Теория оперантного обусловливания. Метод проб и случайного успеха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория оперантного обусловливания. Метод проб и случайного успеха.



Репондентное поведение, возникающее на основе классического обусловливания (И. П. Павлов, Дж. Уотсон) называется обусловливанием типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако выдающийся психолог Б. Ф. Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Другой отличительной особенностью теории Б. Ф. Скиннера была идея о том, что на поведение воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно - его последствия. Так как этот тип поведения предполагает, что организм активно воздействует на окружение с целью изменить события каким-то образом, Б. Ф. Скиннер определил его как оперантное поведение. Он также называл его обусловливание типа R, чтобы подчеркнуть воздействие реакции на будущее поведение.

На научные воззрения Б. Ф. Скиннера большое влияние оказали экспериментальные работы, выполненные Э. Л. Торндайком, разработавшего объективную механистическую теорию на - учения, в которой основное влияние уделялось внешнему поведению.

Э. Л. Торндайком ввел понятие связи между ситуациями и реакциями. Он писал, что если бы ему надо было проанализировать сознание человека, он стал бы искать связи между а) ситуациями, элементами ситуаций и составляющими ситуаций и б) реакциями, готовностью реагировать, стимулами, торможением и направленностью реакций. Свои исследования Э. Л. Торндайк проводил с помощью изобретенного им самим так называемого «проблемного ящика».

Э. Л. Торндайк помещал в решетчатый ящик голодную кошку. Чтобы выйти, животное должно было научиться открывать замок. Еда была поставлена перед коробкой - в качестве награды за успешный выход. Дверца коробки закрывалась несколькими замками. Чтобы открыть дверцу, кошка должна была потянуть за рычаг или за цепочку, а иногда проделать несколько последовательных действий.

Сначала кошка демонстрировала хаотичное поведение, осматривала, обнюхивала, царапала дверцу, чтобы добраться до еды. Со временем она находила правильный способ поведения и открывала дверцу. При первой попытке правильность поведения обнаруживалась случайно. При последующих попытках случайное поведение встречалось все реже - и в конце концов достигалось полное научение. После этого кошка начинала действовать правильно с самого начального момента, как только ее помещали в клетку.

Для подтверждения своего метода научения Э. Л. Торндайк использовал количественные измерения научения: а) запись количества проявлений неправильного поведения, то есть тех действий, которые не вели к требуемому результату и б) регистрация времени, которое было затрачено кошкой от момента помещения в клетку до ее успешного выхода. В первом случае было обнаружено, что после серии попыток неправильное поведение становилось более редким, а во втором - по мере научения время поиска сокращалось.

Такой способ обучения получил название - обучение методом проб и ошибок. Сам Э. Л. Торндайк предпочитал называть его методом проб и случайного успеха. Иными словами, склонность к действиям, которые не ведут к выходу из клетки, исчезает, они как бы стираются из памяти через определенное количество неудачных попыток. Те же действия, которые ведут к успеху, после ряда попыток укореняются.

Результат проведенных исследований Э. Л. Торндайк обобщил в нескольких законах:

закон эффекта: любое действие, вызывающее в данной ситуации удовлетворение, ассоциируется с данной ситуацией, так что, когда она возникает вновь, появление этого действия становится более вероятным, чем прежде. Напротив, любое действие, вызывающее дискомфорт, отделяется от данной ситуации, так что, когда он возникает вновь, появление этого действия становится менее вероятным. Позднее Э. Л. Торндайк провел исследование закона эффекта в рамках экспериментов, в которых в качестве испытуемых привлекались люди. Результаты исследований показали, что поощрение реакции действительно приводит к ее укреплению, но наказание не дает очевидного негативного результата для проведения параллели. Это побудило Э. Л. Торндайка пересмотреть закон эффекта, чтобы сделать больший акцент на поощрении, нежели на наказании;

закон упражнения: согласно этому закону в каждой конкретной ситуации любая реакция начинает ассоциироваться с этой ситуацией. Чем чаще реакция проявляется в той или иной ситуации, тем теснее становится ассоциативная связь. И напротив, если реакция в течение длительного времени не практикуется, то ассоциативная связь ослабевает. Иначе говоря, повторение ответной реакции в конкретной ситуации приводит к ее усилению. Более поздние исследования убедили Э. Л. Торндайка в том, что благоприятные последствия реакции (то есть ситуация, которая приносит удовлетворение) являются более эффективными, чем простое многократное повторение;

закон готовности — упражнения изменяют готовность организма к проведению нервных импульсов;

● закон ассоциативного сдвига — если при одновременном действии раздражителей один вызывает реакцию, то другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.004 с.)