Педагогические идеи античной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические идеи античной философии.



Античная философия дала мировой педагогике мыслителей-философов, в концепциях которых были отражены бесценные идеи о воспитании.

Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл известный ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Свои педагогические идеи и размышления он изложил в ''Диалогах'', трактатах ''Государство'' и ''Законы''. Педагогические воззрения Платона определялись его философскими взглядами. Согласно Платону, благо для каждого существования, в том числе человека, состоит в достижении свойственного ему назначения, в гармоничном слиянии человека с его творческой идеей. Знания в этом смысле есть постижение гармонии между явлением и идеей. Развить в ребенке и человеке это знание – истинная цель воспитания.

На воспитание Платон возлагает особую функцию – заботу о наиболее полном развитии личности человека. По его убеждению, первоначальное воспитание должно начинаться с 7 лет и продолжаться до 16-17 лет, осуществляя цель гармоничного развития души и тела. В 16 – 20 лет, по мысли Платона, необходимо обучать военному искусству. Молодые люди, проявившие интеллектуальные способности (20-30 лет), должны посвятить себя изучению наук.

В трактате ''Законы'' Платон особо выделил значение социальной функции воспитания. Рисуя в ''Законах'' идеальное общество, Платон первым лицом государства объявляет руководителя процесса образования. Убежденный, что ''стар и млад должны по мере сил получить образование'', Платон провозглашает принцип всеобщего, обязательного обучения. В программу всеобщего образования он включил обучение грамоте, началам математики, элементам трудовой подготовки посредством работы с ''малыми инструментами''.

В трактате ''Государство'' Платон развил традиции афинского воспитания: каждый человек должен посвятить свою жизнь тому делу, к которому он наиболее приспособлен от природы, т. е. осуществить свое особое благо в жизни. Только так, размышляет Платон, человек может наиболее эффективно служить обществу. В логике этих размышлений Платон формирует основную задачу воспитания: наиболее полно определить ''достоинство'' каждого человека и в соответствии с этим подготовить его к выполнению той или иной деятельности. Этим Платон дал ответ на основной вопрос воспитания: высшее благо человека есть наиболее полное проявление данных ему природой сил, которые и обеспечивают индивидуальность человека.

И еще одно положение Платона, которое позволило превзойти современные ему и далеко идущие взгляды, – воспитание женщин. ''Ни женщина, как женщина, ни мужчина, как мужчина, не имеет никаких специальных способностей, – дары природы одинаково распределены среди обоих полов; все стремления мужчины суть также стремления женщины, и во всех них женщина лишь более слабый мужчина''. Образование женщины, считал Платон, должно строиться на тех же началах, что и образование мужчины. Потребовалось более 20 веков человеческой истории, чтобы превратить в реальность положение, сформулированное Платоном в ''Государстве''.

Ученик Платона Аристотель (384 – 322 г. до н.э.) в своих философских трактатах не только развил педагогические идеи своего учителя, но и сформулировал принципиально новые положения.В 343 г. Аристотель был приглашен царем Македонии Филиппом для воспитания своего сына Александра (Македонского), будущего основателя громадной империи. Спустя три года Аристотель вернулся в Афины, где основал учебное заведение Ликей, которым руководил около двенадцати лет. Свои педагогические взгляды Аристотель наиболее системно изложил в трактате ''Политика''.

Исходя из признания единства мира, неотделимости идей вещей от самих вещей, единства вещи и формы, Аристотель цель воспитания видел в гармоничном развитии всех сторон души, тесно связанных с природой. Полагая необходимым следовать в воспитании за природой и сочетать физическое, нравственное, интеллектуальное воспитание, Аристотель разделил время воспитания на 3 периода: от рождения до 7 лет, с 7 лет до 14 и с 14 лет до 21 года, при этом выделил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории воспитания возрастная периодизация. Придавая первоначальное значение общественному воспитанию, Аристотель выстроил систему государственного воспитания, четко обозначив его цель и содержание. Так до 7 лет определяющее значение, по его мысли, имело домашнее воспитание.

С 7 лет мальчиков должно воспитывать государство. ''Не следует … думать, будто каждый гражданин – сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства''. Содержание обучения на этом этапе, согласно Аристотелю, включало грамматику, гимнастику, музыку, рисование, в более старшем возрасте – литературу, историю, философию, математику, астрономию. Своими взглядами Аристотель оказал огромное влияние на развитие философской и педагогической мысли античности и средневековья.

Ярким представителем римской педагогической мысли был Марк Фабий Квинтилиан (42 – ок. 118). Известный римский оратор, педагог и адвокат, Квинтилиан был основателем одной из лучших школ риторов в Риме. Обобщением опыта двадцатилетней педагогической деятельности Квинтилиана стало его сочинение ''О воспитании оратора'' (12 книг).

Развивая идеи Плутарха, Квинтилиан считал, что воспитание должно формировать прежде всего свободного человека. Основную цель воспитания он видел в формировании человека – гражданина, подготовленного к исполнению гражданских обязанностей. Поэтому организованному государственному школьному обучению он придавал первостепенное значение. Определяя его содержание, Квинтилиан считал необходимым начинать обучение с изучения греческого языка, знание которого обеспечивало знакомство с греческой литературой. Для образования оратора необходимы были также философия, право, история.

Особые требования Квинтилиан предъявлял к учителям: их нравственности, педагогическому мастерству. Главной обязанностью наставника он считал привитие учащимся желания учиться. Педагогические идеи Квинтилиана приобрели особую популярность в эпоху Возрождения, после того как, итальянским гуманистом Дж. Браччолини был найден полный текст сочинения ''О воспитании оратора''.

Тема 3. Воспитание и образование в эпоху Средневековья

Средние века – это многовековой период в истории человеческой цивилизации. В Европе он длился 12 веков, в Азии еще дольше. Термин «средние века» восходит к итальянским гуманистам-лингвистам, которые, стараясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком». В XV в. этот термин стал употребляться и историками для обозначения периода истории от гибели Западной Римской империи до современной им эпохи Возрождения. Гуманисты оценивали средние века как время общественного и культурного регресса, невежества и мракобесия.

Три периода Средневековья:

1) раннее Средневековье (V – X вв.);

2) развитое Средневековье (XI – XIII вв.);

3) позднее Средневековье (XIV – XVI вв.) – эпоха Возрождения.

В период раннего средневековья, когда христианство еще не заняло господствующего положения, а только представляло собой отдельную общину, ранняя церковь обратила свое внимание исключительно на задачи нравственного возрождения общества. Зарождалась новая система воспитания, которая будет господствовать на протяжении тысячи лет. Складывающаяся система отнюдь не была умственно-образовательной, и в продолжение тысячи лет интеллектуальный компонент в этой системе будет занимать очень скромное место – и это, пожалуй, одна из главных отличительных черт педагогики средневековья. Ранняя церковь в качестве приоритетной выдвинула задачу религиозно-нравственного воспитания и придала ей небывалое в истории мира и истории педагогики значение.

В раннесредневековой Европе сложились два главных типа церковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы. Церковные школы существовали уже к V веку. Они были доступны, прежде всего, высшим сословиям. Школы готовили служителей культа (внутренняя школа) и обучали мирян (внешняя школа). Учились только мальчики и юноши (в малых школах 7–10 летние, в больших – старше 10 лет).Кафедральные и монастырские школы оставались единственными на Западе образовательными учреждениями вплоть до XII в. Причем с VIII до XII века монастырская школа имела большее значение, чем соборная.

Таким образом, начиная с IV по XIII в. в Западной Европе практически не существовало другого типа воспитания, кроме монастырского (не считая отдельных кафедральных школ, значение которых в течение этого периода было незначительным). Школа, в которой, прежде всего, развиваются интеллектуальные способности и приобретаются знания, в которой целенаправленным воспитательным воздействиям личность подвергается всего лишь несколько часов в день, а остальное время предоставлена сама себе или семье, не могла удовлетворить требованиям христианской церкви. Монастырь, с точки зрения христианского воспитания, был самой адекватной формой.

ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Таблица 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.009 с.)