Итоговое занятие. Психологическая игра «вместе — лучше. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговое занятие. Психологическая игра «вместе — лучше. »



Цель

Показать учащимся биологическую основу различий в поведении людей; научить понимать и принимать различия между людьми; показать необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия; формировать позитивный образ будущего.

Задачи

Сформировать у учащихся стремление видеть биологическую основу различий в поведении людей; дать представление о различных социальных ролях мужчин и женщин; создать позитивный образ собственного мужского или женского будущего.

Методическое оснащение

Таблички с надписями, обозначающими наиболее яркие признаки мужского и женского миров (для мальчиков — армия, спорт, полиция, казино, банк, политика, наука и т.д.; для девочек — дети, салон красоты, искусство, медицина, кулинария, цветы
и т.д.); игрушки и другие предметы; плакаты с обозначениями «исключительных» качеств (для мальчиков — вечная жизнь, неиссякаемая физическая сила, интеллектуальная мощь; для девочек — неувядающая красота, молодость на протяжении всей жизни, способность к рождению детей с желаемыми свойствами); ширма (или занавес в актовом зале); магнитофон; ватман и фломастеры.

Ход игры

Вводная часть. Инструкция к предстоящей игре: «Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существуют два различных мира, один из которых населяют только мужчины, а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на две группы — мальчиков и девочек — и создадим эти миры». Учащиеся расходятся по разным частям помещения, которое разделено занавесом или ширмой.

Основная часть. В каждой группе ведущие (учитель или психолог) дают участникам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого мира обладают тремя исключительными свойствами, и вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает участникам из имеющихся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой мир. Во время «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, установив магнитофон между группами так, чтобы они не слышали друг друга.
По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Участники, используя разложенный материал, таблички, игрушки, создают свой мир с учетом качеств, которыми они наделены. При необходимости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы мира.
После организации миров проводится общий сбор каждого народа — участники придумывают, каким будет уклад их жизни, какие правила и законы будут действовать и т.д.
Далее участникам сообщается, что миры получили возможность для контакта. Занавес поднимается, и проводится презентация миров. После контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывается, и начинается обсуждение увиденного. Участникам предлагается нарисовать мир, который они посетили. При этом им говорится, что картина будет подарком для другого мира. Им сообщается также, что дальнейшие контакты с другим миром возможны только при соблюдении следующих условий. Если группы хотят:

— встречаться один раз в 100 лет, то должны отдать одно из своих «исключительных» качеств;
— встречаться один раз в год, то — два качества;
— жить вместе, то должны отказаться от всех трех качеств.

Ведущий предлагает каждой группе приготовить еще один подарок для жителей другого мира. Подарок должен быть символичным и приятным.

Заключительная часть. Участники игры обсуждают необходимость взаимодействия между мирами. После принятия участниками решения занавес поднимается. Группы сообщают о своем решении и обмениваются подарками. Таблички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность контакта, уничтожаются.
Интеграция приобретенного опыта. При подведении итогов игры ведущий проводит «аукцион идей»: «Нам лучше быть вместе потому, что...»

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи, как их принадлежность к мужскому или женскому полу повлияла на выбор профессии, распределение домашних обязанностей, выбор хобби и т.п.
Примечание. За основу игры взяты разработки М.Р. Битяновой (см. статью «Два в одном», «Школьный психолог», 1999, № 20). Эта публикация осуществляется с любезного разрешения автора.
Продолжительность занятия — около 90 минут. Психологическую игру желательно проводить с помощью одного или двух ассистентов. Для проведения необходимо большое помещение, разделенное занавесом или ширмой, например актовый зал.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

Здесь предлагаются упражнения, анкеты и другие методические материалы, необходимые для ведения занятий. Авторы подбирали их, основываясь на собственном опыте проведения описанных занятий. Однако в зависимости от особенностей того или иного класса, а также личности учителя (ведущего), могут быть использованы и другие методики (игры, тесты).

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ЭТЮДЫ

Воздушный шар

Учащимся предлагается ситуация: после проведения успешной научной экспедиции ее участники летят домой на воздушном шаре. Лететь еще далеко, но в шаре образовалось отверстие, и он начинает медленно падать. Падение замедлилось после освобождения от балласта, однако возникает необходимость еще облегчить шар, выбросив другие предметы.
Среди этих предметов: аптечка — 5 кг, компас — 2 кг, консервы — 25 кг, подзорная труба — 1 кг, ружье и патроны — 25 кг, конфеты — 20 кг, спальные мешки — 30 кг, ракетница и сигнальные ракеты — 10 кг, палатка — 20 кг, баллон с кислородом — 50 кг, географические карты — 5 кг, баллон с питьевой водой — 20 кг, надувная лодка — 25 кг, видеокассеты — 3 кг, видеокамера — 5 кг, магнитофон — 3 кг.
Участникам нужно решить, что и в какой последовательности выбросить. Сначала каждый думает самостоятельно, затем происходит совместное обсуждение и принимается единое решение. Оно записывается. Время падения шара неизвестно, но скорость падения возрастает.
Условия выполнения задания: высказаться должен каждый, решение принимается при единогласном голосовании. При одном воздержавшемся предложение отменяется. Решение должно быть принято по каждому предмету из перечня.

Дискуссионные качели

При обсуждении того или иного вывода (понятия, представления), учащиеся делятся на две группы. Одна из этих групп должна найти доводы «за», а другая — «против». Затем группы меняются ролями.

Консилиум

(Кардашина О.В.)

Учащиеся становятся участниками консилиума по стрессу. Первая группа — специалисты по стрессам, связанным с учебой; вторая — по стрессам, не связанным с учебой. Задача участников — рассказать о наиболее типичных для ваших пациентов стрессовых ситуациях, особенностях их реакций, способах помощи.

Люди, не похожие на меня

(Фопель К., 1998)

Каждому участнику предлагается представить себе своего друга, который в каких-то важных вещах существенно от него отличается. Затем необходимо, не называя его имени, рассказать, чем он отличается и почему он участнику дорог.

Марионетка

(из книги: Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. — Новосибирск, 2000).

Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет.
Участники должны разбиться на тройки. Два участника становятся кукловодами, один — куклой. Кукловоды полностью управляют всеми движениями куклы-марионетки. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки ставятся два стула на расстоянии 1,5—3 метра друг от друга. Цель кукловодов — перевести куклу с одного стула на другой. При этом человек, который играет куклу, не должен сопротивляться движениям кукловодов. Очень важно, чтобы в роли куклы побывал каждый участник.
В заключение обсудить, что чувствовали участники во время игры, когда были в роли куклы. Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было? Хотелось ли что-либо сделать самому?

Мифы

(из книги: Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. — Новосибирск, 2000).

Оборудование: таблички с надписями «да» и «нет», прикрепленные к противоположным стенам класса.
После того как зачитывается спорное утверждение, участникам предлагается встать возле одной из табличек и отстаивать свою точку зрения. После обсуждения разъясняются спорные моменты (можно использовать статистические данные).

Спорные утверждения

Наркомания — вредная привычка.
Достаточно один раз уколоться — и станешь наркоманом.
Все наркоманы и проститутки — конченые люди.
Марихуана безвредна.
Наркомания неизлечима.
Нельзя дружить с наркоманом.
Легализация наркотиков приведет к снижению преступности.
Продажа наркотиков, контролируемая врачами, сможет с наименьшими потерями предотвратить привыкание к наркотикам.

Мой щит

Участникам предлагается какая-либо ситуация (например, друзья приглашают на дискотеку, но у тебя другие планы), а также несколько бумажных листов (набор щитов) с готовыми вариантами ответов.
Я-сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение («Мне приятно, что ты меня пригласил, + но я не могу пойти, + так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино!»).
Встречный вопрос + отказ («Ты думаешь мне не хочется пойти? + Хочется, но не могу!»).
Анализ ситуации, почему группа хочет, чтобы ты согласился с предложением («Вам, наверное, интересно узнать мои музыкальные вкусы?»).
Затем рассматривается еще одна ситуация (например, во дворе тебе предлагают покурить сигарету с наркотиком). Учащиеся отвечают по образцу.

Необитаемый остров

Учащимся предлагается ситуация: в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове с богатой растительностью и животным миром. Есть на острове и ядовитые растения, и хищные животные. Помощи ждать не приходится.
Игра начинается с распределения ролей: кто и что будет делать, за что отвечать, как будут приниматься решения, кто будет руководить жителями острова? Обращается внимание на распределение пищи: поровну или по трудовому вкладу. Отдавать ли большую часть пищи сильным, чтобы лучше работали, или слабым, чтобы выжили? Что делать с человеком, который решил жить сам по себе и вдруг тяжело заболел? Будут ли праздники, выходные?
Разрабатывается нравственный кодекс из десяти правил: четких, обеспечивающих выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов. Предусматриваются санкции за нарушение правил.
После игры проводится ее обсуждение, подчеркиваются положительные стороны общения, удачные способы принятия коллективного решения, умение учитывать мнение остальных и отвечать за себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.011 с.)