Сбор информации, учет аварий и инцидентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор информации, учет аварий и инцидентов



 

Порядок, сроки направления и сбора информации о возникновении аварии или инцидента определен «Инструкцией о порядке, сроках направления и сбора информации о возникновении аварии или инцидента», утвержденной Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 06.07.2016г № 33.

Субъект промышленной безопасности в случае возникновения аварии или инцидента на принадлежащем ему опасном производственном объекте и (или) потенциально опасном объекте направляет информацию о возникновении аварии или инцидента в течение 2 часов с момента возникновения аварии или инцидента.

Информация о возникновении аварии или инцидента направляется в виде оперативного сообщения об аварии или инциденте по факсу или электронной почте.

Сбор информации о возникновении аварии или инцидента осуществляется Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь, Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами ежедневно.

Согласно ст. 37 «Учет аварий и инцидентов» Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», субъекты промышленной безопасности обязаны вести учет всех аварий и инцидентов на принадлежащих им опасных производственных объектах и (или) потенциально опасных объектах в порядке, установленном Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Сведения об авариях и инцидентах вносятся субъектом промышленной безопасности в журнал учета аварий и инцидентов.

Госпромнадзор вправе запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от государственных органов и иных организаций информацию, необходимую для ведения сводного учета аварий и инцидентов.

 

 

Подготовка персонала к действиям по локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах

Анализ аварий показывает, что тяжесть их последствий во многих случаях может быть значительно снижена при четких и правильных действиях производственного персонала, аварийно-спасательных служб и других специальных служб, участвующих в ликвидации аварий.

Согласно ст. 36 «Локализация и ликвидация аварий и инцидентов, их последствий» Закона Республики Беларусь «О промышленной безопасности», локализация и ликвидация аварий и инцидентов, их последствий осуществляются в соответствии с актами законодательства силами и средствами субъектов промышленной безопасности и специализированных формирований, создаваемых в целях локализации и ликвидации аварийных ситуаций в соответствии с актами законодательства.

На химико-технологических объектах, где возможны аварийные ситуации, связанные с залповыми выбросами взрывоопасных и токсичных продуктов, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и на наружных установках, способные привести к разрушению зданий, сооружений, технологического оборудования, групповому поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую среду, разрабатываются планы ликвидации аварий (далее – ПЛА).

ПЛА должны разрабатываться с учетом конкретных условий эксплуатации, уровня и характерных факторов опасности технологических объектов, динамики, поэтапности развития и возможных масштабов последствий аварийных ситуаций в пределах технологического блока, установки, цеха, предприятия.

Для действующих производств ПЛА разрабатываются и утверждаются промышленными предприятиями по согласованию с органами государственного надзора (Госпромнадзором и Госпожанадзором), штабами гражданской обороны.

Разработке ПЛА должен предшествовать глубокий анализ характера опасности объекта с прогнозированием аварийных ситуаций и масштабов их последствий.

ПЛА должен содержать:

- титульный лист;

- блок-схему химико-технологического объекта;

- план химико-технологического объекта;

- блок-карту химико-технологического объекта;

- оперативную часть.

При наличии процессов, в которых возможны взрывы в аппаратуре, планом локализации аварийных ситуаций должны быть определены мероприятия по ликвидации взрывоопасной среды и устранению источников воспламенения. Для локализации возможных источников выбросов горючих и взрывоопасных материалов в атмосферу блок-схема технологического объекта (в пределах цеха, производства) должна быть разделена на отдельные процессы (стадии) с определением четких границ взаимосвязи по материальным потокам горючих и взрывоопасных сред.

На блок-схеме прилагаемой к ПЛА должна быть обозначена арматура (ручная, с дистанционным управлением, автоматическая), которой технологическая линия должна разделяться на технологические блоки для изоляции их друг от друга при разгерметизации оборудования и трубопроводов. Для блокирования аварийных участков в более узком диапазоне в пределах отдельных технологических блоков на схему также должна наноситься арматура, которой это блокирование должно производиться. Время и последовательность закрытия (открытия) обозначенной на схеме аварийной арматуры определяется и указывается в плане для каждой аварийной ситуации, которая возможна на данной технологической линии.

Кроме того ПЛА должен содержать следующие приложения:

- список и схему оповещения должностных лиц предприятия, спецподразделений, гражданской обороны и других органов, которые должны быть оповещены немедленно об аварии;

- список бойцов газоспасательной службы предприятия с указанием мест их постоянной работы и мест проживания;

- перечень инструментов, материалов, средств индивидуальной защиты и мест их хранения;

- обязанности ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц предприятия по локализации аварийных ситуаций и аварий;

- инструкцию по безопасной остановке объекта.

Каждая аварийная ситуация может иметь несколько стадий развития при сочетании определенных условий может быть приостановлена, перейти в следующую стадию развития или на более высоком уровне.

Для каждой стадии развития аварии устанавливается соответствующий код.

Различают следующие уровни развития аварии:

- первый уровень (А) характеризуется возникновением и развитием аварийной ситуации в пределах одного технологического блока без влияния на смежные; локализация аварийной ситуации возможна производственным персоналом без привлечения спецподразделений, с немедленным уведомлением должностных лиц, предусмотренных списком и схемой ПЛАС;

- второй уровень (Б) характеризуется развитием аварийной ситуации с выходом за пределы блока и возможным продолжением его в пределах технологического объекта;

- третий уровень (В) характеризуется развитием аварийной ситуации с возможным разрушением смежных технологических объектов, зданий, сооружений и построек на территории предприятия и за его пределами, а также поражением вредными веществами персонала предприятия и населения близлежащих районов.

Ликвидация аварий и их последствий, операции по эвакуации людей осуществляется под руководством региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям с привлечением штаба ГО и необходимых организаций.

Изменения и дополнения к ПЛА в объеме, необходимом для выполнения предусмотренных мероприятий, должны быть изучены производственным персоналом опасного производственного объекта, специализированными подразделениями аварийно-спасательных служб.

Знания ПЛА проверяются при допуске производственного персонала к самостоятельной работе, а также при периодической проверке знаний по охране труда.

На объектах с технологическими блоками высоких категорий взрывоопасности (I и II) для подготовки персонала к действиям по локализации и ликвидации аварий должно организовываться специальное обучение на учебно-тренировочных полигонах, с использованием компьютерных тренажеров, других современных технических средств обучения.

В течение года по всем позициям, предусмотренным ПЛА на уровне «А» (опасная зона не входит за пределы одного производственного объекта) и «Б» (опасная зона выходит за пределы одного производственного объекта) должны проводиться учебно-тренировочные занятия.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в каждой смене начальником смены (сменным мастером, бригадиром или другим рабочим назначенным старшим в смене) по графику, утвержденному руководителем ликвидации аварий соответствующего уровня.

Ежегодно на каждом опасном производственном объекте должны проводиться учебные тревоги по одной или нескольким позициям оперативной части ПЛА на уровне «А» и «Б».

Учебные тревоги проводятся в разные периоды года и время суток по графику, утвержденному руководителем организации. В проведении учебных тревог должны принимать участие специализированные подразделения, предусмотренные ПЛАС.

Положение (Инструкция) по разработке (составлению) ПЛА содержит необходимые методические указания по проведению и разбору учебных тревог.

В соответствии с требованиями п. 9 ст. 17 Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности»  от 15 июня 1993 г. N 2403-XII руководители и должностные лица организаций должны обеспечить разработку плана действий работников на случай возникновения пожара и проводить практические тренировки по его отработке.

Межотраслевыми и отраслевыми правилами пожарной безопасности это требование конкретизировано, в виде обязанностей руководителей и должностных лиц организаций проводить такие тренировки не реже одного раза (двух раз) в год. Данные правила также устанавливают требования по проведению занятий по пожарно-техническому минимуму, который должен включать тему по изучению действий работников при возникновении пожара и других аварийных ситуаций.

 

Контрольные вопросы по разделу 1

 

1. Что понимается под термином "Авария"?

2. Что понимается под термином "Инцидент"?

3. Кто является субъектом промышленной безопасности, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности?

4. В чем заключается цель производственного контроля в области промышленной безопасности?

5. Когда проводится идентификация опасных производственных объектов, на которых ведется добыча нефти и природного газа?

6. Какой документ оформляется по результатам проведения идентификации опасного производственного объекта?

7. В каких случаях проводится повторная идентификация опасных производственных объектов?

8. Когда проводится идентификация опасного производственного объекта, за исключением объектов, на которых ведется добыча нефти и природного газа?

9. Что относится к объектам экспертизы промышленной безопасности?

10. Какая информация вносится в государственный реестр опасных производственных объектов?

11. Какой документ является результатом проведения экспертизы промышленной безопасности?

12. Какой тип опасности соответствует опасным производственным объектам чрезвычайно высокой опасности?

13. Какова периодичность проверки знаний по вопросам промышленной безопасности у рабочих субъекта промышленной безопасности?

14. Какие полномочия имеют работники службы промышленной безопасности?

15. Кто входит в состав комиссии субъекта промышленной безопасности?

16. Для чего разрабатываются планы ликвидации аварий?

17. Кем разрабатывается декларация промышленной безопасности?

18. Как часто декларация промышленной безопасности подлежит пересмотру?

19. Кто входит в состав специальной комиссии, проводящей техническое расследование причин аварий

20. Какой срок устанавливается для проведения технического расследования причин аварии?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.015 с.)