Сформулируйте основные различия фокусированного и формализованного интервью. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте основные различия фокусированного и формализованного интервью.



В зависимости от степени стандартизации вербального диалога выделяют два основных вида интервью:

1. Формализованное интервью (беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.

2. Неформализованное интервью* (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.

По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды интервью подразделяются на:

1. Фокусированное, или направленное*, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным). На воображаемой шкале стандартизации этот вид занял бы промежуточное положение, поскольку представляет собой следующую ступень к уменьшению предписанности и несвободы во взаимодействии интервьюера и опрашиваемого.

2. Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла. Здесь царствует тематическая солянка, вопросы на самые разные темы перемежают друг друга, не образуя логической последовательности.

Фокусированным, на наш взгляд, является лишь такое интервью, которое посвящено одной теме и позволяет ее рассматривать с разных сторон. Когда начинают трать с терминами «фокус» и «фокусировка», получают множество нелепостей. У одних появляется фокусировка на источнике информации (тенденция некоторых слушателей оценивать источник информации, а не саму информацию), у других — фокусировка на респонденте, например, в том случае, если последний чем-то не нравится. Третьи говорят о фокусировке на фактах (когда факты вторичны по отношению к мыслям и идеям).

В самостоятельный класс выделяют даже интервью, фокусирующееся на предмете, и «самофокусирующееся» интервью5. Можно еще фокусироваться на эмоциях, переживаниях опрашиваемого, окружающей обстановке и т.п. Расширение смысла в данном случае не идет на пользу науке, так как фокусировка вовсе не равнозначна переносу внимания человека с одного предмета на другой. Фокус, как учит нас физика, должен быть один. Иначе это не фокус, а нечто иное.

Фокусированное и свободное интервью обычно используется при опросе экспертов, где надо полнее учесть содержание высказываний высококвалифицированных специалистов. Те же разновидности опроса применяются в поисковых, разведывательных исследованиях, когда социолог только «нащупывает», т.е. определяет, содержание и границы проблемной ситуации.

Формализованное интервью может быть фокусированным (целенаправленным, направленным, концентрированным), т.е. посвященным изучению одной темы, интересующей исследователя, и нефокусированным.

 

Раскройте сущность классификации вопросов по содержанию.

Классификационный признак Виды вопросов
По содержанию Вопросы о фактах
  Вопросы о поведении
  Вопросы о знании или осведомленности
  Вопросы об установках и отношении
  Вопросы о мотивах
  Вопросы о намерениях

 

Вопросы о фактах

 Например: "Да, кстати, сколько человек работает на предприятии вашей фирмы?" или "Между прочим, какова производительность ваших машин?" Заметьте при этом, как смягчается острота вопросов словами "кстати", "между прочим".

Вопросы о мотивах

чтобы определить мотивы и потребности, нужно задавать открытые вопросы. Примеры оптимальных открытых вопросов:

— Что для вас важно при выборе (далее следует название товара)?

— Что для вас важно при выборе партнера или поставщика (если речь идет о клиенте-посреднике)?

 

24. Укажите основные особенности построения ответов в анкете. Приведите примеры.

 

Лицевое обращение анкеты: 1) наладить контакт с респондентом (снять психологические барьеры); 2) обеспечить стимулирование респондента.

В обращении должна быть обозначена цель опроса (просто, ясно, а не академическим языком). Но надо не раскрыть научной цели исследования. В противном случае респондент начнет приспосабливаться к цели, и получим искаженную информацию. Сформулировать цель в 2-3 предложениях.

Вторая часть обращения должна стимулировать ответ. Об ращение к личным проблемам или предпочтениям человека.

В инструкции необходимо указать, как заполнять анкету. Привести пример.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов.

Какие лекции вы посетили на этой неделе?

· Психологию· Социологию· Религиоведение

· Философию· Этетику

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

 

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.Например: «Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать». Ответ дается в свободной форме, учитывается компетенция отвечающего. Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах высказывания: «Почему именно так?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.007 с.)