Процесс оперантного обусловливания. Научение через кормушку. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс оперантного обусловливания. Научение через кормушку.



Ключевая структурная единица скиннеровского подхода - реакция. Реакции можно ранжировать от простых рефлекторных реакций (например, слюноотделение на пищу, вздрагивание на гром - кий звук) до сложного паттерна поведения (например, решение математической задачи, скрытые формы агрессии). Реакция - это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды. Сущность процесса научения - это установление связей (ассоциаций) реакций с событиями внешней среды.

В своем подходе к научению Б. Ф. Скиннер проводил различие между реакциями, которые вызываются четко определенными стимулами (например, мигательный рефлекс в ответ на дуновение воздуха), и реакциями, которые нельзя связать ни с одним стимулом. Эти реакции второго типа порождаются самим организмом и называются оперантами.

Б. Ф. Скиннер считал, что стимулы среды не принуждают организм вести себя определенным образом и не побуждают его действовать. Исходная причина поведения находится в самом организме (табл. 2). Б. Ф. Скиннер писал: «Не существует внешнего побуждающего стимула к оперантному поведению, оно просто происходит, осуществляется. С точки зрения теории оперантного обусловливания операнты порождаются организмом. Собака идет, бежит, "возится" с кем-то; птица летит; обезьяна прыгает с дерева на дерево; человеческий детеныш лепечет. В любом случае поведение происходит без воздействия какого-то специального побуждающего стимула... Производить оперантное поведение - это заложено в биологической природе организма»

Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени - это образцы оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося рас - познаванию. Б. Ф. Скиннер понимал, что бессмысленно рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неизвестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.

Если последствия благоприятны для организма, вероятность повторения операнта в будущем увеличивается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления (в смысле высокой вероятности его появления) обусловились. Сила позитивного подкрепляющего стимула, таким образом, определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно предшествовали ему. И напротив, если последствия реакции не благоприятны и не подкреплены, вероятность получить оперант уменьшается. Б. Ф. Скиннер полагал, что, следовательно, оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные, последствия ослабляют поведение, по- рождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их.

Например, каждая кнопка с цифрой в лифте является сигнальным стимулом (S СС) для соответствующего этажа (S П). Если человек нажмет на кнопку с цифрой 4 (S P), лифт доставит его на четвертый этаж и он получит подкрепление, заставляющее нажимать на кнопку с цифрой 4 в следующий раз (если нужен тот же этаж). Однако если этому человеку нужно попасть на первый этаж и он нажимает на кнопку с цифрой 1, а лифт доставляет его в подвал, то в следующий раз, вероятно, он не будет повторять ту же реакцию, а вместо этого попробует нажать на кнопку с цифрой 2. Если цифра 2 обеспечит ему подкрепление, он, вероятно, повторит эту реакцию в будущем. Б. Ф. Скиннер отмечал, что люди постоянно сталкиваются с различными сигнальными (дифференцировочными) стимулами, связанными с подкреплениями: заглавие книги на полке, указывающее на то, что это та самая книга, которая нужна, сигналы светофора, контролирующее поведение на перекрестке, стрелки часов, напоминающие, что пора отправляться на встречу, пятно на костюме, говорящее, что костюм пора отдать в чистку, и тысячи других проявлений, многие из которых не всегда ясно осознаются

Б. Ф. Скиннер считал, что оперантное поведение характерно для повседневного научения. Поскольку поведение, как правило, носит оперантный характер, то наиболее эффективным подходом к науке о поведении является изучение обусловливания и угасания оперантного поведения

Научение через кормушку

Экспериментатор дает шарики пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть, что крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а через какой-то промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага постепенно становится наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой депривации (голода). В ситуации оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть оно действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.006 с.)