Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.



Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.

 

Источники изучения первобытного воспитания, концепции происхождения воспитания.

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма исторически удаленных.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение:

· памятников материальной и духовной культуры;

· языка, фольклора;

· этнографические данные.

Огромное значение имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности:

1) это сведения о редкостных сообществах, не тронутых цивилизацией,

2) труды ученых и путешественников XVIII-начала XX вв., содержащие описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Северной и Южной Америки.

К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов, орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и проч. Свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, фольклор.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Традиционно рассматриваются две:

 

Эволюционно-биологическая Психологическая
(Ш. Летурно, Дж. Симпсон,   Эспинас) (П. Монро)
Сближали воспитательную деятельность людей (первобытного общества) с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.   Объяснял происхождение воспитания появлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

Общим для этих концепций является утверждение о том, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро писал: «Мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.

ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Таблица 1.

Церковные школы Университеты Обучение горожан и селян
– Монастырские – внешние (для мирян) и внутренние; – кафедральные;    – приходские. Срок обучения не устанавливался, возраст – тоже. Социальное положение: сначала учениками были дети духовенства, потом – все остальные. Метод – механическое запоминание. Содержание: - чтение молитв; - церковное пение; - письмо. В монастырской школе повышенного типа – «7 свободных искусств». Высшая кафедральная (или соборная) – «7 свободных искусств» + древняя философия, богословие, позже введены: астрономия, медицина.   В конце XII в. некоторые монастыри и кафедральные школы приобрели особенно широкую известность и стали пользоваться всеобщим признанием. Сосредоточив внимание на глубоком изучении и преподавании отдельной области знаний, эти школы постепенно стали притягивать к себе известнейших ученых – специалистов и студентов из разных стран и городов мира. Так возник Парижский университет (1200), Болонский университет (1158), Оксфордский университет (1206) и др. Факультеты: -подготовительный (артистический) – «7 свободных искусств», 6-7 лет, магистр; -богословский – 5-6 лет, доктор наук; - юридический – 5-6 лет, доктор наук; - медицинский – 5-6 лет, доктор наук. Вид занятий: - лекции, диспуты.   Цеховые школы – для детей ремесленников. Образовательный путь: мастер, подмастерье, ученик. Для включения подмастерья в число полноправных мастеров он должен был: изготовить «шедевр» (образцовую работу), сдать устный экзамен; уплатить взнос за прием в цех, устроить угощение для членов цеха, совершить пешком образовательное путешествие. Гильдейские школы – для детей купцов. Позже эти школы превратились в начальные городские школы, содержавшиеся магистратами. На селе: приходские школы и раннее включение в трудовую деятельность.

Нравственное воспитание

Управление человека собой, является одной из целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. Коменский считал основными доброжелателями мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Истинное суждение о вещах — основа добродетели. Умеренность нужна человеку, чтобы соблюдать во всём меру... Мужество - это добродетель, которая включает в себя самообладание, выносливость, готовность принести пользу, когда это требуется. Кроме этих добродетелей Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

Средствами нравственного воспитания Коменский считал пример родителей, учителей, товарищей; наставления, беседы с детьми; упражнения, детей в нравственном поведении; борьба с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. В себе надо воспитывать нравственные привычки. Коменский выступал за дисциплину, но противостоял против палочной дисциплины; он рекомендовал гуманный подход к детям; дисциплину следует поддерживать хорошими примерами, ласковыми словами и искренним благорасположением.

  Требования к учителю:

1. Учитель должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, быть человеком образцовым и трудолюбивым.

2. Он должен безгранично любить своё дело, относиться к детям по отечески, будить интерес к знаниям.

 

Тема 6. Педагогическая мысль эпохи Просвещения.

В конце XVII – начале XVIII в. в странах Западной Европы наблюдался мощный подъем общественно-научной мысли, этот подъем известен в истории как эпоха Просвещения. Продолжая гуманистические традиции эпохи Возрождения, деятели Просвещения предметом пристального внимания сделали вопросы воспитания и образования в контексте меняющейся социально-экономической и социально-культурной ситуации. Особенности развития педагогической мысли эпохи Просвещения были определены своеобразием национальной ситуации, складывающейся в различных странах.

Главным средоточением идей Просвещения оказалась Франция. Просветители верили в могучую силу воспитания. Они были убеждены, что, воспитав нового человека, они тем самым пересоздают весь мир. Крупнейшим философом эпохи Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712–1778).

В Англии педагогические идеи Просвещения были развиты Джоном Локком (1632– 1704). Джон Локк в своём основном философском труде – «Опыт о человеческом разуме» (1690) пытался доказать, что в сознании человека нет «врождённых идей» и представлений, душа ребёнка подобна «чистой доске». Из этого положения вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. На отрицании врождённых моральных идей основывается этика Дж. Локка. Добро – это то, что может увеличить удовольствие, уменьшить страдание и уберечь от зла. Зло – это то, что может увеличить страдания, уменьшить удовольствие, лишить блага.

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании»

Основополагающие идеи Содержание воспитания Методы обучения и воспитания
Человеческое знание является следствием прежде всего внешнего чувственного опыта. У человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт – рефлексию. Цель – воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Воспитание джентльмена включает физическое, нравственное, умственное, религиозное и трудовое воспитание. Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработке мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, заливание, строгий режим, упражнения, игры. Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера. Формирование образованного делового человека. Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и почтения к Богу как высшему существу. Нравственное воспитание – воспитывать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения. Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности. Все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны. Главными воспитательными средствами являются:  - пример;  - среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются: - ласковыми словами, - коротким внушением. Физические наказания: применяются только в исключительных случаях дерзкого и систематического неповиновения. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.

 

Тема 1. Зарождение воспитания как особого вида деятельности.

 

Источники изучения первобытного воспитания, концепции происхождения воспитания.

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма исторически удаленных.

Изучение воспитания в первобытном обществе сопряжено со специфическими сложностями в силу отсутствия серьезных письменных свидетельств. Картину зарождения воспитания помогает восстановить изучение:

· памятников материальной и духовной культуры;

· языка, фольклора;

· этнографические данные.

Огромное значение имеют этнографические данные о жизни немногих племен, сохранивших черты первобытности:

1) это сведения о редкостных сообществах, не тронутых цивилизацией,

2) труды ученых и путешественников XVIII-начала XX вв., содержащие описание жизни аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Дальнего Востока, Северной и Южной Америки.

К числу предметов и знаков воспитания эпохи первобытности можно отнести находки археологов, орудия труда и быта, примитивные детские игрушки, наскальные изображения и проч. Свидетельства о воспитании, принятом у древних людей, донесли народные игры, обряды, фольклор.

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. Традиционно рассматриваются две:

 

Эволюционно-биологическая Психологическая
(Ш. Летурно, Дж. Симпсон,   Эспинас) (П. Монро)
Сближали воспитательную деятельность людей (первобытного общества) с присущей высшим животным инстинктивной заботой о потомстве.   Объяснял происхождение воспитания появлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым.

Общим для этих концепций является утверждение о том, что первобытное воспитание возникло как постепенное приспособление детей к существовавшему порядку вещей. П. Монро писал: «Мир первобытного человека сосредоточен в настоящем. У него почти нет сознания прошлого и будущего. Его воспитание есть лишь приспособление к среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.012 с.)