Политическая система Русского государства и сословный состав населения в XlV-XVв. Государство и церковь на рубеже XV-XVlв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система Русского государства и сословный состав населения в XlV-XVв. Государство и церковь на рубеже XV-XVlв.



Объединение русских земель не означало их полного слияния ни в политическом, ни в экономическом отношении, хотя параллельно с формированием центральных органов власти в Москве происходили изменения и в органах власти на местах. С присоединением к Москве удельных княжеств-земель, одни удельные князья, сохраняя суверенитет, вынуждены были повиноваться, другие перешли на положение великокняжеских слуг и становились наместниками и воеводами. Такие князья назывались служебными князьями. Во владениях удельных князей сохранялась система управления, сложившаяся в XIV-XV вв. Средоточием управлеиня был княжеский дворец, состоявший из хозяйственно-административных ведомств. Крупнейшими из них были ведомства дворского, казначея, конюшего и оружейного. Общее название этих управителей - "введенные бояре". Из них же состояла и "княжеская дума", не являвшаяся постоянным органом и созывавшаяся князьями по мере нздобностн. В ведении удельных князей был суд по "земельным" и "разбойным" делам, а их даньщики собирали в удельную казну пошлины и поборы. Таким образом, удельным князьям предоставлялась довольно большая свобода действий во внутренних делах, чего не скажешь о внешнеполитической сфере, в которой устанавливалось полное их подчинение московскому князю. Что касается территории, управляемой служебными князьями, то они становилась административно-территориальной единицей в системе уже общерусского управления - уездом. Так как границы их восходили к рубежам бывших независимых княжеств, их размеры были разнообразны. В XV в. уезды подразделялись уже на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, а в станах и волостях - волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы. Они получали управление территориями "в кормление" (отсюда их обобщенное название - кормленщики). Кормления состояли из судебных пошлин и части налогов. Кормления являлись вознаграждением - но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Поэтому кормленщики относились к своим обязанностям небрежно и передоверяли их своим тиунам - управителям. Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах пошлин и налогов. В целом система кормлений являлась неэффективной.

Во всех государственных делах великий князь координировал свои предложения с мнением Боярской думы - совещательным органом, ставшим теперь постоянным. В конце XV в. дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство было представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения, которые регламентировались не родовитостью (это определить было невозможно), а службами предков. С присоединением земель в состав бояр стали входить князья прежде независимых княжеств ("княжата"), что означало снижение их социального статуса. Окольничьи стояли несколько ниже бояр, но также принадлежали к ближайшему окружению великого князя, будучи советниками и судьями. При Василии III в думу входят уже "великие" или "введеные" дьяки (позже они стали называться "думными дьяками"), а также представители московского дворянства - "думные дворяне".

Великокняжеская власть и начало формирования бюрократического аппарата во второй половине XV-начале XVI в

Центральную власть в стране осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения и дьяческий аппарат. В компетенцию великого князя входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим князем возглавлялись наиболее значительные военные походы, И все же великого князя всея Руси конца XV-начала XVI в. нет оснований представлять, как это зачастую делается в современной исторической литературе, государем - абсолютистом или, более того, образчиком восточного деспота. Даже Василий III выглядел в главах современников "всея Руси земля государем государь". Великие князья не столько возвышались над удельными и прочими князьями, сколько были первыми среди равных. Кроме того, пишет А.А.Зимин, "власть великого киязя ограничивалась прочными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о характере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое пробивалось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды". Традиции настолько довлели над ними, что не имея возможности прекращения выделения своим детям уделов, они одновременно вели борьбу с самовластием удельных братьев. Не говорит о силе великого князя и развернувшаяся в последние полтора десятилетия княжения Ивана III династическая борьба между группировками его внука Дмитрия (сына умершего в 1490 г. Ивана Ивановича) и сына от второй жены Софии Палеолог Василия. К концу княжения Ивана III в пределах самого Московского княжества оставался лишь один удел. Но великий князь в завещании "одаривает" уделами не только Василия, но и четырех младших братьев. Правда, ставший великим князем Василий получает значительно большую часть территории, чем его братья - удельные князья вместе взятые (66 городов, а братья всего 30). Только он наследует выморочные (без наследников) уделы и только его детям может принадлежать великое княжение, от которого заранее отказались братья. К концу княжения Василия III уделов осталось всего лишь два: Дмитревский, где княжил Юрий Иванович, и Старицкий, принадлежавший Андрею Иванрвичу. И все жа опасность выступлений удельных князей сохранялась. Что же касается личности самого Ивана III, то "на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновидность в сочетании с широким кругозором, стратегической масштабностью мышления и исключительной твердостью и последовательностью в достижении поставленных целей. Он не поражал воображения современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Он не отличался ни традиционным благочестием хрестоматийного князя русского средневековья, ни нарочитым новаторством Петра Великого. Сила ясного ума и твердость характера - вот его главное оружие в борьбе с многочисленными врагами. Его можно назвать неутомимым тружеником, шаг за шагом идущим по избранному пути, преодолевая преграды" (Ю.Г.Алексеев).

Двинская и Белозерская грамоты

Московские великие князья, посылая наместников, иногда давали им особые уставные грамоты, в которых фиксировались пределы прав кормленщиков, их обязанности по отношению к населению. Так, еще в 1397 г. Василий Дмитриевич дал такую грамоту всему населению Двинской земли - от "бояр двинских" до "всех своих черных людей". Она гарантировала право обращения к великокняжескому суду любого человека в случае злоупотребления чиновников. Еще более широко регламентировала взаимоотношения между органами центральной власти (наместники) и местным населением Белозерская уставная грамота 1488 г. В ней не только повторялась, но расширялась норма, обеспечивавшая право белозерцев жаловаться великому князю на наместников и их помощников. По ней также устанавливалось "смесное" (совместное) судебное разбирательство: наместничий суд был правомочен только при присутствии общинных представителей. Специальная статья лишала возможности наместников вторгаться во внутреннюю жизнь общины. Двинская и Белозерская уставные грамоты, таким образом, отражают стремление центральной власти ограничить самовластие наместников - с одной стороны, а с другой - признание центром большой значимости в местном управлении общинных организаций. Ю.Г.Алексеев отмечает: "Хотя уставная грамота непосредственно обращена к населению только одного уезда, перед нами документ принципиального значения. Грамоту можно рассматривать как типовую... Видимо, предполагалось подобные грамоты дать и другим уездам Русского государства". Некоторые нормы и положения грамот вошли в первый общерусский свод законов Московской Руси - Судебник 1497 г.

На рубеже XV-XVI вв в городах создается институт городовых приказчиков

Несмотря на то что они были представителями администрации великого князя, назначались они обычно из числа местного дворянства (детей боярских). Городовые приказчики ведали непосредственно городскими крепостями, т.е. являлись как бы военными комендантами. Однако постепенно они начинают заниматься и другими вопросами, связанными с военно-административным управлением: строительством дорог, мостов, обеспечением военных перевозок и хранением оружия. Одной из главнейших их обязанностей стало проведение уездной мобилизации крестьянского и городского ополчений. В их руках сосредоточивались и финансовые дела.

Организация войска

В XIV-XV вв. основную массу великокняжеских войск составляли отряды великих князей, состоявшие из холопов и других слуг, а также отряды "служебных князей" и бояр, обязанных являться на "государеву ратную службу" со своими послужильцами. В крупных походах участвовало крестьянское и городское ополчение - "посоха". Оно также использовалось при строительстве оборонительных сооружений. При комплектовании полков широко применялся территориальный принцип: в поход шли отряды "тверичей", "новгородцев", "дмитровцев" и т.д. Основной военной опорой при Иване III становится уже войско служилых людей (дворян), являвшихся регулярно на военную службу "конно и оружно". Число ратных людей, а также характер вооружения определялись размерами поместья. Большое значение имело введение в ней огнестрельного оружия. Сравнительно широко артиллерия (в основном переносная) стала применяться во второй половине XV в. (древнейшая из сохранившихся пушек была отлита в 1485 г.). Однако создание современной для того времени артиллерии было делом длительным. Первые сведения о массовом применении ружей - "пищалей" - относятся к началу XVI в. Обычно упоминаются "казенные пищальники" - ратные люди, находившиеся на государственной службе, и "пищальники з городов", т.е. ополченцы. На протяжении XV в. пятиполковая система войска (большой полк, передний полк, полки правой и левой руки, сторожевой полк) стала обычной. К концу XV в. численность армии резко увеличилась и достигла 200 тыс. человек.

Складывается исполнительная власть - будущие приказы

Во второй половине XV в. начинает складываться исполнительная власть, органы которой позднее станут называться приказами. Приказы зародились в недрах княжеской системы управления из временных поручений, как правило, даваемых боярам. С конца XV в. эти единоличные поручения начинают превращаться в постоянные присутственные места ("избы"). При Иване III заметно усиление ведомства дворецкого и ведомства казначейства. Дворецкий ведал личными, дворцовыми землями великого князя, а также рассматривал земельные тяжбы и осуществлял суд. С присоединением новых территорий, на них появились местные дворцы, а из Москвы управление ими стал осуществлять приказ Большого дворца. Другое ведомство - казначея - ведало не только великокняжеской казной, но и играло также роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководило внешней политикой. Именно из казны в середине XVI в. выделяется ряд новых приказов. Еще одним источником зарождавшейся приказной системы была Боярская дума. Для решения тех или иных вопросов при ней создавались особые комиссии, важнейшие из которых трансформируются в дальнейшем в приказы. Так были образованы, к примеру, Разрядный и Разбойный приказы. В конце XV-начале XVI вв. в государственном управлении значительную роль начинают играть неродовитые, но грамотные чиновники - дьяки. Они стали реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы. Казны и дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел. Однако значение первых ростков приказной системы нельзя преувеличивать, тем более, что первоначально число "предбюрократии" составляло всего 50 человек, а при Иване III не более 200 человек.

Сословия

В XIV—XV вв. огромные пространства земли находились в руках светских и церковных феодалов. Характерной чертой феодального хозяйства была раздробленность отдельных земельных владений и наличие чересполосицы внутри них. Феодальная вотчина (имение феодала, которое он имел право передавать по наследству и отчуждать) обычно состояла из ряда (иногда разбросанных в разных местах) сёл и деревень с прилегавшими к ним угодьями. В хозяйственные угодья входили пашенная земля, луга, леса, бортные промыслы, бобровые ловища, охотничьи и промысловые участки и т. д. В условиях господства оброчной системы эксплуатации крестьян основная часть земель раздавалась феодалами зависимым от них крестьянам и лишь меньшая часть земельной площади отводилась под господское хозяйство.

Наряду с вотчиной на Руси издавна существовал другой вид землевладения: часть земель князья передавали своим слугам — дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV в. — времени образования Русского централизованного государства — практика раздачи условных владений военным слугам — дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную»). Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках.

Характерной особенностью феодального землевладения XIV—XV вв. было соединение собственности на землю с политическими правами по отношению к феодально зависимому населению. Привилегированные земельные собственники были связаны друг с другом рядом служебных (прежде всего военных) обязательств. В вассальной зависимости от великих князей, стоявших во главе отдельных самостоятельных княжеств, находились князья удельные, возглавлявшие более мелкие политические единицы (уделы), на которые распадались великие княжества. Великим и удельным князьям служили крупные феодалы (бояре), а также средние и мелкие привилегированные землевладельцы (слуги вольные).

Русские крестьяне в XIV— XV вв. носили название «людей», «сирот» и «хрестиан». Новгородские крестьяне назывались древнерусским термином смерды, псковские — шорниками (пахари). Крестьяне, не попавшие ещё в зависимость от отдельных феодалов, составляли население «чёрных» земель. «Чёрные» крестьяне эксплуатировались непосредственно феодальным государством, платили дань (основной прямой налог, взимавшийся деньгами) и несли ряд натуральных повинностей в пользу князя. Среди этой части крестьянства была особенно сильна общинная организация, обычно охватывавшая ряд деревень. При переходе «чёрных» земель в собственность отдельных феодалов крестьянская общинная организация обычно не разрушалась, но феодалы подчиняли её своей власти и старались использовать в своих интересах. Крестьяне, жившие на территории волости-общины, имели в индивидуальном владении пашенные участки. А в ведении общины в целом оставались угодья (луга, леса, воды) и пустующие пахотные участки.

Общинные власти, избранные крестьянами (старосты, сотские, десятские), производили раскладку податей и сбор налогов, судили крестьян по ряду дел, подлежавших ведению этих властей, и раздавали свободные земельные участки новым поселенцам. Выборные представители общины выступали от её имени на суде, отстаивая захваченные феодалами «чёрные» земли.

Крестьяне, находившиеся в зависимости не от государства, а от отдельных феодалов, вели мелкое единоличное хозяйство на полученных от них участках земли. Крестьяне вносили своим владельцам натуральный оброк и выполняли барщинные работы. Натуральный оброк в XIV—XV вв. занимал, по-видимому, основное место среди крестьянских повинностей. Кроме того, крестьяне должны были давать «кормы» вотчинной администрации. В Новгородской земле распространённой формой расчёта крестьян с землевладельцами была определённая доля урожая («треть», «четверть», «половина»). В зависимости от величины этой доли крестьяне-издольщики носили название «третников», «половников» и т. д. Формы крестьянских повинностей определялись до конца XV в. обычаем — «стариной» и отдельными грамотами, выдаваемыми князьями. С конца XIV в. феодалы стали повышать оброк и увеличивать количество барщинных работ. Крестьяне же отстаивали те повинности, которые были установлены неписаным правом — «стариной» и «пошлиной».

С конца XV в. в связи с изменением общих хозяйственных условий и развитием товарно-денежных отношений наметились некоторый рост барщинного хозяйства (так как феодалы были заинтересованы в производстве хлеба на рынок) и усиление эксплуатации крестьян. В это же время получила, правда, пока ещё очень незначительное и далеко не повсеместное, распространение денежная рента (главным образом в Новгородской земле).

Наряду с феодальной рентой, шедшей земельному собственнику, крестьяне в XIV—XV вв. должны были нести различные повинности в пользу государства. Основным налогом для вотчинных крестьян, так же как и для «чёрных», являлась дань, которая шла в княжескую казну; часть этой дани передавалась князьями (до свержения татаро-монгольского ига) в Золотую Орду. Кроме того, крестьяне всех категорий должны были принимать участие в постройке и ремонте городских укреплений («городовое дело»), в организации связи и устройстве трактов («ямское дело»). На содержание княжеской администрации брались кормы. К числу тяжёлых повинностей, которые должны были выполнять крестьяне, принадлежала обязанность давать помещение, содержание и подводы княжеским сборщикам дани, писцам, приставам и т. д. Крестьяне, зависимые от светских и духовных феодалов, наряду с повинностями в пользу своих владельцев должны были выполнять работы в хозяйстве князя: строить княжеский двор и конюшни, косить сено на княжеских лугах, участвовать в «ватагах» княжеских рыболовов и т. д.

Крупные бояре-вотчинники и церковные землевладельцы освобождались (полностью или частично) от уплаты ряда налогов в княжескую казну, и доходы, взимаемые ими с феодально зависимого населения, целиком или в значительной части оставались в их собственности.

С изменением в формах эксплуатации были тесно связаны перемены в юридическом положении крестьян, которые постепенно лишались права ухода от своих владельцев и перехода к другим феодалам. Уже к XIV в. существовали ограничения свободного передвижения крестьян. Но в период господства политической раздробленности правила крестьянского перехода регулировались ещё отдельными соглашениями феодалов.

С начала XV в. среди частновладельческих крестьян выделилась группа старожильцев, которые постепенно потеряли право перехода. От середины XV в. сохранились наиболее ранние княжеские грамоты, разрешавшие отдельным крупным землевладельцам не отпускать из своих имений крестьян-старожильиев. Затем стало подвергаться ограничениям право «выхода» от землевладельцев и крестьян других категорий. Так, в отдельных княжествах для крестьян был установлен один и тот же срок отказа (расчёта с землевладельцем с правом ухода от него): за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и в течение недели после этой даты.

С образованием единого государства и изданием в 1497 г. общероссийского феодального кодекса права — «Судебника» — правило о Юрьеве дне было распространено на все категории крестьян и по всей территории государства.

Наряду с крестьянским трудом в феодальном хозяйстве применялся и труд холопов, хотя он не был основой производства. Помимо барской дворни были холопы, работавшие на пашне. Они или помещались на барском дворе и выполняли барщину господским инвентарём, или жили в деревнях и имели собственную запашку. Значительное применение труд холопов находил в вотчинном ремесле, обслуживавшем нужды барского двора. К холопам часто принадлежала и вотчинная администрация. Применение труда холопов в феодальном хозяйстве всё время сокращалось.

В конце XV в. появилась особая категория феодально зависимого населения — кабальные люди. Сущность кабальных отношений заключалась в том, что феодал на основании особой заемной расписки (служилой кабалы) получал право эксплуатировать должника, погашавшего своей «службой» проценты с занятой суммы. Кабальный человек юридически не был холопом. Но фактически должник часто не мог порвать свою зависимость от кредитора. Труд кабальных людей использовался как в городе, так и в деревне. Их отличие от крестьян заключалось в том, что они не несли государева тягла.

Государство и церковь

§1. Независимость Русской православной церкви

Конец XV – начало XVI веков в истории Руси знаменателем тем, что произошло преодоление феодальной раздробленности, объединение земель вокруг Московского княжества и образование единого суверенного государства. Русская православная церковь в объединительном процессе сыграла значительную роль. Великий подвижник Церкви русской Преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от поработителей. Во время княжеских усобиц церковь всегда выступала за усиление власти великого князя московского.

С возрастающей мощью Русского государства набирает силу и авторитет Православная Церковь. В 1448 году она полностью освобождается от влияния Константинопольского Патриархата. Рязанский митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов, получает титул Митрополита Московского и всея Руси. В 1453 г. после падения Константинополя право выбора русского митрополита окончательно переходит к епископату на Руси. Начинается автокефалия (независимость) русской церкви.

§2. Развитие монашества на Руси. Монастыри

XIV век был временем особенно сильного развития монашества на Руси. В стране появляется множество новых монастырей и обителей. Так, в начале 15 века монахами Германом, Савватием и Зосимой был основан Соловецкий монастырь на Белом море, а в 1479 году Иосифом Волоцким – Иосифо-Волоколамский монастырь.

Монастыри были совершенно различны между собой – одни очень богаты, имели крупные земельные владения и занимались торговлей, давали деньги в рост. Другие же существовали в виде скитов, и монахи вели аскетический образ жизни.

Как и католическая церковь, православная постоянно проповедовала прихожанам, что спасти свою душу можно лишь через обращение к Господу, через молитву, которую должны приносить монахи, а значит, не нужно скупиться на щедрые дары для церкви. Крестьяне, горожане, крупные землевладельцы и князья жертвовали монастырям продукты, домашний скот, богатое одеяние, домашнюю утварь и прочее. Но самым ценным даром для церкви была земля – за такое пожертвование монастыри могли внести имя почившего в синодик – монастырскую поминальную книгу.

Самыми богатыми монастырями на Руси были Свято-Троицкий монастырь, основанный в середине XIV в. преподобным Сергием Радонежским, и Иосифо-Волоколамский (Волоцкий), созданный в конце15 – начале 16 века. Земли и пожертвования на постройку монастыря дал удельный князь Борис Васильевич Волоцкий, брат Ивана 3. Настоятель монастыря Иосиф Волоцкий старался привлечь на послушание богатых людей – среди монахов были бояре и даже князья, которые, придя в монастырь, отказывались от своих земных богатств в пользу обители. Таким образом, Иосиф Волоцкий смог потратить 1000 рублей (в те времена это было громадной суммой, так как за рубль можно было купить лошадь) на строительство каменного храма, а также активно занимался благотворительностью – помогал больным и неимущим.

§3. Возникновение религиозных споров

Во 2-й половине 15 – 1-й половине 16 века на Руси остро встает вопрос религиозных споров. В стране стали распространяться различные ереси. Большинство ересей приходило из Новгорода, так как новгородцы, активно торгуя со многими странами, встречали множество людей самых разных вероисповеданий и учений, которые у многих породили сомнения в истинности только одного вероучения. К тому же новгородская церковь была тесно связана с мирской жизнью, занимаясь не только духовными, но и мирскими делами.

Первые ереси появились на Руси в 14 веке, когда новгородский дьякон Карп выступил против платы епископам за посвящение в духовный сан, что назвал симонией (взяточничеством). Карп и его последователи отвергали церковные обряды, резко критиковали духовенство за малейшее отступление от Священного Писания и возрождали старинные языческие ритуалы – обожествляли небо и землю. Данное религиозное движение получило название стригольничество.

В 70-х годах 15 века в Новгороде появилась новая ересь. Ее приверженцы назывались «жидовствующие», так как использовали в своих аргументах Ветхий Завет и сочинения иудеев. Они утверждали, что Иисус был лишь пророком, а не сыном Божьим, отрицали Святую Троицу, выступали против поклонения иконам, крестам, были против строительства храмов. Ере­тики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имеют права владеть землей и крестья­нами. Надо заметить, что данная ересь получила широкое распространение в среде московской аристократии.

Но если на остальные ереси православная церковь смотрела сквозь пальцы, то к «жидовствующим» относилась с ненавистью, так как они пытались привнести на Русь иноземные порядки и изменить саму основу русской церкви. На Церковном соборе 1490 года, где присутствовал сам Иван 3-й, несколько новгородских священников были обвинены в ереси, отлучены от церкви и брошены в тюрьму. А в 1504 году очередной Церковный собор приговорил новгородских и московских еретиков к смерти, это решение одобрил сам Иван 3-й. Так на Руси запылали первые костры инквизиции.

§4. Нестяжатели и иосифляне

В конце 15 века назрели разногласия и среди православного духовенства, спор возник о церковных богатствах. В этом вопросе церковные деятели раскололись на две части. Первую группу возглавил старец (монах-отшельник) Нил Сорский, она получила название «нестяжатели». Нестяжатели настаивали на том, что монахи должны быть аскетами, защищали сильную великокняжескую власть, считали, что монастырское землевладение надо ликвидировать, а церковь должна быть независима от мирской власти. Вторая группа получила название «иосифляне» по имени Иосифа Волоцкого. Они защищали право монастырей иметь земли, так как, чтобы заниматься благотворительностью и успешно внушать идеи православия, требуются немалые средства. Великокняжеская власть, как считали они, есть лишь отражение власти патриарха (церковь – солнце, царь – луна).

Вначале Иван 3-й поддержал нестяжателей и на церковном соборе даже поставил вопрос о лишении монастырей некоторых земель. Но, когда позже иосифляне признали первенство великокняжеской власти не только в управлении государством, но и в решении некоторых церковных вопросов, великий князь Василий 3-й поддержал их, что обеспечило иосифлянам победу над нестяжателями.

§5. Москва – Третий Рим

Первым же восхвалителем великокняжеской власти был митрополит Зосима (выбран на должность в 1490 году). В одном из своих трудов он сравнивал Ивана 3-го с римским императором Константином, а Москву – с «новым Римом». Эта идея была положена в основу теории «Москва – Третий Рим». Наиболее полно ее сформулировал монах псковского монастыря Филофей в своем послании к Василию 3-му. Согласно Филофею, мировой центр православного христианства постепенно перемещался из Рима во «второй Рим» - Константинополь, а затем в «третий Рим» - Москву, которая осталась верна православию и является центром христианства. Если же Москва впадет в ересь, то наступит конец света, ибо «Москва – Третий Рим, а Четвертому не бывать».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что Русская православная церковь, отделившись от византийской и став автокефальной, значительно подняла свой авторитет как духовной опоры русского народа. Но тем не менее, русская церковь постепенно стала попадать в зависимость от великокняжеской власти.

14.Боярское правление в 30-40 годах и реформы 50 годов 16 века. (Избранная Рада)

 «Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560 годах.

Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара и последовавшего за ним Московского восстания., во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, <…> чтобы <…> пресечь его буйства и умерить неистовый нрав» Состав «Избранной Рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля, духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода Алексей Адашев.

Н. М. Карамзин включает в состав митрополита Макария, а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству Участие князей Курбского и Курлятева также несомненно. Кроме этих двух, Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых.

. Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

Формирование приказной системы (реформы центрального управления): Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.

Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

В 1556 году проведена реформа местного управления — была отменена система кормлений. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления — головы и целовальники. Наделение правами провинциального дворянства.

Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства[Комм 1], способствовали формированию сословно-представительного государства.

Причину царской немилости некоторые историки[кто?] видят в том, что Иван IV был недоволен разногласиями некоторых членов Рады с покойной Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя. Это подтверждается также тем, что после смерти второй жены — Марии Темрюковны — Иван Грозный также устраивал казни неугодных царице и обвинял бояр в том, что они «извели» (отравили) Марию.

В 1553 году Иван Грозный заболел. Болезнь была настолько тяжела, что в Боярской Думе встал вопрос о передаче власти. Иван заставил бояр присягнуть сыну-младенцу — царевичу Дмитрию[Комм 2]. Но среди членов Рады возникла идея передать московский престол двоюродному брату царя — Владимиру, князю Старицкому. В частности, Сильвестр отметил как качество Владимира то, что он любит советников. Однако Иван оправился от недуга, и конфликт, на первый взгляд, был исчерпан. Но царь не забыл эту историю и использовал её впоследствии против Сильвестра и Адашева.

Основное противоречие состояло в радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве. Иван IV хотел форсировать этот процесс. Избранная Рада же выбрала путь постепенного и безболезненного реформирования. Среди историков нет однозначной оценки деятельности «Избранной Рады».

Карамзин отмечает положительные черты правления «Избранной Рады», подчёркивая «мудрую умеренность» и «человеколюбие» царской власти.

«  «Везде народ благословил усердие правительства к добру общему, везде сменяли недостойных Властителей: наказывали презрением или темницею, но без излишней строгости; хотели ознаменовать счастливую государственную перемену не жестокою казнию худых старых чиновников, а лучшим избранием новых…»»

У Костомарова влияние «кружка любимцев» таково, что «без совещания с людьми этой избранной рады Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить»[5], в этом влиянии историк видит «горькое унижение» для самодержавия Ивана IV.

Историк А.И. Филюшкин ставит под сомнение само существование Избранной Рады как неформального правительства при Иване Грозном: «История «Избранной Рады» - это политическая и историографическая легенда, сформировавшаяся на страницах переписки Грозного с Курбским. Это легенда отражает процессы полемики и политической борьбы в 1560-70-е гг., чем реальную историю 1550-х гг»

Опричнина и ее последствия

Центральное событие истории XVI века – опричнина.

Слово «опричнина» употреблялось лет за сто до Ивана IV. Происходит оно от слова «опричь», являвшегося в древнерусском языке синонимом слова «кроме». После смерти или гибели воина на поле боя поместье, пожалованное ему за службу Великим князем, забиралось в казну, кроме небольшого участка земли – своеобразного пенсионного фонда, который отдавали его вдове и детям. Этот остаток поместья и называли «опричниной». Таким образом, Иван Грозный в 1565 г. назвал опричниной систему мер, направленных на укрепление самодержавия и дальнейшее закрепощение крестьян. Территория государства была разделена на опричные земли, доходы с которых поступали в государеву казну, и земщину – оставшуюся часть страны. В опричнину вошли наиболее плодородные земли, то есть лучшая половина страны. В этих областях княжеские и боярские вотчины были конфискованы, прежние их владельцы были выселены в окрестные районы, где получили земли на основе поместного права, а на опричных землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Этот своеобразный аграрный переворот, суть которого перераспределение земель бояр в пользу дворянства, привел к ослаблению крупного феодально-вотчинного землевладения и ликвидации его независимости от центральной власти.

Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену. При зачислении в государев удел каждый опричник клятвенно обещал разоблачать опасные замыслы, грозившие царю, и не молчать обо всем дурном, что он узнает. С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам.

Опричная тысяча была создана как привилегированная личная гвардия царя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.249.158 (0.081 с.)