Занятие 1. Каким ты выглядишь в глазах других. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 1. Каким ты выглядишь в глазах других.



(в разработке занятия принимала участие кандидат психологических наук Ольга Кардашина)

Цель

Формирование у учащихся стремления к конструктивному взаимодействию с людьми.

Задачи

Сформировать у учащихся стремление понимать окружающих; убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

Методическое оснащение

Фрагмент стихотворения Н. Заболоцкого*; изображения трех мушкетеров и Д’ Артаньяна; бумага и ножницы для каждого учащегося; тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»*; бланки ответов; упражнения «Презентация индивидуальности»*, «Сколько меня»*, «Люди, не похожие на меня»*; определение индивида, индивидуальности, понятия «Я», описание различных типов личности*; ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о многообразии человеческой индивидуальности. Упражнение «Презентация индивидуальности». Учитель подчеркивает, что одно и то же качество у разных людей может быть выражено в разной степени; в одних случаях это качество помогает другим понимать этого человека, а в других — затрудняет понимание.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о проблемах адекватности при восприятии людьми друг друга. Учитель зачитывает фрагмент из стихотворения Н. Заболоцкого, после чего выполняется упражнение «Сколько меня?».
Вывод: одно и то же событие может вызывать у разных людей разные реакции, поэтому людям иногда так трудно понимать друг друга. Зачастую мы видим себя не так, как видят нас другие. Учащиеся выполняют тест «Каким ты выглядишь в глазах других?».

Заключительная часть. Эмоциональная устойчивость как ресурс человеческой психики, который помогает в восприятии и понимании других людей. Картинки с портретами четырех мушкетеров вывешиваются на доску. Учитель зачитывает описание различных типов личности по Кречмеру*. Учащимся предлагается обсудить, что (кроме внешних обстоятельств) способствовало дружбе мушкетеров.
Вывод: несмотря на то что все мы разные, мы можем, как правило, договориться друг с другом, потому что обладаем эмоциональной устойчивостью.
Формирование привычки терпимого отношения к многообразию проявлений человеческой индивидуальности. Учащиеся выполняют упражнение «Люди, не похожие на меня».

Домашнее задание. Протестировать членов семьи, используя тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»; обсудить результаты.

Ведущему на заметку. В заключительной части можно использовать иные описания типов личности, упомянув при этом, что в жизни, как правило, встречаются люди, объединяющие в себе черты различных типов.

ЗАНЯТИЕ 2. О ПОЛЬЗЕ КРИТИКИ

Цель

Формирование у учащихся конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике; обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить.

Задачи

Показать различие между критикой и оскорблением; сформировать у учащихся умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других; сформировать представление о критическом отношении к себе; показать пользу критического мышления.

Методическое оснащение

Образцы рекламы популярных товаров (видеозаписи, страницы из журналов, проспекты); упражнение «Ассоциации».

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о критике. После ритуала приветствия учащимся предлагается упражнение «Ассоциации» — назвать ассоциации, вызванные словом «критика».

Основная часть. Формирование у учащихся умения извлекать пользу из критики, умения критиковать других и представления о критическом отношении к себе. Учащимся предлагается вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Нужно подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.
Далее проходит обсуждение того, в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Обращается внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют — чтобы унизить; критикуют — чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры из тех, которые привели учащиеся (педагог может привести и свои примеры), и обсуждается, как лучше реагировать на критику. Ведущий напоминает, что критикующий хочет, чтобы человек исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить за критику.
Учитель корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых учеников, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных своим статусом в классе, и предлагает им отреагировать на критику, начиная словами «Спасибо...», «Я признателен вам за...»
Учащимся предлагается обсудить такую ситуацию. Ваш друг собирается на очень важную встречу (экзамен). При этом он надевает, с вашей точки зрения, совершенно неподходящий для такого случая костюм. Задача: высказать другу критические замечания таким образом, чтобы не испортить ему настроение перед важной встречей, но при этом уберечь его от ошибки.
При обобщении высказываний учащихся обращается их внимание на то, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, постараться, чтобы критика не была похожа на оскорбление.
Далее ведущий обсуждает с учащимися, что значит критически относиться к самому себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии критического отношения к себе и обстоятельствам. Учащимся предлагается вспомнить случаи критического отношения к себе из личного опыта (из литературных произведений, кинофильмов). Подчеркивается, что критическое мышление подразумевает не выискивание недостатков, а трезвую оценку положительных и отрицательных качеств. Выполняется упражнение: учащимся предлагается высказать критические замечания о каком-либо широко рекламируемом товаре (сигареты, пиво, сладости), при этом демонстрируется реклама.
Осмысление опыта, полученного на занятии. Аукцион идей: польза критики в том, что...

Домашнее задание. Обсудить с родителями или близкими, в каких жизненных ситуациях помогает критическое отношение к себе и обстоятельствам. Проанализировать критику в свой адрес и постараться извлечь из нее максимальную пользу. Корректно высказать критическое замечание в адрес друга (подруги).

Ведущему на заметку. В основной части, когда учащиеся вспоминают, как люди обычно реагируют на критику, им можно предложить покритиковать друг друга. Однако это рекомендуется проводить в классе, имеющем достаточный тренинговый опыт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.73.56.98 (0.008 с.)