Характеристика лесного участка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика лесного участка



ПРОЕКТ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

к курсовому проектированию по лесоустройству

для студентов факультета лесного хозяйства

по специальности 250100.62 – Лесное дело

 

 

2-е издание, переработанное и дополненное

 

Н. Новгород, 2015

 

Составители: Старцев А. И., Боровиков Н. З.

 

УДК 630.5 (083.74)

 

Проект освоения лесов: Учебное пособие к курсовому проектированию по лесоустройству для студентов факультета лесного хозяйства по специальности 250100.62 – Лесное дело: 2-ое издание, переработанное и дополненное/ Старцев А. И., Боровиков Н. З./ Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород, 2015 – 65 с.

 

Приведен порядок выполнения курсового проекта по лесоустройству. Подробно рассмотрены вопросы анализа состояния лесного фонда, многовариантного выбора и обоснования расчетной лесосеки. Приведены основные приемы и методы расчетов при проектировании лесохозяйственных мероприятий. По всем разделам проекта даны примеры заполнения проектных таблиц и их анализа. В завершении приведены вопросы контрольной работы для студентов заочной формы обучения, а в приложениях - основные нормативы, необходимые для проектных расчетов.

Методические указания предназначены для бакалавров по направлению подготовки «Лесное дело» по специальности 250100.62

 

Печатается по решению редакцинно-издательского совета НГСХА

 

 

 

Рецензент: Мариничев Е. А. – к. с.-х.н., зав. кафедрой лесоводства и

лесозащиты

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2015

 


ВВЕДЕНИЕ

Лесные экосистемы, являясь составной частью биосферы Земли, играют ключевую средообразующую и средорегулирующую роль на планете. Они являются важнейшим фактором, формирующим и стабилизирующим окружающую природную среду в глобальном и региональном масштабах.

Леса имеют огромное экономическое значение, являясь источником получения самых разнообразных видов сырья и продуктов, используемых человеком. Велика и социальная роль лесов, выполняющих также санитарно-гигиенические, оздоровительные, рекреационные, защитные и другие функции.

Однако прогрессирующее снижение площадей мировых лесов в результате их вырубки, расчистки земель под сельскохозяйственное пользование, урбанизации ландшафтов ведет к существенному снижению их экологического и ресурсного потенциала. Ситуация усугубляется и тем, что значительные площади лесов подвержены загрязнению промышленными выбросами, регулярно повреждаются кислотными осадками, что вызывает различные нарушения в лесных экосистемах и приводит к потере их устойчивости.

Все это, в сочетании с глобальным потеплением климата, начавшимся в первой четверти прошлого века, может привести к необратимым негативным изменениям окружающей природной среды, усилить проявление катастрофических стихийных природных явлений, уже давших о себе знать в начавшемся столетии.

Усиливающиеся негативные тенденции в состоянии лесных ресурсов обусловили принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития лесов. В России такая общенациональная стратегия была введена 31 июля 1998 года Федеральной службой лесного хозяйства РФ. Как записано в концепции, «целью устойчивого управления лесами является сохранение экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного рационального, неистощительного и многоцелевого лесопользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, сохранения биологического разнообразия».

Важнейшая роль в достижении поставленных целей отводится лесоустройству, которое призвано разрабатывать методы научно обоснованного, не­истощительного и комплексного пользования лесными ресурсами и лесным фон­дом. Такое пользование должно не только не снижать, но и способствовать увеличению эко­логического, социального и экономического потенциала лесов.

Для решения этой задачи необходимо проводить единую научно-техническую поли­тику в лесном хозяйстве, направленную на обеспечение рационального многоцеле­вого использования лесного фонда и восстановление лесных ресурсов.

Разработка и осуществление такой политики также возложены на лесоустройство, кото­рое для регионов и конкретных лесохозяйственных предприятий разрабатывает Лесохозяйственные регламенты лесничеств (лесопарков). В них дается характеристика лесного фонда, перечень разрешенных видов пользования. Приводятся расчеты и обоснование норм лесопользования, комплексы проектируемых лесохозяй­ственных мероприятий на предстоящий ревизионный период.

Таким образом, лесоустройство дает рекомендации по ведению лесного хозяй­ства, а также основу для прогнозирования состояния лесного фонда и планирования многоцелевого неистощительного пользования лесными ресурсами.

Выполняя курсовой проект, студенты приобретают навыки лесоустроитель­ных расчетов, знакомятся с основами планирования и рационального ведения лесного хозяйства.

При составлении «Методических указаний...» учтены разработки по курсовому про­ектированию Санкт-Петербургской ЛТА [15], Воронежской ЛТА [2], Саратовского СХИ [14], Марийского ПТИ [4], Московского государственного института леса.

Методические указания составлены с учетом Состава Лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений (2012), Состава и порядка разработки Проекта освоения лесов (2012).

 

ПОРЯДОК СБОРА И СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ

ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Сбор исходных данных для курсового проекта студенты очного отделения прово­дят в период прохождения первой производственной практики, а заочного - в лес­ничестве, где они работают. Для этого используются следующие материалы последнего лесоустройства лесхоза:

- лесохозяйственный регламент лесничества,

- планшеты,

- таксационное описание.

Для курсового проекта выбирается компактная часть любого участкового лесничества. Она должна включать 7-10 смежных кварталов (не менее 250 выделов), которые принимаются в качестве объекта проектирования.

Лесной фонд должен быть представлен, как минимум, двумя преобладающими породами (хвойными и лиственными) всех возрастных групп (молодняками, средневозрастными, приспевающими и спелыми древостоями). Для южной части области при отсутствии хвойных древостоев нужно взять кварталы с порослевыми насаждениями дуба. Необходимым условием является наличие в выбранных кварталах спелых древостоев в количестве не менее 15 выделов по каждой из этих двух пород.

Если это условие невозможно выполнить для группы смежных кварталов, то допускается подбор территориально разобщенных. На все кварталы выписывается таксационная характеристика всех выделов на стандартные листы, которые в дальнейшем подшиваются в курсовой проект. На эти же кварталы делается выкопировка из планшетов на кальку с указанием номеров кварталов, границ и таксационных формул выделов, масштаба.

Таким образом, для составления курсового проекта необходимы следующие исходные данные:

- полное таксационное описание выбранных кварталов;

- выкопировка из планшета на эти кварталы в масштабе 1:10000.

Оформление курсового проекта должно быть аккуратным. Титульный лист формируется в редакторе Word  по форме, приведенной в приложении 1.

Проект выполняется в рукописном виде на листах бумаги формата А4. На каждом листе оставляются поля шириной: слева-30 мм, справа - не менее 15 мм, сверху и снизу-20 мм. Каждая глава начинается с нового листа.

Все таблицы должны иметь номер и название. Нумерация таблиц и рисунков выполняется в пределах глав. Первая цифра соответствует номеру главы, а затем после точки ставят порядковый номер таблицы в этой главе и с новой строки ее заголовок. Нумерация и порядок оформления таблиц приводится в методических указаниях.

На каждую таблицу и рисунок в тексте пояснительной записки должна быть ссылка в круглых скобках с указанием их номера. При этом слова «таблица» или «рисунок» пишутся сокращенно. Например, (табл.4) или (рис.7).

Все результаты расчетов и таблицы должны быть прокомментированы в тексте проекта.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Приводятся значение лесов, основные задачи, стоящие перед лесным хозяйством и место лесоустройства при их решении. Указывается цель составления лесохозяйственных регламентов лесничеств, разрабатываемых при лесоустройстве. В заключение приводится цель составления курсового проекта. Объем 1-2 страницы.

СВЕДЕНИЯ О ЛЕСНОМ УЧАСТКЕ

Перечень лесных кварталов

В качестве объекта проектирования выбран лесной участок общей площадью …….. га. Перечень лесных кварталов приведен в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Перечень кварталов лесного участка

Наименование лесничества, участкового лесничества Номера лесных кварталов, лесотаксационных выделов Общая площадь, га
     
Всего:    

 

Таблица 1.2

Распределение площади лесного участка по видам целевого назначения лесов

Целевое назначение лесов Площадь, га %%
Защитные леса    
Эксплуатационные леса    
Всего:    

 

1.3. Состояние лесного фонда

Характеристика лесного фонда дается с использованием таблицы распределения площадей по категориям земель (табл.1.3) и таблиц распределения покрытой лесом площади по классам возраста, бонитетам, полнотам и типам леса (табл.1.4-1.7). Они заполняются на основании данных таксационного описания выбранных 5-10 кварталов, именуемых в дальнейшем  «лесной участок».

При составлении курсового проекта принимается условие, что лесной фонд относится к эксплуатационным лесам и хозяйственной части - эксплуатационные леса. Связано это с тем, что на производстве такие таблицы составляются и анализируются отдельно по каждой хозчасти, а при курсовом проектировании нецелесообразно дублировать аналогичные расчеты.

Таблица 1.3

Распределение площади лесного участка по лесным и нелесным землям

лесного фонда

№№ пп Показатели Площадь, га %%
1. Общая площадь земель лесного фонда    
2. Лесные земли - всего    
2.1. Покрытые лесной растительностью – всего    
2.1.1. В том числе лесные культуры    
2.2. Не покрытые лесной растительностью-всего    
  в том числе: несомкнувшиеся лесные культуры    
  фонд лесовосстановления - всего:    
  в том числе: гари    
  погибшие древостои    
  вырубки,, лесосеки текущего года    
  прогалины, пустыри    
3. Нелесные земли – всего:    
  пашни    
  сенокосы    
  пастбища, луга    
  воды    
  дороги, просеки, границы, противопожарные разрывы    
  усадьбы и пр.    
  болота    
  прочие земли    

При анализе таблицы 1.3 дается оценка распределению покрытой и не покрытой лесом площади по категориям земель примерно в следующем порядке.

Указывается процент лесистости и по его величине устанавливается основное направление ведение лесного хозяйства (лесопользование, лесовосстановление).

Анализ распределения лучше начинать с нелесных земель. Приводится их процент от общей площади и перечень категорий, занимающих наибольшую площадь. Далее приводится их характеристика в следующей последовательности: название категории, площадь, характеристика (по таксационному описанию), значение или использование при ведении лесного хозяйства и основные проектные решения для этой категории. Например: сенокосы занимают площадь 12,5 га, что составляет 1,27% от всей площади лесного фонда. Преобладают сенокосы суходольные, среднего качества, урожайность – 0,8-1 т/га. Используются для заготовки сена работниками лесной охраны. Закустаренность составляет 15%, поэтому в проекте предусматриваются мероприятия по расчистке сенокосов.

Для болот приводится их площадь, тип, краткая характеристика, на основании которой дается проектное решение о необходимости (или нецелесообразности) гидролесомелиоративных мероприятий.

Характеристика просек, границ и дорог приводится при любой их площади. Указывается назначение этих категорий (для чего используются), их состояние и принятое проектное решение о необходимости ремонта (для дорог), расчистки или разрубки (для просек).

При характеристике лесных земель сначала указывается их процент от общей площади и доля, занимаемая лесными не покрытыми лесом землями. Приводятся названия и краткая характеристика этих площадей (аналогично нелесным), основные типы леса и их потенциальная продуктивность, наличие и состояние подроста хозяйственно ценных пород, среднее количество пней (для вырубок). На основании такой характеристики обосновывается принятое проектное решение о выборе способов лесовосстановления на этих землях в предстоящем ревизионном периоде. Даются рекомендации по перспективному использованию нелесных и лесных не покрытых лесом площадей.

Для несомкнувшихся лесных культур приводится площадь, породы, тип, средняя приживаемость, ТЛУ, состояние. На основании этого дается проектное решение о необходимости проведения дополнения, рубок осветления, уходов.

Приводится общая площадь лесных культур, их породный состав, краткая характеристика и оценка состояния. Определяется процент искусственных насаждений в общей покрытой лесом площади, на основании которой дается оценка интенсивности ведения лесного хозяйства.

В заключение дается обобщенная оценка структуры земель лесного фонда, ее соответствие намеченным целям ведения хозяйства и предлагаются основные проектируемые мероприятия для ее оптимизации.

Анализ распределения площади покрытых лесом земель по преобладающим породам, классам возраста, бонитетам и полнотам выполняется по итоговым данным таблиц 1.4-1.7 примерно в следующем порядке.

По данным таблицы 1.4 перечисляются 4 породы, занимающие наибольшие площади в порядке возрастания их хозяйственной значимости. Для каждой из этих пород указывается, какой процент она занимает от покрытой лесом площади, какие группы (или 2-3 класса) возраста преобладают (их доля от площади породы), средний возраст (табл. 1.8), равномерность распределения по классам возраста. При существенном преобладании спелых и перестойных (или молодых и средневозрастных) древостоев приводятся возможные причины, обусловившие такую возрастную структуру.

Исходя из теории нормального леса, вычисляется процент площадей эксплуатационного фонда от покрытой лесом площади для всех преобладающих пород. Нормативная величина этого процента определяется по формуле:

Рн=100/n,

где n-номер класса возраста рубки, лет. Например, при возрасте рубки для сосны 81 год, n=5 и тогда

     Рн=100/5=20%.

Если фактический процент превышает нормативный, то в хозяйстве создаются хорошие условия для организации главного пользования, однако средний прирост на лесном участке  будет ниже, чем в нормальном лесу.

Если фактический средний процент оказывается ниже нормы, то средний прирост в хозяйстве повышен, но недостаток спелых и перестойных насаждений будет создавать трудности с организацией лесопользования.

Таблица 1.4

Распределение площади покрытых лесом земель по классам возраста

(числитель – площадь, га; знаменатель – запас, м3)

Преобла-

дающая

порода

Классы возраста

Итого

I II III IV V VI VII VIII и выше
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сосна                  
и т. д.                  
Итого хвойные:                  
Дуб в/с                  
Дуб н/с                  
и т. д.                  
Итого твердолиств.:                  
Береза                  
и т. д.                  
Итого мягколиств.:                  
ВСЕГО:                  

 

При анализе потенциальной производительности древостоев отмечается, у каких из выбранных 4 пород она наиболее высокая, перечисляются наибольшие по площади один-два класса бонитета. Отмечается в пределах отдельных пород равномерность распределения площадей по классам бонитета, т. к. распределение площадей преимущественно по крайним классам может послужить основанием для выделения в пределах одной породы двух хозсекций по товарности. Дается вывод о возможности ведения крупнотоварного хозяйства или необходимости организации мелкотоварного хозяйства на базе тех или иных пород.

Таблица 1.5

Распределение площади покрытых лесом земель по классам бонитета

площадь, га

Преобла-

дающая

порода

Классы бонитета

Итого

I II III IV V Va
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Сосна                    
и т. д.                    
Итого хвойные:                    
Дуб в/с                    
Дуб н/с                    
и т. д.                    
Итого твердолиств.:                    
Береза                    
и т. д.                    
Итого мягколиств.:                    
ВСЕГО:                    

 

Таблица 1.6

Распределение площади покрытых лесом земель по полнотам

(площадь, га)

Преобла-

дающая

порода

Полнота

Итого

0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Сосна                  
и т. д.                  
Итого хвойные:                  
Дуб в/с                  
Дуб н/с                  
и т. д.                  
Итого твердолиств.:                  
Береза                  
и т. д.                  
Итого мягколиств.:                  
ВСЕГО:                  

При анализе таблицы 1.6 отмечается, древостои каких пород имеют наибольшую полноту, процент преобладающего класса полноты от площади каждой породы. Приводятся возможные причины значительных отклонений от хозяйственно допустимой полноты, принимаемой равной 0,7 (преобладание молодняков искусственного происхождения с низкой приживаемостью, чрезмерная интенсивность рубок ухода, отсутствие уходов в мягколиственных древостоях и др.). Предлагаются мероприятия по увеличению полноты на ревизионный период.

В таблице 1.7 приводится распределение лесов по группам типов леса. Дается заключение о соответствии основных лесообразующих пород лесорастительным условиям. Отмечается, какие породы занимают коренные типы леса, возможность выращивания высокопроизводительных древостоев в данных условиях произрастания. Если мягколиственные породы занимают высокопродуктивные коренные типы леса хвойных или твердолиственных пород, то обосновывается необходимость формирования на их основе временных хозяйственных секций. Основной целью ведения хозяйства в них будет восстановление хозяйственно ценных пород в коренных высокопродуктивных условиях обитания (при отсутствии целевого спроса на древесину мягколиственных пород).

Таблица 1.7

Распределение площади покрытых лесом земель по группам типов леса и

преобладающим породам

площадь, га

Типы лесорастительных условий.

Индекс типов леса

Преобладающие породы

Итого

С Е Б      
1 2 3 4 5 6 7 8 9
В2, С2 и т. д. Смбр 22,8 13,6 17,9        

 

Расчет средних таксационных показателей

По данным таблиц 1.4-1.6 рассчитываются таксационные показатели по каждой породе: средний возраст, средний класс бонитета, средняя полнота и средний запас на 1 га, общий средний прирост по запасу на 1 га и общий средний прирост запаса по преобладающим породам.  Первые три показателя вычисляются как средневзвешенные через площадь.

Средний возраст определяется по формуле:

,

где A 1 … An – средний возраст 1… n классов возраста, лет; S 1 … Sn – площади древостоев этих классов возраста; S общ. – общая покрытая лесом площадь данной породы. Точность округления – 1 год.

Продолжительность класса возраста для хвойных и твердолиственных семенного происхождения составляет 20 лет (кроме сосны сибирской), для мягколиственных и твердолиственных порослевого происхождения –10 лет.

В этом случае, при продолжительности класса возраста 20 лет (хвойные и твердолиственные семенного происхождения), для I, II, III классов средние возрасты классов составят 10, 30 и 50 лет соответственно, а при продолжительности 10 лет (мягколиственные и твердолиственные порослевого происхождения) – 5, 15 и 25 лет.

Средний класс бонитета определяется по формуле:

,

где SI б … SV б – площади древостоев Iб…Vб классов бонитета. Вычисленный как средневзвешенный класс бонитета уменьшается на 2 для приведения его к фактической величине. Точность определения – 0,1. Например: I,2 или Va,3.

Средняя полнота определяется по формуле:

,

где S 0,3 … S 1,0 – площади древостоев с полнотой 0,3…1,0 соответственно. Точность определения – 0,01 единицы. Например: 0,68.

Средний запас на 1 га определяется делением общего запаса породы (М) на площадь древостоев этой породы (S):

.

Средний запас на 1 га спелых и перестойных насаждений (Мэкс .) рассчитывается делением запаса спелых и перестойных насаждений на сумму их площадей:

.

Общий средний прирост рассчитывается по формуле:

,

где Z 1 … Zn – средние приросты I… n классов возраста, которые определяются делением запаса каждого класса возраста (Mn) на средний возраст этого класса (An):

.

При продолжительности класса возраста 20 лет (хвойные и твердолиственные семенного происхождения) для I, II, III классов средние возрасты составят 10, 30 и 50 лет соответственно, а при продолжительности 10 лет (мягколиственные и твердолиственные порослевого происхождения) – 5, 15 и 25 лет.

Если для I класса возраста запас не указан, то в курсовом проекте он определяется следующим образом. Рассчитывается средний прирост (z) на 1 га II класса возраста делением среднего прироста II класса возраста (Z2) на площадь этого класса:

.

Полученную величину умножают на площадь I класса возраста и на коэффициент 0,4 для хвойных и твердолиственных пород или 0,6 - для мягколиственных. Точность определения среднего запаса и общего среднего прироста – 1 м3.

Рассчитанная величина является средним изменением запаса, но, учитывая, что в лесоустроительном проектировании и в учебной литературе она часто называется средним приростом, в дальнейшем мы будем придерживаться этого термина.

Средний прирост на 1 га определяется делением общего среднего прироста на площадь, занятую данной породой. Точность определения – 0,1 м3.

Все расчеты приводятся в тексте пояснительной записки. Полученные показатели сводятся в таблицу 1.8.

             Таблица 1.8

Средние таксационные показатели

Преобладающая порода

Возраст рубки

Средние таксационные показатели

Возраст

Класс бонитета

Полнота

Запас насаждений

Средний прирост

Покрытых лесом Спелых и перестойных Общий на 1 га
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Сосна и т. д.                
Итого: - - - - - -    

 

В заключение дается обобщенная оценка состояния лесного фонда на основе выполненного анализа, приводятся основные проектные решения для улучшения состава и структуры лесного фонда. Устанавливается возможность организации на базе насаждений объекта комплексного многоцелевого высокопродуктивного лесного хозяйства.

 

Мероприятия по защите лесов

При наличии  очагов болезней и вредителей приводятся сведения и видах и площадях очагов (табл. 1.9), краткие рекомендации по мерам борьбы.

Таблица 1.9

Заготовка древесины

На лесных участках, переданных в аренду, на основании статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-Ф3 в целях заготовки древесины допускается осуществление рубок:

1) спелых, перестойных насаждений;

2) средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами и для строительства объектов лесной инфраструктуры.

Порядок осуществления рубок определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Хозяйственные части

Хозчасть представляет собой совокупность территориально обособленных насаждений и других категорий земель лесного фонда, объединенных общностью цели, направления и уровня интенсивности лесного хозяйства и лесоэксплуатации.

В проекте приводятся основания для выделения хозчастей. Названия хозчастей даются в соответствии с целевым назначением лесов.

Образование хозяйственных секций

Приводятся определение хозсекции и основания для их выделения. По рекомендациям лесоустройства, с учетом перечня предлагаемых для области хозяйств [23], решается вопрос о возможности образования самостоятельных хозсекций из древостоев каждой породы. При этом не следует допускать образования хозсекций, имеющих незначительную площадь. Для курсового проектирования минимальная величина хозсекции принимается в размере 10% от покрытой лесом площади лесного участка. Однако, насаждения дуба семенного и порослевого происхождения выделяются в разные хозсекции (высоко- и низкоствольную) при любой их площади.

Если площадь какой-либо преобладающей породы недостаточна для образования самостоятельной хозсекции, то эти насаждения следует присоединить к другой хозсекции, наиболее близкой по режиму ведения хозяйства. Форма хозяйства по товарности у этих пород должна быть одинаковой.

Для каждой хозсекции устанавливается форма хозяйства (по происхождению, способу рубки и товарности), возраст и  оборот рубки, способ лесовосстановления.

По всем образованным хозсекциям приводится распределение площадей и запасов по классам возраста (табл. 2.1).

Хозсекция является первичной организационно-хозяйственной единицей лесного фонда, для которой проводятся лесоводственно-технические расчеты по единой методике. В целях сокращения объема вычислений, для дальнейших расчетов в курсовом проекте выбираются две хозсекции. Это должны быть хвойная (или твердолиственная) и мягколиственная с обязательным наличием спелых древостоев. Площади и запасы определяются с использованием данных табл. 1.4. При объединении в одну хозсекцию нескольких пород их площади, запасы и общие средние приросты суммируются по классам возраста. Средние приросты вычисляются делением общих приростов каждого класса на его площадь (см. раздел 1.3).

Таблица 2.1

 Распределение площадей, запасов и средних приростов по классам возраста

Хозсекция

Оборот рубки, лет

Показатели

Классы возраста

I II III IV V VI VII VIII Всего
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Осиновая мелколесосечная крупнотоварная

50

Площадь, га 30,3 17,7 9,1 131,8 11,7 34,7 28,7   264,0
Запас, м3 694 1298 1534 24907 3213 8844 5739   46229
Общий средний прирост, м3 139 86,5 61,4 711,6 71,4 160,8 88,3   1319
Средний прирост на 1 га, м3 4,6 4,9 6,7 5,4 6,1 4,6 3,1   5,0
и т. д.                      

 

Возрасты рубок

Возрасты рубок установлены лесоустройством в соответствии с Приказом Рослесхоза от 19.02.2008 г. № 37 и приведены в табл. 2.2.

Разделение насаждений на группы возраста проводят на основании возраста рубки. Древостои, находящиеся в возрасте рубки, относятся к спелым. Насаждения старше спелых – к перестойным. Древостои за один класс возраста до спелых – к приспевающим. Насаждения I – II классов всегда относят к молоднякам. Древостои в классах возраста между молодняками и приспевающими относятся к средневозрастным. Как видно из данной схемы, количество средневозрастных классов не является постоянной величиной и зависит от возраста рубки. Например, в сосняках при возрасте рубки 81 – 100 лет имеется только один средневозрастный класс, а в насаждениях березы при возрасте рубки 61 – 70 лет их количество равно трем (III, IV и V классы возраста соответственно).

Таблица 2.2

Возрасты рубок лесных насаждений (возрасты лесных насаждений,

установленные для заготовки древесины определенной товарной структуры)

Числитель – класс возраста; знаменатель – возраст, лет

Целевое назначение лесов Хозсекция,  порода Классы  бонитета Возраст рубки
Эксплуатационные леса Сосновая (сосна) Все
  Еловая (ель, пихта) Все
  Твердолиственная высокоствольная (дуб семенной, кл., я., в.) Все
  Дубовая низкоствольная Все
  Березовая (береза, ольха ч., липа)  Все
  Осиновая (ольха с., осина, тополя, ива древовидная) Все

Расчетная лесосека

Для определения допустимого ежегодного объема изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах лесоустройство проводит расчеты, на основании которых устанавливается расчетная (оптимальная) лесосека.

Расчетная лесосека устанавливается в согласно Порядку исчисления расчетной лесосеки, утвержденному Приказом Рослесхоза от 27.05.2011 N 191.

2.1.3. Расчет лесосек при сплошных рубках



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.111 с.)