Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Зав. Кафедрой – проф. , д. М. Н. Калоева З. Д.
Министерства здравоохранения Российской Федерации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
КАФЕДРА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ №2
Зав. кафедрой – проф., д.м.н. КАЛОЕВА З.Д.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для внеаудиторной самостоятельной работы для студентов
5 курса лечебного факультета
Владикавказ, 2018 г.
Печатается по решению ЦКМС СОГМА (протокол № от 20........ г.)
Составители: д.м.н., проф. Калоева З.Д., к.м.н., доцент Дзилихова К.М., к.м.н. Каряева С.К., к.м.н. Созаева З.Ю.
Рецензенты:
Зав. кафедрой детских болезней №3 ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России д.м.н., проф. Касохов А.Б.
Зав. кафедрой детских болезней №1 ФГБОУ ВО СОГМА Минздрава России д.м.н., проф. Бораева Т.Т.
III модуль
Тема: "Бронхиальная астма и хронические неспецифические заболевания легких".
Задания для самостоятельной работы:
Дополните определение:
Бронхиальная астма у детей –_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Перечислите типы аллергических реакций по Джеллу и Кумбсу.
-
-
-
-
Дополните схему патогенеза бронхиальной астмы
4. Перечислите особенности патогенеза бронхиальной астмы у детей раннего возраста:
А)
Б)
В)
5. Перечислите особенности клиники бронхиальной астмы у детей раннего возраста.
6. Перечислите основные факторы, вызывающие обострение бронхиальной астмы – триггеры:
А)
Б)
В)
Г) Д)
Заполните таблицу дифференциальной диагностики бронхиальной астмы с другими заболеваниями.
Заболевание
Критерий
| Бронхиальная астма
| Хронический бронхит
| Пневмония
| Бронхиолит
| Возраст больного
|
|
|
|
| Начало
|
|
|
|
| Течение
|
|
|
|
| Основные клинические проявления:
|
|
|
|
| Температура
|
|
|
|
| Наличие одышки, ее характер
|
|
|
|
| Вынужденное положение
|
|
|
|
| Состояние грудной клетки
|
|
|
|
| Перкуторно
|
|
|
|
| Пальпаторно
|
|
|
|
| Аускультативно
|
|
|
|
| Картина крови
|
|
|
|
| Микроскопия мокроты
|
|
|
|
| Рентген-ая картина
|
|
|
|
|
Заполните таблицу
Течение ревматизма
| Клиническая характеристика
| Степень активности
| Полисидромность поражение
| Ответ на терапию
| Формирование пороков
| Острое
| III
| Характерна
| Хороший
| Редко
| Подострое
|
|
|
|
| Затяжное
|
|
|
|
| Непрерывно рецидивирующее
|
|
|
|
| Латентное
|
|
|
|
|
Эталоны ответов
1. –б, в
| 2. – а, б, г
| 3. – б, в
| 4. -в
| 5-а
| 6-а
| 7-б,в
| 8- а,в,е
| 9- а
| 10-г
|
Тема: " Ювенильный ревматоидный артрит и диффузные заболевания соединительной ткани у детей".
Базовые знания:
1. Основные концепции патогенеза диффузных болезней соединительной ткани.
2. Нозологические формы диффузных болезней соединительной ткани.
3. Морфологические изменения при диффузных болезнях соединительной ткани.
Студент должен знать:
| Рекомендуемая литература
| · основные клинико-морфологические проявления при склеродермии (с преобладанием процессов фиброзирования), системной красной волчанке (деструктивные и ядерная патология), узелковым периартерите (поражение крупных сосудов), дерматомиозите (поражение мышц);
· основные диагностические критерии и особенности течения ювенильного ревматоидного артрита (ЮРА);
· принципы постановки диагноза диффузных болезней соединительной ткани и ЮРА;
· лечение и профилактические мероприятия при этих заболеваниях.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Мазурин А.В., Воронцов В.В.Пропедевтика детских болезней. – СПб., 2005.
4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002.
5. Детская ревматология: Руководство для врачей / Под ред. А.А.Баранова, Л.К.Баженовой. – М.: Медицина, 2002.
6. Белоконь Н.А.Болезни сердца и сосудов у детей. – М., 1987.
7. Методические рекомендации для студентов по теме.
8. Лекции по педиатрии.
| Студент должен уметь:
| Рекомендуемая литература.
| · решать вопросы диагностики по ведущим клиническим и лабораторным синдромам;
· определить степень активности аутоиммунного процесса, индивидуального прогноза;
· обосновать диагноз;
· составить план лечения;
· наметить профилактические мероприятия, определить прогноз.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. Руководство для врачей. – СПб.: Sotis, 2002.
4. Детская ревматология: Руководство для врачей / Под ред. А.А. Баранова, Л.К.Баженовой. – М.: Медицина, 2002.
5. Белоконь Н.А. Болезни сердца и сосудов у детей. – М., 1987.
6. Методические рекомендации для студентов по теме.
|
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение:
Ювенильный ревматоидный артрит (ЮРА) – это_____________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Дополните классификацию ЮРА
Клинико-анатомическая форма
| Иммунологическая характеристика
| Течение заболевания
| Преимущественно суставная
форма с/без поражения глаз:
-
-
-
Суставно-висцеральная форма:
-
-
-
| Серопозитивный
-
| Быстропрогрессирующее
-
|
Эталоны ответов
1 – б
| 2 - в
| 3 – а,б
| 4 – а,г,д,ж
| 5 – г
| 6- а,б,в
| 7-в
| 8- а
| 9- д
| 10-б,в
|
Тема: "Заболевания, сопровождающиеся повышенной кровоточивостью".
Базовые знания:
1. Физиология, патофизиология системы гемостаза.
2. Объективное исследование больного и семиотика заболеваний крови.
3. Основные методы лабораторной диагностики болезней системы крови.
Студент должен знать:
| Список литературы
| Ø современные теории этиологии острых лейкозов;
Ø патогенез острых лейкозов;
Ø основные патоморфологические изменения в костном мозге и других органах и тканях;
Ø клинические проявления острого лейкоза;
Ø классификацию лейкозов (клиническую и морфологическую);
Ø изменения периферической крови и миелограммы при остром лейкозе;
Ø дифференциальный диагноз острого лейкоза с хроническими лейкозами и лейкемоидными реакциями;
Ø предрасполагающие факторы к развитию геморрагических заболеваний;
Ø основные патофизиологические механизмы нарушений в системе гемостаза;
Ø основные лабораторные показатели системы гемостаза;
Ø основные нозологические формы геморрагических заболеваний (геморрагический васкулит, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, гемофилии);
Ø осложнения геморрагических заболеваний;
Ø ДВС-синдром: этиопатогенез, клинико-лабораторная диагностика, врачебная тактика;
Ø неотложную помощь при геморрагических заболеваниях;
Ø принципы современной патогенетической терапии клинических вариантов геморрагических заболеваний;
Ø принципы реабилитации геморрагических заболеваний, этапная диспансеризация.
| 1. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1008 с.
2. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2006. – 895 с.
3. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999.
4. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996.
5. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.
6. Лекции по педиатрии.
| Студент должен уметь:
| Список литературы
| - собрать целенаправленный анамнез;
- провести объективное обследование больного, выделить симптомы заболевания;
- составить план необходимого дополнительного обследования, оценить полученные результаты;
- провести дифференциальный диагноз основных заболеваний крови;
- обосновать окончательный диагноз;
- составить план лечебных мероприятий;
- выписать рецепт на основные лекарственные средства;
- составить план диспансерного наблюдения и реабилитации больного с болезнями крови.
| 1. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1008 с.
2. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2006. – 895 с.
3. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999.
4. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996.
5. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.
6. Лекции по педиатрии
|
Задания для самостоятельной работы:
1. Перечислите основные звенья гемостаза:
А)
Б)
В)
2. Укажите знаками «+» или «-» соответствие типа кровоточивости той или иной патологии гемостаза:
Тип кровоточивости
| Коагулопатии
| Вазопатии
| Тромбоцитопатии
| гематомный
|
|
|
| капиллярный
|
|
|
| пурпурный
|
|
|
|
3. Дайте определение: Гемофилия – наследственная коагулопатия,
4. Укажите в приведенной ниже схеме генеалогического древа больного гемофилией состояние здоровья его родственников: З – здоров, Н – носитель патологического гена, Г – больной гемофилией:
5. Укажите знаками «+» или «-» соответствие той или иной патологии гемостаза скрининговым тестам:
Тест
| Коагулопатии
| Вазопатии
| Тромбоцитопатии
| Увеличение времени свертывания
|
|
|
| Увеличение длительности кровотечения
|
|
|
| Положительная проба на резистентность капилляров
|
|
|
|
6. Развитие анкилоза с сустава при рецедивирующих гемартрозах происходит в результате следующих процессов (дорисуйте схему):
Повторные кровоизлияния в сустав ? ? ? ? анкилоз.
Эталоны ответов к тестам
1.А
| 2. В, Г, Д
| 3. Б
| 4. ГВ
| 5. А
| 6. А
| 7. Б
|
Тема: "Лейкозы".
Базовые знания:
1. Физиология, патофизиология системы кроветворения.
2. Объективное исследование больного и семиотика заболеваний крови.
3. Основные методы лабораторной диагностики болезней системы крови.
Студент должен знать:
| Рекомендуемая литература:
| ü современные теории этиологии острых лейкозов;
ü патогенез острых лейкозов;
ü основные патоморфологические изменения в костном мозге и других органах и тканях;
ü клинические проявления острого лейкоза;
ü классификацию лейкозов (клиническую и морфологическую);
ü изменения периферической крови и миелограммы при остром лейкозе;
ü дифференциальный диагноз острого лейкоза с хроническими лейкозами и лейкемоидными реакциями;
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996.
4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.
5. Методические рекомендации для студентов по теме.
6. Лекции по педиатрии
| Студент должен уметь:
| Рекомендуемая литература:
| ü собрать целенаправленный анамнез;
ü провести объективное обследование больного, выделить симптомы заболевания;
ü составить план необходимого дополнительного обследования, оценить полученные результаты;
ü провести дифференциальный диагноз основных заболеваний крови;
ü обосновать окончательный диагноз;
ü составить план лечебных мероприятий;
ü выписать рецепт на основные лекарственные средства;
ü составить план диспансерного наблюдения и реабилитации больного с болезнями крови.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Гематологические болезни у детей / Под ред. М.П.Павловой. – Минск, 1996.
4. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.
5. Методические рекомендации для студентов по теме.
6. Лекции по педиатрии
|
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Дайте определение: Лейкозы — злокачественные заболевания системы крови, характеризующееся
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
2. Вставьте необходимое определение:
Среди всех больных лейкозом детей 75% составляют случаи острого … …………лейкоза
3. Перечислите основные теории происхождения острого лейкоза:
1.
2.
3.
Эталоны ответов
1. - б
| 2- в
| 3- а
| 4.- г
| 5- б
| 6.–б, г
| 7.- д
|
Тема: " Заболевания почек у детей".
Базовые знания
1. Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей;
2. Особенности клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции и секреции в возрастном аспекте;
3. Семиотика поражений мочевыделительной системы у детей.
4. Методика обследования при патологии мочевыделительного тракта.
Студент должен знать:
| Рекомендуемая литература
| ü Основные этапы внутриутробного развития органов мочеобразования и мочеотделения.
ü Основные возрастные анатомические особенности строения почек и органов мочеотделения.
ü Возрастные особенности диуреза, физических и химических свойств мочи.
ü Особенности мочеобразования у детей различного возраста.
ü Методику обследования мочевыделительной системы.
ü Методы функционального исследования почек.
ü Инструментальные методы исследования почек и органов мочевыделения.
ü Этиологию, классификацию заболеваний почек у детей.
ü Основные клинические синдромы при патологии почек и органов мочевыведения.
ü Клиническую картину острого и хронического гломерулонефрита у детей различного возраста.
ü Особенности течения первичного и вторичного острого и хронического пиелонефрита у детей раннего и старшего возраста.
ü Роль очагов хронической инфекции в возникновении и рецидивировании заболеваний почек у детей.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002
4. Эрман М.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. – СПб: «Специальная Литература», 1997.
5. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г.
6. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г.
7. Неотложные состояния у детей. Новейший справочник. Пособие для врачей п/ред. О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская, А.Е.Половинко.Москва «ЭКСМО» 2004г.
8. Методические разработки для студентов по теме.
9. Лекции по педиатрии.
| Студент должен уметь:
ü Собрать анамнез, выделить признаки, характерные для заболеваний мочевыделительной системы.
ü Провести объективное обследование ребенка с заболеваниями почек.
ü Интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования.
ü Самостоятельно составить план лечения и диспансерного наблюдения детей с заболеваниями почек и мочевыводящей системы.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002
4. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г.
5. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г.
6. Неотложные состояния у детей. Новейший справочник. Пособие для врачей п/ред. О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская, А.Е.Половинко. Москва «ЭКСМО» 2004 г.
|
Задания для самостоятельной работы:
Базовые знания
1. Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей.
2. Методика обследования при патологии пищеварительной системы у детей.
3. Семиотика поражений органов пищеварительной системы у детей.
Студент должен знать
| Рекомендуемая литература
| ü Основные этапы внутриутробного развития органов пищеварительного тракта
ü Основные возрастные анатомические особенности ЖКТ ребенка.
ü Методику обследования пищеварительной системы.
ü Методы функционального исследования ЖКТ.
ü Инструментальные методы исследования ЖКТ.
ü Этиологию, классификацию ЖКТ у детей.
ü Основные клинические синдромы при патологии ЖКТ.
ü Клиническую картину хронического гастрита, ЯБ желудка и двенадцатиперстной кишки у детей.
ü Особенности течения заболеваний кишечника у детей раннего и старшего возраста.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002
4. Эрман М.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. – СПб: «Специальная Литература», 1997.
5. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г.
6. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г.
7. Методические разработки для студентов по теме.
8. Лекции по педиатрии.
| Студент должен уметь:
ü Собрать анамнез, выделить признаки, характерные для заболеваний пищеварительной системы.
ü Провести объективное обследование ребенка с ЖКТ
ü Интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования.
ü Самостоятельно составить план лечения и диспансерного наблюдения детей с заболеваниями ЖКТ.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней. – СПб.: «Sotis», 2002
4. Пропедевтика детских болезней. Учебное пособие для студентов п/ред. А.А.Баранова. М., Медицина 1998г.
5. Клиническое исследование ребенка. Пособие для врачей п/ред. В.А.Еренкова. Киев «Здоровье» 1984г.
6. Неотложные состояния у детей. Новейший справочник. Пособие для врачей п/ред. О.А.Борисова, О.А.Жиглявская, Т.В.Парийская, А.Е.Половинко. Москва «ЭКСМО» 2004г.
|
Задания для самостоятельной работы.
1. Дайте определение: Гастроэзофагеальный рефлюкс – это
Ответы на тесты
1-б
| 2-б
| 3-вгд
| 4-вге
| 5-а,б,д
| 6-д
| 7-г
|
Тема:
"Заболевания органов желчевыделения и поджелудочной железы у детей".
Базовые знания:
1. Анатомо-физиологические особенности желчевыводящего тракта и поджелудочной железы у детей.
2. Факторы, предрасполагающие к развитию патологии билиарного тракта.
3. Семиотика поражения желчевыводящий системы и поджелудочной железы.
4. Методы обследования гастроэнтерологических больных.
Студент должен знать:
| Список рекомендуемой литературы.
| § анатомо-физиологические поджелудочной железы и желчевыводящих путей;
§ факторы, способствующие заболеванию гепатобиллиарной системы у детей;
§ основные признаки заболевания и гепатобиллиарной системы у детей;
§ характеристику болевого синдрома;
§ принципы функциональных и специальных методов исследования в детской гастроэнтерологической практике;
§ принципы классификации поджелудочной железы и желчевыводящих путей;
§ диагностические критерии заболеваний поджелудочной железы и желчевыводящих путей;
§ принципы лечение и диетотерапия при гастроэнтерологической патологии;
§ особенности диспансерного наблюдения за ребенком.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.
4. Педиатрия: Руководство для врачей и студентов /Под ред. Н.Н.Володина. – М., 1996.
5. Методические рекомендации к семинарским занятиям по теме.
6. Лекции по педиатрии.
| Студент должен уметь:
| Список рекомендуемой литературы.
| § выявлять факторы, способствующие заболеваниям поджелудочной железы и желчевыводящих путей у детей;
§ обследовать больного с заболеваниями гастробиллиарной системы, оценить болевой синдром, данные анамнеза;
§ назначить план дополнительного лабораторного, инструментального, рентгенологического исследования и оценить их результаты;
§ поставить диагноз в соответствии с существующей классификацией;
§ назначить диету и лечение больных;
§ составить план диспансерного наблюдения за детьми с патологией поджелудочной железы и желчевыводящих путей.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: Питер, 1999.
4. Шабалов Н.П. Детские болезни. – СПб.: Питер, 1999.
5. Ревнова М.О., Тарасов О.Ф. Семиотика детских болезней: Руководство для врачей. – СПб.: СОТИС, 2002.
6. Педиатрия: Руководство для врачей и студентов /Под ред. Н.Н.Володина. – М., 1996.
7. Методические рекомендации для студентов по теме.
8. Лекции по педиатрии.
|
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение: Дискинезии желчевыводящих путей – это …
2. Заполните таблицу классификации дискинезий ЖВТ:
По локализации
| По этиологии
| По функциональному состоянию
|
|
|
|
3. Дополните схему патогенеза дискинезии желчевыводящего тракта:
4. Проведите диф. диагностику болевого синдрома при ДЖВП:
Гиперкинетическая форма
| Гипокинетическая форма
|
|
|
5. Впишите в схему преобладание тонуса какого отдела вегетативной нервной системы характерно для данного типа дискинезии:
Гипокинетическая дискинезия ?
Гиперкинетическая дискинезия ?
Эталоны ответов
1-б
| 2-г
| 3-б, в, д
| 4-в,г,д
| 5- а,б,д
| 6- а,б,г
| 7- б,в,г
| 8 –а,б
| 9-б,г,д
| 10-а,в,д
|
IV модуль
Тема: " Острые респираторные вирусные инфекции у детей. Коклюш".
Базовые знания
1. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы.
2. Особенности строения у детей верхних дыхательных путей.
3. Классификация респираторных вирусов.
Студент должен знать:
| Список рекомендуемой литературы
| - этиологию ОРВИ;
- эпидемиологию ОРВИ;
- патогенез ОРВИ;
- классификацию респираторных вирусов;
- клинические особенности ОРВИ, вызванные различными вирусами;
- методы лабораторной диагностики;
- особенности госпитализации детей, больных ОРВИ;
- основные принципы лечения и профилактики ОРВИ.
- этиопатогенез коклюша;
- особенности клинической картины коклюша у детей младшей возрастной группы;
- методы лабораторной диагностики коклюша;
- основные принципы лечения и профилактики коклюша у детей.
| 1. Справочник педиатра (руководство для врачей п/ред. Т.В. Парийская, Н.В. Орлова, СПб.: Эксмо, 2004.
2. Лекции по педиатрии.
3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.
4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990.
6. Сорписон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб.: Гиппократ, 1993.
7. Васильев В.С., Комар В.И. Практика инфекциониста. – М., 1993.
| Студент должен уметь:
| Список рекомендуемой литературы
| - целенаправленно собрать анамнез с учетом эпид.обстановки в городе, детском коллективе, семье;
- провести объективное исследование ребенка, выделив при этом симптомы ОРВИ, коклюша;
- дать оценку тяжести состояния;
- выделить ведущий патологический синдром (нейротоксикоз, ларингоспазм, дыхательная недостаточность и т.д.);
- поставить клинический диагноз;
- составить план лечебных и профилактических мероприятий;
- выписать рецепты на основные медикаменты.
| 1. Справочник педиатра (руководство для врачей п/ред. Т.В.Парийская, Н.В.Орлова, СПб.: Эксмо, 2004.
2. Лекции по педиатрии.
3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.
4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990.
6. Сорписон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике. - СПб.: Гиппократ, 1993.
7. Васильев В.С., Комар В.И. Практика инфекциониста. – М., 1993.
|
Задания для самостоятельной работы студентов:
Ответы на тесты
1-в
| 2- в
| 3- б
| 4- а,б,г
| 5- а,б,г
| 6- б
| 7-в
| 8-б,г,ж
| 9-б,в
| 10 -АКДС
|
Тема: "Скарлатина и дифтерия у детей".
Базовые знания:
1. Общие закономерности эпидемиологии инфекционных болезней.
2. Основные клинико-патогенетические механизмы инфекционных болезней.
3. Клинические формы инфекционных болезней. Осложнения. Иммунитет.
4. Специфическая диагностика инфекционных заболеваний.
5. Принципы терапии инфекционных болезней (специфическая и неспецифическая).
6. Клиника и лечение инфекционного токсикоза.
7. Эпидемиологическая характеристика возбудителей скарлатины и дифтерии.
Студент должен знать:
| Список рекомендуемой литературы
| 1. эпидемиологические особенности скарлатины, дифтерии;
2. источники инфекции при этих заболеваниях;
3. пути инфицирования;
4. восприимчивость;
5. заболеваемость и летальность;
6. патогенез скарлатина и дифтерии;
7. клиническую картину скарлатины и дифтерии, а также дифференциальную диагностику заболеваний;
8. осложнения скарлатины и дифтерии;
9. методы лабораторной диагностики этих заболеваний;
10. основные принципы лечения, профилактики;
11. особенности течения скарлатины и дифтерии у взрослых.
| 1. Справочник педиатра (руководство для врачей п/ред. Т.В.Парийская, Н.В.Орлова, СПб.: Эксмо, 2004.
2. Лекции по педиатрии.
3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.
4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 2006
6. Инфекционные болезни у детей: учебник / под ред. В.Н.Тимченко. – СПб.: СпецЛит, 2006. -576 с.
| Студент должен уметь:
| Список рекомендуемой литературы
| · собрать эпиданамнез;
· провести объективное обследование;
· назначить специальные лабораторные исследования, оценить их результаты;
· провести противоэпидемические мероприятия в очаге (изоляция, наблюдение, профилактика заболевания у контактных).
| 1. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.
2. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999.
3. Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 2006
4. 6. Инфекционные болезни у детей: учебник / под ред. Проф. В.Н.Тимченко. – СПб.: СпецЛит, 2006. -576 с.
|
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение: Скарлатина – острое инфекционное заболевание, вызываемое ……………………….………………………….….передающееся……………….………….…………..путем, характеризующееся……………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2. Заполните таблицу эпидемиологической характеристики скарлатины:
Источник инфекции
|
| Путь передачи
|
| Индекс контагиозности
|
| Возрастная структура
|
| Сезонность
|
| Иммунитет
|
|
3. Дополните схему патогенеза скарлатины.
4. Заполните таблицу классификации скарлатины:
По типу
| По тяжести
| По течению
|
|
|
|
Эталоны ответов
1- в
| 2- в
| 3- б,в,г
| 4 - б
| 5 –а,б
| 6 - б
| 7 –а,в,г
| 8-б
| 9 - б,в,д
| 10- а,г,д
|
Тема:
"Корь, краснуха, эпидемический паротит".
Базовые знания:
1. Эпидемиологическая характеристика кори, краснухи, эпидпаротита.
2. Характеристика и свойства возбудителей кори, краснухи, эпидпаротита.
3. Основы противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции.
4. Принципы активной и пассивной иммунизации.
Студент должен знать
| Рекомендуемая литература
| · этиологию, патогенез, эпидемиологию:
а) кори
б) краснухи
в) эпид. паротита
· ранние диагностические критерии кори;
· клиническую картину и осложнения кори у детей;
· классификацию, клиническую картину и осложнения эпид. паротита;
· дифференциально-диагностические критерии кори, краснухи и др. заболеваний, протекающих с энантемами;
· клиническую картину краснухи у детей, проявления врожденной краснухи;
· основные лечебные мероприятия при кори, краснухе, эпид. паротите;
· роль активной иммунизации в профилактике эпид. паротита, кори, краснухи;
· основные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.
4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990.
6. Методические рекомендации к практическим занятиям по теме.
7. Лекции по педиатрии.
| Студент должен уметь
| Рекомендуемая литература
| · целенаправленно собрать анамнез (выявить: возможные контакты, проводились ли прививки);
· провести клиническое обследование больного;
· назначить план обследования больного;
· провести оценку лабораторных данных;
· провести дифференциальный диагноз:
а) кори
б) краснухи;
в) эпидпаротита;
· назначить адекватное лечение
· провести противоэпидемические мероприятия в очаге при этих инфекциях
| 1. Педиатрия: Учебник для медицинских вузов. Под ред. Н.П. Шабалова. – СПб: СпецЛит, 2005. – 895 с.
2. Детские болезни: учебник / под ред. А.А.Баранова. – М.: ГЭАТАР- Медиа, 2007. – 1008 с.
3. Педиатрия (руководство для врачей и студентов п/ред. проф. Н.Н.Володина, М.: ГЭОТАР, 2000.
4. Цыбулькин Э.К. Угрожающие состояния у детей. Экстренная врачебная помощь: Справочник. – СПб.: Специальная литература, 1999.
5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. – М., 1990.
6. Методические рекомендации к практическим занятиям по теме.
|
Задания для самостоятельной работы:
1. Дайте определение: Корь – это …
2. Заполните ниже приведенную таблицу:
|