Познавательное развитие детей ни основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательное развитие детей ни основе приобретения опыта в соответствующих видах деятельности



Содержание образовательной деятельности (в том числе осу­ществляемой в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей) в ДОО направлено:

- на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, дви­жении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отече­стве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем до­ме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

Образовательная область «Познавательное развитие» раскрывает содержание работы, дающее дошкольникам возможность познания окружающей действительности и самого себя. Ребенок на протяжении дошкольного детства осваивает основные сферы действительности – природу, предметы, созданные руками человека, явления общественной жизни и деятельности. Ребенок получает представления о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени. Он начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и т.п.

Для осуществления познания в психике ребенка благодаря его жизни в культурной социальной среде и участию в различных человеческих деятельностях развиваются специальные психические процессы: восприятие, мышление, память, воображение.

Программа направлена на создание образовательных ситуаций, постановку перед детьми таких задач, которые предполагают для своего решения использование различных наглядно-образных средств. Не просто применение наглядности как таковой, а использование наглядных средств решения задач некоторой реальности, т.е. опосредованному мышлению. Только тогда это способствует развитию мышления как высшей психической функции, развитию познавательных способностей.

Познавательное развитие, осуществляемое как развитие познавательных способностей, имеет ряд существенных особенностей.

Первым является овладением ребенком действиями анализа окружающей действительности. Сама познавательная способность как действие ориентировочное предполагает ориентировку в окружающем действительности (предмете, явлении, обстоятельствах), выделение в ней существенных для данной задачи обстоятельств. Это характеризует познавательную способность как таковую.

Анализ действительности и выделение существенных для задачи свойств происходит с использованием различных средств, в качестве которых выступают образы различной степени обобщенности и речь. Для дошкольников наибольшим преимуществом в таких процессах обладают образные средства.

Решение задачи предполагает манипуляцию со средствами либо в практическом плане, либо в плане представлений. Однако на этом процесс решения не заканчивается. Главным становится отнесение вывода, полученного с помощью средств - к реальности. Такое проявление характеризует процесс (мышление) как высшую психическую функцию: решение задачи с помощью средств.

В части развития именно познавательных способностей программа содержит комплекс структурированных образовательных ситуаций, содержащих познавательные задачи. Решение задач предполагает построение и использование детьми различных наглядных моделей. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает овладевать формами словесно-логического мышления.

Существует ряд закономерностей овладения моделированием как средством мыслительной деятельности:

- Построение модели предполагает использование обозначения ее частей в виде заместителей. Овладение действиями замещения предшествует овладению действиями моделирования и лежат в их основе.

- Существуют заместители и модели, сходные по внешнему виду с обозначаемыми объектами. Они называются иконическими. Возможно также обозначение объектов реальности заместителями, имеющими с обозначаемым лишь условную связь. Такие заместители и модели носят название условно-символических. Овладение иконическим замещением и моделированием более доступно, чем условно-символическим.

- Для работы с моделями могут использоваться заместители в виде предметов (кружки, квадраты, различные фишки, значки и др.) или в виде их графического изображения. Модели при этом носят названия предметных или графических соответственно. Овладение предметным моделированием предшествует овладению моделированием графическим.

- Модели могут предлагаться детям в готовом виде, а могут изображаться или создаваться детьми самостоятельно. Использование готовых моделей более легкий этап в овладении действиями моделирования и предшествует этапу самостоятельного создания их детьми.

Формирование действий, связанных с моделированием, подчиняется законам развития психических процессов и проходит путь от внешних предметных действий к действиям внутренним, умственным действиям. Такой переход носит название интериоризации.

В зависимости от задачи средства, используемые для их решения, могут носить знаковый или символический характер, т.е. выступать в качестве знаков или символов. Знаками называются средства (изображения, предметы), отражающие объективные закономерности реального предмета, явления, действительности, символы передают отношение человека к тому, что обозначается.

В зависимости от возникающей перед человеком задачи умственные способности можно разделить на несколько групп.

Умственные способности могут быть разделены на познавательные и творческие, познавательные, в свою очередь – на сенсорные и интеллектуальные.

Способности восприятия (сенсорные способности) «обнаруживаются в виде восприятия тех или иных свойств и отношений предметов и явлений объективного мира или свойств собственных действий индивида ». Решение различных перцептивных задач происходит при помощи сенсорных эталонов и действий по их использованию.

Развитие интеллектуальных с пособностей происходит в процессе усвоения действий замещения, построения и использования наглядных моделей, а также слова в планирующей функции.

Познавательное развитие ребенка в программе обеспечивается образовательной работой по следующим разделам: «Сенсорное воспитание»; «Ознакомление с пространственными отношениями»; «Конструирование»; «Развитие экологических представлений»; «Развитие элементов логического мышления»; «Развитие элементарных математических представлений».

В результате работы по сенсорному воспитанию ребенок овладевает представлениями о свойствах предметов окружающего мира (цвете, форме, величине). Представления детей формируются в процессе развития сенсорных способностей через действия (идентификации, соотнесения с эталоном, перцептивного моделирования) с сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, десятью градациями величины) [6, 69].

При ознакомлении с пространственными отношениями дети овладевают пространственными предлогами и наречиями (за, перед, слева, справа, между, сверху, снизу и др.). Могут ориентироваться в различных помещениях и на участке детского сада при помощи плана (находя по плану спрятанный в помещении предмет или наоборот, показывая на плане, где спрятан предмет в помещении), владеют общепринятыми условными обозначениями при составлении планов, имеют представление о масштабе, могут пользоваться системой координат при игре «Морской бой», могут ориентироваться в пространстве листа бумаги [6, 72].

В результате овладения деятельностью конструирования дети могут ориентироваться в пространственных свойствах деталей, постройки из строительных деталей, реальном предмете. Стоят постройки по графическим схемам, по предварительному замыслу. Могут изобразить схемы построек с разных сторон по готовой постройке и по предварительному замыслу. Могут переводить одни схематические изображения построек в другие (контурные в расчлененные, общие схемы предмета в расчлененные конкретные схемы его конструкции, схемы объемные в схемы с отдельных позиций и т.д.). Дети строят пространственные композиции из нескольких построек, включая их в единый комплекс [6, 75].

Развитие экологических представлений позволяет познакомить детей со свойствами объектов неживой природы и предметами обихода: песком, водой (льдом, жидкой водой, паром), магнитом, воздухом, металлическими и неметаллическими, деревянными, пластиковыми и другими предметами. Деятельность организуется таким образом, что дети, играя и экспериментируя с предметами, сделанными руками человека, выделяют их существенные свойства и функциональное назначение могли выделять их свойства (плавает-тонет, теплый-холодный, мокрый-сухой, тяжелый-легкий и др.), называют их, делая самостоятельные выводы из экспериментов и игры.

При знакомстве с объектами природы прослеживаются и фиксируются причинно-следственные связи. Дети через наблюдение и анализ смены времен года, экологических систем и природных зон Земли самостоятельно или с помощью взрослого выявляют:

взаимозависимости живой и неживой природы;

взаимосвязи между растениями и животными; взаимосвязи человека и природы.

Представления закрепляются при использовании и построении моделей в виде круговой диаграммы смены времен года; моделей взаимосвязи условий жизни, растений и животных в экологических системах и природных зонах Земли [6, 85].

Развитие у детей элементарных математических представлений – это овладение детьми представлениями о количестве; числе (как совокупности элементов множества и как отношении измеряемого к мере); о закономерностях, существующих между числами в числовом ряду; о составе числа из двух меньших; математических (части и целом) и логико-грамматические отношениях, выступающие при решении арифметических задач; о времени: смена частей суток, дней недели, месяцев, сезонов года, кроме того, у детей развивается ориентировка на время при выполнении действий в различные режимные моменты [6, 81].

Развитие элементов логического мышления происходит как овладение детьми представлениями о понятийных отношениях, выявляемых в результате применения детьми сложившихся способов группировки и упорядочения объектов. Понятийные отношения раскрываются при помощи условно-символических моделей. Ребенок осваивает два вида понятийных отношений: классификационных (отношения подчинения и соподчинения по уровню их обобщенности, или родо - видовые отношения.) и сериационных (отношения последовательности, отношения между объектами, упорядоченными по степени интенсивности какого-либо признака) [6, 89].

Познание свойств окружающей действительности происходит так же и в результате образовательной работы и по другим разделам программы, отнесенным к другим образовательным областям. Так, в разделе «Художественно-эстетическое развитие» знакомство детей со свойствами воды, бумаги, красок предшествует созданию рисунка. В ходе предметного изображения объекта происходит его анализ, в его графическом изображении передаются конкретные существенные характеристики, а затем более сложные отношения между реальными объектами.

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи сопровождается приобретением детьми сведений об окружающем мире. Прочитывание сказки взрослым и последующий пересказ детьми сопровождается отбором заместителей для обозначения персонажей сказки. В последующем по разыгранным с помощью заместителей эпизодам дети узнают ситуации сказки, используют пространственные модели при пересказе, самостоятельно строят их для пересказа.

Примерные виды интеграции образовательной области «Познавательное развитие»

 

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средства организации и оптимизации образовательного процесса
Социально-коммуникативное развитие (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире; в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности; в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы) Художественно - эстетическое развитие (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства; решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира) Физическое развитие (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни) Художественно - эстетическое развитие (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира;  использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащениясодержания области)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.73 (0.014 с.)