Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. История школы и педагогики в новое время↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Педагогические идеи Я.А. Коменского. XVII век ознаменовал новый этап в развитии человеческой цивилизации – Новое время. Крупнейшим историческим событием начала Нового времени явилась Тридцатилетняя война (1618-1648), причиной возникновения которой стали обострившиеся противоречия между католиками и протестантами. XVII век ознаменовал и новый этап в развитии философско-педагогической мысли, выразившей принципиально новые подходы к пониманию природы человека, сущности воспитания и обучения. Среди педагогов начала Нового времени особое место занимает Ян Амос Коменский (1592-1670) – великий чешский педагог, философ, гуманист. Я.А. Коменский родился в Южной Моравии в общине «чешских братьев». Во время 30-летней войны он покинул Родину и жил в польском городе Лешно. Здесь в 1631 году он составил учебную книгу «Открытая дверь языков и всех наук», которая впервые сочетала усвоение латинского языка с изучением окружающего мира. В это время он создаёт своё выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), пишет первую в мире книгу для родителей «Материнская школа». По мнению Коменского, имеются три задачи воспитания: 1) познание окружающего мира (умственное воспитание); 2) управление собой (нравственное воспитание); 3) стремление к богу (религиозное воспитание). Коменский оценивал воспитание очень высоко. Он считал, что человек становится человеком благодаря воспитанию. Считая, что наряду с детьми, способными, прилежными и поддающимися воздействиям педагога есть небольшое число детей неспособных, ленивых и упрямых. Но и этих детей, считал он, надо обучать. Педагогическую концепцию Я.А. Коменского красной нитью пронизывают идеи гуманизма. Он считал, что человек – "совершеннейшее, прекраснейшее создание, удивительный микрокосм", и школа должна стать "мастерской гуманности, человечности".
Педагогическое учение Я.А. Коменского
«Великая дидактика»
Великая заслуга Коменского в разработке наглядности как одного из важнейших принципов дидактики. Он снабдил свои учебники рисунками. Он бичевал схоластическое обучение, которое вбивало в головы учащихся слова, изречения, мнения, часто непонятные учащимся. Механической зубрёжке он противопоставил требование сознательности обучения. Он писал: «Ничего не следует выучивать наизусть, кроме того, что понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознавать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». Учащихся следует доводить до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». Коменский настаивал на систематичности обучения. Для этого учащихся необходимо было доводить до понимания связи между явлениями. Преподносить материал надо так, чтобы он не казался хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от лёгкого к трудному. Большое значение, по Коменскому, имеет последовательность обучения. Всё, предлагаемое ученикам для усвоения надо располагать так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. Для этого он советует сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление, и, наконец, речь и руку.
Ценные указания Коменский высказал в отношении посильности обучения. Детям следует давать то, что посильно их возрасту. Посильность обучения связана с ясностью изложения материала, сообщение основного без детализации. Для прочного усвоения материала большое значение имеет то, чтобы учащиеся усвоили то, что им преподаётся. Всё должно резюмироваться в кратких правилах. Повторение должно быть направлено на то, чтобы ученики сообщили во время повторения то, что им было предложено для усвоения. Благодаря такому повторению становится ясным, что не было усвоено учащимися. При повторении большое значение имеет ясное выражение своих мыслей в речи. Для развития этого навыка Коменский использовал упражнение: учащиеся, усвоив что-либо, старались обучать этому других. Показав учащимся образец для подражания, учитель вначале должен требовать строгого, точного подражания форме, впоследствии выполнение может быть более свободным. Все, допущенные учащимися отклонения от образцов должны тут же исправляться учителем. Коменский стремился развивать познавательные способности учащихся, для чего необходимо было поощрять детскую любознательность, самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении. Нравственное воспитание Управление человека собой, является одной из целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. Коменский считал основными доброжелателями мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах — основа добродетели. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всём меру... Мужество - это добродетель, которая включает в себя самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда это требуется. Кроме этих добродетелей Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения, детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. В себе надо воспитывать нравственные привычки. Коменский выступал за дисциплину, но противостоял против палочной дисциплины; он рекомендовал гуманный подход к детям; дисциплину следует поддерживать хорошими примерами, ласковыми словами и искренним благорасположением. Требования к учителю:
1. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, быть человеком образцовым и трудолюбивым. 2. Он должен безгранично любить своё дело, относиться к детям по отечески, будить интерес к знаниям.
Тема 6. Педагогическая мысль эпохи Просвещения. В конце XVII – начале XVIII в. в странах Западной Европы наблюдался мощный подъем общественно-научной мысли, этот подъем известен в истории как эпоха Просвещения. Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения предметом пристального внимания сделали вопросы воспитания и образования в контексте меняющейся социально-экономической и социально-культурной ситуации. Особенности развития педагогической мысли эпохи Просвещения были определены своеобразием национальной ситуации, складывающейся в различных странах. Главным средоточением идей Просвещения оказалась Франция. Просветители верили в могучую силу воспитания. Они были убеждены, что, воспитав нового человека, они тем самым пересоздают весь мир. Крупнейшим философом эпохи Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712–1778). В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты Джоном Локком (1632– 1704). Джон Локк в своём основном философском труде – «Опыт о человеческом разуме» (1690) пытался доказать, что в сознании человека нет «врождённых идей» и представлений, душа ребёнка подобна «чистой доске». Из этого положения вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. На отрицании врождённых моральных идей основывается этика Дж. Локка. Добро – это то, что может увеличить удовольствие, уменьшить страдание и уберечь от зла. Зло – это то, что может увеличить страдания, уменьшить удовольствие, лишить блага. Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.115 (0.014 с.) |