Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука, религия и современные проблемы диалога культур.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наука имеет дело с наблюдаемыми и повторяющимися явлениями и процессами. Она вырабатывает знания – достоверные сведения об объективных свойствах изучаемых фактов. Каждая научная дисциплина, будь то в сфере естественных, социальных или гуманитарных наук, выявляет и выделяет контуры и границы применения своих методов. Научное знание фальсифицируемо – т.е. оно должно иметь оппозиционное знание, несущее как бы «знание – заблуждение», эрзац-знание. Знание сможет получить статус научного, если будет доказано общественной практикой его достоверность, истинность. Тогда знание-заблуждение уступает предметное поле дисциплины знанию - истине. Шаг за шагом гипотезы сменяются знанием, система знаний формирует теорию, система теорий – научную дисциплину. Однако, кумулятивное развитие знаний может развиваться лишь до тех пор, пока в научной среде господствует та или иная парадигма познания. При смене парадигм прежние теории отбрасываются и наступает полоса накопления нового знания, объясняющего новые факты. Какова при этом преемственность знаний – это пока загадка. Особенно в гуманитарных науках. Иное дело в религиях. Любая религия основана на вере в сверхъестественные силы, способные влиять на жизнь человека и социума. Следовательно, критерием обоснования верования служит не практика, а система мифов – целостных коллективных представлений, объясняющих посредством образцов (богов, их посланников) те или иные явления жизни. Следовательно, отношения науки и религии сводятся к взаимоотношениям знаний и мифов. Знание – рационально. Миф – иррационален. За первым стоят сила логики и убедительность практики. За вторым – жизненное стремление человека к совершенному, лучшему, поиск защиты и покровительства в жизненной борьбе. Религия предстает как «сердце бессердечного мира», милосердно заботящееся о судьбе каждого человеческого существа. Современный мир, полный взаимной и порой жестокой борьбы людей за «место под солнцем» побуждает их искать «спасителя» - «милосердного» и «единственного». Мировые религии привлекают к себе таким образом множество людей – верующих (христианство и ислам – почти по миллиарду человек). Хотя многие из них живут в светских государствах и подчиняются его законам и руководствуются его ценностями, религии не перестают играть регулятивную роль в социальном и индивидуальном поведении этих миллиардов. Как совместить в одном человеке знание и веру в бога? Этот вопрос заставляет искать пути их совмещения ради достижения целостности человека, ликвидации отчужденности между его душой и телом. Внутренняя гармония человека, как известно, является условием его счастливого состояния. Следовательно, оптимизация взаимоотношений науки и религии – одна из важнейших проблем современности. Просвещенные представители мировых религий, например, христианские теологи, признают, что невозможно игнорировать научную информацию, оказывающую влияние на представления людей о мире, следовательно, в той или иной степени сознают необходимость взаимодействия науки и религии. Контакты науки и религии могут, по их представлениям, происходить в следующих пунктах: потребность человека в самопонимании, определении своего места в мире может быть удовлетворено только при помощи синтеза науки и религии; при этом признается, что христианская вера ищет знания и понимания. Однако, утверждается, что научное познание способствует устранению неверных представлений о Творце, о его месте и роли в мире. люди всегда стремились обрести целостное мировоззрение. Однако, расчленяющее знание (аналитическое) не может, по суждению теологов, ответить на вопросы «Откуда?», «Почему?» и «Зачем?». Лишь «признавая божественное основание всего сущего и базирующуюся на этом признании систему ценностей можно будет ответить на эти вопросы». Именно в этом пункте находится сердцевина разногласий науки и религии. Вера и разум обращены к одной и той же реальности. Религиозные деятели утверждают, что наш мир – это «реализация рационального плана творца и расшифровать этот план, распутать структуру мир невозможно без помощи рациональной науки» ХХ и ХХI века самым наглядным образом показали, что наука не в состоянии сама контролировать свое собственное развитие (оружие массового поражения, клонирование человека). За ее пределами остаются вопросы о происхождении таких феноменов как жизнь, человек и универсум. Все эти сферы остаются загадочными и открыты для будущей науки. Однако, сегодня надо признать, что «двадцатый век можно считать веком великих достижений в области знаний о Вселенной и попыток подчинить творение человеческой воле. В это столетие стали явными как сила, так и бессилие человека… Люди познали, что без Бога научный и технический прогресс становится средством разрушения природы и социальной жизни».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.85.96 (0.009 с.) |