Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический аспект семейного воспитания детей с недостатками речи
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Для правильного воспитания педагоги предоставили в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы. Я.А. Коменский в помощь матерям создал первую в мире энциклопедию, И.Г. Песталоцци — руководство для матерей. К.Д. Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу, а также приобретать знания в общении с педагогами. Он подчеркивал роль матери, которая ближе всех к ребенку, заботится о нем с самого рождения, тонко и глубоко понимает его индивидуальные особенности. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно он выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями. Как отмечал Л.С. Выготский, «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Процесс компенсации, вызываемый дефектом, может иметь различный исход, который зависит от тяжести самого дефекта, компенсаторного фонда, т.е. богатства... органов и функций организма, привлекаемых для компенсирования дефекта, и, наконец, от воспитания, т.е. от того или иного сознательного направления, придаваемого этому процессу». Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л.В. Загик, Т.А. Маркова и др.) были разработаны содержание, формы и методы работы детского учреждения с семьей, программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей. Этим же проблемам посвятила свои исследования Л.Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей (посещение семьи, консультации и беседы, групповые и общие собрания, наглядная пропаганда) дополнила деловыми играми. Н.Ф. Виноградова, Н.Г. Година, Л.В. Загик и другие известные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями. Несомненно, овладение коммуникативными умениями должно стать для педагогов предметом столь же серьезных забот, как и совершенствование методов учебно-воспитательной работы с детьми.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. В западной педагогике работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Рекомендации, предлагаемые в зарубежных публикациях, вполне пригодны при обучении детей в условиях логопедической группы ДОУ. Так, американский исследователь A. Henderson утверждает, что участие родителей в учебном процессе создает благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно осознанно, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось на более ранних этапах. В таком случае успехи детей будут более значительными. Автор «приглашающего обучения» W. Perhey выделил следующие идеи привлечения родителей к участию в процессе обучения: — создание благоприятного микроклимата для совместной работы родителей и учителя-логопеда; — непосредственное участие родителей в учебно-воспитательном процессе. По его мнению, семьи могут быть эффективными партнерами и необходимо утвердить мысль о важности родительской поддержки детского учреждения и понимания родителями особенностей коррекционного процесса, помочь осознать тот факт, что они должны быть «активными родителями» [5]. В американской литературе по логопедии, в частности в исследовании К. Wood, прослеживается зависимость возникновения нарушений произношения от эмоционально-личностных особенностей матерей обследованных детей. На этом основании авторами обоснована необходимость специального психотерапевтического лечения матерей этих детей, которое оказалось весьма эффективным средством пропедевтики кор- рекции произношения. Так, дети матерей, прошедших лечение, быстрее продвигались в плане коррекции. Данный эффект К. Wood объясняет тем, что матери, преодолевшие тревожность, комплексы неполноценности, повысившие самооценку, несут свою новую жизненную позицию детям, которые ее активно перенимают, а это служит своеобразным мотивирующим фактором [5].
J. Eisenson, рассуждая об этиологии речевых нарушений (в частности произношения), пишет о необходимости пристального внимания к обстановке, окружающей ребенка, его взаимоотношениям с родителями, изучения личности каждого ребенка. Он считает, что логопедическая работа зачастую устраняет лишь следствие основных проблем ребенка, не воздействуя на их основную причину. Нарушение произношения рассматривается автором в качестве социальной дезадаптации, причины которой чаще всего кроются в особенностях семейного микроклимата. С этой точки зрения, изучение родителей детей и семейной обстановки — неотъемлемая часть логопедической работы [5].
Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.004 с.) |