ТОП 10:

Организация логопедической службы в ДОУ



Приложение 5

Педагогический потенциал взаимодействия современной семьи и ДОУ

Приложение 6

Консультация для родителей

«Развиваем у детей умение классифицировать»

В основе таких учебных трудностей детей, как невнима­тельность и рассеянность, неусидчивость, непонимание объяс­нения педагога с первого раза, плохое выполнение самостоя­тельных заданий, как правило, находится низкий уровень произвольности высших психических функций. Для разви­тия этого качества необходимо использовать материал, отли­чающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью. Наиболее эффективны коррекционные упражнения, направ­ленные на формирование умений классифицировать предла­гаемый материал по одному или нескольким признакам, а также по самостоятельно найденным основаниям.

 

 

Примерные коррекционно-развивающие упражнения

«Светофор»:«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зе­леные кружки так, чтобы в каждой строке и каждом столбце не было одинаковых кружков ».

«Игра с обручами»(формирование умения классифициро­вать предметы по одному или нескольким признакам)

Ребенок должен расположить предметы (разных геометри­ческих форм) так, чтобы только округлые оказались внутри обруча. После этого ребенок отвечает на вопросы:

Какие фигуры лежат внутри обруча?

Какие фигуры оказались вне обруча?

Что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?

Игру с одним обручем, меняя заданный признак для груп­пировки фигур, нужно повторить 3—5 раз, прежде чем пе­рейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для клас­сификации могут быть разные:

— расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихо­ванные (красные, зеленые), оказались внутри обруча;

— расположи предметы (картинки) так, чтобы одушевленные оказались внутри обруча.

«Игра с двумя обручами»(формирование умения класси­фицировать предметы с учетом двух признаков)

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе бумаги двумя обруча­ми, а именно:

— внутри обоих обручей (место пересечения);

— внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерыви­стой линии;

— внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии;

— вне обоих обручей.

Каждую из областей можно обвести карандашом. Правила для классификации могут быть разные:

— расположи фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии — все угольные;

— разложи картинки так, чтобы в кругу из черной линии были картинки с изображением диких животных, а в обру­че из прерывистой линии — все маленькие животные. Начиная заполнять внутреннюю часть круга из прерывис­той линии, заштрихованные угольные фигуры располагают вне обруча из черной линии, а остальные заштрихованные фигуры вне обруча из прерывистой линии, в результате чего пересечение обручей остается пустым.

Важно привести ребенка к пониманию того, что есть фигу­ры, обладающие обоими свойствами одновременно. С этой це­лью задаются вопросы:

Какие фигуры лежат внутри обруча из черной линии? Вне его?

Какие фигуры лежат внутри обруча из прерывистой ли­нии? Вне его? Внутри обоих обручей?

Это упражнение целесообразно проводить много раз, варь­ируя правила игры: например, классификация по форме и цвету, цвету и размеру, форме и размеру.

Упражнение «Игра с тремя обручами» (из черной, преры­вистой и волнистой линий) направлено на формирование уме­ния классифицировать предметы по трем признакам и работа над ним строится аналогично предыдущей.

Приложение 7

Домашняя игротека

Игры на кухне

Не секрет, что значительную часть времени вы проводите на кухне. Постарайтесь использовать его для общения с ре­бенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено — тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

• Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскро­шите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными краси­телями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластили­на, он будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

• Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. По­делки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного масла — все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

• Наверное, в каждом доме имеется старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер... Найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

• Аппликации из пуха хорошо передают изображение сне­га, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить лю­бой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархат­ная, наждачная бумага и т.д.

• Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если ма­лышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тон­ком слое пластилина (как яичную скорлупу).

• Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой каст­рюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

• Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в на­звании блюд должен быть звук [с]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

• Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в назва­нии которой есть звук [ч] — чашки, чайник, а затем со зву­ком [л] — ложки, вилки, салатник и т.д.

• Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню? Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры или баклажаны?

 

Буквы из всего

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек из-под «киндер-сюрпризов», горошин, пуговиц.

Во дворе:

— рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

— придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (малень­кая, кругленькая, любит «охать»), пусть малыш рисует от­гадки на песке;

— выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п. В лесу:

— ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев: вот хвоинка — это [л], а если ее вот так соединить — получит­ся [о];

— узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а эта черничка — на [о]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и друг с другом.

 

Приложение 8

План работы клуба «Педагогика для всех»

Форма проведения: «круглый стол». Заседание 1 (июнь)

Тема «Особенности развития речи детей дошкольного воз­раста».

Вопросы к обсуждению

1. Результаты работы психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование групп (заведующий ДОУ).

2. Психологические особенности детей с недостатками речи (психолог).

3. Причины и характеристика речевых дефектов у до­школьников (учитель-логопед).

4. Организационные вопросы (заведующий ДОУ).

 

Заседание 2 (сентябрь)

Тема «Содержание коррекционно-развивающего обучения»

Вопросы к обсуждению

1. Программно-методическое обеспечение коррекционно-педагогического процесса (заместитель заведующего ДОУ).

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содер­жания коррекционно-развивающего обучения (заместитель заведующего ДОУ).

3. Работа учителя-логопеда в специальной группе (цели, задачи, организационные формы) (учитель-логопед).

4. Особенности работы воспитателя в логопедической груп­пе (воспитатель).

5. Рекомендации психолога и логопеда родителям (психо­лог и учитель-логопед).

6. Обсуждение, обмен мнениями.

 

Заседание 3 (ноябрь)

Тема «Эффективные способы развития речи детей млад­шего дошкольного возраста» Вопросы к обсуждению

1. Формирование речи у детей младшего дошкольного воз­раста (объем словаря, словообразование, связная речь).

2. Взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции.

3. Обучающий практикум «Использование нетрадицион­ных методов и приемов для развития речи детей»:

— пальчиковый игротренинг (учитель-логопед);

— точечный и общий массаж рук (воспитатель).

4. Обсуждение, обмен мнениями.

 

Заседание 4 (январь)

Тема «Психологические особенности детей с недостатка­ми речи»

Вопросы к обсуждению

1. Специфические детские виды деятельности и их влия­ние на психическое развитие дошкольников (психолог).

2. Развитие восприятия дошкольников с помощью позна­вательных игр (воспитатель).

3. Развитие художественно-творческих способностей у до­школьников средствами продуктивной деятельности (воспи­татель).

4. Выставка детских работ.

5. Обсуждение, обмен мнениями.

 

Заседание 5 (март)

Тема «Подготовка к школе детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Вопросы к обсуждению

1. Психологическая готовность ребенка к школе (психо­лог).

2. Предупреждение дисграфии и дислексии у детей с не­достатками речи (учитель-логопед).

3. Формирование графических навыков и умений — эф­фективная подготовка руки ребенка к письму (воспитатель, учитель-логопед).

4. Тренинг «Игровая терапия в подготовке детей к школе» (психолог).

5. Проблемная ситуация: «Я считаю, что мой ребенок (не) готов к школе, потому что ...».

 

Заседание 6 (май) — итоговое

Вопросы к обсуждению

1. Анализ результатов коррекционной работы за год по на­правлениям (учитель-логопед, психолог, воспитатель).

2. Тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ?» (заместитель заведую­щего).

 

 

Приложение 9

Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук детей

Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук

Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструиро­вание, аппликация, вышивание и др.).

Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.

Пальчиковый театр.

Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафа­ретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.

Родителям детей до 3 лет рекомендуется проводить:

— поглаживание кистей рук в направлении от кончиков паль­цев к запястью;

— упражнения на сгибание и разгибание пальцев;

— перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

— пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повто­ряют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управ­лять своими движениями. Например:

— Сорока, сорока, Где была?

— Далеко!

Кашку варила, Водить по ладони ребенка пальцем

На стол становила, «варить кашку», чередуя поглаживаю-

На крыльцо скакала, ющие и «скачущие» движения. Гостей поджидала.

Этому кашки, Сгибать каждый палец ребенка,

Этому бражки, начиная с большого.

Этому калины,

Этому малины,

А этому — шишок, Не сгибать мизинец ребенка, слегка

Шишок под носок! массировать («чтобы он быстрее

Он мальчик мал, рос» ).

Крупку не драл,

По воду не ходил,

Кашку ему не дадим!

Шуг-шуг! Полетели, Поднимать вверх руки ребенка и

На головку сели, класть их на голову, слегка

Песенки запели! поглаживая.

 

Дети 3—7 лет для развития ручной умелости должны:

— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бу­синки, шарики;

— запускать пальцами мелкие «волчки»;

— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различ­ные поделки;

— сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и от­крылся, а вечером заснул и закрылся»);

— делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;

— барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

— махать в воздухе только пальцами;

— собирать все пальцы в щепотку;

— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

— завязывать узелки на шнурке, веревке;

— застегивать (растегивать) пуговицы; —• играть с конструктором, мозаикой;

— складывать матрешки;

— рисовать в воздухе;

— мять руками поролоновые шарики, губки;

— рисовать, раскрашивать, штриховать;

— резать (вырезать) ножницами;

— плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

— шить, вышивать, вязать;

— выполнять аппликации.

 







Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.016 с.)