Обучение полетам на групповую слетанность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение полетам на групповую слетанность



 

Основу успешного освоения групповых полетов составляет хо­рошая индивидуальная техника пилотирования и тренированный глазомер летчика в определении дистанции и интервала до впе­реди летящего вертолета. Развитию глазомера у курсантов спо­собствует проведение специальных тренировочных занятий на вер­толетах, расставленных на земле на установленных интервалах и дистанциях. Одну из таких тренировок целесообразно провести при вращающемся несущем винте на вертолете ведущего. Следует иметь в виду, что размеры проекции ведущего вертолета и его координаты на остеклении фонаря кабины осреднены. Необходимо учитывать рост курсанта (высоту установки сидения) и как он привык сидеть (опираясь на спинку сиденья или отклонившись вперед). Таким образом, для каждого курсанта расстояние от глаз до остекления, а следовательно, размеры проекции вертолета ведущего и его координаты на остеклении фонаря будут различ­ны и отличаться от рекомендуемых средних значений. Учитывая это, необходимо перед полетами на групповую слетанность тре­нировать курсантов на земле в определении дистанции и интер­вала до ведущего.

В первых полетах нужно научить курсанта выполнению взлета и посадке группой, выдерживанию заданных интервала, дистан­ции (50x70 м) и превышения (3-5 м) в прямолинейном полете и на разворотах. После отработки навыков сохранения своего ме­ста в строю можно приступить к обучению маневра по перестрое­нию из одного пеленга в другой.

 

ВЗЛЕТ

 

Перед взлетом напомнить и показать курсанту, как правильно установить вертолет на линии исполнительного старта на задан­ном интервале и дистанции (50x70 м), обратив особое внима­ние на параллельность осей вертолетов ведомого и ведущего. От­деление вертолета от земли курсант производит самостоятельно по команде ведущего. После зависания Л/И нацелить внимание кур­санта:

· на параллельность продольных осей своего вертолета и вер­толета ведущего;

· на сохранение интервала и дистанции;

· на определение момента начала перевода в разгон скоро­сти.

При выполнении разгона скорости сосредоточить внимание кур­санта на выдерживании заданного превышения и направления, сохранение дистанции ин­тервала, на контроле за расстоянием до земли.

После взлета установить заданные интервал и ди­станцию. Обратить вни­мание курсанта на то, как проецируется вертолет ве­дущего на остеклении ведо­мого.

В правом пеленге верто­лет ведущего проецируется в левом боковом стекле, занимая 1/3 его ширины. При этом хвостовой винт ведущего проецируется на переплете остекления каби­ны левого летчика, а пра­вое колесо основной стойки шасси ведущего вертолета находится между перед­ним и левым основным ко­лесом на 1/4 от переднего колеса (рис. 16).

В левом пеленге ведущий вертолет проецируется в правом переднем стекле ведомого, занимая полови­ну его ширины. При этом несущий винт ведущего вертолета касается переднего вертикаль­ного переплета, а левое колесо основного шасси проецируется так же, как и в правом пеленге (рис. 17).

Показать методику исправления отклонений в выдерживании дистанции и интервала, обращая особое внимание при этом на определение отклонений и на характер действий ОУ при их исправлении.

Занимать свое место в строю в случае отставания необходимо только на прямой, причем сначала следует установить заданную дистанцию на увеличенном интервале, а затем занять заданный интервал.

При занятии своего места в строю указать курсанту, что необ­ходимо непрерывно наблюдать за вертолетом ведущего, не до­пускать полета со скольжением и, учитывая инертность своего вертолета, сохранять такую скорость сближения с ведущим, кото­рая позволит к моменту достижения заданного интервала (ди­станции) полностью погасить ее плавными действиями органов управления.

При взлете обратить внимание курсанта на последователь­ность распределения и переключения внимания:

· сохранение направления и плавность действий органами управления;

· действия ведущего;

· сохранение интервала, дистанции и превышения;

· контроль работы двигателей на слух.

При взлете и в наборе высоты обратить внимание курсанта на ведение осмотрительности в передней полусфере.

Бортовой техник ведет осмотрительность в процессе всего по­лета, обращая особое внимание во внешнюю сторону строя.

 

ПРЯМОЛИНЕЙНЫЙ ПОЛЕТ

 

Успех освоения пилотирования вертолета в групповом полете зависит от умения курсанта выдерживать свое место в строю, своевременно замечать отклонения и правильно восстанавливать

заданные интервалы, ди­станцию и превышение. Поэтому в первых поле­тах Л/И необходимо указать кур­санту как можно больше ориентиров, определяю­щих проекцию вертолета ведущего на остекление кабины ведомого, кото­рыми он мог бы восполь­зоваться для оценки сво­его места в строю.

Для этого необходимо самому установить пра­вильный интервал и ди­станцию и по СПУ ука­зать курсанту: «Вот нуж­ный интервал и дистан­ция, запомните, под ка­ким углом визируется вертолет ведущего, како--ва его видимая величина на остеклении кабины, какие различаются на нем детали: номер вертолета, подвесной бак, блоки и др.» (рис. 16-19).

На отдельные детали нужно прямо указать курсанту, например: «За­метьте, правое (левое) колесо основного шасси как бы касается перед­него колеса, а втулка не­сущего винта вертолета ведущего проецируется на линии горизонта».

Затем дать возмож­ность курсанту самому выдерживать заданное место в строю. Подска- зом по СПУ помогать курсанту в определении возникающих отклонений по интервалу, дистанции и превышению.

Когда курсант начнет хорошо сохранять свое место в строю, инструк­тору следует вводить от­клонения по увеличению интервала и дистанции и предлагать курсанту самому занять заданное место в строю. Это дает возможность прове­рить, насколько правиль­но и прочно курсант за­помнил и усвоил пока­занное.

Нельзя давать курсан­ту слишком большую са­мостоятельность с перво­го полета. Допустив в первом полете большие отклонения, курсант те­ряет уверенность в своих силах, у него появляется боязнь ведущего, стрем­ление выполнять полет на увеличенных интерва­ле и дистанции.

Летчику - инструктору необходимо указать кур­санту, что если будет об­наружено изменение ди­станции, то, прежде чем приступить к восстанов­лению ее, необходимо проверить, сохранилось ли заданное превышение, а в зависимости от этого указать на порядок дей­ствий ОУ для восстановления заданной дистанции и со­хранения превышения.

При одновременном увеличении дистанции и превышения нужно плавным отклонением РУ от себя установить заданное превышение и дистанцию.

При уменьшении дистанции и превышения необходимо плав­ным движением РУ на себя установить заданное превышение и дистанцию. Если дистанция уменьшается или уве­личивается при сохранении заданного превышения, исправление отклонения производится изменением режима работы двига­телей.

При увеличении дистанции необходимо плавным движением рычага «шаг-газ» вверх с одновременным отклонением правой пе­дали и РУ от себя и вправо увеличить скорость полета, сохраняя заданное превышение. После того как дистан­ция станет близкой к заданной, отклонением рычага «шаг-газ» вниз уменьшить мощность двигателей с таким расчетом, чтобы дальнейшее сокращение дистанции до заданной происходило за счет инерции.

При сокращении дистанции ведомый должен плавным отклоне­нием РУ на себя и вправо с одновременным дви­жением рычага «шаг-газ» вниз и отклонением левой педали умень­шить скорость полета. После того как дистанция станет близкой к заданной, увеличить мощность двигателей до необходимой и от­клонением РУ от себя установить скорость полета, равную скорости ведущего.

Необходимо обратить особое внимание на сохранение направ­ления полета при изменении режима работы двигателей. Так, при отклонений* рычага «шаг-газ» вниз и уменьшении скорости полета вертолет имеет тенденцию к развороту вправо и кренению влево, что может привести к сокращению интервала при полете в левом пеленге. При отклонении рычага «шаг-газ» вверх и увели­чении скорости полета вертолет может разворачиваться влево и крениться вправо, что приводит к сокращению интервала при по­лете в правом пеленге.

Поэтому Л/И необходимо постоянно следить за координацией действий ОУ при изменении режима работы двигателей и напоминать курсанту о необходимо­сти сохранения направления полета.

В случае сокращения или увеличения интервала необходимо плавным отклонением РУ в соответствующую сто­рону восстановить заданный интервал, строго сохраняя при этом направление полета.

Если одновременно изменяются дистанция и интервал, вначале восстанавливается заданный интервал, а затем - дистанция,

Во избежание скольжения вертолета ведомого, что является характерной ошибкой курсантов, Л/И должен об­ратить внимание курсанта на контроль положения шарика указа­теля поворота и скольжения и на своевременное устранение ошибки.

В режиме прямолинейного полета летчики ведут осмотритель­ность в переднем секторе слева и справа от направления полета.

 

РАЗВОРОТЫ

 

Приступая к обучению разворотам в составе пары, следует указать курсанту на то, что положение своего вертолета относи­тельно ведущего по интервалу и дистанции определяется по тем же признакам, что и в прямолинейном полете.

Разворот парой выполнять с креном 10° в одной плоскости, т. е. внутренний ведомый выполняет разворот с принижением от­носительно ведущего, а будучи внешним ведомым- с превыше­нием, в результате чего плоскость строя наклоняется на угол, равный крену ведущего (рис. 18, 19).

Сохранение ведомым своего места в строю на развороте во многом зависит от того, насколько точно были выдержаны задан­ные интервал и дистанция непосредственно перед вводом в раз­ворот. Разворот выполняется по команде ведущего. Перед раз­воротом осмотреться в сторону разворота. Если на развороте кур­сант является внешним ведомым, следует указать ему, что с вво­дом в разворот он должен одновременно увеличить скорость и высоту полета. Достигается это увеличением общего шага несу­щего винта и отклонением РУ от себя. Будучи внут­ренним ведомым, необходимо соответственно уменьшить скорость и высоту полета. Это достигается уменьшением общего шага несу­щего винта и отклонением РУ на себя. При этом Л/И обращать внимание курсанта на своевремен­ность этих действий, плавность и координацию работы ОУ.

Сохранение заданного интервала на развороте достигается из­менением крена. При выдерживании места на разворотах инструк­тору объяснить следующее. Если при развороте внешний ведо­мый для увеличения интервала уменьшит крен, одновременно с увеличением интервала начнет увеличиваться и дистанция. Уве­личение крена будет сопровождаться сокращением дистанции.

При развороте внутренним ведомым увеличение крена для уве­личения интервала приведет к сокращению дистанции, уменьше­ние крена для уменьшения интервала - к увеличению дистанции. Поэтому ведомый должен одновременно с изменением крена (для выдерживания заданного интервала) при необходимости сораз­мерно изменять скорость полета, чтобы сохранить заданную ди­станцию.

На выводе из разворота указать курсанту, что, будучи внут­ренним ведомым, необходимо увеличить скорость и высоту, что­бы при выводе занять превышение 3-5 м. Для этого он должен увеличить общий шаг несущего винта и отклонением РУ от себя установить необходимую скорость. Будучи внеш­ним ведомым, на выводе из разворота он должен уменьшить ско­рость и высоту полета, чтобы сохранить свое место в строю по ди­станции, а к моменту вывода уменьшить превышение относитель­но ведущего до 3-5 м,

На развороте внимание распределять следующим образом:

· действия ведущего;

· сохранение интервала и дистанции;

· удерживание вертолета в одной плоскости с ведущим;

· координация действий ОУ.

После приобретения достаточных навыков в сохранении своего места на разворотах Л/И предоставить курсанту больше самостоятельности, но при этом быть всегда готовым ис­править отклонение, если курсант исправить его сам не в состоя­нии.

 

ПЕРЕСТРОЕНИЕ ПАРЫ

 

При обучении перестроению инструктор должен вначале пока­зать его. В процессе показа обратить внимание курсанта на тех­нику выполнения перестроения: как увеличить дистанцию, с ка­ким превышением, как производить переход в другой пеленг, как пристраиваться к ведущему и устанавливать дистанцию и интер­вал. После этого приступить к совместному управлению при вы­полнении перестроения.

Все перестроения выполнять только в режиме горизонтального полета на прямой. После команды ведущего о перестроении ин­структору указать курсанту на осмотр воздушного пространства в сторону перестроения и на увеличение дистанции на 50 м и пре­вышения на 5 м относительно ведущего. После того как дистан­ция и превышение будут заданными, следует увеличить мощ­ность двигателей, уравнять скорость со скоростью ведущего и одновременным отклонением РУ и педали переве­сти вертолет в другой пеленг, сохраняя постоянными превышение и дистанцию и не теряя из виду вертолет ведущего. После перехода в другой пеленг увеличить мощность двигателей и скорость, уста­новить заданные дистанцию и превышение на удвоенном интер­вале, а затем сократить интервал до заданного и доложить веду­щему о занятии места в строю.

Во время тренировки курсанта инструктору следить за его действиями и в необходимых случаях подсказать или помочь ему в управлении вертолетом. Инструктор обязан проверить, как кур­сант воспринимает команды ведущего и как реагирует на них. Указать курсанту, что темп перестроения должен быть таким, что­бы без спешки, но в наикратчайшее время перейти в противопо­ложный пеленг и занять заданное положение в строю.

 

ПОСАДКА ПАРОЙ

 

Выполнение четвертого разворота производится по команде ве­дущего. Разворот выполняет курсант. После вывода из разворо­та указать курсанту на сохранение заданных интервала и дистан­ции и на параллельность продольных осей вертолета ведомого и ведущего. Обратить внимание курсанта на то, что с высоты 30 м

курсант должен перевести взгляд на землю, не выпуская при этом из поля зрения вертолет ведущего. Сохраняя заданные ди­станцию и интервал, курсант, должен самостоятельно выполнить зависание, вертикальное снижение и приземление. Внимание распределять следующим образом:

· сохранение своего места в строю;

· действия ведущего;4

· контроль работы двигателей на слух,

С начала подлета до приземления распределение внимания и техника пилотирования те же, что и при полете по кругу.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ, ОШИБКИ И ИХ ПРИЧИНЫ

1. Невыдерживание дистанции и интервала в прямолинейном полете. Причины:

· поздно замечаются плавные изменения дистанции и интервала;

· допускаются длинные и резкие движения рычагом «шаг-газ» и РУ;

· допускаются крены и скольжения:

· не учитывается инертность вертолета.

2. Не выдерживается превышение относительно ведущего.Причины:

· мало контролируется положение ведущего относительно горизонта;

· некоординированные действия ручкой управления при изменении мощности двигателей;

· длинные движения рычагом «шаг-газ» при исправлении ма­лых отклонений.

3. Невыдерживание дистанции    и интервала на разворотах.Причины:

· несвоевременное или несоразмерное изменение ведомым мощности двигателей при вводе в разворот;

· ввод в разворот неодновременно с ведущим;

· крен у ведомого отличается от крена ведущего или ведомый выполняет разворот со скольжением.

4. Разворот выполняется не в одной плоскости с ведущим.Причины:

· неправильное распределение внимания (не замечаются отклонения вертолета на развороте по высоте);

· несоразмерные и резкие движения рычагом «шаг-газ»;

· не учитывается интервал вертолета.

5. Большое увеличение дистанции после перехода в другой пеленг. Причины:

· излишнее уменьшение скорости полета перед перестрое­нием;

· несвоевременное увеличение мощности двигателей при пе­реходе в другой пеленг.

6. Сокращение дистанции при перестроении. Причины:

·излишне увеличивается мощность двигателей и скорость по­лета;

· не учитывается инертность вертолета.

 

 

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Не взлетать без устойчивой двусторонней радиосвязи.

2. Знать сигналы, подаваемые эволюциями вертолета.

3. В полете не допускать резких движений органами управления вертолетом и двигателями.

4. Ведомому в полете непрерывно следить за ведущим, строго выдерживать дистанцию, интервал и превышение.

5. Курсанту-штурману постоянно вести осмотрительность и ориентировку, следить за температурным режимом работы дви­гателей и командами (сигналами) ведущего.

6. Ведущему следить за выполнением полета ведомым, свое­временно подавать команды на изменение режима полета по ра­дио, а при отказе радиосредств - эволюциями вертолета.

7. Ведущему следить за изменением метеорологических усло­вий полета, не допускать входа группы в облака, в зону осадков, резко снижающих полетную видимость.

8. Ведомому запрещается без разрешения ведущего пристраи­ваться и менять место в строю, выходить из строя, кроме случаев, когда отказ оборудования, агрегатов вертолета или запотевание остекления не позволяют сохранять свое место в строю, а также вести радиосвязь без необходимости.

9. При потере из виду вертолета ведущего ведомый обязан:

· немедленно отойти от строя в хорошо просматриваемую свободную для маневра сторону и доложить об этом ведущему по радио;

· в горизонтальном полете выдерживать режим полета, уси­лить осмотрительность; будучи внешним ведомым, плавным уве­личением интервала отойти от строя;

· на развороте, будучи внешним ведомым, уменьшить крен и отойти в сторону от строя, а будучи внутренним ведомым, увели­чить крен и отойти в сторону от строя;

· на снижении вывести вертолет в горизонтальный полет, неизменяя направления полета.

Глава четвертая

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.16.184 (0.06 с.)