Нормативность и индивидуальность активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативность и индивидуальность активности



Виды и единицы активности

Виды активности: Произвольная активность -поведение ч-ка, когда известно, что отдельные стадии активности согласуются с меняющ-ся условиями сит-ции и продолжаются ровно столько, ск-ко необходимо для достижения опред-го результата. Отличит особен-ми активности являются:  намеренность,
 осознанность преследуемой цели,
 возможность контроля над ходом разворачивающихся процессов.
 Непроизвольная активность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими-либо внешними причинами и осущ-ся без сознательного усилия. Непроизвольными являются ед-цы активности, связан. с когнитивными процессами или переживаниями(сон,фантазии).К непроизвольному поведению относятся рефлекторные действия (мигательный, глотательный, рвотный рефлексы и ориентировочная реакция), и условные сигнальные реакции (условные рефлексы). Так же ошибочные или симптомат. действия.

Единицы произвольного поведения: действия и навыки.

Действие – это ряд актов, связан. друг с другом опред. образом и подчиненных достижению цели и результата.  рефлекторные действия – это любая ответная реакция организма на источник раздражения, осущ. с помощьюЦНС. (внешн.-звуковые, световые, осязательные, обо-нятельные раздражения или внутр.-изменение хим. сост крови, раздражения внутренних органов и т. д.). Ответами на любые раздражения явл сокращения мышц, приводящие к движениям, или секреция желез (выделение слюны, желудочного сока и др.).
 инстинктивные действия – это дей-я, к. исходят не только из органических импульсов, но и осущ. автоматически и не зависимо от сознательного контроля(например, сосание.

импульсивные действия – это дей-я, харак.аффективным переживанием и разрядкой напряжения, не опосредован-ные предвидением последствий, определением и оценкой побуждения, контролем за действиями и ситуацией.

волевые действия – это целенаправленный, сознательно регулируемый акт, опосредованный осознанием цели и предвидением послед- ствий.

Навыки – это активность, доведенная до автоматизма. Основное отличие от действия сост. в том, что навыки лишены рефлексивности (когда ч-к осознает свое действие и может его корректироваться в зав-ти от целей)

 

 

Индивид и ситуация.

Варианты взаимодейст. лич. и си­т.: 1. Соответствие личности и ситуации. Некоторые люди подходят лучше к одним ситуациям, чем к другим. Люди могут по-разному адаптироваться к различным особенностям ситуа­ции или одна и та же ситуация может удовлетворять разные потребности, иметь для них различный личностный смысл.

2. Выбор личности ситуацией. Т.е ситу­ации выбирают личность. Ситуация имеет свои «требования к допуску» того или иного типа личности. Напр. ситуация выбирает человека при проведения профессионального отбора. Т.к различные профессии и виды работ требуют неодинаковых навыков и индивиду­ально-личностных характеристик.

` 3. Выбор ситуации личностью. Люди выбирают свои ситуации. Выбор ситуации, осно­вывается на возможностях, которые она предоставляет. Человек, как правило, выбирает те из них, которые, хорошо соответствуют его потребностям, желаниям и целям. Напр. чел. хочет избавиться от тягостных мыс­лей, то он скорее пойдет на вечеринку с друзьями, чем будет один си­деть дома.

4. Стимулирование различными ситуац. различных компонентов лич. Различные сит. стимулируют раз­личные переживания, цели и убеждения у каждого чел. Сит., в которые попадает чел., способствуют тому, что у него возникают представления и намерения, влияющие на его чувства, мысли и поведение и продолжают беспокоить человека даже если он «ушел» из ситуации.

5. Личность изменяет ситуацию. Чел., попадая в ту или иную сит., способен изме­нить ее. Люди зачастую реорганизуют ситуацию, чтобы достичь собственных целей. Т.е речь идет о способности че­ловека к активной адаптации (преобразованию), чтобы она дала возможность удовлетворить потребность или добиться намеченной цели. Напр.интриги.

6. Ситуация изменяет личность. Чел. сильно «включается» в ситуацию, что она меняет его потреб­ности, интересы, ценности или мировоззрение. Напр. феномен социализации человека (опред. культура правил, нормативов и ценностей, по сути, с самого детства навя­зывает человеку отношение к окружающему миру, обычаи, ритуалы, привычки и язык. «С кем поведешься – от того и наберешься».

 

Основные понятия теории поля (ТП).

Согласно ТП, протекание действий целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Левин предложил схему психологич. изучения человеческого поведения, которая имеет отличительные особенности:

1. Анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение отдельных элементов типа раздражителей и реакций.

2. Ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется личности. Это означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься психологически. В связи с этим к основным компонентам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, а воспринимаемые (отраженные субъектом) особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для действия. Психологическому анализу должно подлежать таким образом не только все, что происходило с действующим субъектом в нем самом и окружении, но и другие факторы, влияющее на поведение.

3. Для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации «стимул–реакция» явно недостаточно. В основе всякого поведения лежат силы, основными из которых являются потребности.

4. Простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы, сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.

5. На поведение влияет только то, что действует «здесь и сейчас»: будущие и прошлые события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое.

Левин стремился осуществить анализ условий протекания явлений и свести их к основным объяснительным конструктам (общая динамика, в т.ч. напряжение, сила, поле).

Еще более значительным для исследования поведения было требование Левина анализировать ситуацию в целом. Результатом такого требования анализа стало уравнение поведения, согласно которому поведение (П) есть функция личностных факторов (Л) и факторов окружения (О): П=f(Л,О). Это открывает путь для учета двустороннего влияния личностных и ситуационных факторов на поведение человека (Рис. 4).

Исходя из этого, для объяснения поведения Левин разработал 2 отчасти дополняющие друг друга модели: личности и окружения. Структурными компонентами этих моделей являются соседствующие, отграниченные друг от друга области. Несмотря на это сходство, структурные области в каждой из моделей имеют разное значение, которое определяется прежде всего динамическими компонентами обеих моделей. Модель личности оперирует энергиями и напряжениями, т. е. скалярными величинами. Модель окружения имеет дело с силами и целенаправленным поведением (в сфере действия соответствует локомоциям), т. е. векторными величинами. Обе теоретические схемы базируются на представлении гомеостатической регуляции: создавшееся положение стремится к состоянию равновесия между различными областями пространственного распределения напряжений, или сил. При этом регулирующим принципом является не уменьшение напряжения, а его уравновешивание по отношению к более общей системе или полю в целом.

 

Модель окружения.

Психологическое пространство, или поле, состоит из различных областей, которые структурируют не пространство в собственном (географическом) смысле слова, а психологически возможные действия и события.

При описании модели личности отмечалось, что возникновение поведения обусловливается в первую очередь внутренней динамикой напряженных систем, а именно динамикой взаимозависимости и коммуникации между системами.

Валентность – это свойство региона психологической среды, его ценность для человека. Выделяют 2 типа ценности – положительная и отрицательная. К региону, обладающему положительной ценностью можно отнести тот, что содержит целевой объект, который редуцирует (снижает) напряжение, когда человек войдет в него. Например, для голодного человека регион, который гарантирует получение пищи, обладает положительной валентностью. К региону, обладающему негативной ценностью – тот, что повышает напряжение. Например, для человека, боящегося собак, любой регион, где находится собака, будет иметь отрицательную валентность. Положительная валентность привлекает, отрицательная отталкивает.

Валентность связана с потребностью. Это означает, что положительная или отрицательная валентность конкретного региона среды зависит напрямую от системы, находящейся в состоянии напряжения. Именно потребности сообщают средовому региону ценностность. Они организуют среду в сеть привлекающих и отталкивающих регионов, создавая своеобразную «когнитивную карту».

Валентность – величина переменная; она может быть слабой, средней, сильной. Сила валентности зависит от силы потребности. Валентность ведет человека через его психологическую среду, но не является силой, которая мотивирует возникновение локомоции.

Локомоция возникает, когда на человека действует достаточная сила. Сила также связана с потребностью, но в отличие от внутриличностного напряжения – это вектор, существующий в психологической среде. К свойствам силы относятся направление, величина и точка приложения. Направление, которое указывает вектор, – репрезентация направления силы, длина вектора репрезентирует величину силы, а место на внешней границе человека, которого касается кончик стрелы, репрезентирует точку приложения. Иными словами, психологические силы – это свойства среды, а не человека.

Если на человека действует только один вектор (одна сила), тогда будет локомоция или тенденция к движению в направлении вектора. Если два или более векторов толкают человека в нескольких разных направлениях, итоговая локомоция может выступать как результирующая этих сил.

Регион, обладающий положительной валентностью, это такой регион, в котором действующие на человека векторы направлены в сторону этого региона («центростремительные силы»). Регион с отрицательной валентностью – тот, в котором векторы указывают противоположное направление («центробежные силы»). Другими словами, направление вектора прямо определяется местоположением региона с положительной либо отрицательной валентностью. Величина вектора соотносится с силой валентности, психологической дистанцией между человеком и валентным объектом и относительной силой других валентностей.

Таким образом, часть областей соответствует возможным позитивным и негативным событиям: целевые регионы с позитивной валентностью и регионы опасности с негативной валентностью. Остальные области представляют инструментальные возможности действия, использование которых приближает к целевому региону или отдаляет от региона опасности.

Модель окружения не столько объясняет, сколько описывает ведущие к достижению искомой цели или позволяющие избежать нежелательных событий возможные действия, какими они представляются человеку в данном жизненном положении.

Динамическим компонентом модели окружения является поле сил, центр которого может лежать в областях с позитивной или негативной валентностью. На человека воздействуют силы определенной интенсивности, и их результирующий вектор определяет направление и силу его психических локомоций. Если же в противоположном направлении действуют силы приблизительно такой же интенсивности, возникает конфликт. Направление означает при этом последовательность отдельных целевых действий. Часто действие разными путями ведет к одной и той же цели, психологическое направление в этом случае остается неизменным, имеет место эквивалентность исходов целенаправленного поведения.

К. Левин указывал на возможность динамического структурирования психологической среды. Динамика психологической среды может меняться 4 различными способами:

1. Ценность региона может меняться количественно (например, от менее положительной к более положительной) или качественно (от положительной к отрицательной). Могут появляться новые валентности, могут исчезать старые.

2. Векторы могут изменяться по силе, по направлению или в обоих отношениях.

3. Границы могут становиться прочнее или слабее, появляться или исчезать.

4. Могут меняться «вещественные» свойства региона, текучесть или ригидность.

Эвристическая плодотворность модели окружения определяется если не объяснением, то анализом условий поведения в относительно свободной ситуации. Представленные в модели данные позволяют проследить и вывести важные факторы в совокупном психологическом (т. е. задействованном в поведении) поле, такие, как силы, препятствия, пути действия, близость к области цели.

 

24. Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля: последствия незавершенных действий (поведенческие индикаторы, напряженная система, подразделение областей, особенности материала).

Идеи Левина вызвали череду экспериментов целой группы исследователей. Большинство экспериментов эмпирически обосновывают правомерность замыслов относительно модели личности. Модель окружения, не породила такого количества экспериментальных работ, поскольку описывала поведение в относительно свободных и сложных ситуациях.

З.Фрейд привел массу примеров психологических последствий неосуществившихся желаний, т. е. нереализовавшихся действий. Будучи «вытесненными» вследствие своего запретного или предосудительного характера, они не просто исчезают, а находят свое выражение в многообразных скрытых формах, будь то «свободное» вторжение, сон или так называемые ошибочные действия, мимолетные нарушения протекания деятельности.

На сходных наблюдениях последствий незавершенных действий строил свою модель личности и Левин: последствия незавершенных действий должны были проявиться в лучшем удержании прерванных заданий. Подтвердить это удалось ученицам Левина Б.Зейгарник и М. Овсянкиной.

Наряду с обоими классическими методами, удержания и возобновления, для учета последствий незавершенных действий были привлечены еще четыре поведенческих индикатора.

1. Повторный выбор, т. е. выбор для дополнительного занятия одного из двух уже предлагавшихся заданий, одно из которых ранее было решено, а другое – нет.

2. Нейровегетативные изменения, наблюдающиеся при случайном упоминании незавершенного задания во время выполнения другой деятельности. Было замечено также, что прерывание действия сопровождается повышением тонуса мускулатуры.

3. Разные пороги узнавания для слов, обозначающих завершенные и прерванные задания.

4. Возрастание привлекательности задания после прерывания.

Применительно к каждому из трех компонентов модели личности: (а) состоянию напряжения области (напряженная система), (в) подразделению областей (на центральные и периферические; по степени дифференцированности и (с) свойствам материала (прочность границ областей) – можно принять ряд гипотез. В дальнейшем по каждой из теоретически выведенных гипотез были получены экспериментальные данные.

Напряженная система

1. Лучшее удержание и предпочтительное возобновление незавершенных квазипотребностей Зейгарник установила, что незавершенные задания удерживаются в среднем в 2 раза лучше завершенных. При использовании в качестве критерия возобновление действия результаты оказались еще более выраженными.

2. Чем сильнее не удовлетворена квазипотребность, тем сильнее выражен эффект Зейгарник (или обобщенно: чем сильнее мотивация, тем значительнее последствия в случае недостижения ее цели). Обострение мотивирующих побуждений духом соперничества увеличивает выраженность эффекта Зейгарник.

3. При наличии других квазипотребностей эффект Зейгарник уменьшается.

Подразделение областей

1. Центральные квазипотребности порождают более сильный эффект Зейгарник, чем периферические.

2. Недостаточное отграничение областей, соответствующих завершенным и незавершенным заданиям, приводит к уменьшению эффекта Зейгарник.

Особенности материала

1. Неудовлетворенная квазипотребность со временем разряжается (границы напряженной системы обладают известной проницаемостью, что приводит к выравниванию напряжений)

2. Ослабление эффекта Зейгарник при утомлении (в этом состоянии повышается «текучесть» границ областей).

3. Ослабление эффекта Зейгарник при аффективном возбуждении.

4. По мере онтогенетического развития эффект Зейгарник проявляется сильнее, что объясняется увеличением с возрастом прочности границ областей.

 

Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля: замещающие действия (сходство заданий, уровень сложности задачи, цель действия, степень реальности замещающих действий, соотношение валентностей прерванного и замещающего действий).

Неудовлетворенные потребности как последствия незавершенных действий могут быть удовлетворены через действия замещающие, т. е. напоминающие незавершенную деятельность или являющиеся производными от нее.

Наиболее известные эксперименты по изучению условий, при которых дополнительное действие приобретает значение замещающего, были проведены тремя ученицами Левина: К. Лисснер, В. Малер и М. Хенле.

Сходство заданий

К. Лисснер прерывала работу детей, например, при вылепливании какой-либо фигуры из пластилина и просила вылепить другую фигуру. Замещающая ценность относительно первоначального задания в целом возрастала соответственно степени сходства между обоими заданиями. Иными словами, чем больше похожи были два задания, тем выше их возможность замещения друг для друга. Например, если прерванное задание состояло в лепке лошади, а замещающее – в лепке змеи, то количество возвращений было много меньше, чем в случаях, когда замещающее задание представляло рисование картинки или нанизывание бусинок. 

Уровень сложности задачи

Важным параметром степени сходства оказался уровень сложности задачи. Более легкое промежуточное задание имело ограниченную замещающую ценность. Если, напротив, промежуточное действие было более трудным, то его ценность оказывалась очень высокой; работа над прерванным заданием не возобновлялась. Трудность задания также трудно оценить – трудное для одного человека задание может быть легким для другого. 

Цель действия

Элементы ситуации, определяющие цель действия субъекта, также оказывают влияние. Если, например, продукт действия предназначался для определенного лица, то по отношению к первоначальному намерению изготовление такой же вещи для другого лица ни в коем случае не приобретает замещающей ценности. По наблюдениям Лисснер, к тому же эффекту приводит предложение экспериментатора выполнить абсолютно такую же работу, с указанием, что на этот раз задание будет совершенно другим.

Экспериментальные работы, выполненные в рамках теории поля: психологическое расстояние и сила валентности (исход действий, психологическая значимость ситуаций, связь психологического расстояния и валентности).

Левин считал, что валентность (Va) является функцией напряжения потребности (t, tension) личности (Р), а также является решающим детерминантом психологической силы (f, force), которая толкает или увлекает человека к целевой области (G). И эта сила (f P,G) зависит от относительного местоположения человека и целевого объекта, т.е. психологического расстояния. Во многих случаях с возрастанием психологического расстояния до целевой области (e, удаленность, e P,G) интенсивность психологической силы уменьшается:

Исход действий

Косвенно подтверждено Б. Зейгарник. Установила, что преимущественное воспроизведение незавершенных заданий при так называемых конечных действиях, т. е. действиях с определенным исходом, выражено сильнее, чем при действиях рядоположенных, состоящих из одной и той же операции.

Сказывается влияние фактора G, который обусловливает (в качестве независимой от человека особенности цели) величину валентности. Другие данные можно объяснить только с помощью второго детерминанта психологической силы, а именно психологического расстояния (е). Эффект Зейгарник тем выраженное, чем ближе к завершению оказалось действие в момент его прерывания.

Научение через кормушку

Экспериментатор дает шарики пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. Потом можно увидеть, что крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а через какой-то промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага постепенно становится наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой депривации (голода). В ситуации оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть оно действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание.

Режимы подкрепления

Режим подкрепления – правило, устанавливающее вероятность, с которой подкрепление будет происходить. Режим подкрепления можно построить, опираясь на два параметра: временной интервал, интервал реакций. Режимы подкрепления изучались Б. Ф. Скиннером в экспериментах на голубях в специально оборудованной камере («ящике»). Самым простым правилом, относящимся к первому параметру, является предъявление подкрепления каждый раз, когда организм дает желаемую реакцию. Это называется режимом непрерывного подкрепления и обычно используется на начальном этапе любого оперантного научения, когда организм учится производить правильную реакцию. Возможны и другие режимы подкрепления, их все можно классифицировать в соответствии с двумя основными параметрами: 1) подкрепление может иметь место только после того, как истек определенный или случайный временной интервал с момента предыдущего подкрепления (так называемый режим временного подкрепления); 2) подкрепление может иметь место только после того, как с момента подкрепления было получено определенное или случайное количество реакций (режим пропорционального подкрепления).

Режим с фиксированной пропорцией - подкрепление дается после определенного количества реакций. Режим с вариативной пропорцией - подкрепление дается после определенного количества реакций, количество которых непредсказуемо варьируется. Режим с фиксированным интервалом - подкрепление дается через определенное время, прошедшее после предыдущего подкрепления. Режим с вариативным интервалом -подкрепление дается через определенное время, прошедшее после предыдущего подкрепления, при этом продолжительность интервалов непредсказуемо варьируется. Режим подкрепления с фиксированной пропорцией - организм подкрепляется по наличию заранее определенного или «постоянного» числа соответствующих реакций. Если это число составляет 5, то это значит, что подкрепление последует по совершении 5 реакций, если оно равно 50, потребуется совершить 50 реакций, и т. д. Таким образом, при сильном подкреплении реакции угашаются быстрее, чем при слабом.

 

Виды подкрепления

Подкрепление - действие, призванное усилить определенную реакцию. Различают два вида подкреплений. Позитивное подкрепление – это приятный стимул, который, следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне, т. е. повышает вероятность ее повторения. Негативное подкрепление – это неприятный стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию. В последнем случае не следует пугаться слова «негативное». Негативное подкрепление также повышает вероятность повторения реакции. Только это происходит путем устранения дискомфорта или болевых, неприятных ощущений, переживаний. К наиболее распространенным способам подкрепления относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов). Следует указать на различия между терминами «поощрение» и «наказание», с одной стороны, и «позитивное» и «негативное подкрепление», – с другой. Термин «поощрение» может использоваться синонимично с термином «позитивный подкрепляющий фактор», т. е. событие, которое увеличивает вероятность той или иной формы поведения, если оно следует за данной формой поведения. Однако наказание – это не то же самое, что негативный подкрепляющий фактор. Термин «негативное подкрепление» означает прекращение наступления нежелательных событий, следующих за той или иной формой поведения; как и позитивное подкрепление, оно увеличивает вероятность соответствующей формы поведения. Наказание же имеет противоположный эффект: оно уменьшает вероятность наказуемого поведения. Наказание также может быть как позитивным (воздействие неприятного стимула), так и негативным (лишение положительного стимула). Следует обратить внимание на то, что подкрепление усиливает реакцию; наказание – ослабляет ее.

Примеры: 1) если вслед за желательной реакцией ребенка следует вызывающий приятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул, то результат – положительное поощрение; 2) если за нежелательной реакцией следует не вызывающий приятных ощущений и переживаний подкрепляющий стимул, то результат – положительное наказание; 3) если вызывающий неприятные ощущения и переживания подкрепляющий стимул устраняется после получения желательной реакции, то результат – отрицательное поощрение; 4) если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание.

 

Научение через наблюдение

Новым для бихевиоризма того времени в теории А. Бандуры была трактовка роли наблюдения в процессе научения. По мнению ученого, новые образцы поведения человек приобретает не только неспосредственно из личного опыта, но и через наблюдение поведения других людей, а также наблюдая и оценивая последствия их действий. Таким образом, человек обучается, приобретает новые модели поведения через влияние примера других. Такое положение социально-когнитивной теории А.Бандуры выбивалось из бихевиористкой парадигмы, ведь автор, по сути, заявлял о том, что важное значение в формировании поведения человека имеет когнитивный, познавательный компонент. Человек, по мнению ученого, может прогнозировать события, а также оценивать последствия своих действий и создавать новые модели поведения, просто наблюдая за поведением других людей.

По мнению ученого только человеку присуще научение на примере другого. Это дает человеку возможность обучаться, не совершая при этом никаких активных действий, избавляет от груза ненужных ошибок и временных затрат при выработке поведенческой стратегии. Описывая в своих трудах феномен научения посредством наблюдения, А. Бандура выдвигает предположение, что ядром научения является уподобление, а также выделяет четыре процесса, которые регулируют данный вид научения: внимание, запоминание, воспроизводство поведения и мотивация

Наблюдение за поведением другого человека не будет для нас эффективным, если мы не запомним его. За сохранение в памяти образцов поведения и дальнейшей трансформации их в действия, по мнению А. Бандуры отвечают две репрезентативные системы: образное и вербальное кодирование [3]. Процесс образного кодирования, по мнению А. Бандуры, наиболее важен в детском возрасте, когда у человека еще отсутствуют сформированные речевые навыки. Система вербального кодирования позволяет индивидууму ускорять процесс научения через наблюдение. Человек, переводя действия в слова, может мысленно повторять последоватьтельность выполнения моделируемой деятельности. В своей книге «Теория социального научения» автор приводит пример о том, что когда человеку необходимо запомнить, как модель проделала тот или иной путь, намного проще это сделать в виде мысленной последовательности слов «направо», «налево», «затем прямо», а не представлять образ дороги и необходимых повторотов

Перевод символически закодированной в невербальных образах или слова информации в соотвествующее поведение не всегда гарантирует человеку выполнение данного образца, вполне может оказаться, что мы не в состоянии выстроить моделируемое поведение правильно. Например, если мы говорим о сложных моторных действиях, то одного запоминания и наблюдения недостаточно, потребуется также постоянная практика последовательного выполнения операций, а также оценка своей деятельности: «Все ли я сделал правильно?».

Наконец, по мнению А. Бандуры, последним фактором, влияющим на научение путем наблюдения, является мотивационный компонент. Проще говоря, не все модели действий, которым мы научились мы станем реализовывать на практике. Лишь при наличии позитивного подкрепления моделирование быстро переводится в действие. Как пишет А. Бандура: «Когда люди начинают различать взаимосвязь между ситуациями, действиями и результатами, они могут регулировать свое поведение на основе таких предсказывающих события предпосылок. Они подавляют такое поведение, которое при определенных обстоятельствах может привести к неприятным ответным последствиям, но с готовностью реагируют в тех случаях, когда предвидят вознаграждаемые результаты»

 

Самоподкрепление.

С точки зрения социально-когнитивной теории, люди регулируют свое поведение не только на основе внешних последствий, которые они либо наблюдают, либо испытывают непосредственно, но и через самоналагаемое подкрепление. Самоподкрепление – это когда люди, установившие для себя определенную планку (норму поведения), поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу. Иными словами, во многих случаях люди сами оценивают свое поведение и поощряют или наказывают себя, они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из множества доступных им. Поскольку самоподкрепление может быть и позитивным, и негативным, А. Бандура использует термин саморегулирование для обозначения усиливающего и уменьшающего эффекта самооценки. С точки зрения А. Бандуры, саморегулируемые побуждения усиливают поведение в основном через свою мотивационную функцию: в результате самоудовлетворения от достижения определенных целей, у человека появляется мотив прилагать все больше усилий, необходимых для достижения желаемого поведения. Уровень самомотивации человека обычно определяется типом и ценностью побуждений и природой норм поведения. Существует три процесса, входящих компонентами в саморегулирование поведения: процесс самонаблюдения, самооценки и самоответа. Самонаблюдение: поведение человека меняется по ряду параметров самонаблюдения (например, качество или скорость реакций). Социальное поведение обычно оценивается в таких величинах, как честность, искренность, девиантность, нравственность и пр. Самооценка: часто бывает, что поведение рассматривается человеком как достойное одобрения и, следовательно, поощряемое или как неудовлетворительное и наказуемое. Поэтому знак самооценки зависит от того, с позиций каких внутренних личностных стандартов и норм поведения она происходит. Чаще всего поступки, соответствующие внутренним нормам, считаются позитивными, а не соответствующие – негативными. Для того чтобы установить степень адекватности поведения, соотнесения с внутренними нормами явно недостаточно – необходимо сравнить собственные действия с поведением других, т.е. адекватность поведения можно определить в терминах стандартных норм или ценностей эталонной группы. Поведение человека в прошлом также является стандартом, в соответствии с которым можно оценить адекватность его поведения сегодня. Здесь ориентир для оценки адекватности или неадекватности дает сравнение с собственным поведением. А. Бандура предполагает, что прошлое поведение влияет на самооценку в основном посредством его воздействия на постановку целей. Самоответ: Третий компонент, вовлеченный в поведенческое саморегулирование, касается процессов самоответа, в особенности результатов самооценки. При прочих равных условиях позитивная самооценка поведения приводит к поощряющему типу реагирования, а негативная оценка – к наказывающему. Более того, как отмечал А. Бандура: «реакции самооценки приобретают и сохраняют критерии поощрения и наказания в зависимости от реальных последствий. Люди обычно удовлетворены собой, если испытывают гордость от своих успехов, но недовольны собой, когда что-то осуждают в себе». Самонаказание. С социально-когнитивной точки зрения, люди склонны тревожиться и осуждать себя, когда нарушают свои внутренние нормы поведения. В ходе социализации они могут неоднократно переживать такую последовательность событий: проступок – внутренний дискомфорт – наказание – облегчение. В этом случае действия, не соответствующие внутренним нормам поведения, могут вызывать тревожные предчувствия, чувство вины и самоосуждение, не проходящие до тех пор, пока не наступит наказание. Осуждая себя за недостойные в моральном отношении поступки, люди перестают терзаться из-за прошлого поведения. Самокритика может также уменьшить терзания по поводу неправильного или разочаровывающего поведения. Другая причина использования самокритики – то, что она часто является эффективным средством уменьшить негативные реакции других: осуждая и принижая себя, индивид может вынудить других людей высказаться по поводу его положительных качеств и способностей. Чрезмерное или длительное самонаказание, основанное на излишне строгих нормах самооценки, может вызвать хроническую депрессию, апатию, также способствовать развитию различных форм психопатологии (алкоголики). А. Бандура полагал, что неадаптивное поведение – это результат излишне строгих внутренних норм самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды и единицы активности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.073 с.)