Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Воспитание и педагогическая мысль в Античном миреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Воспитание и образование в Древней Греции. Достижения в области содержания, методов и организации образования подрастающего поколения в Древней Греции, Риме и осмысление их философами того времени явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли. Территория и временные границы античного мира огромны: от 3-го тысячелетия до н.э., когда в бассейне Эгейского моря лишь зарождалась древнегреческая культура, и вплоть до V в. н.э. когда греко-римский мир рухнул, смешался с варварским миром, христианством. Древняя Греция занимала весьма небольшую территорию, но в то же время чрезвычайно разнородную по своему географическому положению. Морскими водами она была разделена на три части: Северная Греция, где преобладал «характер материкового однообразия»; Южная Греция, состоящая из полуостровов, и поэтому развивающаяся отчасти самостоятельно и своеобразно, и соединяющая их Эллада – «умственное сосредоточение Греции». История древнегреческого воспитания и образования представлена двумя периодами: 1) древнегреческий (приблизительно до V в. до н.э.); 2) новогреческий (с V в. до н.э. до конца IV в. до н.э.) – это период развития нового философского мышления и слияния греческой культуры с римской). Воспитание и образование в древнегреческий период шло по двум, различным направлениям, типично представленным Спартой и Афинами. Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в IX в. до н.э. и явилось следствием вторжения племенной группировки дорян. В IX в. они основали свой военный центр – Спарту, и стали называться спартиатами. Окончательно спартанское государство сложилось к концу VII в.. Население Спарты резко разделилось на три социальные группы: - спартиатов; - периэков; - илотов. Спартиаты были господствующим классом. Часть из них управляла илотами. Остальная же часть спартиатов посвящала себя военному делу. Периэки (дословно «живущие возле») состояли из смешанного населения: потомков прежних жителей, из переселенных дорийцев и т.д. За ними сохранялась личная свобода, право владеть собственностью, но политическими правами они не пользовались. Илоты представляли собой основную массу порабощенного населения. Однако илоты отличались от рабов в других греческих государствах тем, что, во-первых, были собственностью всего государства («общественными рабами) и, во-вторых, они все же сохраняли некоторую хозяйственную самостоятельность, напоминая в этом отношении крепостных крестьян. Государственная власть в Спарте находилась в руках спартиатов: они были свободными гражданами, воинской знатью, для которой илоты обязаны были возделывать землю, поставлять определенную долю добытого хлеба, вина и т.д. Общественная жизнь спартанского государства представляла собой своеобразную форму: все мужское население составляло войско, которое никогда не распускалось и всегда было готово к немедленному выступлению, либо отражению нападения извне, либо к подавлению часто вспыхивающих восстаний илотов. Воспитанию в Спарте придавалось особое значение, ибо «все государство было единым воспитательным учреждением. Цель спартанского воспитания заключалась прежде всего в физическом развитии каждого человека с тем, чтобы из него «вышел идеальный солдат, непревосходимый по храбрости, и человек, беззаветно преданный гражданским обязанностям». Спартанской женщине были свойственны достоинство, социальная активность, чего были лишены женщины в других городах Греции. Спартанское юношество отличалось почтительностью и послушанием, скромностью поведения, стоицизмом в страдании и привычкой к покорности, нежели другие греческие юноши. Спартанца приучали к самостоятельности в решении личных проблем и потребностей. Спартанцы совершенно были отчуждены от художественного, литературного, философского развития, составляющего гордость афинян. В Древней Спарте внимание ребенку уделяли с самого рождения. По свидетельству древнеримского историка Плутарха, ребенка, рожденного зачастую над щитом с приставленным к нему копьем и приветствующими словами: «Либо с ним, либо на нем», тотчас же купали в вине, полагая, что такое купание могут вынести только самые сильные и здоровые дети, больные от него должны умереть. Затем Совет старейшин решал судьбу младенца. Государству нужны были только здоровые дети. До 7 лет дети воспитывались в семье (см. схему 1). Особое значение придавалось их физическому развитию: так, детей не пеленали, приучали не бояться темноты, легко переносить жажду, голод. Постель их состояла из сена и соломы без одеяла, а с 15-летнего возраста – из тростника, собираемого ими без помощи ножа. Летом и зимой дети ходили босыми и легко одетыми. После 7 лет мальчиков отдавали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы. Здесь они распределялись по группам, во главе каждой стояли мальчики, выбранные из следующей старшей группы. Обучение происходило под постоянным наблюдением старших. Школа организовывала жизнь мальчиков. В ней все было подчинено воинской целесообразности: мальчики спали в общественных бараках, ели за общим столом, охотились на диких зверей под руководством молодых спартанцев в возрасте 20–30 лет, принимали участие в исполнении религиозных церемоний. Основное время они посвящали гимнастическим упражнениям. Начиная с 14 лет мальчики ежегодно подвергались публичным испытаниям - «агонам», которые подразделялись на гимнастические (физическая подготовка) и мусические (пение и игра на флейте). Проверка на терпение и выносливость – сечение подростков у алтаря Артемиды (дочь Зевса, богиня охоты). Плутарх писал: «Мальчиков в Спарте пороли бичом… в течение целого дня, и они нередко погибали под ударами… Победившего славили и он становился знаменитым». В 18 лет юноша поступал в класс эфебов, где он обучался военному делу до 20 лет. В возрасте от 20 до 30 лет его обучение мало чем отличалось от военных действий. Так, например, юноши участвовали в настоящих военных действиях при подавлении восстаний илотов. В 30 лет молодой спартанец становился полноправным гражданином военной общины, продолжая при этом жить в общественных бараках, есть за общим столом и т.д., тем самым всецело отдавая себя служению своему государству. Вместе с тем, спартанским юношам давались понятия о некоторых нравственных категориях – чести, справедливости, долге; учили лаконичной речи, некоторое внимание уделялось обучению чтению и письму, а также танцам, хоровому пению, владению музыкальным инструментом.
Схема 1 Основное содержание обучения спартанских юношей составляли физические упражнения – бег, прыжки, метание дисков, бросание копья, бокс, рукопашная борьба, кулачный бой. Находчивый, ловкий воин, проницательный, осторожный, владеющий собой, бесстрашный, безжалостный, приученный к лишениям, повинующийся приказаниям, почтительный к власти, способный действовать в унисон с товарищами, презирающий смерть, – таков был идеал спартанского воспитания для спартиатов. Периэки не входили в выстроенную в Спарте систему воспитания. Илотам же не только воспрещались всякие гимнастические и воинские упражнения – им возбранялось даже петь песни. Воспитание девочек и девушек мало чем отличалось от мужского. Для них имелись особые «гимнасии», где они, как и мальчики, также занимались гимнастическими упражнениями, танцем, музыкой и пением. По сравнению с другими греческими государствами, где женщины чаще всего вели затворнический образ жизни, спартанки, воспитываясь почти наравне с мужчинами, пользовались большой свободой и значительным уважением. Как в целом система военно-физического воспитания, так и отдельные ее элементы составили уникальный образец в общем педагогическом опыте человеческой цивилизации. Принципиально по-иному выстраивалась система воспитания в Афинах. Афины VI–IV вв. до н.э. были центром Аттики, гористой страны, и представляли собой отдельный крупнейший город-полис (государство). Афины развивались быстрее других аттических общин, что и предопределило политическое, социально-экономическое, культурное преобладание Афин в Аттике. Утвердив в результате объединения всех городов и общин Аттики свое политическое господство, афиняне сделали культ богини Афины-покровительницы их города общеаттическим и учредили специальный праздник в честь этой богини. Население Афин составляли: 1) родовая знать; 2) мелкие и средние землевладельцы; 3) ремесленники. Вне этих групп стояли метеки – свободные люди, преимущественно переселившиеся в Афины из других частей Греции. Метеки занимались ремеслом и торговлей, но не имели политических прав в Афинах. Вне афинской гражданской общины стояли рабы. Естественные природные богатства, выгодное географическое положение – все это обусловило развитие и расцвет в Афинах культуры: техники, градостроительства, скульптуры и живописи, философии и литературы. В отличие от Спарты, в Афинах главной целью воспитания было стремление создать условия для разностороннего развития личности свободного афинянина. Что касается организации афинского воспитания, то первые семь лет ребенок находился в семье. Как и в Спарте, это первоначальное воспитание было преимущественно физическим: заботились, главным образом, о крепком телосложении и хорошем физическом развитии ребенка. Огромное значение придавали детским играм. Древнегреческая литература достаточно ярко иллюстрирует то, что своим разнообразием и количеством они не уступали современным детским играм. С семи лет дети свободных греческих граждан поступали в школу (см. схему 2). Год поступления, продолжительность обучения и его содержание зависели от положения семьи. Школы содержались частными учителями, часто в их собственных домах. С 16 лет юноши переходили из палестры в гимнасий. В Древней Греции V–IV вв. до н.э. было 3 публичных гимнасия: Академия, Ликей и Киносарг. Среди тенистых аллей и прекрасных садов и парков чистокровные афиняне в Академии, а юноши смешанной крови в Киносарге проводили два года, занимаясь физическими упражнениями, обсуждая общественно-политические проблемы, тем самым подготавливая себя к жизни свободного афинского гражданина. В 18 лет юноши переходили в эфебию, где в продолжение двух лет получали военно-физическую подготовку. Первый год обучения юноши проводили в лагерях, занимаясь военными упражнениями. На втором году они служили регулярными солдатами в более отдаленных гарнизонах. Но и здесь огромное значение придавалось умственному и нравственному развитию юношей. Характеризуя содержание афинского воспитания, можно сказать, что значительное место занимали занятия физическими упражнениями и гимнастика. Более половины времени бучения в школе и почти все программное обучение гимнастического и эфебского периода состояло в физической тренировке. Физическое воспитание тесно переплеталось с нравственным воспитанием. Греки видели смысл жизни в гармонии внутренней духовной жизни и внешней социальной. Музыка заполняла вторую часть программы греческого воспитания. «Гимнастика для тела, музыка для души» – таково было воспитательное кредо древних греков. Однако в понятие «музыка» вкладывался более широкий смысл. Под занятиями музыкой греки подразумевали деятельность, находившуюся под покровительством 9 муз: поэзии, драмы, истории, риторики, различных наук и музыки в узком смысле слова. В музыкальных школах афинские мальчики проводили большую часть времени: заучивали наизусть поэмы Гомера, отрывки из Гезиода. Также учили петь поэмы под аккомпанемент. С 13 лет мальчиков учили играть на музыкальном инструменте. Однако техническая искусность в игре на инструменте не выступала целью обучения. Перед мальчиком ставили задачу создать аккомпанемент, гармонирующий с отрывком из поэмы. Особое внимание уделялось занятиям литературой. Для чтения предлагались произведения различных поэтов, но особый образовательный и воспитательный смысл имели для афинян эпические поэмы Гомера.
Схема 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.013 с.) |