Тема 5. История школы и педагогики в новое время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. История школы и педагогики в новое время



 Педагогические идеи Я.А. Коменского.

XVII век ознаменовал новый этап в развитии человеческой цивилизации – Новое время. Крупнейшим историческим событием начала Нового времени явилась Тридцатилетняя война (1618-1648), причиной возникновения которой стали обострившиеся противоречия между католиками и протестантами. XVII век ознаменовал и новый этап в развитии философско-педагогической мысли, выразившей принципиально новые подходы к пониманию природы человека, сущности воспитания и обучения.

 Среди педагогов начала Нового времени особое место занимает Ян Амос Коменский (1592-1670) – великий чешский педагог, философ, гуманист. Я.А. Коменский родился в Южной Моравии в общине «чешских братьев». Во время 30-летней войны он покинул Родину и жил в польском городе Лешно. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. В это время он создаёт своё выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), пишет первую в мире книгу для родителей «Материнская школа».

 По мнению Коменского, имеются три задачи воспитания: 1) познание окружающего мира (умственное воспитание); 2) управление собой (нравственное воспитание); 3) стремление к богу (религиозное воспитание). Коменский оценивал воспитание очень высоко. Он считал, что человек становится человеком благодаря воспитанию. Считая, что наряду с детьми, способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых. Но и этих детей, считал он, надо обучать.

 Педагогическую концепцию Я.А. Коменского красной нитью пронизывают идеи гуманизма. Он считал, что человек – "совершеннейшее, прекраснейшее создание, удивительный микрокосм", и школа должна стать "мастерской гуманности, человечности".

 

Основополагающие идеи Коменского следующие:

Цель воспитания: Где осуществляется воспитание? Чему учить детей в школах? Как учить?     Познание себя и окружающею мира, управление собой, стремление к соединению с богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах общешкольный план + классно-урочная организация + учёба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т.д.); экзамены + учебники для каждого класса.   Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»: 1 ступень - «материнская школа» – должна развивать внешние чувства; 2 ступень - «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) – внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность); 3 ступень - «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с её склонностью к умственному груду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суждениям; 4 ступень - «академия» – воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский.   Великая дидактика + Видимый мир в картинах – сначала вещь, потом слово. Новейшая методика языков – сначала родной язык, потом латынь.

 

Педагогическое учение Я.А. Коменского

Основные произведе-ния Основные идеи Нравственное воспитание Умственное воспита- ние
Открытая дверь языков всех наук; Великая дидактика; Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках; Материнс-кая школа; Законы хорошо организо-ваннной школы. Всеобщее обучение – в школах родного языка должны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и бедные, мальчики и девочки во всех городах и сёлах. Классно-урочная система. Идеи дисциплины, без которой не может быть хорошо организованной школы. Понятие школьного года, введение четвертей, каникул, организация учебных занятий, чёткое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам и дням обучения, классы с постоянным составом учеников, учебный год со строго фиксированным началом и концом. Дидактические принципы: 1. Правильное воспитание должно сообразовываться с природой – природосообразность. 2. Последовательность преподавания предметов. 3. Наглядность – обучение начинать с вещей, явлений, примеров. 4. Систематичность обучения – не делать скачков в обучении. 5. Сознательность учения – не предлагать для памяти того, что не понято рассудком. 6. Посильность – учитывать возможности учащихся. 7. Прочность обучения – не спешить, а медленно идти вперёд. Учитель: Должность учителя «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем»; должен «увлекать учеников благим примером», быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным, безгранично любить своё дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению. 4 добродетели нравственного воспитания: 1) мудрость, 2)умеренность, 3) мужество, 4)справедливость. Нужно развивать: скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтитель-ность к старикам, трудолюбие. Средства нравств. воспитания: 1) пример родителей, учителей, товарищей; 2)наставления, беседы; 3) упражнения в нравственном поведении. Это познание себя и окружающего мира. Во всём сообразуется с природой Обязате-льное изучение: · грамматики, · физики, · математики, · этики, · диалектики, · риторики

 

«Великая дидактика»

Главы книги «Великая дидактика» Основополагающие моменты, идеи
Глава XXVI. Метод нравственного воспитания.   Глава XXVII. О школьной дисциплине.     Глава XVIII. О четырёхступенном устройстве школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся   Ребёнок должен обладать: 1)умеренностью, 2)опрятностью; 3)почтительностью к старшим, 4)предупредительностью, 5)правдивостью, 6)справедливостью, 7)благотворительностью (щедростью), 8)трудолюбием, терпением, 9)деликатностью, 10)достоинством.     «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Для поддержания дисциплины нужно руководствоваться: 1) постоянными примерами, воспитатель должен сам показывать пример; 2) наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.   Полное образование до 24 лет. Это время приходится на 4 школы: - до 6 лет – детство – материнская школа (весна); - от 6 до 12 лет – отрочество – школа элементарная, или школа родного языка (лето); - от 12 до 18 лет – юношество – латинская школа, или гимназия (осень); - от 18 до 24 лет – зрелость – академия (зима).

 

 

Великая заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших принципов дидактики. Он снабдил свои учебники рисунками.

Он бичевал схоластическое обучение, которое вбивало в головы учащихся слова, изречения, мнения, часто непонятные учащимся.

Механической зубрёжке он противопоставил требование сознательности обучения. Он писал: «Ничего не следует выучивать наизусть, кроме того, что понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». Учащихся следует доводить до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят».

Коменский настаивал на систематичности обучения. Для этого учащихся необходимо было доводить до понимания связи между явлениями. Преподносить материал надо так, чтобы он не казался хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от лёгкого к трудному. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Всё, предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Для этого он советует сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление, и, наконец, речь и руку.

 Ценные указания Коменский высказал в отношении посильности обучения. Детям следует давать то, что посильно их возрасту. Посильность обучения связана с ясностью изложения материала, сообщение основного без детализации. Для прочного усвоения материала большое значение имеет то, чтобы учащиеся усвоили то, что им преподаётся. Всё должно резюмироваться в кратких правилах. Повторение должно быть направлено на то, чтобы ученики сообщили во время повторения то, что им было предложено для усвоения. Благодаря такому повторению становится ясным, что не было усвоено учащимися. При повторении большое значение имеет ясное выражение своих мыслей в речи. Для развития этого навыка Коменский использовал упражнение: учащиеся, усвоив что-либо, старались обучать этому других.

Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все, допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем. Коменский стремился развивать познавательные способности учащихся, для чего необходимо было поощрять детскую любознательность, самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении.

Нравственное воспитание

Управление человека собой, является одной из целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. Коменский считал основными доброжелателями мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах — основа добродетели. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всём меру... Мужество - это добродетель, которая включает в себя самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда это требуется. Кроме этих добродетелей Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения, детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. В себе надо воспитывать нравственные привычки. Коменский выступал за дисциплину, но противостоял против палочной дисциплины; он рекомендовал гуманный подход к детям; дисциплину следует поддерживать хорошими примерами, ласковыми словами и искренним благорасположением.

  Требования к учителю:

1. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, быть человеком образцовым и трудолюбивым.

2. Он должен безгранично любить своё дело, относиться к детям по отечески, будить интерес к знаниям.

 

Тема 6. Педагогическая мысль эпохи Просвещения.

В конце XVII – начале XVIII в. в странах Западной Европы наблюдался мощный подъем общественно-научной мысли, этот подъем известен в истории как эпоха Просвещения. Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения предметом пристального внимания сделали вопросы воспитания и образования в контексте меняющейся социально-экономической и социально-культурной ситуации. Особенности развития педагогической мысли эпохи Просвещения были определены своеобразием национальной ситуации, складывающейся в различных странах.

Главным средоточением идей Просвещения оказалась Франция. Просветители верили в могучую силу воспитания. Они были убеждены, что, воспитав нового человека, они тем самым пересоздают весь мир. Крупнейшим философом эпохи Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712–1778).

В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты Джоном Локком (1632– 1704). Джон Локк в своём основном философском труде – «Опыт о человеческом разуме» (1690) пытался доказать, что в сознании человека нет «врождённых идей» и представлений, душа ребёнка подобна «чистой доске». Из этого положения вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. На отрицании врождённых моральных идей основывается этика Дж. Локка. Добро – это то, что может увеличить удовольствие, уменьшить страдание и уберечь от зла. Зло – это то, что может увеличить страдания, уменьшить удовольствие, лишить блага.

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании»

Основополагающие идеи Содержание воспитания Методы обучения и воспитания
Человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. У человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт – рефлексию. Цель – воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Воспитание джентльмена включает физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание. Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработке мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, заливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера. Формирование образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и почтения к Богу как высшему существу. Нравственное воспитание – воспитывать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Главными воспитательными средствами являются:  - пример;  - среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются: - ласковыми словами, - коротким внушением. Физические наказания: применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.23.176 (0.011 с.)