Зав. Кафедрой – проф. , д. М. Н. Калоева З. Д. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зав. Кафедрой – проф. , д. М. Н. Калоева З. Д.



Министерства здравоохранения Российской Федерации

                __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ №2

Зав. кафедрой – проф., д.м.н. КАЛОЕВА З.Д.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для внеаудиторной самостоятельной работы для студентов

5 курса лечебного факультета

Владикавказ, 2018 г.


 

Печатается по решению ЦКМС СОГМА (протокол № от       20........ г.)

Составители: д.м.н., проф. Калоева З.Д., к.м.н., доцент Дзилихова К.М., к.м.н. Каряева С.К., к.м.н. Созаева З.Ю.

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой детских болезней №3 ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России д.м.н., проф. Касохов А.Б.

Зав. кафедрой детских болезней №1 ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России д.м.н., проф. Бораева Т.Т.

 

 


III модуль

Тема: "Бронхиальная астма и хронические неспецифические заболевания легких".

    

Задания для самостоятельной работы:

Дополните определение:

Бронхиальная астма у детей –_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Перечислите типы аллергических реакций по Джеллу и Кумбсу.

 

Дополните схему патогенеза бронхиальной астмы

 

4. Перечислите особенности патогенеза бронхиальной астмы у детей раннего возраста:

А)

Б)

В)

5. Перечислите особенности клиники бронхиальной астмы у детей раннего возраста.

6. Перечислите основные факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы – триггеры:

А)

Б)

В)

Г)
    Д)

Заполните таблицу дифференциальной диагностики бронхиальной астмы с другими заболеваниями.

    Заболевание   Критерий Бронхиальная астма Хронический бронхит Пневмония Бронхиолит
Возраст больного        
Начало        
Течение        
Основные клинические проявления:          
Температура        
Наличие одышки, ее характер        
Вынужденное положение        
Состояние грудной клетки        
Перкуторно          
Пальпаторно          
Аускультативно          
Картина крови          
Микроскопия мокроты        
Рентген-ая картина          

 

Заполните таблицу

Течение ревматизма

Клиническая характеристика

Степень активности Полисидромность поражение Ответ на терапию Формирование пороков
Острое III Характерна Хороший Редко
Подострое        
Затяжное        
Непрерывно рецидивирующее        
Латентное        

Эталоны ответов

1. –б, в 2. – а, б, г 3. – б, в 4. -в 5-а
6-а 7-б,в 8- а,в,е 9- а 10-г

 

 


Тема: " Ювенильный ревматоидный артрит и диффузные заболевания соединительной ткани у детей".

Базовые знания:

1. Основные концепции патогенеза диффузных болезней соединительной ткани.

2. Нозологические формы диффузных болезней соединительной ткани.

3. Морфологические изменения при диффузных болезнях соединительной ткани.

 

Студент должен знать: Рекомендуемая литература
· основные клинико-морфологические проявления при склеродермии (с преобладанием процессов фиброзирования), системной красной волчанке (деструктивные и ядерная патология), узелковым периартерите (поражение крупных сосудов), дерматомиозите (поражение мышц); · основные диагностические критерии и особенности течения ювенильного ревматоидного артрита (ЮРА); · принципы постановки диагноза диффузных болезней соединительной ткани и ЮРА; · лечение и профилактические мероприятия при этих заболеваниях. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2005. 4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 5. Детская ревматология: Руководство для врачей / Под ред. А.А.Баранова, Л.К.Баженовой. – М.: Медицина, 2002. 6. Белоконь Н.А.Болезни сердца и сосудов у детей. – М., 1987. 7. Методические рекомендации для студентов по теме. 8. Лекции по педиатрии.
Студент должен уметь: Рекомендуемая литература.
· решать вопросы диагностики по ведущим клиническим и лабораторным синдромам; · определить степень активности аутоиммунного процесса, индивидуального прогноза; · обосновать диагноз; · составить план лечения; · наметить профилактические мероприятия, определить прогноз. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002. 4. Детская ревматология: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова, Л.К.Баженовой. – М.: Медицина, 2002. 5. Белоконь Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей. – М., 1987. 6. Методические рекомендации для студентов по теме.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение:

Ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) – это_____________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Дополните классификацию ЮРА

Клинико-анатомическая форма Иммунологическая характеристика Течение заболевания
Преимущественно суставная форма с/без поражения глаз: - - - Суставно-висцеральная форма: - - -   Серопозитивный - Быстропрогрессирующее -

 

Эталоны ответов

1 – б 2 - в 3 – а,б 4 – а,г,д,ж 5 – г
6- а,б,в 7-в 8- а 9- д 10-б,в

 

 


Тема: "Заболевания, сопровождающиеся повышенной кровоточивостью".

Базовые знания:

1. Физиология, патофизиология системы гемостаза.

2. Объективное исследование больного и семиотика заболеваний крови.

3. Основные методы лабораторной диагностики болезней системы крови.

 

Студент должен знать: Список литературы
Ø современные теории этиологии острых лейкозов; Ø патогенез острых лейкозов; Ø основные патоморфологические изменения в костном мозге и других органах и тканях; Ø клинические проявления острого лейкоза; Ø классификацию лейкозов (клиническую и морфологическую); Ø изменения периферической крови и миелограммы при остром лейкозе; Ø дифференциальный диагноз острого лейкоза с хроническими лейкозами и лейкемоидными реакциями; Ø предрасполагающие факторы к развитию геморрагических заболеваний; Ø основные патофизиологические механизмы нарушений в системе гемостаза; Ø основные лабораторные показатели системы гемостаза; Ø основные нозологические формы геморрагических заболеваний (геморрагический васкулит, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, гемофилии); Ø осложнения геморрагических заболеваний; Ø ДВС-синдром: этиопатогенез, клинико-лабораторная диагностика, врачебная тактика; Ø неотложную помощь при геморрагических заболеваниях; Ø принципы современной патогенетической терапии клинических вариантов геморрагических заболеваний; Ø принципы реабилитации геморрагических заболеваний, этапная диспансеризация.   1. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1008 с. 2. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2006. – 895 с. 3. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999. 4. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996. 5. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 6. Лекции по педиатрии.  
Студент должен уметь: Список литературы
- собрать целенаправленный анамнез; - провести объективное обследование больного, выделить симптомы заболевания; - составить план необходимого дополнительного обследования, оценить полученные результаты; - провести дифференциальный диагноз основных заболеваний крови; - обосновать окончательный диагноз; - составить план лечебных мероприятий; - выписать рецепт на основные лекарственные средства; - составить план диспансерного наблюдения и реабилитации больного с болезнями крови.   1. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1008 с. 2. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2006. – 895 с. 3. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999. 4. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996. 5. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 6. Лекции по педиатрии

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Перечислите основные звенья гемостаза:

А)

Б)

В)

 

2. Укажите знаками «+» или «-» соответствие типа кровоточивости той или иной патологии гемостаза:

Тип кровоточивости Коагулопатии Вазопатии Тромбоцитопатии
гематомный      
капиллярный      
пурпурный      

 

3. Дайте определение: Гемофилия – наследственная коагулопатия,

 

 

 

4. Укажите в приведенной ниже схеме генеалогического древа больного гемофилией состояние здоровья его родственников: З – здоров, Н – носитель патологического гена, Г – больной гемофилией:

 

5. Укажите знаками «+» или «-» соответствие той или иной патологии гемостаза скрининговым тестам:

Тест Коагулопатии Вазопатии Тромбоцитопатии
Увеличение времени свертывания      
Увеличение длительности кровотечения      
Положительная проба на резистентность капилляров      

 

6. Развитие анкилоза с сустава при рецедивирующих гемартрозах происходит в результате следующих процессов (дорисуйте схему):

Повторные кровоизлияния в сустав   ?      ?      ?       ?       анкилоз. 


Эталоны ответов к тестам

1.А 2. В, Г, Д 3. Б 4. ГВ 5. А 6. А 7. Б

 


Тема: "Лейкозы".

Базовые знания:

1. Физиология, патофизиология системы кроветворения.

2. Объективное исследование больного и семиотика заболеваний крови.

3. Основные методы лабораторной диагностики болезней системы крови.

 

Студент должен знать: Рекомендуемая литература:
ü современные теории этиологии острых лейкозов; ü патогенез острых лейкозов; ü основные патоморфологические изменения в костном мозге и других органах и тканях; ü клинические проявления острого лейкоза; ü классификацию лейкозов (клиническую и морфологическую); ü изменения периферической крови и миелограммы при остром лейкозе; ü дифференциальный диагноз острого лейкоза с хроническими лейкозами и лейкемоидными реакциями; 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996. 4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 5. Методические рекомендации для студентов по теме. 6. Лекции по педиатрии
Студент должен уметь: Рекомендуемая литература:
ü собрать целенаправленный анамнез; ü провести объективное обследование больного, выделить симптомы заболевания; ü составить план необходимого дополнительного обследования, оценить полученные результаты; ü провести дифференциальный диагноз основных заболеваний крови; ü обосновать окончательный диагноз; ü составить план лечебных мероприятий; ü выписать рецепт на основные лекарственные средства; ü составить план диспансерного наблюдения и реабилитации больного с болезнями крови. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996. 4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 5. Методические рекомендации для студентов по теме. 6. Лекции по педиатрии  

 

Задания для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение: Лейкозы — злокачественные заболевания системы крови, характеризующееся

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

 

2. Вставьте необходимое определение:

Среди всех больных лейкозом детей 75% составляют случаи острого … …………лейкоза

3. Перечислите основные теории происхождения острого лейкоза:

1.

2.

3.

Эталоны ответов

1. - б 2- в 3- а 4.- г 5- б 6.–б, г 7.- д

Тема: " Заболевания почек у детей".

Базовые знания

1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей;

2. Особенности клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции и секреции в возрастном аспекте;

3. Семиотика поражений мочевыделительной системы у детей.

4. Методика обследования при патологии мочевыделительного тракта.

 

Студент должен знать: Рекомендуемая литература
ü Основные этапы внутриутробного развития органов мочеобразования и мочеотделения. ü Основные возрастные анатомические особенности строения почек и органов мочеотделения. ü Возрастные особенности диуреза, физических и химических свойств мочи. ü Особенности мочеобразования у детей различного возраста. ü Методику обследования мочевыделительной системы. ü Методы функционального исследования почек. ü Инструментальные методы исследования почек и органов мочевыделения. ü Этиологию, классификацию заболеваний почек у детей. ü Основные клинические синдромы при патологии почек и органов мочевыведения. ü Клиническую картину острого и хронического гломерулонефрита у детей различного возраста. ü Особенности течения первичного и вторичного острого и хронического пиелонефрита у детей раннего и старшего возраста. ü Роль очагов хронической инфекции в возникновении и рецидивировании заболеваний почек у детей. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002 4. Эрман М.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. – СПб: «Специальная Литература», 1997. 5. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г. 6. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г. 7. Неотложные состояния у детей. Новейший справочник. Пособие для врачей п/ред. О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская, А.Е.Половинко.Москва «ЭКСМО» 2004г. 8. Методические разработки для студентов по теме. 9. Лекции по педиатрии.  
Студент должен уметь: ü Собрать анамнез, выделить признаки, характерные для заболеваний мочевыделительной системы. ü Провести объективное обследование ребенка с заболеваниями почек. ü Интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования. ü Самостоятельно составить план лечения и диспансерного наблюдения детей с заболеваниями почек и мочевыводящей системы.   1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002 4. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г. 5. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г. 6. Неотложные состояния у детей. Новейший справочник. Пособие для врачей п/ред. О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская, А.Е.Половинко. Москва «ЭКСМО» 2004 г.

Задания для самостоятельной работы:

Базовые знания

1. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей.

2. Методика обследования при патологии пищеварительной системы у детей.

3.  Семиотика поражений органов пищеварительной системы у детей.

Студент должен знать Рекомендуемая литература
ü Основные этапы внутриутробного развития органов пищеварительного тракта ü Основные возрастные анатомические особенности ЖКТ ребенка. ü Методику обследования пищеварительной системы. ü Методы функционального исследования ЖКТ. ü Инструментальные методы исследования ЖКТ. ü Этиологию, классификацию ЖКТ у детей. ü Основные клинические синдромы при патологии ЖКТ. ü Клиническую картину хронического гастрита, ЯБ желудка и двенадцатиперстной кишки у детей. ü Особенности течения заболеваний кишечника у детей раннего и старшего возраста. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002 4. Эрман М.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. – СПб: «Специальная Литература», 1997. 5. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г. 6. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г. 7. Методические разработки для студентов по теме. 8. Лекции по педиатрии.
Студент должен уметь: ü Собрать анамнез, выделить признаки, характерные для заболеваний пищеварительной системы. ü Провести объективное обследование ребенка с ЖКТ ü Интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования. ü Самостоятельно составить план лечения и диспансерного наблюдения детей с заболеваниями ЖКТ.   1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002 4. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г. 5. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г. 6. Неотложные состояния у детей. Новейший справочник. Пособие для врачей п/ред. О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская, А.Е.Половинко. Москва «ЭКСМО» 2004г.

 

Задания для самостоятельной работы.

1.  Дайте определение: Гастроэзофагеальный рефлюкс – это

 

 

Ответы на тесты

1-б 2-б 3-вгд 4-вге 5-а,б,д 6-д 7-г

 

Тема:

"Заболевания органов желчевыделения и поджелудочной железы у детей".

       Базовые знания:

1. Анатомо-физиологические особенности желчевыводящего тракта и поджелудочной железы у детей.

2. Факторы, предрасполагающие к развитию патологии билиарного тракта.

3. Семиотика поражения желчевыводящий системы и поджелудочной железы.

4. Методы обследования гастроэнтерологических больных.

Студент должен знать: Список рекомендуемой литературы.
§ анатомо-физиологические поджелудочной железы и желчевыводящих путей; § факторы, способствующие заболеванию гепатобиллиарной системы у детей; § основные признаки заболевания и гепатобиллиарной системы у детей; § характеристику болевого синдрома; § принципы функциональных и специальных методов исследования в детской гастроэнтерологической практике; § принципы классификации поджелудочной железы и желчевыводящих путей; § диагностические критерии заболеваний поджелудочной железы и желчевыводящих путей; § принципы лечение и диетотерапия при гастроэнтерологической патологии; § особенности диспансерного наблюдения за ребенком. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 4. Педиатрия: Руководство для врачей и студентов /Под ред. Н.Н.Володина. – М., 1996. 5. Методические рекомендации к семинарским занятиям по теме. 6. Лекции по педиатрии.  
Студент должен уметь: Список рекомендуемой литературы.
§ выявлять факторы, способствующие заболеваниям поджелудочной железы и желчевыводящих путей у детей; § обследовать больного с заболеваниями гастробиллиарной системы, оценить болевой синдром, данные анамнеза; § назначить план дополнительного лабораторного, инструментального, рентгенологического исследования и оценить их результаты; § поставить диагноз в соответствии с существующей классификацией; § назначить диету и лечение больных; § составить план диспансерного наблюдения за детьми с патологией поджелудочной железы и желчевыводящих путей. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: Питер, 1999. 4. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999. 5. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002. 6. Педиатрия: Руководство для врачей и студентов /Под ред. Н.Н.Володина. – М., 1996. 7. Методические рекомендации для студентов по теме. 8. Лекции по педиатрии.  

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение: Дискинезии желчевыводящих путей – это …

2. Заполните   таблицу классификации дискинезий ЖВТ:

По локализации По этиологии По функциональному состоянию
       

 

3. Дополните схему патогенеза дискинезии желчевыводящего тракта:

 

4. Проведите диф. диагностику болевого синдрома при ДЖВП:

Гиперкинетическая форма Гипокинетическая форма
   

 

5. Впишите в схему преобладание тонуса какого отдела вегетативной нервной системы характерно для данного типа дискинезии:

Гипокинетическая дискинезия                   ?

Гиперкинетическая дискинезия                ?

Эталоны ответов

1-б 2-г 3-б, в, д 4-в,г,д 5- а,б,д
6- а,б,г 7- б,в,г 8 –а,б 9-б,г,д 10-а,в,д

 

 


IV модуль

Тема: " Острые респираторные вирусные инфекции у детей. Коклюш".

Базовые знания

1. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы.

2. Особенности строения у детей верхних дыхательных путей.

3. Классификация респираторных вирусов.

 

Студент должен знать: Список рекомендуемой литературы
- этиологию ОРВИ; - эпидемиологию ОРВИ; - патогенез ОРВИ; - классификацию респираторных вирусов; - клинические особенности ОРВИ, вызванные различными вирусами; - методы лабораторной диагностики; - особенности госпитализации детей, больных ОРВИ; - основные принципы лечения и профилактики ОРВИ. - этиопатогенез коклюша; - особенности клинической картины коклюша у детей младшей возрастной группы; - методы лабораторной диагностики коклюша; - основные принципы лечения и профилактики коклюша у детей. 1. Справочник педиатра (руководство для врачей п/ред. Т.В. Парийская, Н.В. Орлова, СПб.: Эксмо, 2004. 2. Лекции по педиатрии. 3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.  4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999. 5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990. 6. Сорписон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб.: Гиппократ, 1993. 7. Васильев В.С., Комар В.И. Практика инфекциониста. – М., 1993.  
Студент должен уметь: Список рекомендуемой литературы
- целенаправленно собрать анамнез с учетом эпид.обстановки в городе, детском коллективе, семье; - провести объективное исследование ребенка, выделив при этом симптомы ОРВИ, коклюша; - дать оценку тяжести состояния; - выделить ведущий патологический синдром (нейротоксикоз, ларингоспазм, дыхательная недостаточность и т.д.); - поставить клинический диагноз; - составить план лечебных и профилактических мероприятий; - выписать рецепты на основные медикаменты. 1. Справочник педиатра (руководство для врачей п/ред. Т.В.Парийская, Н.В.Орлова, СПб.: Эксмо, 2004. 2. Лекции по педиатрии. 3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.  4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999. 5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990. 6. Сорписон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб.: Гиппократ, 1993. 7. Васильев В.С., Комар В.И. Практика инфекциониста. – М., 1993.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Ответы на тесты

1-в 2- в 3- б 4- а,б,г 5- а,б,г
6- б 7-в 8-б,г,ж 9-б,в 10 -АКДС

Тема: "Скарлатина и дифтерия у детей".

Базовые знания:

1. Общие закономерности эпидемиологии инфекционных болезней.

2. Основные клинико-патогенетические механизмы инфекционных болезней.

3. Клинические формы инфекционных болезней. Осложнения. Иммунитет.

4. Специфическая диагностика инфекционных заболеваний.

5. Принципы терапии инфекционных болезней (специфическая и неспецифическая).

6. Клиника и лечение инфекционного токсикоза.

7. Эпидемиологическая характеристика возбудителей скарлатины и дифтерии.

Студент должен знать: Список рекомендуемой литературы
1. эпидемиологические особенности скарлатины, дифтерии; 2. источники инфекции при этих заболеваниях; 3. пути инфицирования; 4. восприимчивость; 5. заболеваемость и летальность; 6. патогенез скарлатина и дифтерии; 7. клиническую картину скарлатины и дифтерии, а также дифференциальную диагностику заболеваний; 8. осложнения скарлатины и дифтерии; 9. методы лабораторной диагностики этих заболеваний; 10. основные принципы лечения, профилактики; 11. особенности течения скарлатины и дифтерии у взрослых. 1. Справочник педиатра (руководство для врачей п/ред. Т.В.Парийская, Н.В.Орлова, СПб.: Эксмо, 2004. 2. Лекции по педиатрии. 3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.  4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999. 5. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 2006 6. Инфекционные болезни у детей: учебник / под ред. В.Н.Тимченко. – СПб.: СпецЛит, 2006. -576 с.
Студент должен уметь: Список рекомендуемой литературы
· собрать эпиданамнез; · провести объективное обследование; · назначить специальные лабораторные исследования, оценить их результаты; · провести противоэпидемические мероприятия в очаге (изоляция, наблюдение, профилактика заболевания у контактных).   1. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.  2. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999. 3. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 2006 4. 6. Инфекционные болезни у детей: учебник / под ред. Проф. В.Н.Тимченко. – СПб.: СпецЛит, 2006. -576 с.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение: Скарлатина – острое инфекционное заболевание, вызываемое ……………………….………………………….….передающееся……………….………….…………..путем, характеризующееся……………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Заполните таблицу эпидемиологической характеристики скарлатины:

Источник инфекции  
Путь передачи  
Индекс контагиозности  
Возрастная структура  
Сезонность  
Иммунитет  

 

3. Дополните схему патогенеза скарлатины.

4. Заполните таблицу классификации скарлатины:

По типу По тяжести По течению
       

Эталоны ответов

1- в 2- в 3- б,в,г 4 - б 5 –а,б 6 - б 7 –а,в,г 8-б 9 - б,в,д 10- а,г,д

Тема:

"Корь, краснуха, эпидемический паротит".

Базовые знания:

1. Эпидемиологическая характеристика кори, краснухи, эпидпаротита.

2. Характеристика и свойства возбудителей кори, краснухи, эпидпаротита.

3. Основы противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.

4. Принципы активной и пассивной иммунизации.

Студент должен знать Рекомендуемая литература
· этиологию, патогенез, эпидемиологию: а) кори б) краснухи в) эпид. паротита · ранние диагностические критерии кори; · клиническую картину и осложнения кори у детей; · классификацию, клиническую картину и осложнения эпид. паротита; · дифференциально-диагностические критерии кори, краснухи и др. заболеваний, протекающих с энантемами; · клиническую картину краснухи у детей, проявления врожденной краснухи; · основные лечебные мероприятия при кори, краснухе, эпид. паротите; · роль активной иммунизации в профилактике эпид. паротита, кори, краснухи; · основные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.  4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999. 5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990. 6. Методические рекомендации к практическим занятиям по теме. 7. Лекции по педиатрии.
Студент должен уметь Рекомендуемая литература
· целенаправленно собрать анамнез (выявить: возможные контакты, проводились ли прививки); · провести клиническое обследование больного; · назначить план обследования больного; · провести оценку лабораторных данных; ·  провести дифференциальный диагноз: а) кори б) краснухи; в) эпидпаротита; · назначить адекватное лечение · провести противоэпидемические мероприятия в очаге при этих инфекциях 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с. 2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с. 3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.  4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999. 5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990. 6. Методические рекомендации к практическим занятиям по теме.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определение: Корь – это …

 

2. Заполните ниже приведенную таблицу:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.210.126.232 (0.129 с.)