Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.

Поиск

Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.

 

Источники изучения первобытного воспитания, концепции происхождения воспитания.

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма исторически удаленных.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение:

· памятников материальной и духовной культуры;

· языка, фольклора;

· этнографические данные.

Огромное значение имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности:

1) это сведения о редкостных сообществах, не тронутых цивилизацией,

2) труды ученых и путешественников XVIII-начала XX вв., содержащие описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Северной и Южной Америки.

К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов, орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и проч. Свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, фольклор.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Традиционно рассматриваются две:

 

Эволюционно-биологическая Психологическая
(Ш. Летурно, Дж. Симпсон,   Эспинас) (П. Монро)
Сближали воспитательную деятельность людей (первобытного общества) с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.   Объяснял происхождение воспитания появлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

Общим для этих концепций является утверждение о том, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро писал: «Мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.

ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Таблица 1.

Церковные школы Университеты Обучение горожан и селян
– Монастырские – внешние (для мирян) и внутренние; – кафедральные;    – приходские. Срок обучения не устанавливался, возраст – тоже. Социальное положение: сначала учениками были дети духовенства, потом – все остальные. Метод – механическое запоминание. Содержание: - чтение молитв; - церковное пение; - письмо. В монастырской школе повышенного типа – «7 свободных искусств». Высшая кафедральная (или соборная) – «7 свободных искусств» + древняя философия, богословие, позже введены: астрономия, медицина.   В конце XII в. некоторые монастыри и кафедральные школы приобрели особенно широкую известность и стали пользоваться всеобщим признанием. Сосредоточив внимание на глубоком изучении и преподавании отдельной области знаний, эти школы постепенно стали притягивать к себе известнейших ученых – специалистов и студентов из разных стран и городов мира. Так возник Парижский университет (1200), Болонский университет (1158), Оксфордский университет (1206) и др. Факультеты: -подготовительный (артистический) – «7 свободных искусств», 6-7 лет, магистр; -богословский – 5-6 лет, доктор наук; - юридический – 5-6 лет, доктор наук; - медицинский – 5-6 лет, доктор наук. Вид занятий: - лекции, диспуты.   Цеховые школы – для детей ремесленников. Образовательный путь: мастер, подмастерье, ученик. Для включения подмастерья в число полноправных мастеров он должен был: изготовить «шедевр» (образцовую работу), сдать устный экзамен; уплатить взнос за прием в цех, устроить угощение для членов цеха, совершить пешком образовательное путешествие. Гильдейские школы – для детей купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся магистратами. На селе: приходские школы и раннее включение в трудовую деятельность.

Нравственное воспитание

Управление человека собой, является одной из целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. Коменский считал основными доброжелателями мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах — основа добродетели. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всём меру... Мужество - это добродетель, которая включает в себя самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда это требуется. Кроме этих добродетелей Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения, детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. В себе надо воспитывать нравственные привычки. Коменский выступал за дисциплину, но противостоял против палочной дисциплины; он рекомендовал гуманный подход к детям; дисциплину следует поддерживать хорошими примерами, ласковыми словами и искренним благорасположением.

  Требования к учителю:

1. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, быть человеком образцовым и трудолюбивым.

2. Он должен безгранично любить своё дело, относиться к детям по отечески, будить интерес к знаниям.

 

Тема 6. Педагогическая мысль эпохи Просвещения.

В конце XVII – начале XVIII в. в странах Западной Европы наблюдался мощный подъем общественно-научной мысли, этот подъем известен в истории как эпоха Просвещения. Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения предметом пристального внимания сделали вопросы воспитания и образования в контексте меняющейся социально-экономической и социально-культурной ситуации. Особенности развития педагогической мысли эпохи Просвещения были определены своеобразием национальной ситуации, складывающейся в различных странах.

Главным средоточением идей Просвещения оказалась Франция. Просветители верили в могучую силу воспитания. Они были убеждены, что, воспитав нового человека, они тем самым пересоздают весь мир. Крупнейшим философом эпохи Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712–1778).

В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты Джоном Локком (1632– 1704). Джон Локк в своём основном философском труде – «Опыт о человеческом разуме» (1690) пытался доказать, что в сознании человека нет «врождённых идей» и представлений, душа ребёнка подобна «чистой доске». Из этого положения вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. На отрицании врождённых моральных идей основывается этика Дж. Локка. Добро – это то, что может увеличить удовольствие, уменьшить страдание и уберечь от зла. Зло – это то, что может увеличить страдания, уменьшить удовольствие, лишить блага.

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании»

Основополагающие идеи Содержание воспитания Методы обучения и воспитания
Человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. У человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт – рефлексию. Цель – воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Воспитание джентльмена включает физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание. Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработке мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, заливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера. Формирование образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и почтения к Богу как высшему существу. Нравственное воспитание – воспитывать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Главными воспитательными средствами являются:  - пример;  - среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются: - ласковыми словами, - коротким внушением. Физические наказания: применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

 

Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.

 

Источники изучения первобытного воспитания, концепции происхождения воспитания.

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма исторически удаленных.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение:

· памятников материальной и духовной культуры;

· языка, фольклора;

· этнографические данные.

Огромное значение имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности:

1) это сведения о редкостных сообществах, не тронутых цивилизацией,

2) труды ученых и путешественников XVIII-начала XX вв., содержащие описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Северной и Южной Америки.

К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов, орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и проч. Свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, фольклор.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Традиционно рассматриваются две:

 

Эволюционно-биологическая Психологическая
(Ш. Летурно, Дж. Симпсон,   Эспинас) (П. Монро)
Сближали воспитательную деятельность людей (первобытного общества) с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.   Объяснял происхождение воспитания появлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

Общим для этих концепций является утверждение о том, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро писал: «Мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.248 (0.008 с.)