Влечения-движущая сила поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влечения-движущая сила поведения



По убеждению З. Фрейда, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызванного потребностью. По З. Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются влечениями. Во влечениях проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Он утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется влечениями. Удовлетворение влечения как таковое является «конечной причиной любой активности». В человеческой динамике влечений заложены действующие в неразрывной последовательности психические процессы. В потоке сознания психические т.е бессознательные процессы не составляют исключения, напротив, содержание сознания представляет собой фрагментарное и видоизмененное производное от непрерывной деятельности бессознательного. Такая деятельность построена не на пассивном реагировании организма на воздействия окружающей среды, а на активном устремлении и противоборстве заложенных в живом существе сил. З. Фрейд писал, что нервная система – это аппарат, функцией которого является устранение накопившегося раздражения, снижение его до возможно более низкого уровня, а если бы это было реально – то и поддержание в организме полного отсутствия такового. О фрейдовской теории мотивации поведения дает представление модель редукции влечения. Иными словами, активность психического аппарата подчинена принципу удовольствия–неудовольствия. Понятие «влечение», по З. Фрейду, отражает двойственность тела и духа, объединяет между собой органическое (а именно энергию) и психическое (аффект) представления.

 

11. Характеристики влечений

Если влечение определяется как врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения, то само телесное возбуждение, из которого оно возникает, называется потребность. Например, состояние голода, желание поесть как мотив поведения. В связи с этим влечения считаются движущими факторами личности. Однако, они не только побуждают поведение, но и определяют его направленность. Вместе с тем, организм также может активизироваться и внешней стимуляцией. Хотя З. Фрейд отводил внешней стимуляции вторые роли, он никогда не отрицал ее значение в определенных условиях. Любое влечение имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

Источник влечения — состояние организма (соматический процесс в органе или части тела) или потребность, вызывающие это состояние (например, голод или жажда). Цель влечения всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Объект означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивида, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) влечения, объект – это не только конкретный человек, предмет или условие, удовлетворяющее потребности; он также включает поведение, направленное на поиск необходимого предмета или условия.

Практически любой поведенческий процесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах:1) привязки, или направления энергии на объект (катексис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к другим людям. 

2) препятствия, мешающего удовлетворению влечения (антика- тексис). Таким образом, взаимодействие между выражением влечения и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляет главный̆ оплот психоаналитического построения системы мотивации.
Ключом к пониманию динамики энергии влечений и ее выражения в выборе объектов является понятие смещённой̆ активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения влечения невозможен. В подобных случаях влечение может сместиться и, таким образом, сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте. З.Фрейду, все устройство современной̆ цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной̆ и агрессивной̆ энергии (сублимации). Стимул (напряжение) представляет собой̆ количество энергии, силы или давления, которое требуется для удовлетворения влечения. Оно может быть оценено косвенным образом путем наблюдения количества и видов препятствий, которые предстоит преодолеть человеку в поисках конкретной̆ цели.

 

12. Закономерности проявления влечений

Теории Фрейда, которые оказали влияние на дальнейшее развитие исследований особенностей и объяснения причин человеческого поведения.

Первое. Влечения могут проявлять себя по-разному. Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (т. е. внешне направляться на несексуальные цели) и, наконец, вытесняться, так же проявляется в содержании сновидений или проявляться в ошибочных и симптоматических действиях или невротических нарушениях. Второе. В теоретических построениях З. Фрейда психическая жизнь, понимаемая как постоянный̆
конфликт противоречивых тенденций внутри личности, предстает в виде иерархии трех механизмов: Оно – представляет собой источник и резервуар всей̆ побудительной̆ энергии, включает все то психическое, что является врожденным и возникает сразу после рождения ребенка, включая влечения. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Оно, называется принципом удовольствия. Для того, чтобы избежать напряжения или боли, получить удовольствие – Оно может использовать два процесса: рефлекторные действия типа чихания и мигания, обычно сразу снижающие напряжение, и более сложные действия т.е первичный процесс, что означает попытка высвободить энергию через создание образа объекта, в связи с чем энергия переместится. (прмер, сновидение) Я (Ego) – появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий̆ с миром объективной реальности. Я подчиняется принципу реальности – сдерживает разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения потребностей при минимуме болезненных и неприятных последствий. Я действует посредством вторичного процесса (реалистического мышления). При помощи вторичного процесса Я формулирует план удовлетворения потребностей̆, а затем подвергает его проверке (тестирует реальность). Сверх–Я (Superego) – это внутренняя репрезентация традиционных ценностей̆ и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний (принцип долженствования). В отличие от Я, Сверх–Я не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей̆: оно их постоянно блокирует.

Третье. Взрослая личность есть результат истории влечений, причем особое значение имеет детство. Четвертое. Развитие влечений проходит несколько психосексуальных фаз в соответствии со сменой так называемых эрогенных зон. Пятое. Ход развития влечений подобен развитию действия в «любовном треугольнике»: супружеской̆ пары и любовника. В роли последнего выступает ребенок, который стремится к сексуальным отношениям с родителем противоположного пола (эдипов комплекс) При нормальном развитии конфликт разрешается путем идентификации с родителем одного с ребенком пола. Это разрешение ведет к усвоению уже в раннем детстве моральных норм, и тем самым к образованию совести (Сверх-Я) как механизма, контролирующего поведение личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.116.183 (0.006 с.)