Бачина О.В., Самородова Л.Н. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бачина О.В., Самородова Л.Н.



УДК 376 ББК 74.102 Б32

Бачина О.В., Самородова Л.Н.

Б32 Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журна­ла «Логопед»). (8) ISBN 978-5-9949-0092-5

В пособии рассматриваются вопросы психолого-педагогическо­го взаимодействия ДОУ и семьи в целях преодоления имеющихся у ребенка нарушений речевого развития. Содержательные и орга­низационные аспекты семейного воспитания детей с недостатками речи являются результатом практической деятельности ДОУ и вклю­чают: методы и приемы изучения особенностей родителей таких детей, методические рекомендации родителям, традиционные и ин­новационные формы и методы работы учителя-логопеда с семьей и другие практические материалы.

Пособие может использоваться в практической работе логопеда­ми, воспитателями логопедических групп и другими специалиста­ми, осуществляющими работу с родителями детей, с речевыми недостатками. Родители, заинтересованные в эффективной коррек­ции речевых недостатков у детей, найдут в данном пособии алго­ритм своего участия в совместной с педагогами ДОУ коррекционно-развивающей деятельности.

УДК 376 ББК 74.102

ISBN 978-5-9949-0092-5 © ООО «ТЦ Сфера», 2009

 


Предисловие

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с на­рушениями речевого развития определяется, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, успешной работой с се­мьями воспитанников дошкольного образовательного учрежде­ния, от которой зависит эффективность деятельности самого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и его мате­риальное обеспечение. Во-вторых, особенностями современной семьи (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности по­лучения образования и т.д.), заставляющими искать новые фор­мы взаимодействия.

Одна из наиболее сложных проблем — различия в позици­ях педагогов и родителей по вопросам речевого развития де­тей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от ра­боты по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умени­ями. Они испытывают определенные трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с детьми дома.

Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и за­трудняется в использовании этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной свя­зи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

На протяжении многих лет система дошкольного образова­ния существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и речевого развития детей.

Осознанное включение родителей в совместный с учите­лем-логопедом коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения позволя­ют значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществ­ляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Концепция дошкольного воспитания положила начало ре­форме дошкольного образования. В ней указано, что семья и

ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании», Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, — «взаи­модействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» [3].

Изучение опыта деятельности дошкольных учреждений показывает, что работу с семьей учителя-логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Безусловно, есть, и не малый, положительный опыт деятельности педаго­гов в области семейного воспитания, но чаще общение стро­ится или на уровне взаимных претензий, или формально.

Практика работы в ДОУ доказывает, что современным ро­дителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для ре­шения проблем речевого развития, поддержка и помощь де­тям. -

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно — со­трудничества, взаимодействия и доверительности. Учитель-логопед осуществляет работу по интеграции общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста с речевой патологией. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями.

Таким образом, модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума; сотрудниче­ство семьи и учителя-логопеда становится все более востребо­ванным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей — основа совершенствования семейного воспита­ния детей с нарушениями речи.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями — доста­точно сложный процесс, требующий качественной подготов­ки специалиста по нескольким направлениям, содержание и структура которых представлены в этом пособии.

Целью создания пособия являлись следующие установки:

— рассмотрение работы учителя-логопеда сквозь призму фор­мирования мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;

— предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи и учителя-логопеда как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса.

Основные задачи подготовки пособия:

— убедить педагогов в том, что работа с семьей — важное условие успешной коррекционной работы с детьми по ис­правлению речевых нарушений;

— познакомить педагогов с историей вопроса и показать им значение, стиль взаимодействия с семьей;

— обобщить опыт работы ДОУ в области многоаспектного со­трудничества педагогического коллектива с семьей;

— дать учителю-логопеду методические рекомендации по со­держанию и формам семейного воспитания;

— познакомить с разнообразными практическими материала­ми в виде анкет, схем, памяток, таблиц, вариантов кон­сультаций по решению конкретных задач коррекционно-педагогического процесса.

Будем очень признательны всем, кто выскажет свое мне­ние по поводу прочитанного, поделится собственным опытом работы в этом виде деятельности и выскажет соответствую­щие выбранной теме замечания и пожелания.

 

Учителя-логопеда с семьей

Содержание и формы работы учителя-логопеда с родителями детей

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и деви­зом «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями: темы

собраний не определяются вышестоящими инстанциями, как это делалось в 1980-х гг., например, в соответствии с Про­граммой педагогического всеобуча родителей. Каждый учи­тель-логопед может выбирать самостоятельно проблемы, ин­тересующие родителей и освещать их в удобной для него фор­ме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в про­граммы обучения и воспитания детей с нарушениями речево­го развития [4, 8, 18—23].

Родителей надо привлекать к активному участию в обуче­нии с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Последний пункт анкеты 1 (см. приложение 1) пред­лагает сообщить, какое участие родители могут принять в организации жизни группы. Даже минимальная помощь, ока­занная родителями, дает им возможность почувствовать свою причастность к общим заботам.

В начале учебного года (сентябрь) на традиционно прово­димом родительском собрании учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагно­стики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с про­граммой обучения детей группы того или иного речевого про­филя. Для такого общения с родителями можно использовать схему организации логопедической службы в дошкольном уч­реждении (приложение 4). Методом работы с родителями на подобном собрании будет комментирование учителем-логопе­дом позиций рассматриваемой схемы.

Основная задача, которая стоит перед учителем-логопедом на начальных этапах работы с родителями, — формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

В этих целях можно использовать следующие приемы:

— разъяснение необходимости логопедической работы с ис­пользованием, например, рассказ о возможных последствиях нарушений произношения при отсутствии коррекционной работы;

— рассказ об итогах работы логопедической группы в преды­дущие годы: большой эффект производит демонстрация записей дефектной и исправленной речи с использованием аудио- и видеокассет, в результате чего родители наглядно могут убедиться в том, как многому научатся их дети в специальной группе;

— подчеркивание необходимости систематических занятий и

роли в коррекционной работе родителей.

Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за I полугодие и знакомит с задачами II полугодия. На собрании в конце учебного года (май) подводятся итоги коррекционной работы. На него при­глашаются учителя начальных классов, к которым дети по­ступят в начале учебного года.

Родительские собрания — важный элемент стратегии об­щения с семьей, на них закладываются основы сотрудниче­ства и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение дошкольников.

Никакая самая тщательная работа детского учреждения не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Сотрудниче­ство учителя-логопеда с родителями заключается в выполне­нии последними домашних заданий, направленных на за­крепление тех умений и навыков, которые были приобрете­ны ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т.е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой.

Используя предложенный для исправления речевой пато­логии материал дома, родители получают возможность про­контролировать закрепление ребенком полученных на лого­педических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку, т.е. в повседневной жизни.

Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей от­носятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей мо­жет способствовать устранению речевых дефектов в дошколь­ном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школь­ному обучению.

На рис. 1 представлены направления взаимодействия спе­циалистов детского учреждения, работающих с детьми, име­ющими недостатки речи.

Учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель помогают родителям правильно организовать эту работу. В их задачи входит показать индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка и наметить общий перспективный план преодоления имеющихся проблем в развитии.

Для установления режима систематического, планомерно­го выполнения домашних заданий и привлечения к ним ро­дителей заводится индивидуальная папка («накопительный портфель ребенка») или тетрадь домашних заданий, в кото­рой весь речевой материал распределяется по направлениям:

— развитие (формирование) артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук;

— воспитание произносительных навыков;

— развитие просодики речи;

— развитие звукового анализа и синтеза;

— подготовка к обучению в школе (обучение грамоте, формиро­вание навыка чтения, развитие графических навыков и т.д.);

— формирование активного и пассивного словаря;

— формирование лексико-грамматических категорий языка;

— развитие психологической базы речи. Рассмотрим примерный вариант домашнего задания.

 

Тема «Сад — огород»

Задание 1. Родителям рекомендуется:

— рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды;

— повторить обобщающие слова— «овощи», «фрукты», «ягоды»;

— обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

— рассказать, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, огороде, на земле, в земле, на кустах, деревьях);

— сходить вместе на овощной рынок и посмотреть, какие ово­щи, фрукты и ягоды там продают;

— рассказать, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод;

— поговорить о труде колхозников на полях осенью. Задание 2. Дидактическая игра «Что лишнее?». Яблоко, груша, картошка, лимон.

Морковь, слива, капуста, горох.

Малина, клубника, апельсин, черника.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак».

Яблоко (какое?) —..., клюква (какая?) —..., помидор (какой?) —...

Задание 4. «Назови, какие ты знаешь фрукты на звук [а]» (ананас, апельсин, абрикос).

Задание 5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» (по­просить ребенка самостоятельно составить описательную за­гадку об овоще, фрукте или ягоде): овальный, твердый, жел­тый, кислый, кладут в чай (лимон).

Задание 6. Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание 7. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Уз­най по запаху» (предложить ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь, с закрытыми глазами, по запаху).

Задание 8. Ответить на вопрос: Что едят сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды).

Задание 9. Образование относительных прилагательных: сок из яблок — яблочный, варенье из яблок — яблочное, на­чинка для пирога из яблок — яблочная и т.д.

Задание 10. Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану: Что это? Где растет? Внешний вид. Каков на вкус? Что из него готовят?

Задание 11. Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Задание 12. Составить предложение из слов.

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Задание 13. Закончить предложения (составление сложно­подчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы.... Мама помыла ово­щи, чтобы.... Мама собрала в саду малину, чтобы.... Мама купила в магазине яблоки, чтобы....

Задание 14. Составить как можно больше сложносочинен­ных предложений по схеме и образцу.

Морковь — овощ, а яблокофрукт. Морковь растет в огороде, а яблоков саду. Из моркови делают салат, а из яблок варят компот.

Задание 15. Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка... (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную... (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить... (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок — крупный гладкий... (кабачок).

И красавец-великан темно-синий... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Задание 16. Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Работа на огороде

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.

Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?

Где растут овощи?

Что делают колхозники на огороде осенью?

Задание 17.Объяснить ребенку значение пословицы «Лет­ний день год кормит».

Задание 18. Разделить страницу альбома на три части и нарисовать овощи, фрукты и ягоды.

При подготовке домашних заданий для совместного вы­полнения их детьми и родителями учитель-логопед:

— не должен включать задания по изучению нового материала;

— предварять задания подробными инструкциями по его вы­полнению;

— ставить абсолютно ясную цель выполнения каждого задания;

— учитывать принцип ведущей деятельности.

Тетрадь индивидуальных заданий является азбукой обуче­ния ребенка правильной речи. Индивидуализация обеспечива­ется последовательностью прохождения разделов плана работы и объемом материала в каждом из них. Это дает возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствую­щей отработки, а что — только уточнения и повторения.

На первой странице тетради учитель-логопед пишет обра­щение к родителям в форме рекомендаций, примерный вари­ант которого представлен ниже.

 

Вы любите своего ребенка?

Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?

Учите своего малыша говорить.

Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.

Не заглядывая в отдаленное будущее, оцените сегодняшнее состояние речи своих детей. Если Ваше любимое чадо получило прозвище «Карта­вый» или «Шепелявка», не Ваша ли в этом вина? Уделяете ли Вы должное внимание тому, чтобы ребенок вовремя научился четко и правильно раз­личать все звуки родного языка и правильно их произносить. Его активный словарь к этому времени составляет 3000—4000 слов.

Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное вни­мание к речи детей нередко становится главной причиной их дислалии — дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут и логопед и педагоги-воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правиль­ной речи должны взять на себя родители.

С чего начать?

Начинать надо с малого. Мы имеем в виду возраст ребенка и те «ма­лые» посильные задачи, которые Вы поставите перед ним на первом этапе.

Решение речевых проблем требует и Вашего желания и знания (ис­пользования) элементарных принципов любого обучения.

• Ребенок должен учиться, играя.

• Обучающий только тогда научит обучаемого, когда сам в достаточной мере овладеет материалом.

• В сотворчестве со своим ребенком Вы добьетесь наибольших результа­тов

• Сочетание разных приемов обучения не утомит ребенка, а разовьет его интерес и восприимчивость.

Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не на­вязчивость!) и методичность (не скукота!) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.

 

Эффективная форма выявления динамики развития ребен­ка — систематическое проведение открытых занятий специа­листами в присутствии родителей, включающих: знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей, наблюдение за своим ребенком «со сторо­ны», за его успехами не на словах, а на деле, за достижения­ми сверстников и при необходимости сравнение их; оценку имеющихся трудностей.

В течение года учитель-логопед периодически планирует групповые встречи-занятия с родителями, присутствие кото­рых на открытых просмотрах с последующим обсуждением является действенной формой обучения родителей. Виды за­нятий следует чередовать, чтобы за 2—3 года обучения проде­монстрировать их разнообразие и эффективность.

Перед занятием учитель-логопед разъясняет его цель, обра­щает внимание на используемые методы и приемы. Постепен­но родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников коррекционного процесса, видя, как их дети пре­одолевают свой речевой дефект. Вопросы учителя-логопеда мо­гут быть обращены и к родителям, и к ребенку, что создает на

занятии непринужденную атмосферу. Совместные занятия спо­собствуют более ответственному отношению родителей к вы­полнению домашних заданий учителя-логопеда.

Полезно объединить открытое занятие с консультацией (табл. 2). В зависимости от темы проводить ее следует воспи­тателю или логопеду.

Информация о проведении собраний (консультаций), от­крытых занятий вывешивается заранее.

 

Таблица 2 Темы занятий и консультаций

Месяц Тема Дата проведе­ния Ответственный
Сен­тябрь «Единство требований детского учреждения»   Логопед, воспитатель
Октябрь «Поощрение и наказание в семье»   Воспитатель, логопед
Ноябрь «В гости к свистящим»   Логопед
Декабрь «Что икак читать ребенку?»   Воспитатель, логопед
Январь «Игрушки полезные ивредные»   Воспитатель
Февраль «Умники и умницы»   Логопед
Март «Что такое нравственность и как ее воспитывать?»   Воспитатель
Апрель «О воспитании детской самостоя­тельности и самоконтроля»   Логопед, воспитатель
Май «Надо ли ребенка учить "давать сдачи"». «О доверии к окружающему миру»   Воспитатель

«Учимся у тех, кого любим» — это выражение как нельзя точно объясняет роль мамы на занятиях. Учитывая интерес родителей к поведению ребенка на занятии, к тому, как он усваивает преподносимый материал, какими методами учитель-логопед добивается правильного произношения, можно прак­тиковать посещение обычных занятий в течение года (при не­обходимости) с учетом возможности родителей. Комплексные занятия, подсказывающие чему учить и как; простейшие психологические тесты, заставляющие задуматься об уровне разви­тия ребенка; различные советы и предложения по воспитанию помогут родителям в их педагогических поисках.

Таким образом, при моделировании взаимодействия дет­ского учреждения с семьей необходимо учитывать следую­щие этапы:

• диагностический:

— ознакомительная работа с родителями;

— сбор анамнестических сведений о ребенке;

— анкетирование родителей;

— участие родителей в работе ПМПк.

• планово-прогностический:

— планирование работы с родителями;

— проведение обзорного собрания для родителей.

• деятельностный:

— работа по заданию логопеда в индивидуальных тетрадях;

— работа по заданию психолога;

— консультативно-информационная работа с родителями;

— участие родителей в организации предметно-развивающей среды группы (ДОУ).

• итогово-аналитический:

— проведение (в течение года) специалистами ДОУ открытых занятий для родителей с целью выявления динамики раз­вития детей;

— обсуждение итогов коррекционной работы за год и резуль­татов деятельности ПМПк.

Консультативно-информационная деятельность — неотъем­лемая часть коррекционного процесса.

Потребность родителей в знаниях можно реализовать в раз­ных формах: проведение консультаций, встреч за «круглым столом», тематических выставок; использование папок-пере­движек и т.д.

В приложении 5 представлены формы взаимодействия, рас­крывающие педагогический потенциал современной семьи и детского учреждения. Рассмотрим один из вариантов консуль­тации для родителей.

 

Тема «Потерялся звук [р]» (консультация для родителей)

Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чи­сто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у

других.... Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!

В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Са­модеятельность только ухудшает ситуацию и может навре­дить ребенку.

Время обращения за консультацией к логопеду очень ин­дивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребенок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифици­рованная помощь.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребенка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замеча­ют, что их ребенок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.

От чего здесь в первую очередь надо предостеречь ро­дителей?

Поскольку родители не владеют техникой постановки зву­ка, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсю­да возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.

Работа над звукопроизношением сложна и требует опреде­ленной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обяза­тельно довести курс коррекции произношения у ребен­ка до конца.

Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приемы устранения речевых недостатков.

Научить правильному произношению легче всего в до­школьном возрасте.

Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов:

— звук поставлен;

— звук закреплен изолированно, в слогах, словах и предло­жениях по подражанию взрослому и при его непосредствен­ном контроле;

— сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.

Закрепление звука дает более высокую ступень автомати­зации, связанную с отвлечением от произношения на следу­ющие раздражители:

— зрительный (картина, схема, предмет и т.д.);

— слуховой, предполагающий параллельную задачу звуково­го плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи);

— тактильно-мышечный (письмо, моделирование буквы, обго-варивание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых поручений, речь, связанная с движе­нием на динамических и физкультурных паузах, и т.д.);

— вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собствен­ных ощущений ребенка в естественных и искусственно со­зданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экс­курсий, экспериментов, занятий и т.д.);

— мотивационный (интересные задания на развитие мышле­ния, памяти, внимания и других психических процессов и их операций).

В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершен­ствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:

— нацелить ребенка перед ответом на правильное произноше­ние с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;

— постараться предупредить ошибку в произнесении взгля­дом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:

• губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

• губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

— отметить качество произношения во время общей оценки ответа;

— следить за правильным звукопроизношением в повседнев­ной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выпол­нении трудовых поручений);

— стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нару­шать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по зву­кам и ты должен вместе с ним последить за звуком»);

— переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поде­литься своими впечатлениями с человечком-звуком [с] или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить име­нины появившегося звука; вручить памятку (медаль, зна­чок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном про­изношении; поставить человечка-звук или куклу-логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из угол­ков, в котором все звуки должны произноситься правиль­но. Подобные зоны постепенно могут занимать все большее пространство и выноситься на улицу, в музыкальный и спортивный залы.

Полезно в процессе закрепления правильного произноше­ния переводить ребенка на внеречевые формы работы: изго­товление аппликации, рисование, раскрашивание и т.п.

 

Популярностью у педагогов пользуется «Устный журнал», имеющий рубрики (страницы): «Советы учителя-логопеда», «Спрашивали — отвечаем», «Говорят дети», «Это интересно знать» и др. Растет популярность «Педагогических гостиных», встречи в которых посвящаются наиболее актуальным про­блемам логопедагогики.

Некоторая модернизация «родительских уголков» также сти­мулирует мотивацию родителей к педагогическим знаниям, если умело использовать специальные памятки, тематические кон­сультации (приложение 6), домашнюю игротеку с каскадом иг­ровых приемов для речевого развития и т.п. (приложение 7).

Не следует забывать и о старых, традиционных формах ра­боты с семьей; если их умело сочетать с появляющимися новы­ми формами сотрудничества детский сад — семья. Становятся популярными клуб «Педагогика для всех» (приложение 8), «Клуб педагогических дискуссий», на заседаниях которых призывают: приходите, обращайтесь, ищите, спрашивайте, консультируйтесь. Заседание в клубах подобного рода можно проводить 1 раз в 4 месяца и всегда под девизом: «Детский сад в помощь семье в коррекционно-развивающем обучении».

Удачной находкой для согласования работы всех служб и ро­дителей стали «информационные корзины» (табл. 3), в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести пред­ложения и замечания. На основании этих записей каждая служба корректирует свою работу, а учитель-логопед может сделать вы­вод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

 

Таблица 3 Примерная структура «информационной корзины»

Служба Да­та Содержание просьбы, заявки, замечания ФИО родителей Кому адресована просьба Информа­ция о при­нятых мерах
Админист-ративно-хозяйст-венная          
Методиче­ская          
Медицин­ская          
Логопеди­ческая          
Психологи­ческая          

 

 

На рис. 2 представлены основные направления в работе с детьми, имеющими речевые недостатки.

На встречи родительского лектория приглашаются автори­тетные специалисты: педагоги, психологи, врачи, активно ис­пользуется техническое оснащение. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу доверия как для детей, так и для взрослых.

Вовлекаясь в коррекционную работу, родители получают воз­можность развиваться вместе с детьми, повышать свою педагоги­ческую компетентность. В приложении 9 даны советы и методи­ческие рекомендации по развитию моторики пальцев рук у де­тей, а в приложении 10 — схема стратегии работы ДОУ с семьей.

Внедрение в практику работы образовательной модели «Дет­ский сад — семья — школа — единое образовательное про­странство» и системы медико-психолого-педагогического со­провождения ребенка, поддержки его семьи обеспечивает пол­ноценное проживание ребенком детства.

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Консультация для родителей

«Развиваем у детей умение классифицировать»

В основе таких учебных трудностей детей, как невнима­тельность и рассеянность, неусидчивость, непонимание объяс­нения педагога с первого раза, плохое выполнение самостоя­тельных заданий, как правило, находится низкий уровень произвольности высших психических функций. Для разви­тия этого качества необходимо использовать материал, отли­чающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью. Наиболее эффективны коррекционные упражнения, направ­ленные на формирование умений классифицировать предла­гаемый материал по одному или нескольким признакам, а также по самостоятельно найденным основаниям.

 

 

Примерные коррекционно-развивающие упражнения

«Светофор»: «Нарисуй в клеточках красные, желтые и зе­леные кружки так, чтобы в каждой строке и каждом столбце не было одинаковых кружков».

«Игра с обручами» (формирование умения классифициро­вать предметы по одному или нескольким признакам)

Ребенок должен расположить предметы (разных геометри­ческих форм) так, чтобы только округлые оказались внутри обруча. После этого ребенок отвечает на вопросы:

Какие фигуры лежат внутри обруча?

Какие фигуры оказались вне обруча?

Что общего у предметов, лежащих в кругу? Вне круга?

Игру с одним обручем, меняя заданный признак для груп­пировки фигур, нужно повторить 3—5 раз, прежде чем пе­рейти к игре с двумя или тремя обручами. Правила для клас­сификации могут быть разные:

— расположи предметы (фигуры) так, чтобы все заштрихо­ванные (красные, зеленые), оказались внутри обруча;

— расположи предметы (картинки) так, чтобы одушевленные оказались внутри обруча.

«Игра с двумя обручами» (формирование умения класси­фицировать предметы с учетом двух признаков)

Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые на листе бумаги двумя обруча­ми, а именно:

— внутри обоих обручей (место пересечения);

— внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерыви­стой линии;

— внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии;

— вне обоих обручей.

Каждую из областей можно обвести карандашом. Правила для классификации могут быть разные:

— расположи фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии — все угольные;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.199 с.)