Таким образомы были выделены сильный и слабый типы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образомы были выделены сильный и слабый типы



Уравновешенность возбудительных и тормозных процессов оценивалась по соотношению возбудительных и тормозных процессов.

Подвижность нервных процессов по: скорости переделки дифференцировки, по реакции на сшибку – предъявлялись два условных стмула, в ответ на которые должна быть различная реакция.

Что выделил: четыре типа

Сильный неуравновешенный

Сильный уравновешенный подвижный

Сильный уравновешенный инертный

Слабый

Как типологическая характеристика проявляется в поведении?

Типы ВНД приблизительно соответствуют темпераментам Гиппократа

Влияние среды и тип ВНД – воспитание ребенка – две стороны этого вопроса

Во-первых, тип ВНД требуе специфического подхода, который очень трудно изменить – холерический темперамент – подвижность, не применимы длительные периоды неподвижности, однообразные занятия и наоборот.

Возможно изменение темперамента в определенных пределах, это можно рассматривать как своего рода норму реакции.

Что добавилось в настоящее время с использованием нейронных ответов, ЭЭГ и других современных методов. Можно пока точно сказать, что нет однозначной зависимости между свойствами центральной нервной системы и поведением, хотя определенные корреляты выделены.

Что добавилось в исследованиях? Частотные характеристики ЭЭГ. Четыре основных ритма: b, a, q, s, возможна классификация по преобладанию ритмов. Оказалось, что самый устойчивый и генетически детерминированный – альфа ритм, его характеристики не меняются с возрастом.

Соотношение ритмов ЭЭГ – в состоянии спокийного бодрствования, при открытых глазах, при предъявлении стимулов зрительных или слуховых.

Только один пример, классификации, который применяется при отборе летчиков и космонавтов (институт космической медицины). Три типа соотношения ритмов

Первый тип – альфа ритм преобладает, он моночастотный и высокоамплитудный – пассивность, интроверсивность, трудно принимают решения

Второй тип – амплитуда альфа ритма ниже, сам ритм занимает до 50% - повышена тревожность

Третий тип – высокоамплитудный, но поличастотный альфа ритм – повышена возбудимость, агрессивность, быстро принимают решения.

Если по типам ВНД гениальное исследование Павлова подтверждается пока слабо, прямых корреляций между электрофизиологическими характеристиками нейронов и поведением не найдено. Эти корреляции, скорее всего, и не будут найдены, потому что поведение – это сложное взаимодействие всех структур ЦНС, то его предвидение – выделение художников и мыслителей нашло блестящее подтверждение. Оказалось, что для человека и для большинства животных характерна межполушарная асимметрия.

Что значит межполушарная асимметрия? – Это значит, что наши полушария большого мозга, выполняя одну задачу – приспособление к изменяющимся условиям внешней среды – осуществляют эту функцию по разному. В соответствии с этим левое полушарие названо словестно-логическим, а правое – пространственно чувственным. Два полушария умеют совершенно по разному воспринимать и оценивать окружающий мир, а вместе строят его цельную картину.

Каким образом это было обнаружено? Впервые обратили внимание клиницисты – у больных с поражением одного из полушарий наблюдались различные нарушения, в основном это касалось речи, если поражено было левое полушарие, поражения правого на речи не отражалось.

Как можно исследовать эти типы асимметрии?

Больные с расщепленным мозгом – можно подавать информацию только в одно полушарие, однако, это возможно только для зрительных стимулов, потому что так организованы зрительные пути.

Воспользовавшись этими особенностями, можно попытаться и на целом мозге предъявит картинку или предмет одному из полушарий. Хитрость в длительности предъявления – доли секунды. – Картинка с глазами и предметами. Примеры: ложка или ключ, две половинки лица, картинки или предметы химеры – в этом случае правое полушарие просто достраивает обюраз, а левое не видит ничего.

Полученные результаты – левое полушарие может назвать предмет, правое может его узнать из множества предъявленных предметов.

Однополушарный наркоз.

Что можно узнать? Можно узнать две характеристики полушарий:

Что полушарие воспринимает – образ или символ образа

Можно определить тип сенсомоторной асимметрии. Такой тип называется профиль сенсомоторной асимметрии. Такой профиль позволяет установить доминирующее полушарие. Это сделать достаточно сложно, и достаточно просто. Просто, потому, что можно определить, например, ведущий глаз, ведущее ухо, ведущую руку или ногу. Как правило, никогда не бывает, чтобы все было левое или правое.

Какие типы межполушарной асимметрии есть? Сенсорная, моторная и психическая, причем, совпадение совершенно не обязательно.

Нейрофизиологические основы асимметрии – действительно, в доминирующем полушарии выше частота разрядов нейронов, время ответа на стимул, меньше латентный период. Это важные результаты, которые свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия является и продуктом генома, и результатом воспитания. Ест и результаты, свидетельствующие о возможности развития полушарий. Однако при этом нужно помнить и то, что уже говорилось о типах ВНД: доминирование полушария обусловливает и особенности обучения. Следует отметить, что ярко выраженные типы встречаются редко.

Что такое вторая сигнальная система?

Взаимоотношения организма со средой осуществляются на основе сигналов, поступающих в нервную систему в результате непосредственного воздействия предметов и явлений внешнего мира на рецепторы. Этот тип сигнализации И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой. В животном мире первая сигнальная система является единственным каналом информации организма о состоянии среды. Первая сигнальная система высших животных обеспечивает достаточно совершенное отражение внешнего мира и в связи с этим гонкое и точное приспособление их к среде. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной так и нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными». Сигналы первой сигнальной системы являются конкретными и относятся к определенному предмету. Образование условных рефлексов через первую сигнальную систему составляет у высших животных физиологическую основу их элементарного конкретного, или предметного, мышления. Первая сигнальная система — одинаковая у человека и животных. В условиях обычной жизни у человека она изолированно функционирует только в первые шесть месяцев жизни.

При воспитании человека развивается вторая сигнальная система, характерная только для человека. Это переводит высшую нервную деятельность человека на более высокую ступень. Она приобретает новые качества, обусловливающие расширение возможностей общения с внешним миром и многогранность его проявлений. И. П. Павлов назвал вторую сигнальную систему «чрезвычайной прибавкой» к механизмам высшей нервной деятельности человека. Вторая сигнальная система — это речь, слово, видимое, слышимое, произносимое мысленно. Это высшая система сигнализации окружающего мира. Она состоит в словесном обозначении всех его сигналов и в речевом общении. Вторая сигнальная система развилась у человека под влиянием социальной среды в процессе труда. Большую роль в этом сыграли кинестезические раздражения мозга, возникающие в результате трудовых процессов.

Слово для человека служит таким же физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира. Словесные сигналы обобщают раздражители первой сигнальной системы.. Для того чтобы слово «стол» указывало на конкретный стол, необходимо уточнение—«этот стол». В пределах второй сигнальной системы обобщаются раздражители не только первой, но и самой второй сигнальной системы.

Другое исключительно важное значение второй сигнальной системы заключается в том, что она резко увеличивает объем информации — за счет использования не только индивидуального, но и коллективного опыта всего человечества. Получаемая человеком от других лиц словесная информация — устная и в особенности письменная — имеет чрезвычайно широкий диапазон (это может быть информация не только от ныне живущих лиц, но и от многих предшествующих поколений

Первая и вторая сигнальные системы функционально взаимосвязаны. Сигналы первой сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами второй сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и высших порядков, функционально связывающие сигнальные системы в единое целое. Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления, присущего только человеку. Афферентные сигналы, поступающие в центральную нервную систему от речевых органов, через слуховой и зрительный анализаторы, формируют у человека сложные рефлексы, обусловливающие звуковую и письменную речь.

Что лежит в основе речи?

Извлечение звука – прохождение воздуха через гортань, изменение натяжения голосовых связок.

Артикуляция – координация звука с движениями губ, языка и дыханием. Дыхательные мышцы могут управляться от коры, произвольно.

Таким образом, речь, произнесение слов, предложений, фраз, скорость произношения, внятность – это инструментальные условные рефлексы, в реализацию которых вовлечены произвольные движения артикуляционного аппарата и дыхательных мышц, ассоциативные и двигательные зоны коры. Эти рефлексы повторяются многократно, укрепляются в течение всей жизни. Нарушения речи следует искать на всех уровнях воспроизведения слова (слух, кора, артикуляция).

Характеристики речи

Разборчивость

Спектр звуков – частота основного тона, индивидуальные особенности

Обертоны – оттенки тембра (их наличие или отсутствие, монотонная речь, может быть диагностическим признаком при нарушении эмоциональной сферы).

Динамический диапазон – в среднем размах около 50дБ, в норме диапазон устной речи от 60 до 80 дБ.

Какую информацию получаем?

Лингвистическая – смысл, который содержит слово или понятие

Экстралингвистическая – тембр, интонация. Информация о поле. Возрасте, здоровье, эмоциональном состоянии говорящего.

Функции речи

Коммуникативная – сообщение или побуждение к действию. С помощью сообщений мы получаем информацию не только при непосредственном контакте, но и из книг – связь с прошлым, прогнозирование будущего.

Регулирующая – исключительно для человека, это сознательная форма психической деятельности в виде внутренней речи.

Программирующая. Замысел® высказывание (не важно вслух или нет)® создание и формирование понятий.

Структуры коры, с которыми связана речь.Речевые функции полушарий.

Сенсорные функции левого и правого полушарий. Левое полушарие распознает артикулированные звуки, в соответствии со своей функцией аналитического полушария. Правое – воспринимает и лучше распознает интонации.

Моторная функция левого полушария, зоны Брока и Вернике, связь с первичной слуховой корой, моторные зоны языка, губ, мимических мышц лица.

Дополнительная речевая зона – теменная кора - грамматика, ритм речи, интонация, сборка фраз

Организация работы коры, например, при назывании увиденного предмета.

Первичная зрительная кора

Вторичная, ассоциативная зрительная кора (сличение – было или нет, знакомо ли то, что увидели).

Зона Вернике – это часть слуховой коры левого полушария, которая распознает осмысленную речь. Если есть слуховой образ предмета, то информация поступает в зону Брока по дугоодразному пучку.

Зона Брока – часть моторной коры левого полушария, которая управляет мышцами, принимающими участие в артикуляции, произнесении слова

Дополнительная моторная зона теменной коры, которая ответственна за грамматику, ритм речи, сборку фраз, эмоциональность речи.

Непосредственная команда из зоны Брока включает и имеющуюся программу произнесения данного слова, и подключает правое полушарие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.021 с.)