-членов в отношении их обменных курсов и устанавливает конкретные принципы, которыми руководствуются все государства-члены в отношении указанной политики. Каждое государство-член предоставляет Фонду всю необходимую для такого надзора информацию и, по требованию Фонда, проводит консультации с последним по вопросам своей политики в области обменных курсов. "

Отношения с Фондом, согласно ст. V, раздел 1, поддерживают следующие структуры: "казначейство, центральный банк, стабилизационный фонд или иное аналогичное фискальное агентство; Фонд также поддерживает отношения только с этими учреждениями или через них.". В перечень этих структур, естественно, входит и Национальный Банк Украины.

Статья VIII, разделом 5 информирует нас о том, что "Фонд может требовать от государств-членов предоставления ему такой информации, которую он считает необходимой для ведения его дел", а далее следует огромный перечень информации, предоставление которой может потребовать МВФ от государства-члена. Таким образом, МВФ для НБУ является более авторитетной инстанцией, чем Верховная Рада и Президент Украины.

Подводя итоги, следует констатировать, что в сухом остатке имеем следующее:

.   Украина, как и подавляющее большинство бывших республик СНГ, с 1992 г, когда был подписан министрами Устав МВФ, тесно интегрировалась в глобальный финансовый мир, приняв установленные в Бреттон-Вудсе правила организации мировой валютной системы. Показательно, но никто из генсеков СССР не пожелал отказываться от финансового суверенитета и ставить свою подпись под Бреттон-Вудским соглашением.

2. На Украину распространено действие режима Currency board, таким образом, эмиссия национальной валюты ограничена объемами денежных резервов в Центральных банках.

.   Банковская система Украины действует в отрыве от национальных интересов государства, ибо НБУ, являясь формально подконтрольным государству, действует в своих интересах, а коммерческие банки практически полностью скуплены транснациональными финансовыми группами.

Подконтрольность коммерческих банков

В соответствии со ст.4 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000 года Банковская система Украины состоит из Национального банка Украины, других банков, а так же филиалов иностранных банков, созданных на территории Украины.

В данный момент большинство банков в Украине контролируется представителями иностранного капитала, финансово-промышленными группами, которые регистрируют и хранят большую часть своих активов в оффшорных зонах. Из 34 крупнейших по активам банков Украины около 20 принадлежат иностранным акционерам, в том числе известным финансовым группам.

Так иностранному капиталу принадлежат следующие банки:

"Аваль" - контролируется с 1 октября 2005 г. холдинговой группой "Райффайзен Интернациональ Банк-Холдинг АГ". Основной акционер - австрийский RIBH.

Еще один из лидеров банковской системы Украины - Укрсоцбанк (в свое время его контролировал Виктор Пинчук) - с 2008 г. стал собственностью итальянской UniCreditGroup.входит в группу Eurobank EFG Group (Люксембург), которая полностью подконтрольна европейскому банковскому лобби. Общие активы Eurobank EFG Group более 87,19 млрд.?. "Эрсте Банк" - это австрийская финансовая группа ErsteGroup. "ОТР Bank" принадлежит венгерским собственникам. Поляки владеют 100% "Кредобанк" в лице PKO BankPolski. ЧАО "Банк Форум" уже под контролем немецкого холдинга CommerzbankAuslandsbankenHolding AG. "ИНГ Банк Украина" полностью принадлежит нидерландскому ING Bank NV. "Укрсиббанк" - банк, подконтрольный французской BNP Paribas. "Надра Банк" - в сфере интересов Novartik Trading Limited, Manmade Enterprises Limited (обе - Кипр, 60,99 и 30,74% соответственно) и EastCapitalGroup (Швеция). "КредитПромБанк" контролируют финансовые группы. Ирландская Homertron Trading Limited и кипрская FintestHoldingLimited. "Правекс-банк" уже полностью принадлежит итальянской финансовой группе IntesaSanpaolo. "VAB Банк" - сфера влияния голландской TBIF. "Ситибанк" ("Украина") - "братья"-американцы в лице Citibank Overseas Investment Corporation и Citicorp Leasing International Inc, подконтрольною американскому семейству Морганов. Под своим иностранным именем работает "Сведбанк", принадлежащий шведскомуSwedbank AB на символичные 99,99%. ПроКредит Банк входит в группу одноименных банков, успешно действующих в 21 стране мира. IntesaSanpaolo и мажоритарные акционеры АКБ "ПРАВЭКС-БАНК" завершили процесс покупки IntesaSanpaolo 100% акционерного капитала АКБ "ПРАВЭКС-БАНК", в соответствии с условиями соглашения, подписанного 4 февраля 2008 г.

Расширяется сеть российских банков:

год - ЗАО "Внешторгбанк (Украина)" получил лицензию на осуществление банковской деятельности. 2006 год - ОАО Банк ВТБ (Россия) приобрел 98% АКБ "Мрия", а в 2007 году - АКБ "Мрия" переименован в ОАО ВТБ Банк. ЗАО "Внешторгбанк (Украина)" присоединен к ОАО ВТБ Банк на правах филиала. Альфа-Банк (Украина) - является частью международного консорциума "Альфа-Групп", принадлежащему российскому капиталу. Согласно рейтингу Национального Банка Украины, Банк входит в десятку крупнейших банков страны по размеру активов и является одним из лидеров по объему средств юридических лиц, темпам прироста розничного депозитного и кредитного портфелей в 2011 году. "Проминвестбанк" с января 2009-го г. стал подконтрольным российской госкорпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности". То есть "Внешэкономбанк" России контролирует почти все акции этого банка.

АО "СБЕРБАНК РОССИИ" является 100% дочерним банком Сберегательного банка Российской Федерации (ОАО), крупнейшего банка в России, Центральной и Восточной Европе. Учредителем и главным акционером Сбербанка является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% акций). Занимает 19-е место по размерам активов и входит в группу крупных по классификации НБУ.

Пал в неравной схватке во время кризиса 2008 года "Укрпромбанк", основным кредитором которого являлась ТНК Cargill. Известно о сотрудничестве Cargill Financial Services с банками "Аваль", Укрпромбанк, ПУМБ, "Мрия", Донгорбанк, Индекс-Банк, Внешторгбанк, "Финансы и Кредит", Родовид Банк, Кредит-Днепр, "Форум", НРБ, ОТП.

Финансово-олигархическим группам подконтрольны следующие банки:

Ведущий акционер банка ПУМБ - компания "СКМ ФИНАНС" - часть группы СКМ Рината Ахметова. "Брокбизнессбанк" принадлежит экс-главе Государственной налоговой администрации Сергею Буряку. "Укргазбанк" - под влиянием нескольких акционеров, среди которых наиболее известные - нардеп Василий Горбаль и депутат Киевсовета от ПР А. Омельяненко. "Имексбанком" владеет и руководит народный депутат от Партии Регионов Леонид Климов. Владельцем "Индустриалбанка" является Игорь Дворецкий, а также два крупных акционера Индустриалбанка - председатель наблюдательного совета Запорожской кондитерской фабрики Артур Абдинов и глава юридической фирмы "Солдатенко и партнеры" Николай Солдатенко.

Государству принадлежат всего три банка:

Первый - это "Ощадбанк". "Украинский экспортно-импортный банк" сосредоточен на обслуживании внешнеэкономической деятельности страны. Так же государство с июля 2009-го в лице Минфина является крупнейшим акционером "Родовид банка" с долей в 99,99%.

Соглашения о разделе продукции

В соответствии с ЗУ "О соглашениях о разделе продукции" от 14.09.1999 г., соглашения о разделе продукции (СРП) - юридическая форма инвестирования поиска, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах тер. Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.

Суть СРП состоит в потому, что одна сторона (Украинское государство) поручает другой стороне (инвестору) проведение в течение согласованного между ними срока поиска, разведки и добычи полезных ископаемых на определенном участке недр и ведения связанных с соглашением работ, а инвестор обязан выполнить порученные работы своим за счет и на свой риск, с последующей компенсацией расходов и получением платы (вознаграждения) в виде части добытой продукции. Сторонами соглашения выступают инвестор и КМ Украины и ВР АР Крым или орган местного самоуправления, на территории которого расположен соответствующий участок недр. Участниками соглашения могут быть несколько инвесторов при условии их солидарной ответственности за предусмотренные настоящим соглашением обязательства. За своей правовой, природой СРП. является инвестиционным договором комплексного характера.

Отношения, которые возникают в процессе заключения, выполнение и прекращение действия СРП, определение требований к таким соглашениям, а также особенности правоотношения относительно пользования недрами на условиях распределения продукции регулируются нормами Закона Украины "О соглашениях о распределении продукции" (1999), пост. КМ Украины "О порядке предоставления специальных разрешений (лицензий) на пользование недрами" от 31. УІІІ 1995, "О механизме лицензирования пользования участками недр для реализации (осуществление) соглашений о распределении продукции" от 9. ХІІ 1999 и др.

Срок действия СРП определяется сторонами, но не может превышать 50 лет со дня его подписания. Соглашение заключается в письменной форме.

Характерно, что правовая конструкция СРП не является новой - в концессии сдавались участки недр во времена Российской империи и первых лет существования СССР. Также действовали СРП и в Российской Федерации, после распада СССР. Однако во всех случаях СРП расторгались по причине их невыгодности для государства на территории которого осуществляется добыча полезных ископаемых. К примеру, в РФ к 2004 г. по инициативе Президента РФ В.В. Путина были расторгнуты практически все СРП, а в одноименный закон были внесены существенные изменения. Ныне же в РФ в рамках СРП разрабатываются три проекта: "Сахалин-1" (ExxonMobil), "Сахалин-2" (Sakhalin Energy) и Харьягинское нефтяное месторождение (Total).

Показательной является пропорция раздела продукции (ст. 19 ЗУ "Об СРП"): добытые ресурсы складируются (в случае с нефтью и газом распределяются сразу) на складах, затем на пункте распределения взвешиваются и ежеквартально делятся между государством и инвестором в следующей пропорции: 70 на 30% в пользу инвестора. Инвестор может продать ресурсы на территории Украины или вне ее территории. Режимы квотирования и лицензирования на добытую таким образом продукцию не распространяется. По такой пропорции происходит распределение в первый период СРП - компенсационный, когда инвестору дают возможность компенсировать вложенные средства в налаживание добычи ископаемых. Характерно, но "состав затрат, что возмещаются компенсационной продукцией, может отличаться от предусмотренного законодательством списка трат" (п.5 ст. 19 Закона), что дает потенциальную возможность инвестору завышать перечень затрат на добычу продукции и продлевать срок действия компенсационного периода.

По СРП добывается газ на черноморском шельфе Украины и будет добываться газ на сланцевых площадях. Право добычи газа по соглашению о разделе продукции на Скифским участке Черноморского шельфа получили ТНК ExxonMobil, Shell и Petron, участие государственной НАК "Надра Украины" сводится лишь к предоставлению документации. На Скифском участке шельфа продукция будет распределяться следующим образом: 70% - иностранному инвестору, 20% - государству, а 10% отойдет посредникам засекреченному предприятию "Геосервис Чауда”. Так на Скифском участке шельфа продукция будет распределяться следующим образом: 70% - иностранному инвестору до компенсации затрат, 20% - государству, а 10%, по всей видимости, отойдет "Геосервис Чауда. Предприятиям-посредникам отправят 15% продукции с Юзовского участка, а с Олесского - 13, 5%.

Ст.32 предполагалось лишить государство судебного иммунитета, т.е. разрешить привлекать Украину в качестве ответчика в иностранном суде или международном арбитраже. Впрочем, решением Конституционного суда Украины данная норма была признана неконституционной и теперь отказ от судебного иммунитета для государства является правом, а не обязанностью.

Весьма показательна ч.2 ст.34 Закона дающая право инвестору не возвращать валютную выручку от проведения внешнеэкономических операций обратно в Украину, хотя возврат выручки в валюте является обязательным для субъектов внешнеэкономической деятельности.

Подводя итог, следует указать, что существенное влияние оказало на законодательство Украины присоединение Украины к международным организациям, созданными странами Запада, входящего в атлантический блок, в первую очередь группе Мирового Банка и Международного Валютного фонда. Наибольшие изменения произошли в законодательстве, регулирующем основы организации финансово-банковской системы и вопросов разведки, добычи и контроля над природными ресурсами. Присоединение Украины к Международному Валютному Фонду отразилось на ЗУ "О национальном банке Украины" и, по моему мнению, сузило для Украины финансовый суверенитет.

.   Украина, как и подавляющее большинство бывших республик СНГ, с 1992 г, когда был подписан министрами Устав МВФ, тесно интегрировалась в глобальный финансовый мир, приняв установленные в Бреттон-Вудсе правила организации мировой валютной системы.

2. На Украину распространено действие режима Currency board, таким образом, эмиссия национальной валюты ограничена объемами денежных резервов в Центральных банках.

.   Банковская система иногда Украины действует в отрыве от национальных интересов государства, ибо НБУ, являясь формально подконтрольным государству, действует в своих интересах, а коммерческие банки в значительной мере скуплены транснациональными финансовыми группами.

Показательно, что, что лоббированием СРП на Украине занимался фонд USAID в рамках проекта "Консалтинговая поддержка Правительства Украины касательно соглашений о разделе продукции" в 2007 г. Этот же фонд продвигает сланцевую тему на Украине в 2011-2012 гг.

Таким образом:

.   Цель действия ЗУ "Об СРП" - получение сверхприбылей инвестором за счет изъятия природных ресурсов из недр государства.

2. Лоббистами сланцевой темы на Украине являются ТНК действующее через американский фонд USAID.

 

2.3 Геополитическое влияние в сфере культуры и образования

 

После распада СССР и обретения Украиной независимости, сокращения объемов внутреннего рынка государства и невозможности полноценного выхода на внешние рынки, украинская экономика оказалась в кризисной ситуации. С закрытием и ликвидацией промышленных предприятий сократился заказ на специалистов рабочих профессий, а ПТУ и среднеспециальные учебные заведения вынуждены были перепрофилироваться или закрыться.

О динамика закрытия ПТУ свидетельствует статистика: 1991 г. на Украине действует 1251 ПТУ, бывших в состоянии подготовить 338 000 специалистов в год, в 2000 г. - 970 ПТУ и почти 267 000 выпускников, а в 2011 г. количество ПТУ возросло до 976, а выпускников сократилось до 240 000 чел. Отдельно стоит упомянуть о несколько изменившихся специальностях подготовки специалистов. Если во времена СССР и 90-х и готовили рабочих для сферы производства, то ныне многие техникумы переориентировались на подготовку рабочих для сферы обслуживания. Особым успехом пользуются следующие специальности: бармен, официант, оператор компьютерного набора, различные менеджеры гостиничного бизнеса и даже такая экзотическая специальность, как "коммерсант рекламы". Посему остается только гадать о том, сколько было подготовлено реальных рабочих, способных принимать участие в подъеме реального сектора экономики Украины.

Серьезно пострадала система высшего образования, ставшая с момента обретения Украиной независимости на путь коммерциализации. И пока украинский рынок труда ощущает острый дефицит в рабочих руках, хитом вступительной кампании в украинские ВУЗы в 2012 г. стала специальность "издательское дело". Так в Национальном педуниверститете им.М. Драгоманова на одно бюджетное место "издателя" претендуют 73 студента.

Таким образом, украинская система образования весьма органично встроилась в мировую систему разделения труда, где места производителей высокотехнологической продукции заняты. А тем временем на украинском рынке труда возник дефицитрабочих, что было констатировано Н.Я. Азаровым: "Создается определенный перекос… мы испытываем дефицит рабочей силы и дефицит трудовых ресурсов. Создается перекос с точки зрения подготовки образования: высшего, среднего, специального, профессионально-технического - и реальных потребностей нашей экономики. Только состоянием на ноябрь 2008 г., по официальным данным государственной службы занятости, дефицит рабочих кадров составлял более 200 000 человек. Реальный дефицит, как минимум, в десять (!) раз выше и достигает 2 млн. чел. Только для строительной отрасли (при условии ее подъема до докризисного уровня 2008 г.) дефицит рабочих составит 900 00 чел.

Среди работодателей уже развернулась острая конкуренция за трудовые ресурсы. "Решать проблему недостающей рабочей силы украинский бизнес обречен эволюционным путем, как он делал это в 2007-2008 годах. А именно - бесконечно повышая оплату труда, как рабочих профессий, так и инженерно-технических работников. Таким образом, в ближайшем будущем вновь развернется бессмысленная конкурентная гонка за тот ограниченный трудовой ресурс, который остался в стране" - заявил первый заместитель министра социальной политики УкраиныВасилий Надрага.

Как решать такую проблему ни чиновники, ни бизнес не знают. А пока система подготовки кадров разрушается, возможны, как минимум, два способа решения данной проблемы. Первый: привлечение трудовых мигрантов в Украину, поток которых за последние 10 лет увеличился в 20 раз. Второй: создание условий для возврата граждан Украины, работающих вне ее границ.

За последние годы количество украинских эмигрантов возросло с 33 700 чел. в 2000 г. до 3-х млн. чел. в 2011 г., что позволяет считать украинцев одной из наиболее мигрирующих наций в мире. По неофициальным данным трудовых мигрантов из Украины насчитывается от 6 до 7 млн. чел. Национальный банк Украины обнародовал итоговые показатели за 2011 год, согласно которым украинские трудовые мигранты отправили на родину около 7 млрд. долл. В 2010 г. объем частных денежных переводов из-за рубежа сравнялся с общей суммой прямых иностранных инвестиций в Украину - 5,9 млрд. долл. против 5,98 млрд. долл. В первом квартале 2011 г. материальная помощь, которую оказывают трудовые мигранты своим семьям, продолжала увеличиваться: рост составил около 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В денежном выражении трудовые мигранты только в январе-марте 2011 г. отправили на родину почти 1,5 млрд. долл. 5.9 млрд. долл. - это практически 4.3% украинского ВВП. Впрочем, в 2006 г. сумма денежных переводов трудовых мигрантов в Украину составила 8.4 млрд. долл., что составляло 8% ВВП Украины. Озвученные данные по денежным переводам за 2006 и 2010 гг. являются официальными и учитывают только данные о банковских переводах и переводах по международным платежным системам. Реальные же суммы не поддаются контролю и исчислению. В 2006 г., по оценкам экспертов, совокупный объем переведенных денег украинскими трудовыми мигрантами составил 21 млрд. грн. - 25% тогдашнего ВВП Украины. Интересной является география денежных переводов украинских мигрантов, что позволяет понять, кто поддерживает украинские семьи и государство на плаву. Из общей суммы переведенных на родину денег больше всего поступило из России - свыше 1,6 млрд. долл., из США - 570 млн. долл., Германии - 382 млн. долл., Греции - 303 млн. долл., Италии - 282 млн. долл., Великобритании - 254 млн. долл..

.   Украина плотно встроилась в глобальный мир со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Огромный ущерб нанесен системе подготовки кадров для промышленности, - инженеров и представителей рабочих специальностей.

2. Украинская экономика находится в состоянии хронического кадрового голода, вызванного нехваткой специалистов рабочих профессий.

.   Система подготовки таких кадров в значительной мере разрушена и ныне требует системных реформ.

.   Олигархической модели экономики Украины в таком объеме, как во времена СССР, квалифицированные кадры оказались не нужны. Работодатели не желают вкладывать деньги в подготовку специалистов (в 2007 г. в подготовку кадров ПТУ 786 00 грн. было вложено работодателями, а государством - 2 млн. грн.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.05 с.)