Наука как социальный институт. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука как социальный институт. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций.



В наше время наука уже не только дисциплинарно упорядочена, но и социально организована. Она приобрела статус социально-значимого института как системы, упорядочивающей познавательно-исследовательскую и прогностическую деятельность ученых. А это означает что она, став социальным институтом со сложной иерархической структурой, определяет совокупную творческую деятельность научных союзов и объединений ученых, государственных органов и учреждений, общественных организаций и фондов. В них и через них осуществляется целенаправленная исследовательская и прогностическая деятельность научных кадров в целях получения нового достоверного знания о саморазвитии мира, общества и самого человека. Одновременно наука, как социальный институт решает и такие задачи, которые воздействуют на культурные, политические, социально-экономические, юридические и иные процессы в общественной жизни.

Роль и значение современной науки, как особо уникального социального института заключается в организации системного познания разных объектов вселенной: процессов и явлений природы, общества и человека. Их уникальных свойств, многообразных связей и отношений, законов и закономерностей в интересах социально-культурной жизнедеятельности людей. Таким образом, современная наука, будучи реальным фактором общественного саморазвития, добивается укрепления функции ведущей производительной силы общества.

Преемственность идей и деятельности в научной школе обеспечивается за счет традиций, которые культивируются как зарекомендовавшие себя образцы исследовательской работы и освоение которых обеспечивает включение неофита («новичка») в научно-исследовательскую деятельность. Но вопрос о традициях представляется весьма сложным и неоднозначным. Деятельность учителя (основателя школы), каким бы новаторством он не отличался, является необходимо традиционной. Поскольку традиции схватывают все сферы жизни науки и вне традиций никакого новаторства и творчества быть не может. Более того, деятельность ученого включает следование самым разным традициям (национальным, социальным, семейным и т.д.), а не только профессиональным. Таким образом возникает необходимость рассмотрения разного рода традиций и их проявленности в деятельности научной школы.

Сам термин «традиция» используют в различных значениях. Русское слово «традиция» представляет собой кальку с латинского traditio, которое означает передачу, предание, обучение (trado – передаю). И в этом его первоначальном значении фиксируется то, что и сейчас входит как в обыденную, так и в научную речь. Словари определяют традицию как «исторически сложившийся и передаваемый из поколения в поколение опыт, практику в какой-либо области общественной жизни, действительности и т.п.», «принятую норму», «устное предание».

В этом отношении и исследовательская программа научной школы является одной из научных, где смыкаются теоретические и мировоззренческие, личностные установки ученых. Становление ученых как раз и осуществляется в рамках деятельности по развитию той или иной традиции, конкретной исследовательской программы. Но традицию нельзя «передать по наследству». И если ученый хочет на нее опираться, ему придется потрудиться, что бы восприняв ее и осознав свое личностное ее присвоение, впитав через нее опыт предшествующих поколений, создать нечто свое, новое, внести собственный вклад в развитие науки. К тому же деятельность молодого поколения протекает в иных, существенно изменившихся социо-культурных условиях, где действие тех или иных прежних традиций зачастую оказывается проблематичным.

Таким образом, жизнеспособность научной школы и возможность ее развития очевидно и обеспечивается своеобразным сочетанием традиций и новаторства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.005 с.)