Определить рациональные и эффективные пути обучения чтению учащихся-азербайджанцев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определить рациональные и эффективные пути обучения чтению учащихся-азербайджанцев.



Определить рациональные и эффективные пути обучения чтению            учащихся-азербайджанцев.

 

Литература:

1.Грушина Л.Б. Обучение чтению на русском языке. М., 1982

 2.ЮзбашевС.Н. Методы преподавания русской литературы в азербайджанской школе. Баку, 1988

 3.ЩербинаО.Н. Основные вопросы методики преподавания литературного чтения в азербайджанских школах. Баку, 1986

 4.СмеляковаЗ.С. Урок русского языка и литературы в национальной школе.Л., 1986

5.КвитинскийН.М. Развитие речи на уроках литературного чтения в нерусской школе. Л.: Просвещение,1988

 

 

 

   

 

 

Министерство Образования Азербайджанской Республики

Гянджинский Государственный университет

 

 

Факультет:         иностранные языки

Специальность: русский язык

Форма обучения: очная

           

                        Велиева Татьяна Рафаил кызы

                       / фамилия, имя, отчество студентки /

 

 

    Уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе

/название темы выпускной работы/

 

          

            В Ы П У С К Н А Я Р А Б О Т А

                                                                                         Доцент

Руководитель работы:                                    Аскеров Аждар Аскер оглы

 

Студентка:                                                        Велиева Татьяна Рафаил кызы

 

                                

Гянджа – 2005 г.

Актуальность темы.

 Искусство наших дней остро ощущает нарастание ритма жизни. Героем многих лирических стихотворений стало само время, его течение. В драме и романе границы прошлого, настоящего и будущего сделались весьма подвижны. Произведения часто строятся на сложном переплетении временных пластов. Мимо этих сдвигов не может пройти и школа. В современных условиях желание сообщить ученикам итоги знаний, добытых многовековой историей человечества, стало трудно осуществить. Вчерашние знания часто оказываются перечеркнутыми новыми открытиями науки. Жизнь побуждает нас признать, что решающим условием полноценного развития ученика оказывается не только определенный багаж знаний, но и умение эти знания добывать и применять. Это становится возможным в том случае, если ученик обладает навыками чтения (не только на родном языке).

   Как известно, чтение в жизни каждого человека занимает определенную роль, и при изучении русского языка (как и любого неродного) учащимися-азербайджанцами, является одним из неотъемлемых компонентов обучения. Однако, как свидетельствуют эмпирические данные, в массовой практике педагоги далеко не всегда находят правильное соотношение методов и приемов обучения чтению. Поэтому при их соответствующем подборе и активном использовании весь учебно-воспитательный процесс будет протекать эффективнее.

  Данная дипломная работа посвящена различным системам проведения уроков чтения на русском языке в азербайджанской школе на всех этапах обучения русскому языку.

  Проблема обучения чтению на русском языке учащихся в азербайджанской школе является одной из самых сложных и остается актуальной в настоящее время.

  В представленной дипломной работе чтение рассматривается, как процесс овладения русской нормативной речью, а также, как средство формирования навыков беспереводного чтения (обучение логическому пониманию прочитанного на втором языке).

Специфика выбранной темы и поставленной перед ней задачи обусловила выбор и структуру работы.

Данная дипломная работа состоит из 2-х глав, введения, заключения и библиографии.

В первой главе рассматриваются общие проблемы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев, а также непосредственно само чтение, как средство формирования навыков понимания идейно-художественных особенностей литературного произведения, умение в чтении выразить чувства и настроения, содержащиеся в произведении, понять авторское отношение к изображаемому и уметь передать свое отношение.

Вторая глава посвящена системам работ по развитию речи учащихся на уроках чтения.

Практическая значимость работы заключается в использовании различных методов и приемов обучения чтению для более успешного усвоения и закрепления материала, а также практического использования его в разговорной речи.

 

                         

 

                                     Оглавление:

Введение...........................................................................................................3 - 5

 

Глава I. Общие вопросы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев...............................................................................................6 - 11

  

§1. Художественный текст как единица обучения чтению.....................12 - 20

 

§2. Приемы работ по овладению навыками чтения..................................21 - 29

Глава II. Развитие речи на уроках чтения....................................................30 - 41

 

§1. Система работ по развитию речи на уроках чтения..........................42 - 52

  

§2. Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках

чтения..............................................................................................................53 - 65

 

 

Заключение.....................................................................................................66 - 67

 

 

Список использованной литературы...........................................................68 - 69

                                                    Введение

Все преподавание русского языка в нерусской школе направлено на то, чтобы сделать русский язык вторым родным языком учащихся, превратить его в средство общения. Понятно поэтому, что и чтение служит в первую очередь осуществлению основной задачи: практическому овладению русским языком. Но чтобы сделать уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе поистине действенным средством обучения, необходимо с достаточной точностью представить себе возможности и пределы каждого метода и приема овладения навыками чтения, цель и условия его применения, внутреннюю нагрузку, которую он способен выдержать.

Учитывая состояние теории и потребности практики в решении проблемы методов обучения чтению, а так же их возможности, которые сложились в социальной ситуации и имеются в педагогической науке, тема нашего исследования определена, как: «Уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе.»

Объект исследования – уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе.

Предмет исследования – отдельные методы и приемы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев.

Цель исследования – выявить дидактические возможности отдельных методов обучения чтению, закономерности учебного процесса на уроках чтения и определить рациональные, эффективные пути и средства руководства этим процессом.

  Задачи исследования:

1.Обосновать актуальность темы выпускной работы.

2.На основе теоретического анализа проблемы обучения чтению на     русском языке учащихся-азербайджанцев обосновать сущность методов и приемов обучения;

3.Выявить и охарактеризовать возможности различных методов и приемов обучения на уроках чтения в азербайджанской школе.

4.Определить рациональные и эффективные пути обучения чтению учащихся-азербайджанцев.

Методы исследования:

1.Подбор, обобщенный теоретический анализ методической литературы по исследуемому вопросу.

2.Экспериментальные уроки, в процессе которых проводились наблюдения, беседы с учителями школ, методистами, анкетирование.

3. Обобщение педагогического опыта.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителями школ.

 Основная цель, которой мы добиваемся на уроках литературного чтения,-овладение учащимися-азербайджанцами русской литературной устной речью.

В наших школах на сегодняшний день утвердилась примерно следующая система занятий по литературному чтению:

1. Вступительные занятия, различные по формам и занимаемому учебному времени. В эти занятия входит вступительное слово учителя, рассказ о биографии писателя и т.д.

На вступительных занятиях подготавливается необходимый для чтения словарь. Это обычно слова, которые должны войти в активный словарь учащихся и которые имеют первостепенное значение для общего понимания читаемого текста.

2. Чтение произведения. Чтение учителя, выразительное и комментированное; целевое перечитывание текста учащимися, осмысление текста.

3. Усвоение содержания прочитанного путем различного рода вспомогательных форм и приемов работы: ответы на вопросы, постановка вопросов к тексту, первоначальный пересказ по вопросам, составление коллективно в классе планов, различного рода устные пересказы.

На этом этапе закрепляется усвоение новых слов активного словаря. Все новые слова усваиваются в связной речи, направленной на усвоение содержания прочитанного.

4. Выразительное чтение учащихся как заключительно-контрольное занятие по усвоению и осмыслению прочитанного произведения.

 Таким образом, работа по расширению и закреплению словаря, как и все виды работ по развитию навыков устной речи, пронизывает всю систему занятий на уроках литературного чтения в органической связи с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач, стоящих перед уроками литературного чтения.

Методика преподавания литературы – педагогическая наука о художественной литературе как учебном предмете и о путях усвоения его школьниками под руководством учителя.

Методика определяет цели и задачи преподавания литературы, раскрывает и обосновывает содержание изучаемого предмета на том или ином этапе обучения, разрабатывает методы и приемы деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.

Методика преподавания русской литературы в национальной школе тесно связана со смежными науками: литературоведением, языкознанием, педагогикой, психологией, дидактикой.

Достижения современных научных исследований позволяют охарактеризовать объективные факторы, определяющие специфику изучения русской литературы в азербайджанских школах. Прежде всего это, по выражению С.Н. Юзбашева, «социолингвистические и психологические факторы: двуязычие учащихся национальной школы; своеобразие образного восприятия мира, этических и эстетических представлений того или иного народа (как результат своеобразия его культурно-исторического развития)...Это также фактор психолого-дидактический: одновременное изучение в национальной школе родственных предметов – родного и русского языков, родной и русской литератур, что, безусловно влияет на развитие языковых навыков и умений, на формирование «чувства языка», эстетического чутья, читательского опыта учащихся». Поэтому в национальной школе важное значение приобретает опора на методику сопоставительного анализа и научные данные сравнительного литературоведения.

Методику преподавания русской литературы в русской и национальной школах объединяют близкие по своей сущности цели и задачи. Много общего и в методах преподавания научного предмета.

Однако не менее существенны и специфические особенности преподавания русской литературы в национальной школе. Особое значение в этом случае приобретают, во-первых, учет фактов, затрудняющих восприятие нерусскими учащимися русской литературы (неполное владение русским языком, различия в национальной культуре), во-вторых, учет факторов, способствующих более глубокому и прочному изучению нерусскими учащимися русской литературы (параллельное изучение двух литератур (русской и родной), раздвигающее литературный кругозор школьников, создающее благоприятные условия для их нравственного и эстетического развития; двуязычие (билингвизм),  открывающее дополнительные резервы для общего языкового и, шире – гуманитарного развития учащихся).

Чтение является первым этапом ознакомления учащихся с произведением, актом непосредственной встречи читателя с писателем.

Вдумчивое чтение и изучение русской литературы представляет собой многосложный, но единый процесс, в результате которого человек глубже познает закономерности жизни, испытывает эстетическое удовлетворение, переживает духовное обновление и одновременно совершенствует языковую компетенцию. Особенно это существенно для иноязычной аудитории. 

Как наиболее действенное и уникальное средство пластического изображения действительности посредством художественных образов литература оказывает благотворное воздействие на эмоциональный мир, формирует эстетический вкус и стимулирует мышление обучаемых. Все это вместе взятое позволяет учащимся-азербайджанцам быстрее войти в естественную языковую обстановку, развить чувство языка, навыки чтения, говорения, делает их речь ярче и выразительнее.

Глава I. Общие вопросы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев                                                                            

 

Проблема обучения чтению на русском языке в национальной школе является одной из самых сложных. Она еще более осложняется тем, что это чтение на втором языке, которым учащиеся средних классов еще не владеют свободно. Разрабатывая методику обучения чтению на русском языке в национальной школе, необходимо это учитывать. С другой стороны, несомненно, что упражнения, формирующие навыки чтения помогают школьникам практически освоить своеобразие русской речи, способствуют расширению словаря учащихся, обогащают речь общеупотребительными речевыми конструкциями.

Перед учителем стоит задача так подготовить ученика, чтобы в процессе чтения вслух он стремился передать свое понимание читаемого, чтобы чтение было творческой деятельностью на русском языке. Эта задача включает в себя также обучение правильному выразительному чтению. При этом не следует отождествлять выразительное чтение с так называемой художественной декламацией, требующей специальных занятий, особой подготовки школьника. Речь идет о выразительности как обязательном условии чтения художественного текста. Такому выразительному чтению учитель должен научить всех своих учеников, включив работу по формированию необходимых навыков в общую систему уроков чтения.

Первое чтение русского художественного текста в средних классах национальной школы, как правило,- выразительное чтение учителя. От этого чтения во многом зависит сила воздействия произведения на умы и сердца учащихся. Перед учителем стоит задача обеспечить полноценное восприятие текста, передать богатство его поэтического содержания.

 «Можно выделить два аспекта требований к правильному чтению художественного текста: техника произношения; умение передать чувства, настроения и мысли, содержащиеся в произведении»,- считает К.В.Мальцева. В условиях работы с нерусскими учащимися разграничение этих аспектов представляется обязательным, поскольку работа над правильным произношением в процессе обучения чтению будет занимать значительную долю времени. Чтение ученика не может быть понятным, если он заменяет одни звуки другими, искажает слова, читает текст монотонно, сплошным потоком.

Правильным можно считать такое произношение читаемого текста, при котором читающий соблюдает орфоэпические нормы русского языка, читает ясно (правильность интонирования, четкость ударения и т.п.), достаточно громко и звучно.

Проблема правильного русского произношения приобретает особо важное значение, в связи с чтением стихотворений, так как в большинстве случаев стихотворный текст заучивается наизусть. Известно, что внутренняя речь для того, кто думает и говорит про себя, всегда является озвученной.Поскольку стихотворение, заучиваемое наизусть, неоднократно проговаривается «про себя», важно, чтобы уже при внутреннем проговаривании соответствующие звуки произносились верно.

Любой текст, предназначаемый для выразительного чтения, много раз прочитавается учениками дома и в классе, поэтому, если ученики допускают неправильное произношение отдельных русских звуков, то ошибки прочно закрепятся в их сознании и артикуляции.

Следует учитывать возможное влияние привычных произносительных норм родной речи. Дело не только в том, что в родном языке имеются иные звуки или общие звуки произносятся иначе, но и в том, что эти звуки входят в иные артикуляционные отношения между собой: гласные иначе влияют на согласные и т. д. Значительные трудности для учащихся представляют подвижность русского ударения, зависимость произношения гласных от расположения грамматического ударения в слове и некоторые другие особенности русского языка.

 Невнимание к фонетико-орфоэпическим особенностям текста, с которыми столкнется ученик при чтении, может нанести серьезный вред: русская речь учащихся будет изобиловать ошибками в произношении, интонировании.Учителю необходимо знать наиболее характерные ошибки учащихся, чтобы заранее планировать работу по их предупреждению и устранению.

 Основные категории орфоэпических ошибок, допускаемых учащимися национальных школ, следующие:

   1.Ошибки, обусловленные различием в артикуляции звуков русского и родного языков.

   2.Ошибки, обусловленные различием фонетических законов русского и родного языков (например, закон сингармонизма в азербайджанском языке, согласно которому все звуки слога, а также слова произносятся или твердо, или мягко).

   3.Ошибки, обусловленные морфологическими и синтаксическими особенностями двух языков (ошибки на перестановку рядом стоящих звуков, выпадение гласного в послеударных звуках русских слов и т.п.).

   4.Ошибки в ударении. Исключительная трудность в соблюдении русского ударения объясняется особенностями его природы, его разноместностью, подвижностью.

   5.Нарушение правил русского литературного произношения (один из самых распространенных недостатков – произношение слов согласно написанию: прочитывание непроизносимых согласных, раздельное произношение предлогов с другими словами и т. п.

   Таким образом, наличие многих типичных ошибок учащихся национальных школ можно объяснить специфическими трудностями, вызванными различиями фонетических систем русского и родного языков, отсутствием соответствия русского произношения правописанию.

Важнейшим этапом в обучении правильному чтению является показ и объяснения учителя. Их следует отличать от образца чтения, которое является первичным и не прерывается никакими пояснениями. Цель показа – научить учащихся правильно читать. Поэтому такое чтение сопровождается соответствующими пояснениями. Показ учителя вызывает у учащихся естественное стремление к подражанию. Они следят за тем, как учитель произносит отдельные слова, фразы, связный текст.

В своих пояснениях учитель обращает внимание и на эмоциональную сторону, на отношение автора к изображаемому. Такие объяснения дают ключ к правильному и выразительному чтению.

Следует заметить, что ученик не всегда может сразу запомнить звучание слова, фразы, поэтому для усвоения определенных произносительных навыков требуется неоднократное поворение наиболее трудных мест в текcте.

Особо важное значение приобретают упражнения учащихся в правильном чтении. Известно, что никакие объяснения, как надо читать, никакой пример образцового чтения учителя не научат учащихся так, как научат их тренировочные упражнения.

Различные виды громкого чтения в классе, когда в целях закрепления произносительных навыков учитель предлагает учащимся повторное выборочное чтение абзаца, строфы, повторное произнесение трудных слов и фраз, можно рассматривать как тренировочные упражнения.

 При слабой подготовке учащихся за первым чтением проводится чтение повторное. В повторное чтение необходимо вовлекать всех учащихся, чтобы активизировать процесс усвоения текста художественного произведения, добиться его максимального осмысления.

Особое внимание на ранней стадии изучения литературных текстов следует уделить тихому чтению (чтению про себя).

В жизни человека чтение про себя занимает несравненно большее место, чем чтение вслух. Навык сознательного тихого чтения вырабатывается постепенно. Он включает в себя правильное понимание слов, словосочетаний, предложений, осмысление связного текта.

Тихое чтение с отыскиванием незнакомых слов в словаре приучает школьников к самостоятельной работе над текстом и подготавливает их к выразительному чтению вслух.

 Развитию навыков чтения содействует также чтение в лицах. Учитель привлекает весь класс к подготовительной работе над текстом: выделяются слова, на которые падают логические ударения, расставляются паузы и т.п. После этого назначаются чтецы, каждый из них прочитывает свой текст сначала про себя. Если он испытывает затруднения, то обращается за помощью к учителю.Все остальные учащиеся читают в это время текст целиком.

 Когда все «актеры» закончат тихое чтение своих отрывков, текст читается вслух по ролям. Затем проводится обсуждение качества чтения, отмечаются ошибки. При необходимости проводится повторное чтение этого же текста, но с другим составом исполнителей.

 Серьезное внимание должно быть уделено и специальным упражнениям, формирующим у нерусских школьников навыки правильного интонирования, постановки логического ударения.

При этом в IV-V классах ставится задача практического овладения этими навыками, и только в последующие годы обучения учитель начинает постепенное ознакомление школьников с приемами выразительного чтения, соразмеряя сложность учебной задачи и возможности нерусских школьников.

Следует также учесть, что литературное чтение как единый процесс обучения русскому языку не одинаково по своей качественной полноте и сложности на различных этапах обучения. Литературное чтение в азербайджанских школах, постепенно усложняясь от класса к классу, базируется, как и другие учебные предметы, на одном из основных положений методики – от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому.

Процесс усложнения литературного чтения от класса к классу происходит прежде всего путем постепенного введения новых и более сложных форм вспомогательных работ, методов и приемов развития и закрепления навыков устной и письменной русской речи.

Среди основных проблем, возникающих при обучении учащихся-азербайджанцев чтению на русском языке,особое внимание следует уделить художественному тексту как единице обучения чтению, а также системе работ по овладению навыками чтения.

 

Заключение

Итак, в результате анализа используемой литературы и самостоятельного исследования темы было установлено, что проблема обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев всегда актуальна. Она изучалась и изучается многими методистами. Исследователи рассматривают эту проблему на разных уровнях, изучают разные ее аспекты. Среди них следует выделить наиболее важные:

1)при обучении учащихся-азербайджанцев чтению на русском языке следует учитывать факты, затрудняющие восприятие русской литературы (неполное владение русским языком, различия в национальной культуре и т. д.);

2)на уроках чтения необходимо использовать только эффективные и рациональные приемы работ по овладению навыками чтения.

3)все виды работ по приобретению навыков чтения должны проходить под строгим контролем педагога, так как важнейшим этапом в обучении правильному чтению является показ и объяснение учителя;

3)следует учитывать возможное влияние привычных произносительных норм родной речи;

4)среди основных проблем, возникающих при обучении учащихся-азербайджанцев чтению на русском языке, особое внимание следует уделить первичному восприятию художественного текста, а также системам работ по усвоению содержания прочитанного, так как задача учителя сводится к тому, чтобы научить учеников не только читать на русском языке, но и понимать читаемое произведение;

5) и, наконец, в процессе обучения учащихся-азербайджанцев чтению на русском языке вопрос о развитии их речи всегда является основным.

Таким образом, задачи уроков чтения на русском языке в национальной школе таковы: автоматизация навыков беспереводного чтения, совершенствование технической и смысловой стороны чтения (обучение логическому пониманию прочитанного на втором языке, формирование навыков синтетического чтения, становление стереотипа чтения).

Следует учесть, что в азербайджанских школах специальные уроки чтения не выделяются, чтение, как вид речевой деятельности входит составной частью в так называемый комплексный урок. Но тем не менее это не умаляет его значения.Чтение можно и должно рассматривать, как необходимое звено, как начальную ступень всей системы изучения русской литературы в азербайджанской школе.

 

Определить рациональные и эффективные пути обучения чтению            учащихся-азербайджанцев.

 

Литература:

1.Грушина Л.Б. Обучение чтению на русском языке. М., 1982

 2.ЮзбашевС.Н. Методы преподавания русской литературы в азербайджанской школе. Баку, 1988

 3.ЩербинаО.Н. Основные вопросы методики преподавания литературного чтения в азербайджанских школах. Баку, 1986

 4.СмеляковаЗ.С. Урок русского языка и литературы в национальной школе.Л., 1986

5.КвитинскийН.М. Развитие речи на уроках литературного чтения в нерусской школе. Л.: Просвещение,1988

 

 

 

   

 

 

Министерство Образования Азербайджанской Республики

Гянджинский Государственный университет

 

 

Факультет:         иностранные языки

Специальность: русский язык

Форма обучения: очная

           

                        Велиева Татьяна Рафаил кызы

                       / фамилия, имя, отчество студентки /

 

 

    Уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе

/название темы выпускной работы/

 

          

            В Ы П У С К Н А Я Р А Б О Т А

                                                                                         Доцент

Руководитель работы:                                    Аскеров Аждар Аскер оглы

 

Студентка:                                                        Велиева Татьяна Рафаил кызы

 

                                

Гянджа – 2005 г.

Актуальность темы.

 Искусство наших дней остро ощущает нарастание ритма жизни. Героем многих лирических стихотворений стало само время, его течение. В драме и романе границы прошлого, настоящего и будущего сделались весьма подвижны. Произведения часто строятся на сложном переплетении временных пластов. Мимо этих сдвигов не может пройти и школа. В современных условиях желание сообщить ученикам итоги знаний, добытых многовековой историей человечества, стало трудно осуществить. Вчерашние знания часто оказываются перечеркнутыми новыми открытиями науки. Жизнь побуждает нас признать, что решающим условием полноценного развития ученика оказывается не только определенный багаж знаний, но и умение эти знания добывать и применять. Это становится возможным в том случае, если ученик обладает навыками чтения (не только на родном языке).

   Как известно, чтение в жизни каждого человека занимает определенную роль, и при изучении русского языка (как и любого неродного) учащимися-азербайджанцами, является одним из неотъемлемых компонентов обучения. Однако, как свидетельствуют эмпирические данные, в массовой практике педагоги далеко не всегда находят правильное соотношение методов и приемов обучения чтению. Поэтому при их соответствующем подборе и активном использовании весь учебно-воспитательный процесс будет протекать эффективнее.

  Данная дипломная работа посвящена различным системам проведения уроков чтения на русском языке в азербайджанской школе на всех этапах обучения русскому языку.

  Проблема обучения чтению на русском языке учащихся в азербайджанской школе является одной из самых сложных и остается актуальной в настоящее время.

  В представленной дипломной работе чтение рассматривается, как процесс овладения русской нормативной речью, а также, как средство формирования навыков беспереводного чтения (обучение логическому пониманию прочитанного на втором языке).

Специфика выбранной темы и поставленной перед ней задачи обусловила выбор и структуру работы.

Данная дипломная работа состоит из 2-х глав, введения, заключения и библиографии.

В первой главе рассматриваются общие проблемы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев, а также непосредственно само чтение, как средство формирования навыков понимания идейно-художественных особенностей литературного произведения, умение в чтении выразить чувства и настроения, содержащиеся в произведении, понять авторское отношение к изображаемому и уметь передать свое отношение.

Вторая глава посвящена системам работ по развитию речи учащихся на уроках чтения.

Практическая значимость работы заключается в использовании различных методов и приемов обучения чтению для более успешного усвоения и закрепления материала, а также практического использования его в разговорной речи.

 

                         

 

                                     Оглавление:

Введение...........................................................................................................3 - 5

 

Глава I. Общие вопросы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев...............................................................................................6 - 11

  

§1. Художественный текст как единица обучения чтению.....................12 - 20

 

§2. Приемы работ по овладению навыками чтения..................................21 - 29

Глава II. Развитие речи на уроках чтения....................................................30 - 41

 

§1. Система работ по развитию речи на уроках чтения..........................42 - 52

  

§2. Работа по картине как вид речевой деятельности на уроках

чтения..............................................................................................................53 - 65

 

 

Заключение.....................................................................................................66 - 67

 

 

Список использованной литературы...........................................................68 - 69

                                                    Введение

Все преподавание русского языка в нерусской школе направлено на то, чтобы сделать русский язык вторым родным языком учащихся, превратить его в средство общения. Понятно поэтому, что и чтение служит в первую очередь осуществлению основной задачи: практическому овладению русским языком. Но чтобы сделать уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе поистине действенным средством обучения, необходимо с достаточной точностью представить себе возможности и пределы каждого метода и приема овладения навыками чтения, цель и условия его применения, внутреннюю нагрузку, которую он способен выдержать.

Учитывая состояние теории и потребности практики в решении проблемы методов обучения чтению, а так же их возможности, которые сложились в социальной ситуации и имеются в педагогической науке, тема нашего исследования определена, как: «Уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе.»

Объект исследования – уроки чтения на русском языке в азербайджанской школе.

Предмет исследования – отдельные методы и приемы обучения чтению на русском языке учащихся-азербайджанцев.

Цель исследования – выявить дидактические возможности отдельных методов обучения чтению, закономерности учебного процесса на уроках чтения и определить рациональные, эффективные пути и средства руководства этим процессом.

  Задачи исследования:

1.Обосновать актуальность темы выпускной работы.

2.На основе теоретического анализа проблемы обучения чтению на     русском языке учащихся-азербайджанцев обосновать сущность методов и приемов обучения;

3.Выявить и охарактеризовать возможности различных методов и приемов обучения на уроках чтения в азербайджанской школе.

4.Определить рациональные и эффективные пути обучения чтению учащихся-азербайджанцев.

Методы исследования:

1.Подбор, обобщенный теоретический анализ методической литературы по исследуемому вопросу.

2.Экспериментальные уроки, в процессе которых проводились наблюдения, беседы с учителями школ, методистами, анкетирование.

3. Обобщение педагогического опыта.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителями школ.

 Основная цель, которой мы добиваемся на уроках литературного чтения,-овладение учащимися-азербайджанцами русской литературной устной речью.

В наших школах на сегодняшний день утвердилась примерно следующая система занятий по литературному чтению:

1. Вступительные занятия, различные по формам и занимаемому учебному времени. В эти занятия входит вступительное слово учителя, рассказ о биографии писателя и т.д.

На вступительных занятиях подготавливается необходимый для чтения словарь. Это обычно слова, которые должны войти в активный словарь учащихся и которые имеют первостепенное значение для общего понимания читаемого текста.

2. Чтение произведения. Чтение учителя, выразительное и комментированное; целевое перечитывание текста учащимися, осмысление текста.

3. Усвоение содержания прочитанного путем различного рода вспомогательных форм и приемов работы: ответы на вопросы, постановка вопросов к тексту, первоначальный пересказ по вопросам, составление коллективно в классе планов, различного рода устные пересказы.

На этом этапе закрепляется усвоение новых слов активного словаря. Все новые слова усваиваются в связной речи, направленной на усвоение содержания прочитанного.

4. Выразительное чтение учащихся как заключительно-контрольное занятие по усвоению и осмыслению прочитанного произведения.

 Таким образом, работа по расширению и закреплению словаря, как и все виды работ по развитию навыков устной речи, пронизывает всю систему занятий на уроках литературного чтения в органической связи с выполнением общеобразовательных и воспитательных задач, стоящих перед уроками литературного чтения.

Методика преподавания литературы – педагогическая наука о художественной литературе как учебном предмете и о путях усвоения его школьниками под руководством учителя.

Методика определяет цели и задачи преподавания литературы, раскрывает и обосновывает содержание изучаемого предмета на том или ином этапе обучения, разрабатывает методы и приемы деятельности учителя и учащихся в учебном процессе.

Методика преподавания русской литературы в национальной школе тесно связана со смежными науками: литературоведением, языкознанием, педагогикой, психологией, дидактикой.

Достижения современных научных исследований позволяют охарактеризовать объективные факторы, определяющие специфику изучения русской литературы в азербайджанских школах. Прежде всего это, по выражению С.Н. Юзбашева, «социолингвистические и психологические факторы: двуязычие учащихся националь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.114 с.)