Пилотирование с закрытым указателем скорости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пилотирование с закрытым указателем скорости



 Обучение начинать со снижения и набора высоты в заданном направлении на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 2-3 м/с. Изменения скорости по­лета можно проконтролировать по изменению угла тангажа авиа­горизонта и по изменению вертикальной скорости на вариометре, учитывая, что вариометр дает показания с запаздыванием.

Порядок распределения внимания:

· авиагоризонт - высотомер;

· авиагоризонт - УГР - высотомер;

· авиагоризонт - высотомер - вариометр.

За­тем переходить к разворотам на заданный курс и угол в режиме горизонтального полета на скорости 160 км/ч с креном 10°, вначале на угол 90 и 180°, затем задавать угол разворота или курс вывода.

Задание в зоне заканчивать проверкой умения выво­дить вертолет из усложненного положения. При этом все пилотажно-навигационные приборы должны быть открыты.

Выполняя вывод из усложненного положения, помнить, что вначале устраняются крен и скольжение, затем вос­станавливаются заданный угол тангажа, скорость полета, высота и курс.

ПОЛЕТЫ ПО ПРИБОРАМ ПОД ШТОРКОЙ С ЗАХОДОМ

НА ПОСАДКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОСАДОЧНЫХ СИСТЕМ

МЕТОДОМ «БОЛЬШАЯ КОРОБОЧКА»

Перед выполнением полетов летчик должен пройти тренаж по распределению и переключению внимания при полетах по коро­бочке Перед выруливанием проверить работу пилотажно-навигационных приборов, настройку АРК-9 на ПРС, установить курсозадатчик на посадочный курс, осмотреться.

Вырулив на линию исполнительного старта, запросить у руко­водителя полетов разрешение на взлет. Получив разрешение, про­извести взлет. С началом разгона вертолета Л/И включить секундомер.

В первом полете в открытой кабине инструктору показать по­рядок выполнения всего полета с заходом и расчетом на посадку по коробочке. В последующих полетах методом совместного уп­равления и тренировки летчик отрабатывает все элементы полета по коробочке под шторкой или в облаках После взлета устано­вить режим набора высоты на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 2-3 м/с. Убедившись в правильности показаний пилотажно-навигационных приборов, сосредоточиться и полностью перейти на пилотирование по приборам, на высоте 100 м дать команду на закрытие шторок. Набор высоты выполнять с курсом взлета с учетом угла сноса Стрелку радио­компаса удерживать на курсозадатчике (стрелка курсозадатчика установлена на посадочный курс).

По истечении расчетного времени выполнить первый разворот. По достижении высоты 300 м перевести вертолет в режим гори­зонтального полета на скорости 150 км/ч. Момент выполнения второго, третьего разворотов и пролета траверза ПРС опреде­лять по расчетным МПР и контролировать по расчетному време­ни. Вы­полнить третий разворот, перевести вертолет на снижение на ско­рости 150 км/ч с вертикальной скоростью 2-3 м/с до высоты 200 м. Четвертый разворот выполнять на скорости 150 км/ч в ре­жиме горизонтального полета, на расчетном МПР.

Инструктору обратить внимание летчика на технику выполне­ния разворота на посадочный курс. Показать летчику, как до­биться совмещения стрелки АРК-9 со стрелкой курсозадатчика изменением крена. Подсказом по СПУ напомнить порядок рас­пределения и переключения внимания и контроля за совмещением стрелок АРК-9. При правильном выполнении разворота за 30° до выхода на посадочный курс обе стрелки должны совместиться. Дальнейший разворот выполняется при совмещенных стрелках. Если в первой половине разворота угол между стрелкой радио­компаса и курсозадатчиком остается неизменным или даже уве­личивается, крен необходимо уменьшить, если же после совме­щения стрелка радиокомпаса начнет отставать от курсозадатчи­ка- крен необходимо увеличить (не более 15°). Помнить, что при боковом ветре совмещенные стрелки необходимо уста­новить в стороне от отсчетного индекса на величину угла сноса (справа при правом сносе и слева при левом сносе).

После выполнения четвертого разворота перевести вертолет на снижение на скорости 150 км/ч с вертикальной скоростью 2- 3 м/с. По достижении высоты 130-120 м плавным взятием РУ на себя (а при необходимости и изменением мощно­сти двигателей) начать уменьшение поступательной и вертикаль­ной скорости снижения.

Проход ПРС производить на высоте 100 м и скорости 120 км/ч. Выполняя снижение на ПРС, не допускать увеличения «вилки», между стрелкой АРК и стрелкой курсозадатчика, более 5°. Если «вилка» более 5°, ввести поправку в курс, выполнив доворот на двойную величину «вилки» в сторону отклонения острого конца стрелки радиокомпаса от курсозадатчика (стрелку АРК устано­вить посередине между отсчетным индексом и курсозадатчиком), и следовать с этим курсом до совмещения стрелки, после чего развернуть вертолет на посадочный курс с учетом угла сноса, контролируя точность полета по линии створа посадочной поло­сы по совмещению стрелок.

При проходе ПРС на высоте 100 м бортовому технику по команде инструктора открыть шторку. После открытия шторок летчик переходит на визуальный полет, уточняет расчет на по­садку, запрашивает разрешение на посадку у руководителя поле­тов, определяет точность выхода в створ посадочных ворот, убеж­дается в отсутствии препятствий, мешающих посадке. Гашение скорости и посадку летчик выполняет самостоятельно.

В последующих полетах по мере приобретения навыков предо­ставлять летчику больше самостоятельности.

Порядок распределения и переключения внимания в наборе

высоты, в горизонтальном полете, на разворотах и на снижении такой же, как и при пилотировании вертолета по приборам под шторкой в зоне. Кроме того, обратить внимание:

а) до первого разворота:

- на выдерживание курса по УГР;

- на режим набора высоты по вариометру;
  - на время полета по секундомеру;

б) на разворотах:

  - на своевременное начало разворота по МПР и секундомеру;

- на сохранение заданного крена и координации по авиагоризонту и указателю скольжения;

- на своевременный вывод вертолета из разворота по УГР;
в) на планировании после четвертого разворота:

· на выдерживание заданных поступательной и вертикальной скоростей - по указателю скорости и вариометру;

· на выдерживание заданного направления полета по АРК-9 и УГР;

· на контроль высоты по барометрическому высотомеру и ра­диовысотомеру;

· на определение прохода ПРС по изменению КУР на 180°.

По результатам прослушивания радиообмена между экипажа­ми и руководителем полетов непрерывно оценивать воздушную обстановку.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ

 1. Невыдерживание заданной скорости в прямолинейном по­лете и на разворотах, а также вертикальной скорости в наборе высоты и на снижении. Причины:

· несоответствие мощности двигателей режиму полета;

· энергичные и несоразмерные движения РУ в продольном направлении.

2. Невыдерживание заданного направления в прямолинейном полете. Причины:

· выполнение полета с креном (не замечается крен);

· выполнение полета со скольжением (не замечается сколь­жение).

3. Разворот со скольжением, с непостоянными креном и угло­вой скоростью. Причины:

· некоординированный ввод в разворот;

· энергичные и несоразмерные движения РУ в поперечном направлении;

· энергичные и несоразмерные движения педалями.

4. Несвоевременное выполнение разворотов. Причина:

1 мало внимания уделяется показаниям АРК-9 и секундомера.

 5. Снижение на посадочном курсе ниже высоты 100 м до про­хода БПРС. Причины:

· неправильное распределение внимания (мало внимания уде­ляется контролю высоты полета);

· большая вертикальная скорость планирования.

6. Неточный выход на посадочный курс. Причины:

· неучет ветра при выполнении четвертого разворота;

· несвоевременный ввод в разворот по МПР.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Перед выруливанием проверить включение всех необхо­димых для выполнения полета АЗС и выключателей, убедиться в исправной работе авиагоризонтов, курсовой системы, автопилота, проверить точность настройки АРК-9 на ПРС своего аэродрома, легкость открытия и закрытия шторок кабины.

2. Сложное положение создавать с таким расчетом, чтобы вы­вод вертолета в горизонтальный полет обеспечивался на высоте не ниже 300 м.

3. Открытие и закрытие шторок при полете в зону производить на высоте не ниже 300 м, а по системе - не ниже 100 м.

4. Перед закрытием шторки убедиться, что показания пилотажно-навигационных приборов соответствуют фактическому положению вертолета в пространстве.

5. Обучение пилотированию вертолета по дублирующим приборам в закрытой кабине проводить только в простых метеорологических условиях. Одновременно закрывать два прибора и более запрещается.

6. Перед снижением на режиме самовращения несущего вин­та намечать площадку, пригодную для посадки. Снижение производить в направлении на эту площадку и быть готовым к выполнению посадки. Не допускать увеличения оборотов несущего винта более 103% и уменьшения менее 89%.

7. При пилотировании в зоне полетов по приборам не допускать выхода за ее пределы.

8. При потере пространственного положения, отказе пилотажно-навигационных приборов, прибо- ров винтомоторной группы и в других особых случаях немедленно открыть шторки и перейти на
визуальное пилотирование вертолета.

9. Сигнализатор опасной высоты на радиовысотомере при полетах в зону устанавливать на 300 м, по системе - на 100 м.

10. Строго выдерживать расчетные данные и режим полета.

11. При выполнении полета экипажу непрерывно вести осмотрительность и оценку воздушной обстановки. Особое внимание обращать на просмотр воздушного пространства в направлении
предстоящего разворота.

Глава пятая

ОБУЧЕНИЕ ПОЛЕТАМ НОЧЬЮ

Цель вывозных полетов ночью - ознакомить летчика с орга­низацией полетов, особенностями ведения ориентировки и пило­тирования вертолета при полете ночью по кругу и в зону.

В процессе проведения наземной, предварительной и предпо­летной подготовок особое внимание обращать на зна­ние и соблюдение мер безопасности на земле и в полете, твер­дое знание светотехнического оборудования, правил и порядка включения и отключения его, особенностей пилотирования верто­лета в ночном полете.

ПОДГОТОВКА К НОЧНОМУ ПОЛЕТУ

В дополнение, к предполетному осмотру необходимо перед по­садкой в кабину проверить состояние и чистоту остекления посадочно-рулежных фар, бортовых аэронавигационных огней и свето­сигнального проблескового маяка.

После посадки в кабину перед запуском включить выключате­ли «Освещение», «Мигалка» на верхнем боковом пульте левого летчика и выключатели красного подсвета пультов и приборных досок, а также рулежную фару, чтобы видеть сигналы, подаваемые наблюдающим за запуском двигателей.

После запуска двигателей и отключения аэродромного источ­ника электроэнергии включить плафоны белого света, переклю­чатель яркости свечения световой сигнализации (табло) на пра­вом щитке поставить в положение «Ночь» и проверить, включен ли тумблер «Мигалка», включить строевые и контурные огни. Пе­реключатели аэронавигационных и строевых огней установить в зависимости от полетного задания в положение «Ярко» или «Тускло».

Руление выполнять с включенной рулежной фарой. Правую фару включать при необходимости для более тщательного просмотра переднего пространства, а также перед разворо­тами.

ПОЛЕТЫ ПО КРУГУ НОЧЬЮ

.

Перед взлетом правильно установить вертолет по световым ориентирам и пока­заниям УГР. Прове­рить показания пилотажно-навигационных приборов, включение автопилота и положение коррекции вправо. Наметить ориентир для взлета, визуально осмотреть­ся и оценить воздушную обстановку по радиообмену.

При вы­полнении отрыва и зависания на высоте 2-3 м направление взгляда вперед на участок земли, освещенной фарой, недопускать смещений вертолета.

В начале разгона скорости обратить внимание на выдерживание высоты и направления. В про­цессе разгона взгляд постоянно должен быть на­правлен на освещенный участок земли. Перед переводом в набор высоты периодически контролировать скорость, курс. Перехода в режим набора высоты по до­стижении скорости 130-140 км/ч. После пе­ревода в набор высоты перейти на пилотирование по приборам и выключить фары.

В наборе высоты выдерживать вертикальную скорость 3- 4 м/с, помнить об осмотрительности, прослушивании радиообмена. Перед первым разворотом усилить осмотрительность в сторону разворота и проверить, не помешают ли входящие в круг и летящие по кругу вертолеты правильному построению маршрута.

На развороте помнить распределение внимания по приборам и периодически просмотривать естественный горизонт. Вывод из разворота контролировать по показаниям УГР. По достижении высоты 300 м перевести вертолет в режим горизонтального полета.

Второй разворот выполнить в горизонтальном полете. Вывод осуществить с контролем по стартовым знакам и УГР.

При полете к третьему развороту уточнить свое место и на­правление движения по стартовым огням для точного выхода на третий разворот. Важно правильно выдержать место третьего разворота для выполнения расчета. На третьем развороте направление вы­вода контролировать по УГР и визуально по стартовым огням.

После третьего разворота перевести вер­толет на режим планирования.

Определить место четвертого разворота по стартовым огням (за 15-20° до створа посадочных огней). В процессе разворота недопускать «увлечения» поса­дочными знаками, что может привести к потере скорости и уве­личению крена. На выводе из разворота проверить высоту: она должна быть не менее 200 м.

После четвертого разворота Л/И показывает, как проецируются посадочные огни при точном расчете, как своевре­менно заметить смещение вертолета по направлению и как долж­на проецироваться линия посадочных огней для сохранения па­раллельности движения на снижении.

Обратить особое внимание на выдерживание верти­кальной скорости снижения 2-3 м/с, что обеспечивает постоянст­во угла планирования и точность расчета. Уточняется расчет по высоте прохода над КНС (ПРС), которая должна быть равной 100-120 м.

Начинать гашение скорости надо раньше, чем днем, и с замедленным темпом. На высоте 50- 70 м напомнить о включении фары.

При включении прожектора в поле зрения появляется большая освещенная площадь, что соз­дает ложное впечатление о большой высоте и может вызвать стремление к увеличению вертикальной скорости.

На высоте 60-50 м скорость полета должна быть 50-40 км/ч, на высоте 30-25 м - скорость 40-30 км/ч. В этом случае конец га­шения скорости будет плавным и зависание произойдет без рез­кого изменения угла тангажа.

Зависание выполнить на высоте 2-Зм. Определение этой высоты осуществлять по освещенным участкам земли и световым ориентирам с контролем по радиовысотомеру. Техника выполнения посадки ночью на полосу, освещенную прожектором или посадочной фарой, мало чем отличается от тех­ники выполнения посадки днем. Затруднения при выполнении за­висания и приземления вызываются только тем, что летчик ви­дит лишь участок земли, освещенный фарой и лучом прожектора. После приземления опустить рычаг «шаг-газ» вниз до упора, переключить фары, выключить часы, выключить автопилот и освободить посадочную полосу.

При посадке без использования прожектора обратить внимание на точность выдерживания глиссады планиро­вания. Летчик видит только участок земли, освещенный фарой, что затрудняет ему технику выполнения зависания и зачастую приводит к зависанию с излишне опущенной балкой. Во избежа­ние такой ошибки подход к воротам следует осуществлять на по­ниженной скорости.

При выполнении посадки по стартовым огням без использо­вания фар особую сложность представляют подход к воротам с высоты 15-20 м, зависание и приземление. Пространственное положение определяется по фонарям ворот, поэтому подход к во­ротам осуществлять особенно осторожно, не допуская отклонения вертолета по крену и тангажу. Зависание выполнять на высоте 2-3 м вблизи от стартовых огней. Вертикальность снижения кон­тролировать по перемещению фонарей строго вверх, без смещения их в стороны. С высоты 1 -1,5 м видно участок земли, освещен­ный бортовыми огнями вертолета. Опускание шага производить осторожно, при полной уверенности, что вертолет стоит на земле.

ПОЛЕТЫ В ЗОНУ НОЧЬЮ

Полеты в зону целесообразно выполнять при благоприятных метеорологических условиях, хорошей видимости естественного горизонта и световых ориентиров.

Перед взлетом проверить включение и показания пилотажно-навигационных приборов и приборов силовой установки. Получив доклад от всех членов эки­пажа о готовности к полету, осмотреться, включить автопилот и запросить взлет.

При подходе к зоне оценить метеорологические условия, доложить руководителю полетов о занятии зоны.

Пилотаж в зоне трудностей не представляет, но необходимо напомнить, что основное внимание уделяется прибо­рам с кратковременным просмотром пространства впереди вер­толета.

Маневрирование скоростью выполняется в режиме горизон­тального полета с постоянным курсом. Разгон вертолета произво­дить до скорости 230 км/ч, гашение до скорости 100 км/ч.

Виражи с креном 15° по одному в каждую сторону. Вывод из виражей выполнить по световым ориентирам с контролем по УГР.

Восходящие и нисходящие спирали по одной в каждую сто­рону выполнять с креном 15° на скорости 150 км/ч (вертикаль­ная скорость 2-3 м/с).

Особое внимание обратить на выдерживание верти­кальной скорости.

Перед выполнением снижения на режиме самовращения не­сущего винта занять высоту не менее 800 м, установить скорость 120 км/ч. Развернуть вертолет про­тив ветра и в направлении имеющихся в зоне площадок.

Методом совместного выполнения перевести вертолет на ре­жим самовращения, сохраняя обороты несущего винта в преде­лах 92-96%. Вывод из режима самовраще­ния начинать на высоте не менее 500 м. Увеличение шага произ­водить плавно, не допуская падения оборотов несущего винта менее 89%. Вывод из режима самовращения закончить на высоте не менее 300 м, установить скорость 160 км/ч, взять курс на аэро­дром и доложить руководителю полетов об освобождении зоны.

В последующих полетах выполнить: маневрирование скоростью, виражи с креном 15° на скорости 200 км/ч по два в каждую сторону, развороты на заданный курс и угол, прямолинейное сни­жение и развороты на режиме самовращения несущего винта.

Величину угла разворота на заданный курс, моменты перехо­да из режима горизонтального полета в набор высоты и на сни­жение устанавливает Л/И.

Развороты на режиме самовращения несущего винта выпол­нять влево и вправо до 30° с креном 10°. Особое внимание обратить на координацию движений РУ и сохранение оборотов в пределах 92-96%. Вывод из снижения вы­полнять на прямой.

При полете из зоны обратить внимание на то, что курс полета должен быть обратным курсу полета в зону, а КУР должен быть близким к нулю.

При подходе к кругу усилить осмот­рительность и оценить воздушную обстановку по радиообмену. Посадку выполнить на полосу, осве­щенную прожектором с включенными посадочными фарами.

В процессе вывозных полетов в зону летчик должен усвоить технику выполнения всех фигур пилотажа, порядок переключения и распределения внимания, ведение ориентировки, научиться за­мечать отклонения вертолета и своевременно их исправлять.

 

ХРАКТЕРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ

1. Невыдерживание направления на разгоне скорости. При­чины:

· не контролируется направление движения по огням взлета и компасу;

· некоординированные действия ОУ.

2. Снижение вертолета в процессе разгона. Причины:

· резкие и несоразмерные отклонения РУ при переводе вертолета в разгон;

· неправильно установлен режим работы двигателей на взлете;

· неправильное распределение внимания (летчик на разгоне скорости рано переводит взгляд от освещенного участка земли на приборы).

3. Увеличение крена на четвертом развороте больше 15°. При­чины:

· неправильное распределение внимания (летчик в процессе разворота излишне уделяет внимание посадочным знакам);

· позднее начало выполнения разворота.

4. Вывод из четвертого разворота на высоте менее 200 м. При­чины:

- ввод в разворот на малой высоте;

- большая вертикальная скорость снижения на развороте;

- не контролируется высота в процессе разворота.

5. Раннее снижение на планировании после четвертого разво­рота. Причины:

- не контролируются удаление до места посадки и высота полета;

- не учитываются особенности определения расстояния до световых ориентиров ночью.

6. Смещение и развороты вертолета при отделении от земли, вертикальном подъеме, снижении и приземлении. Причины:

· несвоевременные, резкие и несоразмерные по величине от­клонения рычагов управления;

· некоординированные действия рычагом «шаг-газ» и педа­лями;

· неправильное распределение внимания (взгляд направлен слишком близко или далеко).

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. К полетам ночью допускать летчика, в совершенстве овла­девшего техникой пилотирования днем по приборам под штор­кой.

2. Полеты выполнять только при полной уверенности в исправ­ной работе всех систем вертолета и двигателей, а также светотех­нического оборудования.

3. В полете постоянно сравнивать показания всех приборов. При обнаружении отказа одного или нескольких приборов необ­ходимо перейти на пилотирование по дублирующим приборам и
доложить об этом руководителю полетов.

4. Полеты по кругу и в зону выполнять при устойчивой дву­сторонней радиосвязи, с настроенным и включенным АРК-9 на ПРС своего аэродрома.

5. При выполнении полетов постоянно вести осмотрительность и прослушивать эфир.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ

СО СВЕТОВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА

И ОСОБЕННОСТЯМИ ТЕХНИКИ ПИЛОТИРОВАНИЯ

ВЕРТОЛЕТА НОЧЬЮ

 

Полет выполняет Л/И, курсант мягко держится за управление. В полете Л/И показывает курсанту характерные световые ориентиры в районе аэродрома, в том чис­ле световые ориентиры, определяющие расположение аэродрома, пилотажные зоны и их положение относительно аэродрома. При установившихся режимах полета методом совместного управления Л/И знакомит курсанта с пилотированием верто­лета ночью, обращая внимание на правильность распределения и переключения внимания в полете.

Перед взлетом напомнить курсанту об осмотрительности, про­верке показаний пилотажно-навигационных приборов. При вы­полнении отрыва и зависания на высоте 2-3 м Л/И по СПУ объясняет курсанту направление взгляда вперед на участок земли, освещенной фарой, напоминает о недопустимости смещений вертолета.

В начале разгона скорости обратить внимание курсанта на положение капота, выдерживание высоты и направления. В про­цессе разгона напомнить, что взгляд постоянно должен быть на­правлен на освещенный участок земли. Перед переводом в набор высоты периодически контролировать скорость, курс. После пе­ревода в набор высоты перейти на пилотирование по приборам и выключить фары. Команды по СПУ инструктор дает четко и ла­конично. Например: «Взгляд на землю», «Скорость», «Фары».

Набор высоты, горизонтальный полет особой сложности не представляют, поэтому можно дать курсанту больше самостоя­тельности, в то же время указывать курсанту по СПУ на откло­нения в показаниях пилотажно-навигационных приборов и под­сказывать, какие действия рулями следует произвести для их ис­правления. Выход из круга выполнить по касательной к разво­роту. После набора высоты показать, как правильно перейти в ре­жим горизонтального полета на скорости 160 км*/ч. При проходе зон показать курсанту особенности расположения световых ори­ентиров в самой зоне, а также расположение относительно других зон и аэродрома.

Перед входом в круг напомнить курсанту об усилении радио-и визуальной осмотрительности и необходимости обозначить себя включением посадочной фары. Четвертый разворот выполнить по створу посадочных знаков с выводом из разворота на высоте не менее 200 м. От Л/И требуется высокая точность в пилотировании вертолета и выдерживании глиссады, для того чтобы с первого полета выработать у курсанта правильное пред­ставление о расчете на посадку. При проходе КНС обратить вни­мание курсанта на высоту. Она должна быть 100-120 м. На вы­соте 70-50 м напомнить о включении посадочной фары. Прожек-

тор проходит на высоте 30 м и скорости 30-50 км/ч. Курсант должен проконтролировать высоту по радиовысотомеру. Зависа­ние выполнить на высоте 2-3 м, не допуская резкой работы ОУ и смещения вертолета. После приземления под­сказать курсанту о необходимости переключения фары в положе­ние «Рулежная». На рулении обратить внимание курсанта на маршрут и выдерживание скорости руления, а также ведение ос­мотрительности.

 

Глава шестая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.06 с.)