Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты.

Поиск

Статья 26. Экономические методы охраны окружающей среды

Экономическими методами охраны окружающей среды являются:

планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды;

установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан платежи за пользование природными ресурсами;

Примечание

плата за загрязнение окружающей среды;

установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов;

Примечание

экономическое стимулирование охраны окружающей среды;

экологическое страхование;

создание фондов охраны окружающей среды;

экономическая оценка и возмещение ущерба от загрязнения окружающей среды.

Примечание

31. Основные требования к обеспечению радиационной безопасности.

Закон об окружающей среде 0т 15 07 1997

 Статья 35. Основные задачи и требования экологического нормирования

Примечание

Экологическое нормирование ставит целью установление научно обоснованных предельно допустимых норм воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность и охрану здоровья населения, обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Примечание

В основные задачи экологического нормирования входят:

Примечание

установление экологических норм и определение их влияния на здоровье человека, охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

Примечание

установление предельно допустимых величин и уровней вредных воздействий на окружающую среду.

Не допускается завышение установленных нормативов качества окружающей среды или замена их на временные и заниженные нормы.

Допускаются изменения величин нормативов в сторону ужесточения в зависимости от конкретных экологических условий территорий.

Утвержденные экологические нормативы являются обязательными для всех юридических и физических лиц, подлежат опубликованию и свободному распространению.

Статья 36. Основные виды экологических нормативов

Примечание

К основным видам экологических нормативов относятся:

Примечание

нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде;

нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия;

предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском и лесном хозяйстве;

нормативы охранных, санитарно - защитных и иных защитных зон;

удельные нормативы выброса, сброса вредных (загрязняющих) веществ;

Примечание

нормативы обращения с отходами.

Примечание

Законодательство Республики Казахстан может предусматривать и иные виды экологических нормативов.

Примечание

Статья 37. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде

В целях охраны здоровья населения, растительного и животного мира, сохранения их генетических фондов устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций потенциально опасных химических и биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воду, почву и недра.

Статья 38. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду

В целях предотвращения загрязнения окружающей среды с учетом всех источников и объемов загрязнения на соответствующей территории, комплексного их влияния на здоровье населения, растительный и животный мир устанавливаются по каждому источнику загрязнения нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Экологический контроль

1. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль,

вправе:

1) взаимодействовать с природопользователями, физическими лицами и

общественными объединениями;

2) беспрепятственно посещать проверяемые объекты, в том числе военные и

оборонные, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

3) входить на территорию физических и юридических лиц с измерительными

приборами и оборудованием для отбора проб и, при необходимости, с привлечением

специалистов и представителей общественности делать необходимые измерения, брать

пробы (в том числе образцы товаров и материалов) и анализировать их;

4) запрашивать и получать документацию, результаты анализов и иные материалы,

необходимые для осуществления государственного экологического контроля;

5) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, инициировать

отзыв лицензий и (или) расторжение договора (контракта) на использование и изъятие

природных ресурсов и (или) приостановление и аннулирование экологических и иных

разрешений на природопользование в случае нарушений природопользователем

экологических норм и требований, повлекших значительный ущерб окружающей среде и

(или) здоровью населения;

6) выносить предписания физическим и юридическим лицам об устранении

нарушений экологического законодательства Республики Казахстан;

7) предъявлять в суд иски об ограничении, приостановлении и запрещении

хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства

Республики Казахстан;

8) рассматривать дела об административных правонарушениях в области охраны

окружающей среды, направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц

к административной или уголовной ответственности;

9) определять или принимать участие в определении размера ущерба, нанесенного

окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства Республики

Казахстан, выносить предписания о возмещении вреда и предъявлять иски в суд;

10) обращаться в прокуратуру и правоохранительные органы за оказанием содействия

для предотвращения или пресечения действий нарушителей экологического

законодательства Республики Казахстан;

11) вносить компетентному органу предложения о прекращении действия контракта

на проведение операций по недропользованию в случаях отказа подрядчика устранить

причины, вызвавшие принятие решения о приостановлении проведения разведки, добычи,

совмещенной разведки и добычи либо строительства и (или) эксплуатации подземных

сооружений, не связанных с разведкой и (или) добычей, либо при неустранении этих

причин в срок, достаточный для их устранения; непринятие недропользователями мер,

предусмотренных экологическим законодательством Республики Казахстан;

невозможность устранения причин, вызвавших приостановление операций по

недропользованию; существенное нарушение подрядчиком обязательств, установленных

контрактом либо программой работ в пределах своей компетенции.

2. Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль, в

случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, имеют право на

хранение, ношение и применение специальных средств (специализированных средств

связи, фото-, видеоаппаратуры, средств измерений).

Экологический контроль

Должностные лица, осуществляющие государственный экологический контроль,

обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением требований экологического

законодательства Республики Казахстан;

2) соблюдать требования законодательства Республики Казахстан;

3) информировать правоохранительные органы о фактах нарушения экологического

законодательства Республики Казахстан, в которых содержатся признаки уголовно

наказуемого деяния;

4) взаимодействовать с другими государственными органами, а также физическими и

(или) юридическими лицами по вопросам обеспечения соблюдения экологического

законодательства Республики Казахстан;

5) сохранять конфиденциальность инспекторской информации;

6) соблюдать правила служебной этики.

36. Назначение, цели и порядок проведения производственного экологического контроля.

Статья 15. Требования, предъявляемые к документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу

1. В составе документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, заказчик обязан представить:

1) комплексную эколого-социальную и экономическую оценку воздействия планируемой деятельности на состояние окружающей среды, здоровье населения на весь период осуществления этой деятельности и заявление об экологических последствиях этой деятельности;

2) документы согласования о реализации планируемой деятельности с центральными и местными исполнительными органами, а также результаты учета общественного мнения в соответствии с порядком, устанавливаемым центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды.

2. В документации, передаваемой на государственную экологическую экспертизу, должны отражаться решения по:

1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;

2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;

3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, а также их использованию для технических нужд с приоритетом отказа от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;

4) действенности и гарантированности обосновывающих мер, касающихся охраны атмосферного воздуха от загрязнения;

5) сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, неуклонному соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда;

6) обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.

3. Соответствующее экспертное подразделение центрального исполнительного органа Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды вправе запросить дополнительные материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы.

Статья 27. Заключение государственной экологической экспертизы

1. По результатам проведенной государственной экологической экспертизы составляется экспертное заключение, содержащее выводы о допустимости и возможности принятия решения по реализации объектов экологической экспертизы.

2. Выводы и предложения заключения государственной экологической экспертизы после его принятия центральным исполнительным органом Республики Казахстан в сфере охраны окружающей среды являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

3. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить их доработку в соответствии с предложениями экспертного заключения и в установленный им срок представить все материалы на повторную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой деятельности.

4. Запрещается финансирование и реализация проектов государственными, коммерческими банками, а также иными финансовыми учреждениями любой формы собственности без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Водный кодекс

Глава 30. Ответственность за нарушение водного законодательства Республики Казахстан

Статья 139. [исключена]

Статья 140. Ответственность за нарушение водного законодательства Республики Казахстан

Нарушение водного законодательства Республики Казахстан влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

Статья 33. Право на охоту

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV (см. стар. ред.)

1. Право на охоту имеют физические лица при условии:

1) достижения восемнадцатилетнего возраста, если охота ведется с применением огнестрельного оружия;

2) достижения четырнадцатилетнего возраста, если охота ведется с применением других разрешенных правилами охоты видов орудий добывания, охотничьих собак и ловчих хищных птиц;

3) наличия удостоверения охотника с отметкой о сдаче экзамена по охотминимуму и уплаты государственной пошлины за выдачу разрешения на право охоты, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан;

См.: Письмо НК МФ РК от 11 октября 2005 года № НК-УНП-2-13/9433

4) получения разрешения на пользование животным миром.

В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.01.10 г. № 242-IV (см. стар. ред.); Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV (см. стар. ред.)

2. Право на охоту для иностранцев на территории Республики Казахстан возникает на основании договора на организацию охоты с субъектом охотничьего хозяйства и документа, удостоверяющего их право на охоту, выданного в стране проживания, и получения разрешения на пользование животным миром, а также разрешения органов внутренних дел на ввоз на территорию Республики Казахстан и вывоз из Республики Казахстан огнестрельного охотничьего оружия и патронов к нему.

 

Закон дополнен статьей 33-1 в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV

Статья 34. Виды рыболовства

1. Рыболовство подразделяется на следующие виды:

1) промысловое рыболовство;

2) любительское (спортивное) рыболовство;

3) научно-исследовательский лов;

4) контрольный лов;

5) мелиоративный лов;

6) лов в воспроизводственных целях;

7) экспериментальный лов.

2. Промысловое рыболовство - комплексный процесс, обеспечивающий изъятие рыбных ресурсов и других водных животных из среды обитания орудиями лова, позволяющими производить одновременно лов большого количества рыбных ресурсов и других водных животных и (или) охватывающими, перегораживающими часть водоема (промысловыми орудиями лова).

Промысловое рыболовство осуществляется в целях предпринимательской деятельности.

Промысловое рыболовство может осуществляться прибрежным и морским ловом.

Прибрежный лов - лов рыбных ресурсов и других водных животных, осуществляемый на закрепленных рыбохозяйственных водоемах и (или) участках.

Морской лов - лов рыбных ресурсов и других водных животных, осуществляемый в открытой части водоемов (морей, озер) вне пределов закрепленных участков.

Не допускается промысловое рыболовство в зонах рекреационного рыболовства, устанавливаемых уполномоченным органом.

3. Любительское (спортивное) рыболовство - лов рыбных ресурсов и других водных животных в целях удовлетворения спортивных и эстетических потребностей, проведения спортивных состязаний, а также для личного потребления выловленной продукции, осуществляемый орудиями лова, позволяющими проводить только поштучный лов (непромысловые орудия лова).

Любительское (спортивное) рыболовство может осуществляться с последующим выпуском выловленной рыбы в естественную среду обитания в живом виде.

В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.01.12 г. № 548-IV (см. стар. ред.)

4. Научно-исследовательский лов - лов рыбных ресурсов и других водных животных с целью проведения научных исследований по оценке состояния животного мира.

Научно-исследовательский лов вне лимита изъятия животных допускается на водоемах, на которых ранее оценка состояния животного мира не проводилась.

5. Контрольный лов - лов рыбных ресурсов и других водных животных в целях контроля за состоянием ихтиофауны, определения эффективности воспроизводства рыбных ресурсов и других водных животных, урожайности молоди, рыбопродуктивности водоемов.

6. Мелиоративный лов - лов рыбных ресурсов и других водных животных, включая тотальный отлов, отлов малоценных видов рыб, лов в замороопасных водоемах и (или) участках, направленный на увеличение рыбопродуктивности водоемов, сохранение рыбных ресурсов и других водных животных и улучшение условий их обитания и размножения.

Тотальный отлов - изъятие всего промыслового запаса рыбных ресурсов и других водных животных в водоеме или изъятие промыслового запаса отдельных видов или экологических групп рыб. Тотальный отлов может применяться в качестве мелиоративного лова и для научно-исследовательских целей.

7. Лов в воспроизводственных целях - лов рыбных ресурсов и других водных животных для целей их воспроизводства.

8. Экспериментальный лов - лов рыбных ресурсов и других водных животных в целях изучения эффективности новых видов орудий и способов рыболовства.

9. Порядок осуществления рыболовства определяется правилами рыболовства, утвержденными Правительством Республики Казахстан.

 

Статья 61.

Должностные лица, граждане Республики Казахстан, другие лица, проживающие или пребывающие на территории, виновные в:

- пользовании животным миром без надлежащего договора и разрешения, нарушении права охоты и ведения охотничьего хозяйства, права на промысловый лов рыб и добывание других водных животных, порядка закрепления, использования и охраны охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов, правил охоты, рыболовства и иных видов пользования животным миром;

- нарушении правил охраны среды обитания, условий размножений, путей миграции и мест концентрации животных;

- нарушении правил охраны животных при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий и других объектов, осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств, применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов;

- нарушении порядка регулирования численности животных в целях охраны здоровья населения, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения ущерба народному хозяйству;

- в гибели, сокращении численности или нарушении среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, самовольном переселении, акклиматизации, реакклиматизации и скрещивании, ввозе и вывозе животных за пределы республики, а также в действиях, повлекших массовую гибель животных;

- нарушении правил создания, хранения, учета и использования зоологических коллекций;

- злостном неповиновении работникам, осуществляющим контроль за охраной, воспроизводством и использованием животного мира, а также в преступном посягательстве на их жизнь и достоинство,

несут дисциплинарную, гражданскую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Законодательством Республики Казахстан может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об охране, воспроизводстве и использовании животного мира.

Статья 26. План управления природоохранной организацией

1. Природоохранные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с планом управления, утверждаемым государственным органом, в ведении которого они находятся, при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

План управления природоохранной организацией разрабатывается на пятилетний период в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом.

2. План управления природоохранной организацией включает:

1) анализ изменений природных и социально-экономических условий за предыдущий период;

2) оценку деятельности природоохранной организации за предыдущий период;

3) мероприятия по каждому виду природоохранной, эколого-просветительной, научной, туристской, рекреационной и ограниченной хозяйственной деятельности природоохранной организации на последующий период;

4) для особо охраняемых природных территорий, созданных на землях государственного лесного фонда, раздел, в котором дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и лесопользования за прошедший период и разрабатываются мероприятия по охране, защите, воспроизводству и уходу за этими лесными участками на последующий период;

5) механизмы реализации плана управления путем совершенствования структуры управления, нормативной правовой базы, обеспечения кадрами и повышения их квалификации, взаимодействия с местным населением и местными представительными и исполнительными органами.

3. Разработка плана управления природоохранной организацией обеспечивается государственным органом, в ведении которого она находится.

Красная книга МСОП

Международный Союз Охраны Природы (МСОП) объединил и возглавил в 1948 году работу по охране живой природы государственных, научных и общественных организаций большинства стран мира. В числе первых его решений в 1949 году было создание постоянной Комиссии по выживанию видов (англ. Species Survival Commission), или, как принято называть в русскоязычной литературе, — Комиссию по редким видам.

В задачи Комиссии входило изучение состояния редких видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, разработка и подготовка проектов международных и межнациональных конвенций и договоров, составление кадастра таких видов и выработка соответствующих рекомендаций по их охране.

Комиссия начала свою работу с нуля. Нужно было выработать общие принципы подхода к охране редких видов, определить те виды, которым угрожала реальная опасность исчезновения или истребления, разработать систему их классификации, собрать информацию по биологии таких видов, чтобы выявить основные лимитирующие факторы. В начале работы не существовало даже понятия «редкого вида».

Основной своей целью Комиссия поставила создание мирового аннотированного списка (кадастра) животных, которым по тем или иным причинам грозит исчезновение. Сэр Питер Скотт (Piter Scott), председатель Комиссии, предложил назвать список Красной книгой (англ. Red Data Book), чтобы придать ему вызывающее и ёмкое значение, так как красный цвет символизирует сигнал опасности.

Издания Красной книги МСОП

Первое издание Красной книги МСОП вышло в свет в 1963 году. Это было «пилотное» издание с небольшим тиражом. В два его тома вошли сведения о 211 видах и подвидахмлекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга рассылалась по списку видным государственным деятелям и учёным. По мере накопления новой информации, как и планировалось, адресатам высылались дополнительные листы для замены устаревших.

Три тома второго издания книги вышли в 1966—1971 годах. Теперь у неё был «книжный» формат (21,0 × 14,5 см), но, как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменён новым. Книга по-прежнему не была рассчитана на широкую продажу, она рассылалась по списку природоохранным учреждениям, организациям и отдельным учёным. Количество видов, занесённых во второе издание Красной книги МСОП, значительно увеличилось, так как за прошедшее время была собрана дополнительная информация. В первый том книги вошли сведения о 236 видах (292 подвидах) млекопитающих, во второй — о 287 видах (341 подвиде) птиц и в третий — о 119 видах и подвидах рептилий и 34 видах и подвидах амфибий.

Постепенно Красная книга МСОП совершенствовалась и пополнялась. В третье издание, тома которого начали выходить в 1972 году, были включены сведения уже о 528 видах и подвидах млекопитающих, 619 видах птиц и 153 видах и подвидах рептилий и амфибий. Была изменена и рубрикация отдельных листов. Первая рубрика посвящена характеристике статуса и современного состояния вида, последующие — географическому распространению, популяционной структуре и численности, характеристике местообитаний, действующим и предлагаемым мерам по охране, характеристике содержащихся в зоопарках животных, источникам информации (литературе). Книга поступила в продажу, и в связи с этим был резко увеличен её тираж.

Последнее, четвёртое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980 годах, включает 226 видов и 79 подвидов млекопитающих, 181 вид и 77 подвидов птиц, 77 видов и 21 подвид рептилий, 35 видов и 5 подвидов амфибий, 168 видов и 25 подвидов рыб. Среди них 7 восстановленных видов и подвидов млекопитающих, 4 — птиц, 2 вида рептилий. Сокращение числа форм в последнем издании Красной книги произошло не только за счёт успешной охраны, но и в результате более точной информации, полученной в последние годы.

Работа над Красной книгой МСОП продолжается. Это документ постоянного действия, поскольку условия обитания животных меняются и всё новые и новые виды могут оказаться в катастрофическом положении. Вместе с тем усилия, предпринимаемые человеком, дают хорошие плоды, о чём свидетельствуют зелёные её листы.

ЗАПОВЕДНИКИ

Или-Алатауский заповедник

Площадь 91,6 тыс. га. Создан в 1964 году для охраны природных комплексов Заилийского Алатау и памятника природы "Поющая гора". В заповеднике обитают: марал, косуля, архар, сибирский горный козел, белокоготный медведь, снежный барс, улар, фазан, кеклик, тетерев.

Барсакельмесский заповедник

Площадь 18,3 тыс. га. Создан в 1939 году на острове в Аральском море для охраны пустынного комплекса и восстановления численности типичных для него животных. На острове обитают: сайгак, джейран, кулан, желтый суслик.

Кургальджинский заповедник

Площадь 273,1 тыс. га. Создан в 1968 году для охраны природного комплекса Тенгиз-Кургальджинских озер как местообитания водоплавающих птиц, имеющего международное значение. Является местом отдыха мигрирующих птиц и гнездования фламинго.

Маркакольский заповедник

Площадь 71,4 тыс. га. Создан в 1976 году для охраны природного комплекса Южного Алтая, включая озеро Маркаколь. Здесь обитают около 200 видов птиц и 40 видов млекопитающих, в числе которых бурый медведь, соболь, белка.

Наурзумский заповедник

Площадь 87,5 тыс. га. Создан в 1934 году для охраны флоры и фауны степей. Является местом отдыха водоплавающих птиц на весеннем и осеннем пролетах.

ОИК

Казахстан вступил в ОИК в 1995 г. Взаимодействие с Исламским миром является одним из приоритетов внешней политики РК. Со своей стороны Исламский мир рассматривает Казахстан как неотъемлемую часть мусульманского сообщества.

С момента вступления ОИК, Казахстан поступательно развивает взаимодействие с Генеральным секретариатом, субсидиарными органами и институтами Организации.

Казахстанские делегации приняли участие во всех наиболее крупных мероприятиях ОИК, таких как Саммиты (8-ой Саммит ОИК в декабре 1997 г. в г. Тегеране; 9-ой Саммит ОИК в ноябре 2000 г. в г. Доха; 10-ый Саммит ОИК в октябре 2003 г. в г. Путраджайя), Совещания министров иностранных дел (с 24-ого СМИД в декабре 1996 г. в г. Джакарта по 33-ий СМИД в июне 2006 г. в г. Баку), а также Ежегодные координационные совещания министров иностранных дел ОИК в ходе Генеральных ассамблей ООН.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные объекты.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и в значительной степени зависят от формы права собственности.

В статье 218 ГК РФ, устанавливающей общие основания приобретения права собственности, предусматривается, что право собственности на имущество, которое имеет собственника (что вполне относится к природным ресурсам), может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи в соответствии с действующим законодательством о природных ресурсах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам.

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность в случаях:

• обращения взыскания на имущество по обязательствам;

• изъятия для государственных нужд путем выкупа;

• изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства;

• перехода наследства государству;

• реквизиции. Реквизиция – это изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества;

• конфискации. Конфискация – это безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения. В случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке;

• национализации, т.е. обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц.

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу (физическому или юридическому) или государству в соответствии с законом.

18. Понятие права природопользования, его виды, особенности.

Природопользование – это совокупность всех форм воздействия человека на природную среду, включая её освоение, преобразование и охрану. Иными словами, природопользование представляет собой использование полезных для человека свойств природной среды (экологических, экономических, культурных, оздоровительных).
Право природопользования рассматривается как совокупность установленных законодательством норм и правил, которые обуславливают деятельность физических и юридических лиц по использованию природных ресурсов.
Субъектами права природопользования могут быть физические и юридические лица.
Объектом права природопользования являются конкретные природных объекты и их части.
Природопользование может быть двух видов: общим и специальным.
Общее природопользование – это использование природных ресурсов для личных потребностей на бесплатной основе. Общее природопользование распространяется на общедоступные богатства (например, пользование атмосферным воздухом).
Специальным признаётся природопользование, которое осуществляется на основе специального разрешения (лицензии), выдаваемого компетентными органами государства. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию и органов, осуществляющих выдачу специальных разрешений, установлен Правительством Республики Казахстан. В частности:

· Министерство лесного хозяйства Республики Казахстан выдаёт хозяйствующим субъектам лицензии на заготовку древесины, живицы, древесных соков;

· Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Казахстан:

· на переработку, захоронение и транспортировку токсичных отходов производства и потребления;

· на промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, лекарственного сырья растительного происхождения в целях промышленной переработки или реализации;

· на производство, хранение и использование в хозяйственной деятельности озоноразрушающих веществ в соответствии с перечнем регулируемых веществ, согласованным сторонами Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой;

· геологическое изучение недр;

· добычу торфа и т.д.

 Виды права природопользования По критерию объекта – это право землепользования, лесопользования, водопользования, пользования недрами, животным миром, растительным миром (вне лесов), атмосферным воздухом. В рамках данной классификации возможно дальнейшее деление указанного критерия, например по категориям земель. В этом случае различается право пользования землями сельскохозяйственного назначения, землями поселений, землями, занятыми под транспорт, и т. п. Следовательно, дополнительным критерием выступают либо целевое назначение объекта, либо цели деятельности (например, разведка, разработка живых или минеральных ресурсов континентального шельфа).

По критерию основания возникновения (либо статусу субъекта) природопользования различается общее и специальное право природопользования.

Общее право характеризуется производностью от конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, на свободу передвижения и т. п.; тем, что его реализация не связана с необходимостью предварительного осуществления каких бы то ни было юридических действий (получением разрешения, лицензии); бесплатностью; системой ограничений двух видов – личностным характером пользования и вызванных наличием специальных прав у других субъектов.

Специальное природопользование разделяется на комплексное и собственно специальное пользование недрами, лесами и т. п. и осуществляется только на основе предварительного получения в установленном законом порядке разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности в соответствии с заранее определенными условиями. Оно характеризуется платностью и необходимостью принятия решения о предоставлении данного права уполномоченным на то органом, возложением наряду с предоставлением права и обязанностей.

Разновидностью права специального водопользования является особое водопользование для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта и иных государственных потребностей.

Принципы права природопользования: его производность от права собственности на природные ресурсы; рациональность; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер, устойчивость и платность.

По российскому законодательству субъектами права природопользования являются: российские граждане и их объединения; органы государственного управления; местного самоуправления; совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц; иностранные граждане, организации, иностранные государства. Права и обязанности субъектов права пользования детально регламентированы законодательством.

19. Право природопользования иностранных юридических лиц и граждан.

Как субъективное право, право природопользования выступает в виде совокупности прав и обязанностей субъектов права природопользования, закрепленных вышеперечисленными правовыми актами.

Действующее экологическое законодательство определяет круг субъектов права природопользования. Так, соответствующие статьи Кодекса о недрах, Водного кодекса, Закона "Об охране и использовании животного мира", Закона "Об аренде" устанавливают, что субъектами права природопользования являются:

♦ граждане;

♦ органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству;

♦ общественные объединения;

♦ органы территориального общественного самоуправления;

♦ совместные предприятия и международные объединения и организации с участием белорусских и иностранных юридических лиц;

♦ иностранные юридические лица, иностранные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица.

В соответствии с видами права природопользования следует выделить такие субъекты права природопользования: землевладельцы и землепользователи, водопользователи, лесопользователи, пользователи живо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.02 с.)