Система работ по развитию речи на уроках чтения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система работ по развитию речи на уроках чтения.



 

Хотя работа по развитию речи ведется в той или иной форме на каждом уроке литературы, наряду с ними проводятся и специальные уроки развития устной речи, на которых создается оптимальная ситуация речевого общения, активизируется речевая практика учащихся. Для этого закрепляется усвоенная на базе художественных произведений лексика, создаются условия для отработки различных видов устных высказываний, ведения диалогов.

Среди множества разнообразных видов работ, способствующих практическому овладению устной речью наиболее эффективными являются так называемые разговорные уроки. Польза от таких разговорных уроков и бесед для развития русской речи учащихся-азербайджанцев особо ощутима именно в средних и старших классах, поскольку знания учащихся к этому времени становятся более обширны и разносторонни, словарный запас их более богат, грамматические правила речи более устойчивы.

Значение разговорных уроков прежде всего в том, что они:    

1)активизируют имеющиеся знания учащихся по русскому языку (в ходе разговора мобилизуются все знакомые слова, синтаксические конструкции и т.д);

2)обогащают словарный запас учащихся широко употребительными в практической речи словами;

3)прививают навыки составления словосочетаний и предложений различной конструкции, а также логически последовательной связной речи;

4)помогают усвоению наиболее часто встречающихся речевых моделей;

5)способствуют выработке навыков правильного русского произношения;

6)развивают речевой слух учащихся,воспитывают умение быстро и правильно схватывать смысл вопросов и ответов собеседника, воспитывают вместе с тем «чувство языка»;

7)мобилизуют усвоенный речевой материал для естественного общения;

8)активизируют познавательную деятельность учащихся на уроках, повышают их интерес к изучению русского языка, тем самым обеспечивают успешное овладение русским языком.

Разговорные уроки ценны еще тем, что в них принимают участие большинство учащихся, почти весь класс. Они активизируют учебный процесс, каждый ученик учится говорить по-русски.

Следует своевременно оговориться, что термин «разговорные уроки» используется лишь условно. Под разговорными уроками подразумевается не только такие уроки, на которых в течении 45 минут проводятся беседы («разговоры») на определенные темы (хотя вполне возможно). Разговорные уроки – это такие уроки, на которых «разговоры» занимают лишь определенную часть их – обычно 5-15 минут. И желательно, чтобы «разговоры» имели место на каждом (или почти на каждом) уроке чтения на русском языке. Эти «разговоры» будут мобилизовывать активную мыслительную деятельность учащихся на практическое овладение устной речью.

Главное в проведении разговорных уроков – это удачный подбор темы разговора. Разговоры ни о чём бесполезны, они не только не интересуют детей, напротив, отбивают у них охоту к изучению русского языка, быстро надоедают, делают уроки скучными.

Уже тема разговора должна заинтересовать учащихся, а содержание-поддерживать пробудившийся к нему интерес. Интересующих детей тем огромное множество, только нужно их уметь отбирать в соответствии с возрастными особенностями и запросами учащихся.

Поскольку пока еще программы не указывают тематики разговоров, а учебники не дают тематических материалов для разговорных уроков, тематика бесед и их содержание определяется самим учителем. При этом учителю следует руководствоваться положениями, установленными группой методистов:

1)тема разговора должна быть актуальной, жизненно важной;

2)разговор должен быть связан с жизненным опытом учащихся (с их учебой, отдыхом во время каникул, с бытом, с трудом и т. д.);

3)разговоры должны учитывать запросы учащихся, способствовать расширению общего их кругозора;

  4)разговоры должны готовить учащихся к жизни, знакомить их с теми вопросами, с которыми они будут сталкиваться в практической деятельности после школы;

  5)и наконец, тема разговора наряду с образовательными задачами, должна преследовать и воспитательные цели.

Разговоры на одну и ту же тему могут проводиться в разных классах, но по отбираемой лексике, речевым моделям они будут отличаться. Например, беседа на тему «Летние каникулы» в V классе будет существенно отличаться от беседы на ту же тему в VIII или же в X классе как по содержанию, так и по словарному составу и используемым граматическим конструкциям: в V классе она будет довольна проста, а в VIII, тем более в X классе значительно сложнее.

Разговоры могут проводиться также по материалам художественных произведений (о чем было сказано ранее).

Разговорные уроки требуют от учителя тщательной подготовки. Удачный выбор темы еще не предопределяет успеха разговора. Необходимо тщательно продумать, какие нужно давать слова и словосочетания для активного усвоения. Ясно без доказательств, что слова и словосочетания являются строительным материалом и что развитие речи возможно только на базе определенного словарного материала. Вот почему отбор лексики является основой основ успешного проведения тематических бесед, и к этой работе нужно отнестись со всей серьезностью и ответственностью.

При отборе слов и словосочетаний к каждому разговорному уроку нужно учитывать следующие моменты:

1)частотность употебления слов;

   2)практическую употребительность слов;

  3)типичность и употребительность слов;

  4)трудности (орфоэпичесчкие и грамматические), которые представляют данные слова и словосочетания для учащихся.

На разговорных уроках нужно еще ознакомить учащихся с оборотами и выражениями живой разговорной речи и ввести новые словосочетания в «разговорное использование» (по меткому выражению проф. А.В. Миртова).

Поскольку беседы проводятся по определенным темам, то и слова и словосочетания даются тематически объединенные (по тематическому принципу).

Невозможно усвоить все, даже наиболее употребительные слова и выражения по какой-либо одной теме в течение одного или нескольких уроков в одном классе. Поэтому беседы по одной и той же теме проводятся в разных классах, и постепенно, из класса в класс, учитель расширяет тематический запас слов учащихся. Такое постоянное обогащение активного словаря по тематическому принципу облегчает свободное участие учащихся в разговоре на эти темы.

Так, по теме «Берегите здоровье» учащиеся усваивают по классам такие слова и словосочетания:

в V классе: аптека, аптекарь, бинт, болезнь, больница, грипп, врач, доктор, здоровье, медицинская сестра;

в VI классе: больничный халат, температура, градусник, грелка, кашель, рецепт;

в   VII классе: аппетит, головные боли, закаливание, операция, встать на ноги;

в VIII классе: бессоница, диагноз, микстура, плохо себя чувствовать;

в I X классе: грязелечение, минеральные воды, утомление, народная медецина и другие.

Здесь приведена лишь небольшая часть слов и словосочетаний по данной теме.Этот примерный список может быть изменен и дополнен учителем в соответствии с уровнем речевого развития учащихся конкретного класса.

Таким образом, на разговорнх уроках словарь учащихся обогащается тематически, что в свою очередь имеет ряд положительных сторон: 1) тематически близкие слова легче запоминаются; 2) на основе тематически связанных слов легче построить предложения в связной речи; 3) повторение и последовательное расширение одной и той же темы по классам создает благоприятные условия для повторения, закрепления и активизации ранее изученных по этой теме слов.

Основным методическим приемом, используемым в процессе проведения

разговорных уроков, является диалог в его разнообразных формах.

Разговорная речь – это неподготовленная речь в условиях непосредственного языкового общения.Одной из ее особенностей является диалогичность, которая предполагает двусторонность коммуникативного процесса. Научить учащихся-азербайджанцев живому общению на русском языке невозможно без специального обучения навыкам диалогической речи, поскольку диалогическая форма является необходимой и обязательной формой акта устного языкового общения в повседневной бытовой и производственной деятельности людей.

Значение диалогов прежде всего в том, что они превращают учебное говорение в естественную речь, приближают обучение русскому языку к потребностям жизни. В процессе диалогов учащиеся знакомятся с разговорной речью,  лучше осознают практическое употребление изучаемых грамматических категорий, глубже понимают интонационные особенности предложений, прочнее усваивают типичные речевые модели и т. д. В конечном итоге диалоги ускоряют практическое овладение русским языком.

Диалог можно проводить в нескольких формах. Приемлимыми в школьной практике являются следующие формы.

1. Заучивание готовых диалогов. Всему классу дается один диалог, подобранный учителем из соответствующих источников или составленный им самим. Сначала учащиеся читают диалог, знакомятся с его содержанием, затем учитель объясняет значение и употребление новых слов и словосочетаний, заостряет внимание учащихся на типичных речевых конструкциях. Потом учащиеся (попарно) пересказывают диалог. Разговаривающую пару слушает весь класс и исправляет допущенные ошибки. Таким образом активизируется работа всего класса.

Беседы между учащимися имеют большое значение для развития речевых навыков еще и потому, что они помогают учащимся понять речь своих товарищей со всеми ее особенностями и тем самым ставят учащихся в наиболее реальные условия общения, способствуют развитию у учащихся навыков слушания и понимания не только ясной и четкой речи учителя (к которой учащиеся уже привыкли), но и относительно трудной для них русской речи разных людей.

Поскольку один и тот же диалог пересказывается несколько раз, то создается возможность его заучивания.Значение этой работы очень велико. Она способствует обогащению речи учащихся типичными речевыми моделями, новыми словами и словосочетаниями.

При подборе и ли составлении диалогов для заучивания учителю следует иметь в виду,что они должны быть образцовыми во всех отношениях: и по словарю, и по грамматическому построению, и по содержанию.

Для заучивания наизусть можно давать также пословицы и поговорки, по содержанию связанные с темой диалога. Роль пословиц и поговорок в развитии

речи трудно переоценить. Они кратки, поэтому легко запоминаются.

Готовые диалоги для заучивания обычно даются преимущественно в V-VI классах, но изредка они могут быть даны и в старших классах.

На образцах готовых диалогов необходимо объяснить учащимся, что диалоги представляют собой процесс естественного общения. А процесс общения – это не только вопросы и ответы, когда один из собеседников только спрашивает, другой отвечает на поставленные вопросы по обязанности. В естественном диалоге оба собеседника могут задавать вопросы и отвечать, поделиться своими мыслями по затронутому вопросу. Диалог, состоящий только из вопросов и ответов, звучит искусственно и мало интересует учащихся, тогда как естественный диалог всегда вызывает у учащихся побуждение к речи.

2. Составление аналогичных диалогов по данным образцам. Заучивание готовых диалогов еще не прививает навыков самостоятельной разговорной речи, оно лишь подготавливает учащихся-азербайджанцев к разговору на русском языке. Следующим шагом в развитии устной речи является составление учащимися аналогичных диалогов по данным образцам. Сначала дети заучивают готовые конструкции, затем тренируются в их использовании в речи. В результате подобных тренировок автоматизируется использование в речи данных учителем слов, словосочетаний и типов предложений.Например:

- Скажите пожалуйста у вас есть тетради?

- Есть. А какие вам нужны?

- Двенадцати листовые.

- В клеточку?

- Да. А сколько они стоят?

- Триста манатов.

- Дайте, пожалуйста, две. Кому заплатить? Вам или в кассу?

- В кассу.

- Возьмите чек.

- Вот тетради.

- Спасибо.

Вместо тетрадей можно купить книги, пальто, овощи и т.д.

Разновидностью составления аналогичных диалогов по данным образцам является варьирование диалогов. Суть его состоит в том, что содержание данного диалога несколько изменяется, но грамматические модели сохраняются без изменения или подвергаются незначительным изменениям. Текст диалога можно варьировать по-разному, заменяя в нем предметы разговора.

3. Дополнение и расширение готовых диалогов. Развитию устной речи способствуют также дополнение и расширение готовых диалогов. Для этой работы даются обычно небольшие диалоги, состоящие из 5-6 реплик. Учащиеся вставляют подходящие по смыслу другие реплики, используя в них ранее изученные слова и речевые конструкции. Однако диалог не должен слишком растягиваться, чтобы внимание учащихся не рассеивалось. Дополнять и расширять его следует целенаправленно,то есть таким языковым материалом, который изучается на данном этапе, что даст возможность сосредоточить внимание учащихся на этом материале.

4.Составление диалогов по данным вопросам. Для составления диалогов даются ключевые вопросы,на которые учащиеся отвечают. Вопросы формулируются так, чтобы в ответах учащиеся могли использовать усвоенные слова и изучаемые языковые формы и конструкции.

5. Составление диалогов по данным словам и словосочетаниям. В старших классах вместо вопросов для составления диалогов можно давать опорные слова и словосочетания. Для учащихся азербайджанских школ большие трудности представляет употребление предлогов в, на и противоположных им по значению предлогов из, с. Усвоению этого материала в большей мере способствует работа в лексическом плане, когда учащиеся запоминают каждый конкретный случай.

Так, например, на доске в качестве опорных слов дается ряд глаголов (идти, войти, поехать, лететь, улететь, спешить, собираться, бежать) и ряд существительных, подобранных такими парами что, одно существительное употребляется после данных глаголов с предлогом в, а другое – с предлогом на (университет, лекция; клуб, концерт; парк, стадион; касса, вокзал и другие). Затем учащиеся составляют диалоги с данными словами.

6. Составление диалогов на данные темы. Это высшая форма работы над диалогами.Здесь от учащихся требуется знание определенной лексики, умение конструировать предложения и умение найти конкретную ситуацию. На первых порах диалог на данную тему составляется под руководством учителя, затем учащиеся справляются с этим заданием и сами, но руководящая роль учителя все же сохраняется: он помогает в отборе слов, исправляет ошибки в составлении предложений, подсказывает ход разговора, предупреждает паузы в разговоре и т. д.

Обычно учащиеся затрудняются в определении ситуации для составления диалога на ту или иную тему. Поэтому желательно, назвав тему, специально обрисовать конкретную обстановку, в которой будет протекать речь. Понимание обстановки, конкретная ситуация облегчают учащимся составление диалога. Ситуацию можно создавать самую разнообразную: это разговор на школьном вечере между двумя учениками, в магазине между продавцом и покупателем, на стадионе между тренером и спортсменом, в больнице между врачом и больным и т.д. Конкретная ситуация определяется предложенной темой.

 Целесообразно, конечно, составлять небольшие диалоги, что даст возможность прослушать на одном уроке речь многих учащихся, а также будет способствовать концентрированию внимания учащихся на ходе урока.

Существует еще ряд других форм проведения диалогов: это и работа по диалогическим карточкам, и игры в форме диалогов и т. п.; но в школьной практике они не получили широкого распространения.

Развитию навыков устной речи способствуют еще так называемые разговоры учебно-производственного характера, проводимые систематически на уроках русского языка и литературного чтения, а также во время внеклассных мероприятий. В результате таких разговоров учащиеся постепенно накапливают значительное количество слов и фраз повседневного школьного обихода, которые представляют собой непосредственную практическую ценность. Нет необходимости оформлять эти разговоры в виде тематических бесед, они проводятся в процессе других учебных работ. 

Итак, тематические беседы могут проводиться на уроках чтения в самой различной форме. Это под силу любому учителю: для таких бесед всегда найдутся и интересующие детей темы, и практический языковой материал к ним, и время на уроках.

Уроки чтения на русском языке с элементами разговора (беседы) являются, пожалуй, самыми увлекательными и полезными для практического овладения устной речью; и в условиях нерусской школы нельзя забывать об этом ни на минуту.

Наряду с систематическими (почти на каждом уроке) проводимыми разговорами, занимающими на уроках 5-15 минут, представляется целесообразным практиковать и специальные разговорные уроки, по крайней мере в две недели один раз. Практически это вполне осуществимо: для этого можно, особенно в V-VI классах, выделить часы за счет уроков чтения.

Специальные разговорные уроки лучше проводить по картине (о чем будет сказано в следуещем параграфе), по материалам жизненных наблюдений учащихся во время каникул, по прочитанным книгам и т. д.

Эти уроки требуют от учителя еще большей подготовки. Заранее нужно продумать все до мелочей: слова и выражения, речевые модели, которые будут даны для активного усвоения; характер вопросов и заданий, их формулировку, ожидаемые ответы учащихся; деятельность учителя и учащихся на уроке (нужно стремиться к тому, чтобы в разговоре на уроке принимали участие по возможности все учащиеся класса); форму разговора и продолжительность его; индивидуальную работу с отдельными учащимися; своевременные записи, поправки допущенных ошибок, нужные разъяснения и комментарии учителя; использование наглядных пособий. Чем лучше продуман урок, тем он эффективнее и быстрее достигает цели.

Методика проведения специальных разговорных уроков, выбор методических приемов и видов работ на них определяются характером материала, по которому проводится разговор, возрастными особенностями и степенью подготовленности учащихся по русскому языку. Но общими методическими положениями для всех разговорных уроков являются словарно-фразеологическая работа, беседы-диалоги учителя с учащимися и учащихся между собой, работа над речевыми ошибками, подведение итогов разговора. Каждый урок должен способствовать в итоге усвоению определенной суммы слов и словосочетаний и типовых речевых конструкций.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.028 с.)