Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гегелевский логический процесс и его критика со стороны К. Поппера и В. Соловьева. Претендует ли гегелевская диалектика на то, чтобы быть универсальным научным методом познания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья Карла Поппера впервые была опубликована в 1940 г.; она была написана на основе доклада, прочитанного в Кентерберийском университете в Новой Зеландии в 1937 г. Статья касается в основном гегелевской диалектики и ее сторонников. Сам термин «диалектика» в истории философии употреблялся в разном смысле: как учение об искусстве спора в античности, как синоним термина «логика» в Средние века и в специфически гегелевском и послегегелевском его понимании. Прошло более 50-ти лет со дня первой публикации статьи К. Поппера, но она актуальна и для наших дней. Стоит иметь в виду, что как статья Поппера, так и его книга «Открытое общество и его враги» не направлены специально против марксизма. Основной противник К. Поппера – это тоталитаризм в его германской реализации. Конечно, попперовская критика диалектики касается и диалектики в марксистском понимании. К. Поппер отмечает два аспекта философии К. Маркса, вызывающие его симпатии. Это ее антипсихологизм и гуманизм. К. Поппер, по-видимому, не знаком ни с идеями русского славянофильства (идейно восходящего к прусско-немецкому романтизму и национализму), ни с идеями российских «легальных» марксистов и выросшей на этой основе так называемой философии религиозного возрождения. Однако его критика диалектики относится и к последним направлениям философской и духовной жизни. Все это придает дополнительную значимость публикации статьи К. Поппера в переводе на русский язык. К. Поппер концентрирует свое внимание на двух аспектах диалектики: диалектике как теории развития и диалектике как логике. К. Поппер приводит убедительные аргументы против понимания развития как совершающегося по определенному плану, как чего-то стремящегося к осуществлению определенной цели. Согласно К. Попперу, история осуществляется методом проб и ошибок. Никакого предопределения нет: история открыта в будущее. Проблема, поднимаемая К. Поппером, есть проблема взаимоотношения локальных и глобальных принципов. Я бы сказал, что глобальные законы, согласно Попперу, не имеют самостоятельной ценности; они допустимы, если только оправдываются локальными принципами взаимодействия. Проблема, поднимаемая Поппером, имеет богатую историю. В истории философии и науки она обсуждалась при формулировке т. н. вариационных принципов. Пафос К. Поппера понятен,– он выступает против понимания истории как совершающейся по законам железной необходимости, как проходящей определенные стадии, как совершающейся помимо человека. К. Поппер дает очень аргументированную критику гегелевских идей диалектической логики. Одним из принципов диалектики, понимаемой как логика, является отказ от закона непротиворечия. Согласно этому подходу могут быть истинными противоречивые утверждения типа А и не-А. К. Поппер показывает, что при очень простых предпосылках – принятии, что из «р» следует «р или q» и из «р или q» и «не-p» следует «q»,– мы из противоречия можем вывести произвольное утверждение. Таким образом, в обычной логике принятие противоречивого утверждения разрушает всю систему. К. Поппер пишет, что в принципе возможна логическая система, в которой из противоречия не следовало бы все что угодно. К. Поппер пишет: «Я специально занимался этим вопросом и пришел к выводу, что такая система возможна». К. Поппер построил систему, дуальную интуиционистской (см. статью К. Поппера «О теории дедукции», опубликованную в 1948 г. в трудах голландской академии наук). К. Поппер отмечает, что эта система очень слабая, в ней не имеет места даже обычный modusponens. К. Поппер приходит к следующему выводу: «По моему мнению, подобная система совершенно непригодна для вывода заключений, хотя и представляет, возможно, некоторый интерес для тех, кто специализируется на построении формальных систем». Однако развитие логики показало важность подобного рода систем. Более того, как мы покажем ниже, системы, дуальные интуиционистской, реализуют центральную идею попперовской философии науки – идею фальсификационизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.009 с.) |