Раскройте роль воображения в повседневной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте роль воображения в повседневной жизни.



Раскройте роль воображения в повседневной жизни.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение –это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Обоснуйте, какие методы психодиагностики используют для изучения памяти.

Методики, которые используются для исследования памяти

Для исследования памяти используют следующие методики.

1. Десять слов

Испытуемому зачитывают десять простых слов, после чего он должен повторить их в любом порядке 5 раз. Полученные результаты экспериментатор вносит в таблицу. Спустя 20–30 мин испытуемого снова просят воспроизвести эти слова. Результаты также вносятся в таблицу.

Пример: вода, лес, стол, гора, часы, кошка, гриб, книга, брат, окно.

2. Метод пиктограмм

Испытуемому предъявляется 15 слов для запоминания. Для облегчения этой задачи он должен сделать карандашом зарисовки. Записей или буквенных обозначений делать не разрешается. Испытуемого просят повторить слова после окончания работы, а затем – еще раз через 20–30 мин. При анализе особенностей запоминания обращают внимание на то, сколько слов воспроизведено точно, близко по смыслу, неверно и сколько не воспроизведено вообще. Модификацией данного метода может служить тест А. Н. Леонтьева. Этот метод предполагает не рисование, а выбор предмета из предложенных готовых картинок. Методика имеет несколько серий, различных по степени сложности. Тест А. Н. Леонтьева можно использовать для исследования памяти у детей, а также у лиц с невысоким уровнем интеллекта.

3. Воспроизведение рассказов Испытуемому зачитывают рассказ (иногда рассказ дается для самостоятельного чтения). Затем он должен воспроизвести рассказ устно или письменно. При анализе результатов экспериментатор обязательно учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены испытуемым, не наблюдается ли у него конфа-буляций (заполнения пробелов в памяти несуществующими событиями).

Примеры рассказов для запоминания: «Галка и голуби», «Вечный король», «Логика», «Муравей и голубка» и др.

4. Исследование зрительной памяти (тестА. Л. Бентона).

Для проведения этого теста используется пять серий рисунков. При этом в трех сериях предлагается по 10 карточек одинаковой сложности, в двух – по 15 карточек. Испытуемому в течение 10 с показывают карточку, а затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге. Анализ полученных данных проводится с помощью специальных таблиц Бентона. Этот тест позволяет получить дополнительные данные о наличии органических заболеваний головного мозга.

При проведении патопсихологического эксперимента, направленного на исследование нарушений памяти, обычно выявляются особенности непосредственной и опосредованной памяти.

Обсудите словесную-логическую память. Дайте сопоставительный анализ с двумя другими видами памяти на Ваш выбор.

ППРА

 

Эмоции и развитие личности.

При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора.

Первый из них- влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Складывается впечатление, что генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции.

Вторым фактором взаимодействия служит индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относиться к эмоциональной сфере. Например: наблюдения за русскими детьми в возрасте от 6 месяцев до 2 лет, находившимися в одинаковых социальных условиях(дети воспитывались в дошкольном учреждении, где их окружала атмосфера любви. Внимания и заботы и прививались базовые жизненные навыки). Обнаружили значительные индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях и уровне эмоциональных порогов (Izard, 1977). Если у ребенка низкий порог переживания какой-то эмоции, если он часто испытывает и часто проявляет ее, это неизбежно вызывает особого рода реакцию и особого рода отношение к нему со стороны других детей и взрослых. Подобного рода взаимодействие генетического и внешнего факторов неизбежно приводит к формированию отчетливых личностных характеристик.

Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит. Успешность его социального развития, социализации. Эмоциональность влияет не только на формирование личностных черт и социальное развитие ребенка, она сказывается даже на его интеллектуальном развитии.

 

Практикум по психологии

1. Перечислите личностные качества профессионального психолога

Одно из последних описаний профессионального портрета психолога-практика было осуществлено учеными кафедры социальной психологии МГУ \А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, А.Пальмонари\. Профессиональная идентичность психолога включает 1\ профессиональную, методическую компетентность, 2\личностные особенности, внутреннее призвание.

Методическая компетентность включает владение специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, организационного поведения и т.п.

Социальная компетентность подразумевает социальную зрелость личности психолога-практика, наличие у него навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов, воздействия на партнеров и т.п. Компетентность такого рода связана с базовыми установками личности и системой навыков социального взаимодействия. В профессии психолога так же, как и в профессиях типа «человек-человек» важнейшую роль играет личность специалиста.

Выделены индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную эффективность практического психолога:

1 \ Мотивационо-ценностные особенности:

- гуманистическая направленность,

- выраженный интерес к людям,

- ориентация на дальнейшее профессиональное личностное развитие;

- отсутствие выраженного мотива власти.

2\ Характерологические качества:

- устойчивая позитивная самооценка;

- развитые коммуникативные качества \ гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими, богатство ролевого ре-пертуара\;

- повышенный уровень личной ответственности;

- устойчивость в отношении психологического давления;

- высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;

- отсутствие предвзятости;

- доброжелательность;

- уверенность в себе и результатах своей деятельности.

3\ Способности:

- высокий уровень интеллектуального развития;

умение решать интеллектуальные\диагностические задачи в условиях дефицита времени и информации;

- развитое произвольное внимание;

- высокий уровень вербального развития.

Кроме того, существенным является наличие у практического психолога определенного личностного и жизненного опыта.

Перечисленные личностные качества психолога, или составляющие его личностной идентичности, субъектности описывают «идеального» специалиста. В реальной жизни успешный специалист в большинстве случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет уникального сочетания и компенсации одних личностных черт другими.

 

2. Назовите основные ошибки наблюдателя и приведите примеры.

1." Гало-эффект " (эффект ореола) (общее впечатления, которое наблюдаемый производит на наблюдателя). Тенденция, при которой оценка характерной особенности какой-то личности не свободна от воздействия другой характерной черты или от общего впечатления, производимого личностью. Основывается на обобщенном впечатлении о конкретном человеке, которое он производит на других людей и наблюдателя. Ведет к грубому обобщению, оценке в "черно-белых" красках. Часто должность и звание автоматически "делают" человека масштабнее и лучше других. Популярные люди кажутся умнее и красивее. Причем, популярным в общественном мнении мужчинам приписываются неосознанно такие физические качества как более высокий рост, статность. Женщины – звезды экрана и эстрады наделяются всеми добродетелями, свойственными женщинам вообще. Начальник чаще видится солиднее, крупнее, а подчиненный – мельче и суетливее.

2. Ошибка логического или теоретического моделирования (наблюдаемые факты трактуются в духе определенных моделей). Эта ошибка построена на предположении о тесной связи определенных признаков личности. Вместо обстоятельных наблюдений исходят из дедуктивного вывода, домысливаются связи между признаками личности. Происходит смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного. Например, в житейской психологии умному человеку приписывают любознательность и добродушие одновременно, полным людям – добродушие; девушкам, не пользующимся косметикой, отсутствие интереса к юношам. Следствием данной ошибки являются ошибки первого впечатления, предубеждения, этнические, профессиональные и др. стереотипы, подмена описания факта мнением о нем и др.

3. Ошибка эпизодичности наблюдения (эффект первичности) (однократность наблюдаемых обстоятельств). Наблюдатель оказывается не в состоянии сделать заключение от единичных наблюдаемых фактов к закономерностям или обнаружить детерминанты поведения. Приводит к преждевременности обобщений и выводов. Сводится к тому, что называется "встречают по одежке, а провожают по уму". При всей значимости первого впечатления, оно "срабатывает" только при большом опыте и интуиции наблюдателя. Менее опытным требуется увидеть человека больше и, главное, в разных ситуациях. Экстремальные ситуации более эффективно проявляют качества человека.

4. Ошибка прежних встреч (предшествующие личные встречи наблюдателя с наблюдаемыми). Определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе лиц. Тем более отношений наблюдателя с наблюдаемыми. Здесь "срабатывает" стереотипность видения, когда сложившаяся оценка не дает наблюдателю "выйти из оков" прежних оценок: положительных или отрицательных. Приводит к смещению акцентов в картине наблюдения.

5. Эффект"снисходительности " (преувеличение положительных оценок). Тенденция давать слишком преувеличенную положительную оценку событиям, поступкам, результатам наблюдения. Причины: 1) усиленное проявление симпатии к объекту, ровно как и личные связи с ним; 2) забота о собственном престиже; 3) поверхностное выполнение задания; 4) доэкспериментальная установка на положительную оценку. Состоит в том, что конечный итог наблюдения за другим человеком имеет тенденцию к преувеличению. Даже, если в процессе наблюдения были замечены слабости, они в итоговой оценке "списываются". Невольно срабатывает механизм межличностной оценки "лучше сохранить хорошие отношения, чем портить их". Это и приводит к ошибке.

6. Ошибка усреднения (центральная тенденция в оценках). Стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов из-за боязни крайних суждений. Оценки сводятся к средней зоне, а крайние признаки поведения встречаются реже. Причины: 1) неуверенность наблюдателя; 2) излишняя снисходительность; 3) слишком слабое знание объекта; 4) поверхностное знание задания; 5) подверженность к предположительным выводам. В обычном состоянии, при отсутствии явных симпатий или антипатий к человеку, наблюдатель усредняет оценки. Другое дело, когда он испытывает к другому симпатию. В этом случае он завышает оценку. При антипатии же, наоборот, недооценивается доброта, открытость, интеллект.

7. Ошибка настроения (настроение наблюдателя во время опыта). Очень сильно влияет на все, что делает человек. В состоянии даже некоторой депрессии весь мир кажется враждебным. Соответственно и оценки наблюдаемого приобретают отрицательный характер. Эйфория, как приподнятое, крайне радостное состояние, приводит к переоценке в других "хороших" качеств и игнорированию "плохих".

8. Ошибка разницы статуса (социальное положение наблюдателя по сравнению с наблюдаемым). Лица с более высоким социальным статусом, материально более имущие склонны недооценивать способности лиц, стоящих ниже в социальной иерархии, имеющих менее престижное жилье, одежду и другие вещи. Также и более высокий профессиональный статус наблюдателя приводит к недооценке в других профессиональных способностей.

9. Ошибка переноса и контрастности (подчеркивание наблюдателем признаков, которые противоположны (совпадают) с собственными). Вызвана склонностью подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Склонность наблюдателей видеть у других такие же качества, которые есть у них, или, наоборот, подчеркивание тех признаков, которые противоположны собственным. Перенос "хороших" своих качеств чаще бывает в тех случаях, когда наблюдатель испытывает симпатию к оцениваемому другому. Контрастная ошибка возникает при антипатии к другому. В этом случае его наоборот лишают "хороших" качеств.

10. Ошибка в наблюдении своего поведения по сравнению с чужим поведением (различия при проведении внешнего и внутреннего наблюдения). При внешнем наблюдении наше внимание направлено на протекание чужого действия. В качестве причин действия мы рассматриваем устойчивые личностные диспозиции (свойства) субъекта. Наблюдая собственное поведение, мы видим ситуацию еще и как бы изнутри. Наше восприятие направлено на существенные особенности ситу­ации, на все то, что определяет наш поступок. Соответственно и в качестве причин собственного поведения мы рассматриваем меняющиеся особенности ситуации, а не диспозиции, побуждающие нас действовать так, а не иначе.

11. Ошибка ожидания (тенденция ожидания у наблюдателя). Стремясь подтвердить свои предположения, наблюдатель иногда неосознанно игнорирует все, что может им противоречить.

12. Ошибка последующих событий (обнаружение последующих событий). Может более решительно влиять на уже сложившееся суждение наблюдателя, чем это отвечает общей фактической ситуации.

13. Ошибка обобщения (необходимость классифицировать результаты наблюдения). Может привести к преждевременности выводов и неверности в передаче деталей результатов наблюдения.

14. Ошибка комплексности наблюдаемых ситуаций (комплексность наблюдаемых ситуаций). Оказывает отрицательное влияние на способность наблюдателя отбирать. Имеет место, когда охватываемое наблюдением поле недостаточно ограничено или нормировано. Наблюдатель также может воспринимать лишь явные внешние признаки интересующего его поведения у наблюдаемых лиц.

15. Ошибка психологического насыщения (психологическое насыщение наблюдателя). Возникает в случае интенсивного объема наблюдений, когда "все начинает мелькать", и трудно сосредоточиться на одном, чтобы дать объективную характеристику. Второстепенные события регистрируются реже и с запозданием, иногда же, наоборот, излишне акцентируются.

 

Общие сведения

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Виды опросов

· Анкетирование

· Личностные тесты

· Метод лестницы

· Метод интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Вопросы

Вопросы о фактах

 Например: "Да, кстати, сколько человек работает на предприятии вашей фирмы?" или "Между прочим, какова производительность ваших машин?" Заметьте при этом, как смягчается острота вопросов словами "кстати", "между прочим".

Вопросы о мотивах

чтобы определить мотивы и потребности, нужно задавать открытые вопросы. Примеры оптимальных открытых вопросов:

— Что для вас важно при выборе (далее следует название товара)?

— Что для вас важно при выборе партнера или поставщика (если речь идет о клиенте-посреднике)?

 

24. Укажите основные особенности построения ответов в анкете. Приведите примеры.

 

Лицевое обращение анкеты: 1) наладить контакт с респондентом (снять психологические барьеры); 2) обеспечить стимулирование респондента.

В обращении должна быть обозначена цель опроса (просто, ясно, а не академическим языком). Но надо не раскрыть научной цели исследования. В противном случае респондент начнет приспосабливаться к цели, и получим искаженную информацию. Сформулировать цель в 2-3 предложениях.

Вторая часть обращения должна стимулировать ответ. Об ращение к личным проблемам или предпочтениям человека.

В инструкции необходимо указать, как заполнять анкету. Привести пример.

В зависимости от формы ответа вопросы подразделяются на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит полный набор возможных ответов.

Какие лекции вы посетили на этой неделе?

· Психологию· Социологию· Религиоведение

· Философию· Этетику

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

 

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.Например: «Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать». Ответ дается в свободной форме, учитывается компетенция отвечающего. Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах высказывания: «Почему именно так?»

Раскройте роль воображения в повседневной жизни.

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Воображение –это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.058 с.)