Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и приемы изучения особенностей родителей детей, интерпретация полученных результатов
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Обладая необходимой информацией, учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях: — изучение особенностей родителей воспитанников логопедической группы, уровня их педагогической наблюдательности; — определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка; — привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы. В работе с семьей удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как беседа, важнейший принцип проведения которой — двусторонняя активность беседующих. Учитель-логопед придает беседе целенаправленность, задает тон, его задача — вызвать собеседника на откровенный разговор. Надо стараться так задавать вопросы, чтобы родители не только отвечали на них, но и приводили примеры из собственного опыта. Беседы проводятся индивидуально, содержание их посвящено уточнению аналитических сведений, анкетных данных, а также выявлению личностных особенностей ребенка, характера его поведения в детском учреждении, дома, при общении со сверстниками; начать беседу можно с постановки острой проблемы. Беседа — одновременно и форма и метод общения с родителями. В Научно-исследовательском институте общих проблем воспитания разработана методика контактного взаимодействия педагогов с родителями, предусматривающая несколько стадий формирования правильного общения: 1-я стадия: поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимы высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность. Важно не оттолкнуть родителей непродуманным вопросом. 2-я стадия: обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, основываясь на его неповторимости и индивидуальности, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка. 3-я стадия: установление общих требований к воспитанию ребенка. От педагога требуется побуждать родителей высказать свои взгляды на воспитание, назвать используемые ими методы, внимательно выслушать их мнение, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки общих требований.
4-я стадия: упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия, но они не должны помешать дальнейшему сотрудничеству. 5-я стадия: реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. Вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и на перевоспитание ребенка. 6-я стадия: совершенствование педагогического сотрудничества. В самом начале учебного года, при поступлении детей в логопедическую группу, проводится анкетирование родителей. Воспитатель вручает родителям каждого воспитанника экземпляр анкеты, которая используется в разных целях, в том числе для изучения педагогической наблюдательности родителей в соответствии с тремя уровнями: — низкий: родители могут лишь выделить определенные явления и факты поведения ребенка; — средний: родители могут выражать свое эмоциональное отношение к выделенным фактам; — высокий: родители стремятся дать анализ явлениям, раскрыть суть и при необходимости разработать программу воздействия на выделенное явление. Низкий уровень (эмпирический) определяется с помощью вопросов типа: «Каковы любимые занятия ребенка?» или «Замечали ли Вы трудности в речи ребенка?» и т.п. Средний уровень (эмпатийный) определяется с помощью вопросов типа: «Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка?», «Что Вам нравится в Вашем ребенке?» и т.п. Высокий уровень (аналитический) выявляется с помощью таких вопросов, как: «Какие занятия в детском саду не нравятся Вашему ребенку? Почему?»; «Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению именно в логопедической группе? В какую сторону? Что способствовало этим изменениям?» и др.
Помимо уровня наблюдательности с помощью анкеты выявляется адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту. В приложении 1 представлена анкета 1 для родителей детей с недостатками речи. Цель анкеты 2 (приложение 2) — выявить преобладающие формы общения ребенка со взрослыми и уточнить данные анкеты 1 относительно выявленного уровня наблюдательности родителей. После заполнения анкет родители передают бланки воспитателям, которые анализируют содержащиеся в них данные, а затем учитывают их в работе. Рисунок на тему «Семья» (методика Г.Т. Хоментаускаса) служит показателем восприятия внутрисемейных отношений и позиции ребенка в семье. По рисунку можно судить о том, являются ли родители личностно значимыми субъектами для детей. Кроме того, рисунок позволяет составить представление о степени эмоциональной и психологической близости ребенка и родителей. Рисунки семьи очень показательны, порой они отражают то, что трудно заметить даже самым близким людям, если они не привыкли придавать значения тем или иным проявлениям в поведении ребенка. Все сведения, полученные при беседе и анкетировании родителей, должны быть проверены в наблюдениях, беседах с воспитателями, детьми. Многолетний опыт работы с детьми свидетельствует о том, что значительная часть родителей показывает довольно низкий уровень педагогической наблюдательности. Такие родители не замечают (или не хотят видеть) особенностей личности своего ребенка, не догадываются о том (или не хотят этого делать), что у него могут быть свои переживания. Если даже в анкете такие родители указывают на озабоченность речевыми трудностями ребенка, то проверка этих данных, как правило, свидетельствует об индифферентности в этом вопросе. Выделяется часть родителей, озабоченных нахождением ребенка в специальной группе. Они считают, что дефект не столь серьезен и может быть преодолен в ходе спонтанного речевого развития ребенка. Аналитический уровень демонстрирует лишь небольшая часть родителей: они дают развернутые ответы на вопросы анкеты, сообщают информацию, выходящую за пределы требуемого, но, по их мнению, важную для лучшего понимания их ребенка, с готовностью откликаются на просьбы учителя-логопеда и воспитателя, серьезно воспринимают домашние задания, тщательно выполняют их. Именно эти родители, в первую очередь, привлекаются к активному участию в работе логопедической группы, чем подают положительный пример остальным. Дети таких родителей лучше настроены на занятия с логопедом. Беседуя с родителями, учитель-логопед убеждается, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи. Почти все родители замечают только неправильное произношение и, очень редко, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией. Первые осознают нарушения произношения, как дефект устранимый, требующий специальной работы как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т.е. они не считают, что произношение звуков у ребенка страдает; родители слышат ошибки в речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу — научится» и т.п., либо придерживаются такого мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем. Такие родители чаще всего показывают низкий уровень наблюдательности — эмпирический. Выделяется часть родителей, позиция которых также может быть обозначена в качестве неадекватной. Они преувеличивают серьезность дефекта, демонстрируя своеобразную гиперрефлексию на дефект, постоянно напоминают ребенку о речевых трудностях, просят произнести слова хорошо, правильно, хотя ребенок не может этого сделать. Такое отношение к дефекту формирует у ребенка комплекс неполноценности, обозначаемый в специальной литературе как «поведенческий и речевой негативизм». Участие родителей в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (по приглашению учителя-логопеда) наряду с вышеперечисленными формами работы активно используется в педагогической практике, значительно повышая эффект коррекционно-педагогического процесса по преодолению нарушений в развитии ребенка.
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Общие методические рекомендации: — покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК); — систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание; — занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме; — не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания; — не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений; — соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий; — не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному; — вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля; — постепенно усложняйте требования к речи ребенка; — учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли; — совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий; — согласовывайте с учителем-логопедом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;
— помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе; — верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи. Варианты специфических рекомендаций: — родителей, недооценивающих серьезность положения, следует убедить в важности логопедической работы, показав например, тетради с выраженной дисграфией; объяснить, что нарушения произношения могут явиться причиной неуспеваемости в школе по русскому языку и чтению; — родителям с гиперрефлексией на дефект важно объяснить, что прогноз коррекции может быть весьма благоприятным, если ребенок почувствует себя спокойно, поверит в свои силы, будет испытывать радость от собственных, пусть, поначалу, небольших успехов; ребенок переживает свой дефект и это сказывается на особенностях его личности и поведения; — не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; — не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его; — работу с логопедом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка, является Для него личностно-значимой (игры по дороге в детское учреждение, в магазин; занятия на прогулке, на кухне и т.д.); — подробно рассказывать, каким образом дефектное произношение может зависеть от аномалий в строении артикуляционного аппарата, какую роль может играть наследственность в формировании правильной речи; — родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми. Результаты совместной работы родителей и ребенка выражаются в наличии следующих умений: — отличать правильное произношение от дефектного; — осуществлять слуховой контроль за собственным произношением; — оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; — узнавать и различать звуки. У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи (достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности к успешному освоению учебной деятельностью в школе. Ниже представлен один из вариантов индивидуального плана коррекционной работы с ребенком на учебный год.
Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком на учебный год Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования, и условно делится на несколько этапов. I. Подготовительный этап Основная задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к кропотливой и длительной коррекционной работе.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ • Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям. • Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений. • Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков. • Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок. • Укреплять физическое здоровье в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов). II. Формирование произносительных умений и навыков ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ • Устранять дефектное звукопроизношение. • Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически. • Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью. Виды коррекционной работы на данном этапе. 1. Постановка звуков в последовательности: — свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з']; — шипящий [ш]; — сонорный [л]; — шипящий [ж]; — сонорные [р], [р']; — шипящие [ч], [щ]. Способ постановки — смешанный. Подготовительные упражнения для постановки звуков: — для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»; — для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»; — для [р], [р']: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»; — для [л]: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально. 2. Автоматизация поставленного звука в слогах: — [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з'], [л'] автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных; — [д]> [Ч1> [щ]. [л] автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных; — [р], [р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию языка. Автоматизация каждого исправленного звука по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе детей со сходным дефектом. 3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом. 4. Автоматизация поставленных звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистого-ворки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки. 5. Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков: [с] - [з], [с] - [с'], [с] - [ц], [с] - [ш]; [ж] - [з], [ж] - [ш]; [ч] - [с'], [ч] -[т'], [ч] - [щ]; [щ] - [с'], [щ] - [т'], [щ] - [ч], [щ] - [р']; [р] - [л], [р] - [р'], [р'] - [л'], [р'] - [й], [л'] - [л]. 6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в монологах и диалогах, играх, развлечениях, экскурсиях, на прогулках, труде и других формах детской жизнедеятельности). III. Совершенствование фонематических процессов и звуковой аналитико-синтетической деятельности параллельно с коррекцией звукопроизношения у ребенка
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.161 (0.056 с.) |