Занятия для учащихся 8—9-х классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия для учащихся 8—9-х классов по формированию социальных навыков и навыков здорового образа жизни



Я И ОНИ

ЗАНЯТИЕ 1. КАКИМ ТЫ ВЫГЛЯДИШЬ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ?

(в разработке занятия принимала участие кандидат психологических наук Ольга Кардашина)

Цель

Формирование у учащихся стремления к конструктивному взаимодействию с людьми.

Задачи

Сформировать у учащихся стремление понимать окружающих; убеждение, что в случае необходимости можно конструктивно взаимодействовать с самыми разными людьми; привычку искать способы сотрудничества с людьми в различных ситуациях.

Методическое оснащение

Фрагмент стихотворения Н. Заболоцкого*; изображения трех мушкетеров и Д’ Артаньяна; бумага и ножницы для каждого учащегося; тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»*; бланки ответов; упражнения «Презентация индивидуальности»*, «Сколько меня»*, «Люди, не похожие на меня»*; определение индивида, индивидуальности, понятия «Я», описание различных типов личности*; ручки, цветные карандаши или фломастеры.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о многообразии человеческой индивидуальности. Упражнение «Презентация индивидуальности». Учитель подчеркивает, что одно и то же качество у разных людей может быть выражено в разной степени; в одних случаях это качество помогает другим понимать этого человека, а в других — затрудняет понимание.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о проблемах адекватности при восприятии людьми друг друга. Учитель зачитывает фрагмент из стихотворения Н. Заболоцкого, после чего выполняется упражнение «Сколько меня?».
Вывод: одно и то же событие может вызывать у разных людей разные реакции, поэтому людям иногда так трудно понимать друг друга. Зачастую мы видим себя не так, как видят нас другие. Учащиеся выполняют тест «Каким ты выглядишь в глазах других?».

Заключительная часть. Эмоциональная устойчивость как ресурс человеческой психики, который помогает в восприятии и понимании других людей. Картинки с портретами четырех мушкетеров вывешиваются на доску. Учитель зачитывает описание различных типов личности по Кречмеру*. Учащимся предлагается обсудить, что (кроме внешних обстоятельств) способствовало дружбе мушкетеров.
Вывод: несмотря на то что все мы разные, мы можем, как правило, договориться друг с другом, потому что обладаем эмоциональной устойчивостью.
Формирование привычки терпимого отношения к многообразию проявлений человеческой индивидуальности. Учащиеся выполняют упражнение «Люди, не похожие на меня».

Домашнее задание. Протестировать членов семьи, используя тест «Каким ты выглядишь в глазах других?»; обсудить результаты.

Ведущему на заметку. В заключительной части можно использовать иные описания типов личности, упомянув при этом, что в жизни, как правило, встречаются люди, объединяющие в себе черты различных типов.

ЗАНЯТИЕ 2. О ПОЛЬЗЕ КРИТИКИ

Цель

Формирование у учащихся конструктивного отношения к критике в свой адрес и представлений о корректности в критике; обучение навыкам критического отношения к себе, умению критически мыслить.

Задачи

Показать различие между критикой и оскорблением; сформировать у учащихся умение извлекать пользу из критических замечаний в свой адрес и корректно критиковать других; сформировать представление о критическом отношении к себе; показать пользу критического мышления.

Методическое оснащение

Образцы рекламы популярных товаров (видеозаписи, страницы из журналов, проспекты); упражнение «Ассоциации».

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о критике. После ритуала приветствия учащимся предлагается упражнение «Ассоциации» — назвать ассоциации, вызванные словом «критика».

Основная часть. Формирование у учащихся умения извлекать пользу из критики, умения критиковать других и представления о критическом отношении к себе. Учащимся предлагается вспомнить, как люди обычно реагируют на критику. Нужно подчеркнуть, что люди обычно обижаются на критику.
Далее проходит обсуждение того, в каких случаях и зачем люди критикуют друг друга. Обращается внимание учащихся на разницу между критикой и оскорблением (оскорбляют — чтобы унизить; критикуют — чтобы помочь преодолеть недостатки). Анализируются наиболее удачные примеры из тех, которые привели учащиеся (педагог может привести и свои примеры), и обсуждается, как лучше реагировать на критику. Ведущий напоминает, что критикующий хочет, чтобы человек исправил свой промах, значит, его нужно поблагодарить за критику.
Учитель корректно высказывает критические замечания в адрес некоторых учеников, выбирая очевидных лидеров, удовлетворенных своим статусом в классе, и предлагает им отреагировать на критику, начиная словами «Спасибо...», «Я признателен вам за...»
Учащимся предлагается обсудить такую ситуацию. Ваш друг собирается на очень важную встречу (экзамен). При этом он надевает, с вашей точки зрения, совершенно неподходящий для такого случая костюм. Задача: высказать другу критические замечания таким образом, чтобы не испортить ему настроение перед важной встречей, но при этом уберечь его от ошибки.
При обобщении высказываний учащихся обращается их внимание на то, что корректно высказанное, обоснованное критическое замечание, как правило, бывает очень эффективным. Если человек хочет, чтобы его критика принесла пользу, следует учитывать настроение критикуемого, постараться, чтобы критика не была похожа на оскорбление.
Далее ведущий обсуждает с учащимися, что значит критически относиться к самому себе. В высказываниях подчеркивается, что подобное отношение к себе предполагает четкое представление о своих слабых и сильных сторонах, а это, в свою очередь, помогает избежать ошибок.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии критического отношения к себе и обстоятельствам. Учащимся предлагается вспомнить случаи критического отношения к себе из личного опыта (из литературных произведений, кинофильмов). Подчеркивается, что критическое мышление подразумевает не выискивание недостатков, а трезвую оценку положительных и отрицательных качеств. Выполняется упражнение: учащимся предлагается высказать критические замечания о каком-либо широко рекламируемом товаре (сигареты, пиво, сладости), при этом демонстрируется реклама.
Осмысление опыта, полученного на занятии. Аукцион идей: польза критики в том, что...

Домашнее задание. Обсудить с родителями или близкими, в каких жизненных ситуациях помогает критическое отношение к себе и обстоятельствам. Проанализировать критику в свой адрес и постараться извлечь из нее максимальную пользу. Корректно высказать критическое замечание в адрес друга (подруги).

Ведущему на заметку. В основной части, когда учащиеся вспоминают, как люди обычно реагируют на критику, им можно предложить покритиковать друг друга. Однако это рекомендуется проводить в классе, имеющем достаточный тренинговый опыт.

Цель

Формирование у учащихся навыка принятия решений как коллективных, так и персональных.

Задачи

Показать учащимся, что принятие оптимального решения возможно только на основе критического осмысления ситуации; продемонстрировать особенности принятия персонального и коллективного решения; сформировать представление о том, как отстаивать свою точку зрения при принятии коллективного решения.

Методическое оснащение

Предметы (карточки) для игры «Воздушный шар»*.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о том, как критическое мышление помогает принять правильное решение. На основе анализа домашнего задания и материала занятия «О пользе критики» учитель предлагает учащимся обсудить преимущества решений, принятых после критического осмысления, по сравнению с решениями, принятыми необдуманно.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о персональном решении и навыка отстаивать свое решение. Учащимся предлагается обсудить такую ситуацию: «Представь, что ты находишься в гостях у своих друзей, вечер в самом разгаре. Однако ты живешь очень далеко. Не стоит ли покинуть друзей пораньше?» Обобщая высказывания учащихся, следует обратить их внимание на необходимость уметь прогнозировать последствия своего решения. Нужно обсудить с учащимися, стоит ли в таком случае объявлять всем о своем решении (друзья, отговаривая, помешают его выполнить). Подумайте, какими способами можно отстаивать свое решение (лучший способ — приступить к его выполнению).
Ведущий напоминает, что людям часто приходится принимать не персональные, а коллективные решения. Учащимся предлагается игра «Воздушный шар». Правила принятия коллективного решения (в том числе в ходе игры): нельзя повышать голос, оскорблять друг друга, следует давать оценку не личности, а предложениям (в некоторых классах возможны штрафные санкции — за нарушение правил из списка вычеркивается какой-либо пункт). После завершения игры нужно обсудить с учащимися, что им понравилось, какие у них возникали ощущения (высказываются 2—3 участника).

Заключительная часть. Отработка личной стратегии принятия ответственного решения. Учащимся предлагается обсудить, какое решение принимать легче — персональное или коллективное. Обращается внимание на то, что при принятии персонального решения человеку не нужно кого-либо убеждать в своей правоте; вместе с тем он лишается возможности посоветоваться с кем-либо и несет полную ответственность за последствия. Каждому предлагается вспомнить ситуацию, когда ему удалось принять оптимальное решение. Нужно обсудить, что при этом помогло (критическое осмысление ситуации, оценка возможных последствий, прежде всего безопасности — своей и других).
Осмысление полученного опыта. Предложите учащимся продолжить фразы: «Для принятия правильного решения людям необходимо...» и «Для принятия правильного решения мне обычно необходимо...»

Домашнее задание. Обсудить дома с родителями, как принимаются важные решения в семье, что при этом учитывается прежде всего; какие решения целесообразно принимать совместно.

Ведущему на заметку. В основной части при обсуждении ситуации целесообразно разделить учащихся на группы по три человека. Каждая группа защищает свой вариант поведения.

Цель

Формирование у учащихся представлений о конфликтах, умения распознавать и прогнозировать конфликтную ситуацию, способности идти на компромисс.

Задачи

Показать неизбежность возникновения конфликтов в жизни людей; сформировать способность предвидеть приближение конфликта; выработать навыки конструктивного решения конфликтов путем принятия коллективного решения.

Методическое оснащение

Игра «Необитаемый остров»*.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о конфликтных ситуациях. Учащимся предлагается привести примеры наиболее типичных конфликтов между подростками (2—3 высказывания). Ведущий задает вопрос: «Можно ли прожить вообще без конфликтов?» При обсуждении ответов внимание учащихся обращается на неизбежность конфликтов и возможность принятия конструктивного решения.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о признаках конфликтных ситуаций, о компромиссах. Обсуждаются ситуации, когда разногласия переходят в конфликт, предлагается вспомнить, как себя ведут подростки при возникновении конфликтов. При обобщении ответов обратить внимание, что в конфликтах участвуют только две стороны (остальные — зрители, союзники одной из сторон, третейские судьи). Разногласия переходят в конфликт, если стороны не проявляют гибкости; конфликт разрешается мирно, если стороны готовы пойти на уступки.
Далее обсуждается, что такое компромисс. Преимущества компромисса: умение выслушать другую сторону и постараться ее понять; умение пойти на уступки (если это не угрожает твоей безопасности). Учитель напоминает наиболее типичную конфликтную ситуацию из тех, что привели учащиеся в начале занятия, предлагает обсудить ее и найти способы компромиссного решения (1—2 предложения). Делается вывод о том, что совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности — гарантия преодоления конфликта.
Учащимся предлагается игра «Необитаемый остров». Напоминаются правила принятия коллективного решения (см. занятие «Умение принимать решение»). По завершении игры проходит обсуждение, что было самым трудным. При этом подчеркивается: трудно найти устраивающее всех решение, но это — единственный путь избежать конфликта.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии поведения в конфликтной ситуации. Обсуждается, как свести к минимуму последствия конфликтной ситуации; какие конфликты являются наиболее неприятными и как из них выйти при помощи компромисса.
Осмысление полученного опыта. Аукцион идей: чтобы избежать конфликта или найти его положительное решение, необходимо...

Домашнее задание. Проанализировать любую конфликтную ситуацию и подумать, можно ли было ее избежать при помощи компромисса.

Ведущему на заметку. В основной части ведущий может сопровождать рассказ демонстрацией схем, рисунков, пиктограмм, иллюстрирующих конфликтные ситуации.

Цель

Формирование у учащихся убеждения в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.

Задачи

Сформировать у учащихся ценностное отношение к регламентации взаимодействия и взаимоотношений людей, представление о законах и нормах как гарантах целесообразного и конструктивного сосуществования. Сформировать у учащихся навыки законопослушного поведения, помочь им преодолеть проявления подросткового эгоцентризма.

Методическое оснащение

«Билль о правах личности»*, перечень пословиц и поговорок.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о нормах, правилах и законах. Учитель предлагает учащимся закончить фразу: «Когда я слышу слово правила (закон, норма, инструкция), первое, что приходит мне в голову, это...». Заострить внимание учащихся на отрицательных суждениях. Предложить им вспомнить (не обязательно при этом говорить) что-либо из личного опыта нарушения правил, а также какие отрицательные последствия это имело.
Далее учащимся предлагается вспомнить: где (в каких местах) существуют свои правила и порядки; где существуют правила «писаные» (в транспорте, в школе, в кинотеатре и т.п.) и «неписаные» (в семье, в гостях, в компании, на пляже и т.п.); подумать, зачем людям нужно столько правил, норм, инструкций и законов. Заострить внимание учащихся на том, что регламентация имеет своей целью обеспечение безопасности людей.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о законе как гаранте личной безопасности и ответственности (в том числе внутренней).
Учитель предлагает учащимся вспомнить, в каких случаях люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом. На основе приведенных примеров делается вывод, что у человека вырабатывается привычка поступать определенным образом. Большинство людей не испытывают затруднений, соблюдая законы и правила, так как основная цель законов и правил — обеспечение безопасности и целесообразности человеческой деятельности.
Учитель напоминает, что наиболее удачные законы и правила нашли свое отражение в народной мудрости и закреплены в пословицах и поговорках. Учащимся предлагается вспомнить такие пословицы и поговорки («Не в свои сани не садись», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», «Не зная броду, не суйся в воду» и т.д.). Желающие могут найти аргументы в пользу обратных утверждений («Садись не в свои сани»). При этом класс отстаивает правоту пословиц и поговорок, опираясь на реальный жизненный опыт.
Далее предлагается дискуссия «Законы, правила, инструкции — сужают или расширяют свободу человека?» По итогам обсуждения еще раз подчеркивается, что законы и правила имеют целью охранять свободу каждого. Нелишне напомнить сентенцию «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступили с тобой».

Заключительная часть. Отработка личной стратегии. На бланках (или на плакате), где написаны основные положения «Билля о правах человека», учащимся предлагается отметить знаком «плюс» утверждения, с которыми они согласны, знаком «минус» — с которыми не согласны, знаком «?» — с которыми согласны лишь отчасти. Варианты ответов (2—3 учащихся) обсуждаются.
Для осмысления полученного опыта предлагается закончить высказывание «Законы, правила, инструкции людям нужны для того, чтобы...»

Домашнее задание. Обсудить с родителями «неписаные» правила своей семьи.

Ведущему на заметку. При изучении «Билля о правах личности» учителю следует предостеречь учащихся от буквального понимания его положений. Будет уместным привести цитату из статьи М.Н. Сартана «Долг и право: взаимное перетекание»*.

Цель

Научить планировать свою деятельность в период повышения нагрузок; владеть техниками быстрого снятия стресса; противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам.

Задачи

Показать учащимся возможности человека к адаптации в сложных жизненных ситуациях; научить эффективно противостоять стрессу.

Методическое оснащение

Логическая загадка «Три криминалиста»*, иллюстрация к ней; анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?»*, методика снятия стресса*.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализируются знания учащихся о способности человека к адаптации. Предлагается загадка «Три криминалиста». Далее рассматриваются примеры приспособления организма к изменениям в окружающей среде: почему человек, замерзнув, дрожит, почему в жару люди потеют и т.д.
После вывода о способностях человека к физиологической адаптации, обсуждается вопрос «Существует ли психологическая адаптация?»

Основная часть. Формируются и уточняются представления о стрессе как изменении состояния организма, в том числе положительном, вынуждающем человека приспосабливаться. Учащиеся перечисляют ситуации, при которых необходима психологическая адаптация. Вводится понятие стресса как фактора, тренирующего приспособительные возможности человека. Учащимся предлагается продолжить фразы «Стресс вреден для спортсмена (врача, учителя), потому что...» и «Стресс полезен для спортсмена (врача, учителя), потому что...» Подчеркивается вред, наносимый длительным стрессом иммунной системе и общему состоянию здоровья. Учащиеся работают с анкетой «Умеете ли вы справляться со стрессом?»*. Делается вывод о необходимости освоить способы борьбы со стрессом.

Заключительная часть. Освоение эффективных способов адаптации к стрессу. «Аукцион идей»: основные принципы борьбы со стрессом и способы быстрого снятия стресса. Анализируя ответы, необходимо подчеркнуть, что есть неэффективные способы борьбы со стрессом (алкоголь и наркотики) и эффективные способы, с которыми предлагается познакомиться.
Обобщение опыта и освоение способа профилактики стресса. Учащиеся выполняют дыхательные упражнения.

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи способы быстрого снятия стресса, проделать с ними дыхательные упражнения.

Ведущему на заметку. Во вводной части при обсуждении понятия «психологическая адаптация» желательно, чтобы учащиеся привели примеры подобной адаптации из собственной практики.

Цель

Формирование у учащихся способов оптимального поведения в состоянии стресса и при переживании острых негативных эмоций.

Задачи

Сформировать стремление овладеть способами борьбы со стрессом, представление о стрессовом состоянии и способах совладания с ним.

Методическое оснащение

Репродукции картин (слайды) И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», К. Флавицкого «Княжна Тараканова»; пиктограмма «Человек, переживающий стресс»; анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?»*; плакат «Способы борьбы со стрессом»*; упражнение «Консилиум»*.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о негативных эмоциональных и стрессовых состояниях. Демонстрируются репродукции, внимание учащихся обращается на различное состояние персонажей. Дается определение понятия «стресс» (совокупность защитных реакций организма, вызванных резкими изменениями статуса или окружающей среды). Подчеркивается, что стресс — это реакция организма (рассматривается пиктограмма «Человек, переживающий стресс»).
На доске ведущий чертит таблицу (графа 1 — «Человек чувствует», графа 2 — «Человек делает»), которая заполняется по мере ответов учащихся на вопрос «Что человек делает и что чувствует в следующих ситуациях: перед экзаменом; на финальном матче; во время поездки на метро; после крупного выигрыша; после ссоры с другом; после сильного шума ночью в соседней квартире и т.д.». При обобщении обращается внимание учащихся на эффект суммирования стрессовых факторов.

Основная часть. Формирование представлений о способах борьбы со стрессом. Предлагается анкета «Умеете ли вы справляться со стрессом?» Подводя итоги, учитель говорит о пользе и вреде стресса; подчеркивает особый вред постоянно действующих стрессовых факторов, рассказывает о трех вариантах противостояния стрессу (атака, уход, компромисс). Учащимся предлагается обсудить ситуацию: «У тебя проблемы по математике. Выбери вариант противостояния». Нужно обсудить достоинства и недостатки выбранных вариантов. Демонстрируется плакат «Способы борьбы со стрессом». Учащимся предлагается подумать, какой из способов является наиболее оптимальным для них, членов их семьи.

Заключительная часть. Отработка личной стратегии борьбы со стрессом. Класс делится на две группы. Упражнение «Консилиум». при подведении итогов речь идет о специалистах, которые могут помочь в стрессовых ситуациях.
Обобщение полученных знаний и опыта. «Дискуссионные качели»*: «Стресс вреден, если...», «Стресс полезен, если...»

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи способы противостояния стрессу.

Ведущему на заметку. Занятия 6 и 7 могут быть объединены, тогда продолжительность занятия будет 2 часа. При демонстрации репродукций во вводной части можно усилить эмоциональный эффект, включив соответствующую музыку.

Цель

Формирование у учащихся знаний о лекарственных препаратах, которые можно применять без назначения врача.

Задачи

Сформировать у учащихся убеждение, что лекарства приносят пользу только при правильном обращении с ними. Дать представление о правилах приема лекарственных препаратов и об опасности самолечения.

Методическое оснащение

Фрагмент из повести «Трое в лодке...» Дж. К. Джерома*; аптекарские весы.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний об опасности самолечения. Зачитывается отрывок из повести «Трое в лодке...». Учащимся предлагается ответить на вопросы: Что такое патентованные средства? Что можно сказать о персонаже, описанном во фрагменте? Как он относится к своему здоровью? К чему может привести чрезмерная мнительность? Что может случиться, если такой человек займется самолечением? Что можно отметить положительного в его отношении к своему здоровью (отправился к врачу)?

Основная часть. Формирование представлений о значении микроэлементов и особенно лекарственных препаратов в жизнедеятельности организма, о недопустимости бесконтрольного употребления лекарств. Учащимся, вызванным к доске, предлагается уравновесить чаши весов. При этом задается вопрос, по какому принципу они выбирали гирьки (на них отмечен их вес). Обращается внимание учащихся на то, что вес на гирьках был выверен заранее специалистами. Что будет, если на одну из чаш положить маленький листок бумаги (она перевесит)? Что может произойти с организмом, если его «разрегулировать» с помощью лекарственных препаратов?

Заключительная часть. Отработка личной стратегии при обращении с лекарствами. «Аукцион идей»: твои действия, если ты дома один и у тебя заболела голова (живот), поднялась температура... На что ты будешь обращать внимание, перед тем как принять лекарство?
Обобщение полученных знаний. «Дискуссионные качели»: учащиеся, разделенные на две команды, по очереди приводят доказательства в пользу одного из утверждений: «Самолечение опасно, так как...» и «Умение лечить себя полезно, так как...»

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи, какие из имеющихся в домашней аптечке лекарственных средств и в каких случаях можно применять.

Ведущему на заметку. В заключительной части при проведении «аукциона идей» можно разделить учащихся на две группы, например, одна предлагает лечение народными средствами, вторая — медикаментозными.

Цель

Формирование у учащихся убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения; решение, принимаемое «своей компанией», не всегда является самым правильным.

Задачи

Сформировать у учащихся стремление не всегда полагаться на «правильность» группового поведения. Дать представление о том, что такое референтная группа, о силе группового давления на личность. Сформировать способность к самостоятельному выбору. Расширить поведенческий репертуар подростка в процессе конфронтации с группой.

Методическое оснащение

Набор пиктограмм для упражнения «Ступени общения»*; листы с изображением ступеней общения: 1) знакомые; 2) приятели; 3) друзья; ролевая игра «Мой щит»*.

Ход занятия

Вводная часть. Исследование способов взаимодействия личности и группы. Актуализация представлений учащихся о группе как социальном явлении. Упражнение «Ступени общения». Дискуссия на тему «Кого мы считаем знакомыми, а кого — друзьями».

Основная часть. Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы. Ролевая игра «Мой щит». Учащиеся называют причины объединения в неформальные группы, учитель записывает их на доске, обращая внимание на то полезное, что может принести подобное объединение (можно научиться играть на гитаре, ездить на мотоцикле, стать сильнее, здоровее и т.п.).

Заключительная часть. Формирование ценностного отношения к группе и развитие чувства ответственности за свои поступки в процессе группового взаимодействия. Обсуждение вопросов «Нужна ли мне группа, если она принесет мне не пользу, а вред?» и «Кто в группе несет ответственность за мое здоровье, социальный статус?»
Исследование личностного ресурса подростка в ситуации защиты от давления со стороны группы. Осмысление индивидуального стиля психологической защиты. Учащиеся продолжают высказывания «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что...»

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи индивидуальный стиль психологической защиты.

Ведущему на заметку. Учитывая значительный эмоциональный заряд этого занятия, при переходе от вводной к основной части рекомендуется провести дополнительное «разогревающее» упражнение.

Цель

Формирование у учащихся навыков отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ), навыков критического осмысления информации, получаемой в неформальных группах.

Задачи

Формирование у учащихся убеждения в том, что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения, представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможности противостоять этому.

Методическое оснащение

Таблички с надписями «да», «нет». Памятка (плакат или карточки) «Тебе предложили ПАВ, как сказать «нет»*; упражнения «Горы», «Мифы»*, «Марионетка»*.

Ход занятия

Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о наркозависимости и ее причинах. Учащимся предлагается назвать ассоциации к слову «зависимость» (записываются на лист или на доску).
Далее выполняется упражнение «Горы»: на доске кнопками обозначаются вершины гор, названия которых — это возможные причины употребления ПАВ (скука, одиночество, неуверенность, давление группы, отсутствие поддержки, эксперимент, сенсация, демонстрация и безымянные). Высота гор, обозначаемая цветными шнурами, может меняться произвольно. Проводится исследование горного массива с помощью фигурки альпиниста. Двое учащихся устанавливают высоту гор, помещают фигурку на наиболее значимой, на их взгляд, вершине.

Основная часть. Формирование у учащихся представлений о последствиях употребления ПАВ. Формирование личной ответственности за возникновение зависимости. Выполняется упражнение «Мифы». Обращается внимание учащихся на негативные последствия употребления наркотиков, на степень личной ответственности за привыкание к наркотикам. Выполняется игра «Марионетка», проводится ее обсуждение.

Заключительная часть. Выработка у учащихся стратегии отказа при предложении употребить ПАВ. Памятка (плакат или карточки) «Тебе предложили ПАВ, как сказать «нет». Придумать продолжение историй («Тебе предлагают наркотики...»).

Обобщение полученных знаний. Продолжить фразу: «Если бы я работал в центре по профилактике ПАВ и мне бы дали две минуты для выступления на ТВ, то я бы сказал...».

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи опасности возникновения зависимости от ПАВ.

Ведущему на заметку. Продолжительность этого занятия увеличивается до 90 минут.
Активное участие в выполнении упражнения «Горы» могут принимать все учащиеся. Они могут рисовать свой горный массив на листах бумаги, которые в дальнейшем можно объединить в общую панораму.

Цель

Показать учащимся биологическую основу различий в поведении людей; научить понимать и принимать различия между людьми; показать необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия; формировать позитивный образ будущего.

Задачи

Сформировать у учащихся стремление видеть биологическую основу различий в поведении людей; дать представление о различных социальных ролях мужчин и женщин; создать позитивный образ собственного мужского или женского будущего.

Методическое оснащение

Таблички с надписями, обозначающими наиболее яркие признаки мужского и женского миров (для мальчиков — армия, спорт, полиция, казино, банк, политика, наука и т.д.; для девочек — дети, салон красоты, искусство, медицина, кулинария, цветы
и т.д.); игрушки и другие предметы; плакаты с обозначениями «исключительных» качеств (для мальчиков — вечная жизнь, неиссякаемая физическая сила, интеллектуальная мощь; для девочек — неувядающая красота, молодость на протяжении всей жизни, способность к рождению детей с желаемыми свойствами); ширма (или занавес в актовом зале); магнитофон; ватман и фломастеры.

Ход игры

Вводная часть. Инструкция к предстоящей игре: «Далеко-далеко друг от друга в бесконечном космосе существуют два различных мира, один из которых населяют только мужчины, а второй — только женщины. Сейчас мы разделимся на две группы — мальчиков и девочек — и создадим эти миры». Учащиеся расходятся по разным частям помещения, которое разделено занавесом или ширмой.

Основная часть. В каждой группе ведущие (учитель или психолог) дают участникам игры инструкцию, сообщая, что жители каждого мира обладают тремя исключительными свойствами, и вручают каждой группе соответствующие таблички. Затем ведущий предлагает участникам из имеющихся предметов, рисунков и табличек условно изобразить свой мир. Во время «сотворения мира» рекомендуется включить музыку, установив магнитофон между группами так, чтобы они не слышали друг друга.
По мере выполнения инструкции дается следующее задание. Участники, используя разложенный материал, таблички, игрушки, создают свой мир с учетом качеств, которыми они наделены. При необходимости можно дорисовать (дописать) недостающие элементы мира.
После организации миров проводится общий сбор каждого народа — участники придумывают, каким будет уклад их жизни, какие правила и законы будут действовать и т.д.
Далее участникам сообщается, что миры получили возможность для контакта. Занавес поднимается, и проводится презентация миров. После контакта группы расходятся по своим местам, занавес закрывается, и начинается обсуждение увиденного. Участникам предлагается нарисовать мир, который они посетили. При этом им говорится, что картина будет подарком для другого мира. Им сообщается также, что дальнейшие контакты с другим миром возможны только при соблюдении следующих условий. Если группы хотят:

— встречаться один раз в 100 лет, то должны отдать одно из своих «исключительных» качеств;
— встречаться один раз в год, то — два качества;
— жить вместе, то должны отказаться от всех трех качеств.

Ведущий предлагает каждой группе приготовить еще один подарок для жителей другого мира. Подарок должен быть символичным и приятным.

Заключительная часть. Участники игры обсуждают необходимость взаимодействия между мирами. После принятия участниками решения занавес поднимается. Группы сообщают о своем решении и обмениваются подарками. Таблички с «исключительными» качествами, которые пошли в уплату за возможность контакта, уничтожаются.
Интеграция приобретенного опыта. При подведении итогов игры ведущий проводит «аукцион идей»: «Нам лучше быть вместе потому, что...»

Домашнее задание. Обсудить с членами семьи, как их принадлежность к мужскому или женскому полу повлияла на выбор профессии, распределение домашних обязанностей, выбор хобби и т.п.
Примечание. За основу игры взяты разработки М.Р. Битяновой (см. статью «Два в одном», «Школьный психолог», 1999, № 20). Эта публикация осуществляется с любезного разрешения автора.
Продолжительность занятия — около 90 минут. Психологическую игру желательно проводить с помощью одного или двух ассистентов. Для проведения необходимо большое помещение, разделенное занавесом или ширмой, например актовый зал.

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

Здесь предлагаются упражнения, анкеты и другие методические материалы, необходимые для ведения занятий. Авторы подбирали их, основываясь на собственном опыте проведения описанных занятий. Однако в зависимости от особенностей того или иного класса, а также личности учителя (ведущего), могут быть использованы и другие методики (игры, тесты).

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ЭТЮДЫ

Воздушный шар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.47 (0.111 с.)