Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 19-34 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 19-34



19И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? 20Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не христос. 21И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. 22Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас что ты скажешь о себе самом? 23Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исайя. 24А посланные были из фарисеев; 25И они спросили его: что же ты крес­тишь, если ты не христос, не Илия, не пророк? 26Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас некто, которого вы не знаете. 27Он-то идущий за мною, но который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви его. 28Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. 29На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот агнец Божий, который берет на себя грех мира. 30Сей есть, о котором я сказал: за мною идет муж, который стал впереди меня, потому что он был прежде меня. 31Я не знал его; но для того пришел крестить в воде, чтобы он явлен был Израилю. 32И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на нем. 33Я не знал его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого уви­дишь духа сходящего и пребывающего на нем, тот есть крестящий духом святым.  34И я видел и засвидетельствовал, что сей есть сын Божий.

Евангелие от Иоанна, глава 3, стихи 22 - 36; глава 4, стихи 1-3

3: 22После сего пришел Иисус с учениками своими в землю Иудейскую и там жил с ними и крестил. 23А Иоанн также крестил в Еноне, близ Са­лима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились, 24ибо Иоанн еще не был заключен в темницу. 25Тогда у Иоанновых уче­ников произошел спор с иудеями об очищении. 26И пришли к Иоанну и сказали ему: равви! тот, который был с тобою при Иордане и о котором ты свидетельствовал, вот он крестит, и все идут к нему. 27Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. 28Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я христос, но я послан пред ним. 29Имеющий невесту есть жених, а друг жени­ха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. 30Ему должно расти, а мне умаляться. 31Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; приходящий с небес есть выше всех, 32и что он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства его. 33 Принявший его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен, 34ибо тот, которого послал Бог, говорит слова Божий; ибо не мерою дает Бог духа.   35Отец любит сына и все дал в руку его. 36Верующий в сына имеет жизнь вечную, а не верующий в сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

4: 1Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что он бо­лее приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —   2хотя сам Иисус не крестил, а ученики Его, — 3 то оставил Иудею.

Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 1 - 12. [аналогично Евангелие от Марка, 6: 14 - 29, кратко у Луки, 9:7-9]

1В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе 2и ска­зал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. 3Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, 4потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее. 5И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка. 6Во время же праз­днования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, 7посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. 8Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. 9И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, 10и послал отсечь Иоанну голову в темнице. 11И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей. 12Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.

Наш комментарий

В этом важнейшем повествовании из всех четырех Евангелий мы как раз сталкиваемся с тем, о чем писали во введении: и между разными евангелистами, и внутри каждого Евангелия имеются вза­имоисключающие факты и утверждения. Поэтому, как и в примере с образопоклонством, нам придется выбирать из противоречащих друг другу вариантов один, опираясь на целостный смысловой кон­текст Евангелий или достоверный исторический контекст. В этой главе мы будем также использовать анализ текстов, посвященных

Иоанну Предтече, сделанный проф. Абдуль - Ахадом Даудом в его знаменитой книге «Мухаммад в Библии».

Для удобства чтения разобьем комментарий на несколько тем.

1. Что же предсказал пророк Малахия?

Евангелисты очевидным образом цитируют пророка Малахию, однако приводят только маленький фрагмент, по которому может сложиться впечатление, что речь идет о двух людях. Процитируем же пророка в полном смысловом контексте (Мал. 3:1- 4):

«Вот, Я посылаю посланника Моего, и он приготовит путь предо Мною [«Моим лицом»]; и внезапно придет в свой храм господин («адон»1) (1 «Адон» на иврите - «господин», «Адонаи» - «мои Господин». «Адон» может относиться к великим людям - посланникам Бога, пророкам, царям, повелителям. «Адонаи» относится к Богу и чаще всего ставится рядом сименем Бога: «Адон Саваоф», что по-русски передают как «Господь M ой, Бог».), которого вы ищете, и посланник Завета, которого вы желаете; вот он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит, когда он явится? Ибо он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние».

Это хорошо известное мессианское пророчество. Однако хрис­тианские миссионеры уверяли и уверяют, что здесь указаны два различных человека, и пытаются убедить в этом мусульман. По их мнению, первым посланником, указанным в тексте, является св. Иоанн Креститель 2(2 Греческое слово «баптизо»,используемое в Евангелиях, означает«погружение в воду», в религиозном смысле соответствует «мамудиту»,«омовению» по Моисееву чакону, иарабскому «гусль» по шариату Мухаммада. В английскомтексте Библии это греческое слово оставили без перевода - отсюда «баптис­ терии», «баптизм» а Иоанн зовется «Джон Баптист». На русский это слово переведено почему-то как «крещение», хотя греческое слово «ставрос» - крест - никакого отношения к «баптизо» не имеет ив тексте рядом с ним не стоит) а вторым, именуемым «ангелом Завета», яв­ляется Иисус Христос! Но и до, и после слов о посланнике Завета в тексте многократно стоит слово «он», а не «они». Тем самым, из текста ясно видно, что речь идет об одном человеке - величайшем посланнике, который принесет новый Закон (Завет) от Бога, кото­рый сделает прямым путь к Богу.

Откуда возникло такое странное раздвоение одного посланни­ка? - Это убеждение христианских церквей и сект вытекает из грубейшей ошибки евангелистов Матфея, Марка и Луки, изменивших текст священного Писания. Если в Евангелии от Марка изменен­ную цитату Малахии говорит сам автор Евангелия, то Матфей и Лука вложили ее в уста самого Иисуса Христа! В Евангелиях от Матфея (11: 1 - 15) и от Луки (7: 18 - 28) Иисус как бы цитирует Малахию так:

«Вот Я посылаю ангела Моего перед лицом твоим,который приго­товит путь твой перед тобою».Личное местоимение первого лица единственного числа: «передо Мною» (или «Моим лицом» - как на еврейском языке) заменено местоимением второго лица: «перед тобою» (или «перед твоим лицом»). Изменение текста Малахии настолько очевидно, что сделано явно осознанно - вопрос только, самими евангелистами или последующими редакторами текстов. Редакторы текста пророка Малахии явно хотели убедить иудеев в том, что Бог якобы сказал, обращаясь именно к Иисусу Христу: «Вот Я посылаю посланника (ангела — по варианту Матфея 11: 10) Мое­го перед тобою, и он перед тобою приготовит путь твой». Тем самым, Иоанн и оказался «первым» посланником, а Иисус - «вторым» и главным, заменяющим собой Господа Саваофа. Тем самым, важ­нейший момент вероучения оказывается основанным на намерен­ном изменении текста священного Писания.

Мы не верим ни на секунду, что сам Иисус (мир с ним) мог из­вратить слово Бога, Который его сотворил чудесным образом, как и первого человека, и послал для благовестия, поэтому остается выбрать один из двух вариантов.

1) Либо христианские миссионеры должны объявить весь текст Танаха, иудейского Писания, искаженным, т.е. не словом Божиим. Текст Малахии должен быть однозначно заменен той его редакци­ей, которую дают евангелисты. В этом случае приводить подлин­ный, не искаженный текст Писания мог только посланник Бога, т.е. Иисус, получая об этом знания через откровение и свидетельствуя об этом опаснейшем искажении обетования Бога (например: «Так написано в вашем Писании, а я говорю вам...»), чего мы в тексте не видим.

Однако такому подходу противоречат многочисленные ссылки евангелистов и апостола Павла на иудейское Писание с цитатами из него - причем именно в его редакции I века н. э., когда они писа­ли. Вот свидетельство «Нового завета» - Павел пишет своему уче­нику Тимофею: «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен; притом же ты с детства знаешь священные Писания, которые могут тебя умудрить во спасении верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3: 16).

Текст иудейского Писания I века н. э. уже не изменялся до сего дня, и текст Малахии там не такой, каким его цитируют евангелис­ты, а такой, каким он напечатан в «Ветхом завете» и в иудейском Танахе - мы его и процитировали!

2) Либо, если считать текст Танаха («Ветхого завета») словом Божиим, то тогда авторы Евангелий от Матфея, Марка и Луки должны быть признаны намеренно изменившими слово Бога в важнейшем компоненте вероучения - мессианском, т.е. в ответе на вопрос: кто должен быть Мессией человечества?

Предсказанный один посланник будет «как огонь переплавля­ющий золото и серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их» (Мал. 3: 2-3). Это означает, что грядущий посланник должен очистить религию и сделать ее такой, какой она была у Авраама и Измаила, и заменить прежний Закон новым (в этом смысл слов: «посланник Завета»).

«И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит, когда он явит­ся?» - восклицает Малахия (3: 2). И это говорит о сильных соци­ально-политических потрясениях, о его победоносном - не только духовном, но и материальном - шествии в мир, чего не было ни с Иоанном, ни с Иисусом, которых приговорили к казни.

Ни пришествие Иоанна (Яхьи), ни Иисуса (мир с ними обои­ми), не привело ни к революционному обновлению религии, ни к ниспосланию Богом нового Закона. - Христианство как новая ре­лигия сложилась значительно позднее времени проповедей Иисуса Христа, и сам он новой религии не основывал. Иоанн тем более не основывал новой религии и не преобразовывал старой. Что касает­ся "крещения", то это лишь строгий иудейский обычай омовения, либо ритуал кумранского посвящения, которые сами по себе не яв­ляются религией.

Указанный в пророчестве человек, помимо огненного очищения религии и храма и принесения нового Закона Бога, «обратит серд­ца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4: 6). Нам вполне хорошо известно, что ни Иисус, ни Иоанн не убедили даже иудеев признать их миссию.

И, наконец, если внимательно дочитать пророчество Малахии, то он в конце своего благовестил говорит о приходе Илии перед концом света и днём всеобщего воскресения, а вовсе не перед по­явлением ожидаемого великого посланника, которому нужно было обновлять религию для еще многих последующих поколений лю­дей: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господ­ня, великого и страшного» (Мал. 4: 5, 6).

Остается предположить, что авторы Евангелий, процитиро­вав измененный ими под идею «двух посланников» отрывок из пророчества Малахии, не посмотрели в целом, о чем и о ком это пророчество. Явное изменение смысла пророчества Малахии и раздвоение личности Мессии - первое серьезное противоречие евангельских повествований об Иоанне - Яхье (мир с ним).

2. Мог ли Иоанн не знать своего двоюродного брата и проигно­ рировать спасителя всего человечества?

Иоанн и Иисус - двоюродные братья, их матери жили рядом и поддерживали родственные и духовные связи. Скорее всего, их де­тство прошло вместе или рядом. И крайне удивительно, что Иоанн по тексту всех Евангелий как бы и не знает Иисуса, а в последнем Евангелии якобы еще и повторяет несколько раз: «Я не знал его» (Ин. 1:31,33).- Это утверждение полностью противоречит фактам как с духовной, пророческой стороны, так и с житейской.

С духовной стороны, Иоанн, будучи еще шестимесячным в ут­ робе матеры, возрадовался Иисусу, которого носила в себе его пра­ведная тетя: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась святаго духа» (Лк. 1: 41). Во время иорданского омовения Иисуса Иоанн услышал голос с неба, благословлявший Иисуса. После этого было множество чу­дес, совершенных Иисусом. Однако Иоанн, оказавшись в тюрьме, послал своих учеников кИисусу, чтобы спросить у него: «Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11: 3). - Удивительный вопрос для пророка Бога, посланного специ­ально быть провозвестником Иисуса!

А ведь ангел предрек об Иоанне, что он «будет велик пред Госпо­дом... и духа святого исполнится  еще от чрева матери своей... и предыдет пред Ним в духе и силе Илии... дабы представить Господу народ приго­товленный» (Лк. 1: 15, 17).

И вот народ давно «приготовлен» чудесами, так что слепые прозревают и хромые ходят, а Иоанн все никак не может распоз­нать Божье благоволение на своем кузене! И это - пророк, послан­ный Богом якобы специально для подготовки пути Иисуса! Иисус уже прошел большую часть этого пути, а Иоанн, ожидая в тюрьме смерти через день-два, все не может решить: готовить ли этот путь Иисусу или кому-то другому?

Таким образом, вторым серьезнейшим внутренним противо­речиемевангельских повествований об Иоанне является следую­щее: если Иоанн Предтеча был посланником, назначенным Богом, чтобы готовить путь именно перед Иисусом Христом, то почему после благословения Богом Иисуса в Иордане Иоанн не присо­единился к Иисусу, ушел опять в пустыню и вплоть до своей мученической смерти продолжал учить о грядущем величай­шем пророке, не видя его в Иисусе и даже спрашивая его об этом перед смертью?

Снять указанное противоречие можно только одним способом: Иоанн почитал своего двоюродного брата Иисуса как великого пророка Израиля, но он предсказывал другого, будущего Мессию, «посланника Завета», которому он и его общины еще в течение нескольких веков и готовили путь - путь восприятия единобожия и нового Закона Бога уже для всего человечества.

Поэтому он и совершил омовение над Иисусом как старший над младшим (хотя бы по возрасту) ине присоединялся к Иисусу, посланному только в качестве последнего увещевателя к народу Израиля. Полное устное учение Иоанна о грядущем господине пророков было утрачено тогда же, в I - II веках, а последователи апостола Павла, в частности Лука, путем намеренного изменения текста иудейских пророков попытались спроецировать это учение на Иисуса. Процесс уничтожения «еретических текстов» и се­лекции «правильных» текстов продолжался до второй половины IV века н.э.

3. Кем был Иоанн Предтеча?

Согласно Евангелиям, Иоанн происходил из города Назарета, жил в пустыне и носил одежду из верблюжьей шерсти с кожаным поясом. Он, как и Иисус, принадлежал к иудейской религиозной секте, названной ессеями, от которых произошли предшествен­ники ранних христиан - эбиониты («аскеты»), характерной чер­той которых было воздержание от мирских наслаждений. Скорее всего, они оба были членами Кумранской общины ессев, ибо она единственная постоянно жила в пустыне.

В Коране говорится о нем, что Бог через ангелов известил его отца, что у него родится сын с именем Яхья, чтобы «истину о сло­ве Божьем утвердить, и будет он велик и целомудрен, и станет из числа пророков праведных» (Коран 3: 39).

Яхья характеризуется словом «хасура» - «воздержанный», что подтверждает его еван­гельский образ.

Однако не все Евангелия утверждают пророческий статус Иоанна - Яхьи, а только первые три. Четвертое Евангелие их радикаль­но опровергает.

Согласно Матфею и Луке, Иисус говорит: «Что же смотреть хо­дили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка... Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:9-11).

Согласно Евангелию от Иоанна, «вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет»(Ин. 1:7- 9).

Тем самым Иоанн засвидетельствовал, что он - и не ожидаемый иудеями Илия, и вообще не пророк (поэтому сказано раздельно, хотя Илия был тоже пророком).

Кроме того, согласно этому Евангелию, сошествие святого духа на Иисуса под знаком летающего голубя произошло не во время омовения в Иордане и не принародно. Этот знак видел только Ио­анн в каком-то другом месте и затем лишь свидетельствовал всем на Иордане.

Кто же прав: Иисус в изложении Евангелия от Матфея или Иоанн - Яхья в изложении Евангелия от Иоанна? Налицо третье про­тиворечие евангельских повествований, на этот раз - между разными Евангелиями, утверждающими и одновременно от­рицающими пророческий статус Иоанна - Яхьи.

Мы вынуждены посчитать для себя неприемлемым один из взаимоисключающих вариантов, а именно вариант Евангелия от Иоанна (Ин. 1:19- 28). Почему именно его?

- Во-первых, потому что он порочит Иоанна - Яхью и отрицает свидетельство Иисуса о нем как о великом пророке.

Во-вторых, мы обнаруживаем в тексте этого Евангелия следующие внутренние противоречия:

1) Иоанн якобы свидетельствует, что Иисус - «агнец, берущий на себя грехи мира». Как же тогда он мог после этого, перед самой своей казнью, посылать к нему учеников с вопросом, «тот» ли он Мессия или ждать другого? Это противоречие снять уже невоз­можно.

2) Иоанн - Яхья якобы свидетельствовал, что обещанный им Мессия - Иисус, «крестящий духом святым». При этом исчез вто­рой важнейший признак Мессии - «и огнем», означающий у Малахии кардинальное очищение самой религии - «переплавку сынов Левия» и, имея в виду термин «ангел Завета», утверждение нового Закона Бога и связанные с этим серьезные социально-политичес­кие изменения, о которых позднее молился Иисус Богу: «Да приидет Царствие Твое!» (Мф. 6: 10).

Обещанный Мессия - «как огонь расплавляющий и как щелок очищающий». Освящать «духом святым» - это свойство каждого пророка, ибо каждый пророк - тот, кому сопутствует и кого ведет святой дух от Бога. Тем самым автор Евангелия от Иоанна, очевидно, понимая, что Иисус имеет совершенно другую земную миссию и никак не соответствует образу Мессии, предсказанному Малахией и Исайей, подсократил важнейшие признаки Мессии, уцелевшие в первых трех Евангелиях, т.е. убрал «и огнем», а ос­тавшийся признак - «святым духом» - без труда отнес к Иисусу, как мог отнести к любому другому пророку.

3) Четвертое Евангелие сначала многократно сообщает нам, что Иисус не просто совершал омовение («крестил») (Ин. 1: 33; 3: 22, 3: 26 и др.), но и даже составил конкуренцию омовению Иоанну - Яхье и вынужден был покинуть Иудею во избежание соблазнов, но затем вдруг опровергает самого себя: «Сам Иисус не крестил, а ученики его» (Ин. 4: 2)!

Соответственно, мы вынуждены считать неприемлемым и всё, что содержится в Евангелии от Иоанна на эту тему и что противоре­чит первым трем Евангелиям, а именно, Ин. ]: 29 - 34. Тем самым все свидетельство Иоанна Предтечи об Иисусе в этом Евангелии оказывается недостоверным и противоречивым, и тезис евангелис­та, что Иоанн ожидал после себя в качестве «сильнейшего» имен­но Иисуса, оказывается также лишенным всякой достоверности. Если следовать этому Евангелию, то мы обязаны отказаться счи­тать Иоанна - Яхью пророком и обязаны обвинить во лжи... Иисуса Христа, назвавшего Иоанна величайшим из пророков (мир с ними обоими)!

Однако вызывает сомнение и история с казнью Иоанна - Яхьи, описанная в первых Евангелиях. Его проповеди несли на себе яр­кий отпечаток ессейской доктрины - ухода из мира лжи и подго­товки себя к приходу Царствия Божия на земле. После покаяния, в полном соответствии с уставом Кумранской общины (Устав об­щины, V, 10:15), слушатели Иоанна погружались в очистительные воды, символически отрекаясь от прежней жизни и переходя к борьбе за приближение этого Царства.

Политическая и духовная атмосфера в Израиле того времени достигла такого накала, что достаточно было искры, чтобы вспых­нуло восстание против римского владычества, против засилья местных царьков, за чистоту веры, за всеобщее благополучие. Многие из слушателей Иоанна готовы были уже в нем видеть Мессию, ос­вободителя Израиля: «Когда же народ был в ожидании, и все помыш­ляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он...» (Лука, 3:15).

Иудейский историк Иосиф Флавий пишет: «Ирод умертвил это­го праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления грехов, но для освяще­ния своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. По­этому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен» (Иосиф Флавий, Иудейские древности, 18, 5:2).

Ирод страшно боялся, что какой-либо народный вождь поста­вит его в затруднительное положение перед Римом или свергнет его самого, тем более, что тут и там вспыхивали мятежи. Жертвами Ирода становились как лжемессии, так и праведники. История с танцами Иродиады, очевидно, понадобилась тем, кто хотел при­низить статус Иоанна как лидера, как пророка Божия, и доказать, что ему не сопутствовал святой дух, низведя его исповедническую смерть до «бытовухи». В этих же целях было сделано всё, чтобы и его учение до нас практически не дошло.

4. Кто и зачем пытался сделать «неудобовразумителъпым» учение Иоанна Предтечи?

Поразительное «неведение» Иоанна о том, ради чего Бог пос­лал его в мир, сведение его мученической смерти к «бытовой раз­борке» - в первых трех Евангелиях, открытое лишение его проро­ческого статуса и «умаление» - в четвертом Евангелии, производят впечатление намеренного уничижения пророка в интересах его религиозных оппонентов и противников. Каких? Заглянем в книгу «Деяния апостолов»:

«Павел прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы святого духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли дух святый. Он же сказал им: во что же вы крести­лись? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, они крестились во имя господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них дух святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян. 19: 1-6).

Таким образом, автор одного из канонических Евангелий Лука в написанной им же книге «Деяния апостолов» утверждает, что омовение Иоанном Иисуса в Иордане не было актом принятия Иисусом святого духа! Апостол Павел и его ученик Лука вообще отказали пророку Божию Иоанну в «благодатности» совершаемого им омовения. Зато возложение рук Павлом было настолько благо­датным, что в результате простые рыбаки становились не только пророками, но и полиглотами!

Еще большее умаление пророческого достоинства Иоанна - Яхьи допущено автором Евангелия от Иоанна, которое в этом перекли­кается с Павлом. Этот автор, писавший позднее всех, вообще изъял сцену омовения Иисуса Иоанном, так что дух сходил на Иисуса где-то в другом месте. Этот евангелист почему-то вообще ничего не знает о жестоком мученичестве пророка Иоанна - Яхьи, описан­ном в других Евангелиях.

Помимо уже рассмотренного нами случая "лжесвидетельства" Иоанна о самом себе, что он - не пророк (Ин. 1: 7-9), тезка-еван­гелист далее пишет от имени Иоанна - Яхьи об Иисусе: «Я сказал: не я Христос, но я послан пред ним... Ему должно расти, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли» (Ин. 3: 29 - 31).

Слава пророков бывает разной - по важности порученной им Богом миссии, но когда она дана Богом, то уже не может умень­шаться от прихода другого пророка - ибо оба они посланы одним Богом, Который один поручает им их миссии и Который один дает им сообразную славу! Еще труднее поверить, чтобы пророк Божий Иоанн вновь лжесвидетельствовал о своем пророческом достоинс­тве и заявлял, что он - «сущий от земли». В чем тогда ценность его свидетельства об Иисусе, если он не имел посланничества свыше и был только «земным»?

Как известно из истории, многочисленные ученики Иоанна и их общины («эбиониты», «сабеи») не приняли христианство в редак­ции Павла. Они продолжали совершать Иоанново омовение, почи­тая Иисуса только как пророка, и продолжали ожидать грядущего господина пророков1 (1 Так было вплотьдо VII века, когда, услышав проповедь Корана, они сразу жепризнали в Мухаммаде (мир с ним) обещанного Иоанном господина всех пророков и стали мусульманами.). Автор Евангелия от Иоанна прямо пишет о своего рода «конкуренции» в омовении между учениками Иисуса и учениками Иоанна (Ин. 4: 1 - 3), так что последователей у них было почти поровну. Автор Евангелия от Иоанна и апостол Павел знали это, но такая ситуация полностью расходилась с их целями.

Почему же Павел так не любил Иоанна Предтечу и всячески старался замолчать даже память о нем? Полагаем, что главная при­чина этой нелюбви, как и в целом «корректировки» апостольских свидетельств об Иисусе под видения Павла была в главном для иудеев пункте - мессианском. Иудеи в соответствии с тогдашним шариатом - Торой - ждали Мессию, Христа, который изгонит рим­лян и их приспешников и воссоздаст суверенное теократическое государство. Они не приняли Иисуса как Мессию по той причине, что Иисус никак и не претендовал на эту роль. Однако и Иисус, и особенно Иоанн учили о последнем пророке - Мессии, который будет родом из другого народа и который обязательно воссоздаст теократическое государство для всех народов земли. Этим учени­ем они вызывали неприязнь иудеев-националистов, но это учение сохраняло главный постулат - необходимость борьбы с оккупантами - многобожниками за торжество Царства Бога на земле.

И здесь возникает вопрос: зачем Павел ходил преследовать уверовавших христиан в Дамаск? И что это за письмо, которое он получил от первосвященника, предписывавшее связывать всех уверовавших в Дамаске и приводить их в Иерусалим? Разве первосвященник в Иерусалиме имел юрисдикцию вообще кого-то арес­товывать, а тем более в далеком Дамаске, в другой стране?

Да если бы римляне, назначившие первосвященника, узнали, что он послал агентов в Дамаск незаконно арестовывать людей, они бы его самого распяли! - Остается один вывод: поход Павла, римского гражданина, в Дамаск был санкционирован римлянами. Но для чего? Ведь хватать и арестовывать римляне могли и без помощи Павла! - Мало ли у них было своих осведомителей и шпи­ков? И как могло случиться, что Павел нарушил их приказ, совер­шил акт измены, - и никаких последствий?

Разгадка в следующем. Дамаск еще до Иисуса был центром ессейского движения, как это видно из «Дамасского документа», обнаруженного в Кумране в 1948 г., а еще раньше в конце XIX века в Каире. Согласно этому документу, ессеи-мессианцы вступили в «Новый завет» с Богом, уйдя в землю Дамаска. Поскольку ессеи были мятежной сектой с антиримским уклоном, они преследова­лись римлянами. Иосиф Флавий сообщает, что римляне подвер­гали их зверским пыткам, заставляя хулить своего Учителя пра­ведности, ибо видели в нем непреходящий образ воинствующего мятежника против царства язычников. Целью римлян была не казнь какого-то конкретного Учителя, ибо его сменял следующий, а подавление самой мятежной идеологии. Идею невозможно унич­тожить пушками, ее можно уничтожить только другой идеей!

И вот в Дамаск направлен Павел с письмом от назначенного римлянами первосвященника, который якобы доверил ему вылав­ливать представителей «мятежной ереси». Но Павел в Дамаске никого не арестовывал. Если бы действительно был такой приказ римского начальства, то Павел был бы наказан за измену, но вмес­то этого он беспрепятственно продолжал свою деятельность не­сколько десятилетий, пользуясь при этом всеми правами римского гражданина. Некоторые иудеи и христиане на него покушались, но римляне - защищали! «Когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда?...Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он римский гражданин, испугался, что связал его» (Деян. 22: 25-29).

Отсюда напрашивается вывод, что версия Павла о приказе пер­восвященника-коллаборациониста арестовывать ессеев-христиан в Дамаске и о чудесном «видении» на пути в Дамаск, из-за кото­рого он якобы переменился и вошел в их общину, является скорее «легендой» для придания достоверности столь радикальной пере­мене - чтобы на первых порах убедить преследуемых им христиан в том, какой злой враг перешел на их сторону. Им это было очень приятно: «Церквам христовым в Иудее лично я не был известен, а толь­ко слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, кото­рую прежде истреблял, - и прославляли за меня Бога» (Гал. 1: 22-24).

Ключом к установлению подлинной цели этой странной исто­рии с видением и с последующим внедрением в ессейскую общи­ну может послужить следующее признание Павла: «Я иудей, ро­дившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (Деян. 22: 3).

Именно учитель Павла раввин Гамалиил (точнее: Гамалиэль) ввел «19-е благословение в молитве», в котором проклинаются доносчики и «миним» (еретики). Эта молитва преследовала цель удалить «еретиков - ессеев», чтобы они перестали приходить в си­нагогу, после чего можно было «умыть руки» и передать их как отступников от Торы в ведение римских палачей.

Таким образом, высвечиваются две основные цели Павла: 1) для синедриона - побудить ессеев отступить от Торы и начать принимать в общину необрезанных язычников, что ислучи­лось, после чего синедрион причислил их к отступникам и «сдал» Риму; 2) для Рима - противопоставить идеологии «мятежной» иудейской теократии, побуждавшей иудеев на постоянное со­противление языческому Риму, идеологию смирения с язы­чеством.Это новая идеология, принципиально противостоявшая чаяниям верующих иудеев, наиболее ярко выражена в следующих наставлениях Павла. Он пишет римлянам:

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти Не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противя­щиеся сами навлекут на себя осуждение.Ибо начальствующие страш­ны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божий служители, сим самым постоянно заня­тые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» (Рим. 13: 1 -6).

Аналогично ефесянам: «Рабы, повинуйтесь своим господам по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы хрис­товы... зная, что каждый получит от Господа по мере добра наша брань не против плоти и крови, но... против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 5 - 12).

В этих словах - идейный отказ от строительства Царства Бога вообще и призыв к смирению с любым злом ради получе­ния за это «духовной компенсации» в будущей жизни! Человек перестает быть наместником Бога на земле, эта жизнь пере­стает быть объектом преобразовательных усилий человека и не нуждается в справедливом обустройстве, все позитивные цели переносятся исключительно в будущую жизнь, а в этой нужно только смиряться!

Римские рабовладельцы-язычники наверняка могли быть до­вольны такой идеологией для своих рабов, поэтому-то с Павлом и не случилось того, что с Иоанном Предтечей и с Иисусом. Павел мог так корректировать учение Иисуса, что Иисус, по Павлу, из учителя правды и ревнителя закона Бога превратился в мистика и смиренного идеолога непротивления злу силою. Но пророчество сурового аскета ессея Иоанна Предтечи о Мессии, который будет посвящать в религию не водой, а огнем Закона, который "сожжет солому беззакония огнем неугасимым", который построит на зем­ле Царство Бога, было уже невозможно отредактировать - слиш­ком много в то время было свидетелей - учеников Иоанна. Легче было постараться предать его уничижению и забвению!

Поэтому-то и не удивительно, что Павел в своих 14 новозавет­ных посланиях не сказал об Иоанне Предтече ни одного доброго слова. Идеи Павла, повлиявшие на всех евангелистов, привели к «умалению» пророческой миссии Иоанна, сведя ее только к «под­готовке пути для Иисуса», которая выразилась лишь в технической роли при единоразовом омовении Иисуса в Иордане.

Мы знаем из «Нового завета», что всё, что расходилось с Пав­лом, было им проклято: «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет ана­фема» (Гал. 1:9). Анафема, высказанная Павлом даже ангелам Божиим, сделала для нас неизвестным учение Иоанна, раскрываю­щее смысл его «омовения».

5. Омовение Иоанна - это обряд посвящения в новую религию

Согласно Евангелиям, признаком последнего Мессии и госпо­дина всех посланников Бога является омовение им верующих не водой, а «святым духом и огнем»: «Я омываю [греч.: "баптизо"] вас в воде в покаяние, но идущий за мною сильнее меня... он будет омывать вас духом святым и огнем; лопата его в руке его, и он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неуга­симым»(Мф. 3:11- 12). -В последней фразе содержится образное указание на наведение некоего социального, государственного по­рядка, соответствующего воле Бога.

Проф. Дауд, для которого арамейский язык - родной, так ре­конструирует то арамейское слово, которое употребил Иоанн и которое перевели на греческий как «баптизо», т.е. «омовение пог­ружением»1(1 А на русский язык перевели с греческого еще более загадочно - как «крещение».).

 «Арамейский вариант Библии "Пшитта" применяе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.062 с.)