Закономерности взаимосвязанности личност. и ситуатив. детерминант. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности взаимосвязанности личност. и ситуатив. детерминант. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей.



Параметры (1. Степень соответствия данного действия действиям других людей; 2. Степень соответствия данного действия действиям человека в других ситуациях; 3. Степень соответствия данного действия действиям человека в аналогичных ситуациях в прошлом) связаны с двумя проблем­ными областями: межиндивидуальными и интраиндивидуаль­ными различиями поведения.

Межиндивидуальные различия: 1) соответствие действия поведению других людей (параметр 1); 2) стабильность по отношению к ситуациям, особенно если по­стоянство действий в разных ситуациях скорее выглядит как откло­нение от естественного поведения, а не как обусловленное временем изменение (параметр 2).

Интраиндивидуальные: 1) стабильность во времени (параметр 3). Человек в рамках одной ситуации более склонен сопоставлять одновременные или почти одновременные со­бытия, а не события, отстоящие друг от друга во времени.

Попытки объяснения повед. других людей, скорее будет связано с межиндивид., чем с ин­траиндивид. проблематикой. Т.к интраин. изменен. повед. строятся на информации за длительный период времени.

 Закономерности взаимосвяз. личност. и ситуативных детерминант:

1. при повторении через некоторое время одной и той же ситуации наблюдается изменение повед. (причины: ситуация не является значимой; ее повторение сопровождается какими-либо побочными с действием обстоятельствами). Необходимо обратить внимание не на личност. и ситуативные факторы, а на обстоятельства и их влиянии не собственно на поведение, а на эти факторы;

2. обстоятельства оказываются неизвестными, то ис­комым детерминантом явл. повторяющаяся ситуация. Действие может быть связано с частотой ее повторения. Иногда по мере своего повторения ситуация все в меньшей степени определяет по­ведение. Напр. студент-первокурсник может испытывать волнение перед каждым экзаменом. На более старших курсах, экзамены уже не вызывают такой тревоги. Оно сохраняет. при сдаче экзаменов по тем предметам, которые для студента начимые;

3. изменение поведения в повторяющейся ситуации связаны с возрастом человека (причина в личности, в динамике ее развития);

4. когда невозможно выявить корреляцию со специфическими обстоятельствами повторяющейся ситуации, с последовательностью ее повторений, с возрастом человека, но наблюдается связь с вну­триличностными изменениями человека, то возможно это влиянии на поведение личностных факторов, вызвавший изменениями в мотивах или установках. 

 

Индивид и ситуация.

Варианты взаимодейст. лич. и си­т.: 1. Соответствие личности и ситуации. Некоторые люди подходят лучше к одним ситуациям, чем к другим. Люди могут по-разному адаптироваться к различным особенностям ситуа­ции или одна и та же ситуация может удовлетворять разные потребности, иметь для них различный личностный смысл.

2. Выбор личности ситуацией. Т.е ситу­ации выбирают личность. Ситуация имеет свои «требования к допуску» того или иного типа личности. Напр. ситуация выбирает человека при проведения профессионального отбора. Т.к различные профессии и виды работ требуют неодинаковых навыков и индивиду­ально-личностных характеристик.

` 3. Выбор ситуации личностью. Люди выбирают свои ситуации. Выбор ситуации, осно­вывается на возможностях, которые она предоставляет. Человек, как правило, выбирает те из них, которые, хорошо соответствуют его потребностям, желаниям и целям. Напр. чел. хочет избавиться от тягостных мыс­лей, то он скорее пойдет на вечеринку с друзьями, чем будет один си­деть дома.

4. Стимулирование различными ситуац. различных компонентов лич. Различные сит. стимулируют раз­личные переживания, цели и убеждения у каждого чел. Сит., в которые попадает чел., способствуют тому, что у него возникают представления и намерения, влияющие на его чувства, мысли и поведение и продолжают беспокоить человека даже если он «ушел» из ситуации.

5. Личность изменяет ситуацию. Чел., попадая в ту или иную сит., способен изме­нить ее. Люди зачастую реорганизуют ситуацию, чтобы достичь собственных целей. Т.е речь идет о способности че­ловека к активной адаптации (преобразованию), чтобы она дала возможность удовлетворить потребность или добиться намеченной цели. Напр.интриги.

6. Ситуация изменяет личность. Чел. сильно «включается» в ситуацию, что она меняет его потреб­ности, интересы, ценности или мировоззрение. Напр. феномен социализации человека (опред. культура правил, нормативов и ценностей, по сути, с самого детства навя­зывает человеку отношение к окружающему миру, обычаи, ритуалы, привычки и язык. «С кем поведешься – от того и наберешься».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.199 (0.008 с.)