Экономическое развитие, политический строй и административное устройство России в 17в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие, политический строй и административное устройство России в 17в.



Экономическое развитие.

В 17в. фундамент экономики страны, как и раньше, со­ставляло сельское хозяйство, носившее натуральный характер. Рост сельскохозяйственного про­изводства достигался за счет освоения новых земель, то есть эк­стенсивным путем. К сер. 17в. разруха и разорение времен смуты были преодолены. В 14 уездах центра страны в 40-е годы распаханная земля составляла всего 42% ранее возделываемой, сократилось и число крестьянского населения, бежавшего от ужасов безвременья. Экономика восстанавливалась медленно в условиях сохранения традиционных форм ведения хозяйств, резкоконтинентального климата и низкого плодородия почв в Нечерноземье наиболее развитой части страны.

Ведущей отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. Основными орудиями труда были соха, плуг, борона, серп. Трехполье преобладало, но оставалась и подсека (вырубленное, расчищенное место для пашни среди леса), особенно на севере страны. Сеяли рожь, овес, пшеницу, ячмень, гречиху, горох, из технических культур лен и коноплю. Урожайность составляла сам-3, на юге - сам-4. Хозяйство имело натуральный характер. Рост объемов производства достигался за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых земель: Черноземья, Среднего Поволжья, Сибири.

Рост территории, различия природных условий по­рождали хозяйственную специализацию районов страны, с этим было связано развитие то­варно-денежных отношений. Специализация наблюдалась не только в сельском хозяйстве, но и в ремесле. В 17в. распрос­траняется мелкотоварное производство (изготовление изде­лий не на заказ, а на рынок). Поморье специализировалось на создании деревянных изделий, Псков, Новгород, Смоленск из­готавливали льняные ткани, на Севере развивалось солеварение. Большое значение приобрели постоянно собиравшиеся ярмарки, где купцы вели крупную по тем масштабам оптовую и розничную торговлю.

До середины века огромные выгоды из внешней торговли извлекали иностранные купцы, вывозившие из России лес, меха, пеньку, поташ и др. Тесные связи устанавливались со странами Востока через Астрахань, где находились индийский и персидский торговые дворы.

В 1667г. был издан Новый Торговый устав, повышавший пошлины на иностранные товары. Иностранные купцы имели право вести оптовую торговлю только в пограничных торговых центрах.

Значительно расширился обмен товарами между отдельными регионами страны, начинало складываться всероссийский рынок. Растущие экономические связи укрепляли политическое единство страны.

На основе мелкотоварного производства формируются круп­ные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике – мануфактуры, инициатором которого выступало государ­ство. 17в. в России насчитывалось приблизительно 30 мануфактур. Первые казенные мануфактуры возникли еще в 16в.

(Пушкарский, Монетный дворы). Были построены металлургические заводы на Урале и в районе Тулы, кожевенные предприятия - в Ярославле и Казани, текстильный двор в Москве.

В 1721 государство разрешило покупать крестьян к заводам. Приписные крестьяне должны были свои подати государству отрабатывать на фабрике или заводе по определенным расценкам. Государство оказывало владельцам предприятий помощь землей, лесом, деньгами. Мануфактуры, основанные при поддержке государства, получили позднее название «посессионных» (от лат. владение).

Политический строй

Земские соборы

В первые десять лет правления Романовых Земские Соборы заседали почти непрерывно, т.к избранные провители могли опираться только на поддержку «земли». По мере укрепления власти и упрочения династии Земские соборы созываются все реже и решают, главным образом, внешнеполитические вопросы. В сер. 17в. Земский собор был созван в связи с Соляным бунтом. Итогом его деятельности стало Соборное Уложение 1649г. Земский собор 1653г., решавший вопрос о принятии Украины под власть Москвы, оказался последним.

Боярская Дума

Царь правил, опираясь на совещательный орган - Боярскую Думу. Царские указы начинались словами " Великий государь указал и бояре приговорили ". Дума состояла из бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Все члены Думы назначались царем. Постепенно увеличивалась доля дворян и дьяков, т.е. выходцев не из аристократии, а из служилых людей среднего ранга и посадских. Общая численность Думы росла, что отрицательно сказывалось на ее работоспособности. Ряд важных дел стал решаться в обход Думы, на основе обсуждения лишь с некоторыми приближенными. Созданный при Алексее Михайловиче приказ Тайных дел вообще не контролировался Думой, а подчинялся непосредственно царю.

Приказная система

Роль приказов в системе управления 17в. возросла. Число приказов увеличилось. В течение всего столетия их известно более 80, а к концу его сохранилось более 40.

Приказы делились на временные и постоянные. Постоянные приказы делились на дворцовые (управляли царскими вотчинами и обслуживали царский двор), патриаршие (управляли церковными вотчинами и личным имуществом патриарха) и государственные: территориальные (Сибирский, Казанский, Малороссийский) и функциональные (общегосударственные). К функциональным приказам относились Посольский (сношения с иностранными государствами), Поместный (поместные раздачи и земельные сделки), Разрядный (дворянская служба, проводил воинские смотры, определяя годность служилых людей), Разбойный (занимался борьбой с разбоями и государственными преступлениями).

Существовал ряд общегосударственных финансовых приказов - приказ Большой Казны (торговля и промышленность, чеканка монет).

Большая группа общегос. приказов занималась военными вопросами: Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский приказы ведали соответствующими родами войск, Пушечный - литьем пушек и ядер, Оружейная палата - изготовлением холодного оружия.

В 1640г. Приказных людей было менее 900, а к концу 17в. - более 3 тыс. Работавшие в приказах дьяки и подьячие были выходцами из посадских, духовенства, купечества. Их карьера зависела не от знатности, а от личных заслуг. Формировался профессиональный управленческий аппарат - чиновничество.

Приказная система была несовершенна. Функции многих приказов переплетались. Областные приказы сами собирали налоги на подведомственной территории, хотя сбор налогов относился финансовым приказам. Многие приказы осуществляли суд, хотя судебные функции принадлежали Разбойному приказу. Судопроизводство не было отделено от управления. Множество приказов и неразбериха с обязанностями порой не позволяли разобраться в делах, порождая знаменитую "приказную волокиту". Но рост приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти.

Местное управление

После отмены кормлений в 50-х гг. 16в. власть на местах сосредоточилась в руках выборных представителей местного населения. Это было вызвано тем, что государство еще не располагало достаточным аппаратом для назначения своих представителей на места. В 17в. назначаемыми представителями центральной власти стали воеводы. В 16в. воеводами именовались только предводители войск. Воевод назначали для управления пограничными, то есть угрожаемыми с военной точки зрения территориями. Однако в годы Смуты опасность для государства возникала повсюду. Этим и объясняется практика назначения воевод во внутренние районы государства, ставшая после Смуты обычной. Воевода не получал жалованья и жил за счет подвластного населения. Переход власти на местах в руки назначаемых из центра воевод означал значительное усиление правительственного аппарата и, по существу, завершение централизации страны.

Оформление абсолютизма

Отношение к государю стало в 17в. почти религиозным. Царь подчеркнуто отделялся от подданных и возвышался над ними. В Соборном Уложении была целая глава, посвященная тому, " как его государьское здоровье оберегати ". Даже при кратких отлучках царя из Кремля писался особый указ, кому на время отсутствия государя " государство ведати ". В торжественных случаях царь появлялся в шапке Мономаха, бармах, со знаками своей власти - скипетром и державой. При выходах к народу царя вели под руки бояре. Это было внешним проявлением формирования в стране абсолютизма.

Под абсолютизмом понимается монархическая власть, не ограниченная каким-либо выборным представительным органом, опирающаяся на развитый управленческий аппарат и подчиняющаяся закону. Полностью абсолютизм в России сложился при Петре I, а расцвет его принято относить к эпохе Екатерины II. Во второй половине 17в. происходило постепенное формирование абсолютизма.

Изменения происходившие в 17в. в системе управления государством были направлены на ослабление выборного начала, профессионализацию аппарата и укрепление единоличной царской власти. Власть Алексея Михайловича опиралась на разветвленный постоянно действующий аппарат управления.

Административное устройство

Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, установления административной унификации (единообразия).

Официальное приказное делопроизводство 17в. делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления были уезды. Административным центром уезда выступал город. Уезды подразделялись на волости и станы. Центром волости являлось село, объединявшее несколько деревень. В некоторых случаях стан вытеснял волостное деление. Стан – место пребывания должностных лиц феодальной администрации, где взималась дань и осуществлялся суд над окрестным населением. Станы как территориальные единицы просуществовали до нач. 20в. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.56.116 (0.01 с.)