Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль в Античном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль в Античном мире



1. Воспитание и образование в Древней Греции.

Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, Риме и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли. Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н.э., когда в бассейне Эгейского моря лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н.э. когда греко-римский мир рухнул, смешался с варварским миром, христианством.

Древняя Греция занимала весьма небольшую территорию, но в то же время чрезвычайно разнородную по своему географическому положению. Морскими водами она была разделена на три части: Северная Греция, где преобладал «характер материкового однообразия»; Южная Греция, состоящая из полуостровов, и поэтому развивающаяся отчасти самостоятельно и своеобразно, и соединяющая их Эллада – «умственное сосредоточение Греции».

История древнегреческого воспитания и образования представлена двумя периодами:

1) древнегреческий (приблизительно до V в. до н.э.);

2) новогреческий (с V в. до н.э. до конца IV в. до н.э.) – это период развития нового философского мышления и слияния греческой культуры с римской).

Воспитание и образование в древнегреческий период шло по двум, различным направлениям, типично представленным Спартой и Афинами.

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в IX в. до н.э. и явилось следствием вторжения племенной группировки дорян. В IX в. они основали свой военный центр – Спарту, и стали называться спартиатами. Окончательно спартанское государство сложилось к концу VII в..

Население Спарты резко разделилось на три социальные группы:

- спартиатов;

- периэков;

- илотов.

Спартиаты были господствующим классом. Часть из них управляла илотами. Остальная же часть спартиатов посвящала себя военному делу.

Периэки (дословно «живущие возле») состояли из смешанного населения: потомков прежних жителей, из переселенных дорийцев и т.д. За ними сохранялась личная свобода, право владеть собственностью, но политическими правами они не пользовались.

Илоты представляли собой основную массу порабощенного населения. Однако илоты отличались от рабов в других греческих государствах тем, что, во-первых, были собственностью всего государства («общественными рабами) и, во-вторых, они все же сохраняли некоторую хозяйственную самостоятельность, напоминая в этом отношении крепостных крестьян.

Государственная власть в Спарте находилась в руках спартиатов: они были свободными гражданами, воинской знатью, для которой илоты обязаны были возделывать землю, поставлять определенную долю добытого хлеба, вина и т.д.

Общественная жизнь спартанского государства представляла собой своеобразную форму: все мужское население составляло войско, которое никогда не распускалось и всегда было готово к немедленному выступлению, либо отражению нападения извне, либо к подавлению часто вспыхивающих восстаний илотов.

Воспитанию в Спарте придавалось особое значение, ибо «все государство было единым воспитательным учреждением. Цель спартанского воспитания заключалась прежде всего в физическом развитии каждого человека с тем, чтобы из него «вышел идеальный солдат, непревосходимый по храбрости, и человек, беззаветно преданный гражданским обязанностям». Спартанской женщине были свойственны достоинство, социальная активность, чего были лишены женщины в других городах Греции. Спартанское юношество отличалось почтительностью и послушанием, скромностью поведения, стоицизмом в страдании и привычкой к покорности, нежели другие греческие юноши. Спартанца приучали к самостоятельности в решении личных проблем и потребностей. Спартанцы совершенно были отчуждены от художественного, литературного, философского развития, составляющего гордость афинян.

В Древней Спарте внимание ребенку уделяли с самого рождения. По свидетельству древнеримского историка Плутарха, ребенка, рожденного зачастую над щитом с приставленным к нему копьем и приветствующими словами: «Либо с ним, либо на нем», тотчас же купали в вине, полагая, что такое купание могут вынести только самые сильные и здоровые дети, больные от него должны умереть. Затем Совет старейшин решал судьбу младенца. Государству нужны были только здоровые дети.

До 7 лет дети воспитывались в семье (см. схему 1). Особое значение придавалось их физическому развитию: так, детей не пеленали, приучали не бояться темноты, легко переносить жажду, голод. Постель их состояла из сена и соломы без одеяла, а с 15-летнего возраста – из тростника, собираемого ими без помощи ножа. Летом и зимой дети ходили босыми и легко одетыми. После 7 лет мальчиков отдавали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы. Здесь они распределялись по группам, во главе каждой стояли мальчики, выбранные из следующей старшей группы. Обучение происходило под постоянным наблюдением старших.

Школа организовывала жизнь мальчиков. В ней все было подчинено воинской целесообразности: мальчики спали в общественных бараках, ели за общим столом, охотились на диких зверей под руководством молодых спартанцев в возрасте 20–30 лет, принимали участие в исполнении религиозных церемоний. Основное время они посвящали гимнастическим упражнениям. Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались публичным испытаниям - «агонам», которые подразделялись на гимнастические (физическая подготовка) и мусические (пение и игра на флейте). Проверка на терпение и выносливость – сечение подростков у алтаря Артемиды (дочь Зевса, богиня охоты). Плутарх писал: «Мальчиков в Спарте пороли бичом… в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами… Победившего славили и он становился знаменитым».

В 18 лет юноша поступал в класс эфебов, где он обучался военному делу до 20 лет. В возрасте от 20 до 30 лет его обучение мало чем отличалось от военных действий. Так, например, юноши участвовали в настоящих военных действиях при подавлении восстаний илотов.

В 30 лет молодой спартанец становился полноправным гражданином военной общины, продолжая при этом жить в общественных бараках, есть за общим столом и т.д., тем самым всецело отдавая себя служению своему государству.

Вместе с тем, спартанским юношам давались понятия о некоторых нравственных категориях – чести, справедливости, долге; учили лаконичной речи, некоторое внимание уделялось обучению чтению и письму, а также танцам, хоровому пению, владению музыкальным инструментом.

 

Схема 1

Основное содержание обучения спартанских юношей составляли физические упражнения – бег, прыжки, метание дисков, бросание копья, бокс, рукопашная борьба, кулачный бой. Находчивый, ловкий воин, проницательный, осторожный, владеющий собой, бесстрашный, безжалостный, приученный к лишениям, повинующийся приказаниям, почтительный к власти, способный действовать в унисон с товарищами, презирающий смерть, – таков был идеал спартанского воспитания для спартиатов. Периэки не входили в выстроенную в Спарте систему воспитания. Илотам же не только воспрещались всякие гимнастические и воинские упражнения – им возбранялось даже петь песни.

Воспитание девочек и девушек мало чем отличалось от мужского. Для них имелись особые «гимнасии», где они, как и мальчики, также занимались гимнастическими упражнениями, танцем, музыкой и пением. По сравнению с другими греческими государствами, где женщины чаще всего вели затворнический образ жизни, спартанки, воспитываясь почти наравне с мужчинами, пользовались большой свободой и значительным уважением.

Как в целом система военно-физического воспитания, так и отдельные ее элементы составили уникальный образец в общем педагогическом опыте человеческой цивилизации.

Принципиально по-иному выстраивалась система воспитания в Афинах. Афины VI–IV вв. до н.э. были центром Аттики, гористой страны, и представляли собой отдельный крупнейший город-полис (государство). Афины развивались быстрее других аттических общин, что и предопределило политическое, социально-экономическое, культурное преобладание Афин в Аттике. Утвердив в результате объединения всех городов и общин Аттики свое политическое господство, афиняне сделали культ богини Афины-покровительницы их города общеаттическим и учредили специальный праздник в честь этой богини. 

Население Афин составляли:

1) родовая знать;

2) мелкие и средние землевладельцы;

3) ремесленники.

Вне этих групп стояли метеки – свободные люди, преимущественно переселившиеся в Афины из других частей Греции. Метеки занимались ремеслом и торговлей, но не имели политических прав в Афинах. Вне афинской гражданской общины стояли рабы.

Естественные природные богатства, выгодное географическое положение – все это обусловило развитие и расцвет в Афинах культуры: техники, градостроительства, скульптуры и живописи, философии и литературы.

В отличие от Спарты, в Афинах главной целью воспитания было стремление создать условия для разностороннего развития личности свободного афинянина. Что касается организации афинского воспитания, то первые семь лет ребенок находился в семье. Как и в Спарте, это первоначальное воспитание было преимущественно физическим: заботились, главным образом, о крепком телосложении и хорошем физическом развитии ребенка. Огромное значение придавали детским играм. Древнегреческая литература достаточно ярко иллюстрирует то, что своим разнообразием и количеством они не уступали современным детским играм.

С семи лет дети свободных греческих граждан поступали в школу (см. схему 2). Год поступления, продолжительность обучения и его содержание зависели от положения семьи. Школы содержались частными учителями, часто в их собственных домах.

С 16 лет юноши переходили из палестры в гимнасий. В Древней Греции V–IV вв. до н.э. было 3 публичных гимнасия: Академия, Ликей и Киносарг. Среди тенистых аллей и прекрасных садов и парков чистокровные афиняне в Академии, а юноши смешанной крови в Киносарге проводили два года, занимаясь физическими упражнениями, обсуждая общественно-политические проблемы, тем самым подготавливая себя к жизни свободного афинского гражданина.

В 18 лет юноши переходили в эфебию, где в продолжение двух лет получали военно-физическую подготовку. Первый год обучения юноши проводили в лагерях, занимаясь военными упражнениями. На втором году они служили регулярными солдатами в более отдаленных гарнизонах. Но и здесь огромное значение придавалось умственному и нравственному развитию юношей.

Характеризуя содержание афинского воспитания, можно сказать, что значительное место занимали занятия физическими упражнениями и гимнастика. Более половины времени бучения в школе и почти все программное обучение гимнастического и эфебского периода состояло в физической тренировке. Физическое воспитание тесно переплеталось с нравственным воспитанием. Греки видели смысл жизни в гармонии внутренней духовной жизни и внешней социальной.

Музыка заполняла вторую часть программы греческого воспитания. «Гимнастика для тела, музыка для души» – таково было воспитательное кредо древних греков. Однако в понятие «музыка» вкладывался более широкий смысл. Под занятиями музыкой греки подразумевали деятельность, находившуюся под покровительством 9 муз: поэзии, драмы, истории, риторики, различных наук и музыки в узком смысле слова. В музыкальных школах афинские мальчики проводили большую часть времени: заучивали наизусть поэмы Гомера, отрывки из Гезиода. Также учили петь поэмы под аккомпанемент. С 13 лет мальчиков учили играть на музыкальном инструменте. Однако техническая искусность в игре на инструменте не выступала целью обучения. Перед мальчиком ставили задачу создать аккомпанемент, гармонирующий с отрывком из поэмы.

Особое внимание уделялось занятиям литературой. Для чтения предлагались произведения различных поэтов, но особый образовательный и воспитательный смысл имели для афинян эпические поэмы Гомера.

 

 

Схема 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.011 с.)