По мнению Ильина А.И. эмоции играют значимую роль в когнитивных процессах и творчестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По мнению Ильина А.И. эмоции играют значимую роль в когнитивных процессах и творчестве



По мнению П. Жане, эмоции, являясь «вторичными действиями», реакцией субъекта на свое собственное действие, регулируют «первичные действия», в том числе и интеллектуальные. Т. Рибо, наоборот, считал, что в интеллектуальном мышлении не должно быть никакой «эмоциональной примеси», так как именно аффективная природа человека и является чаще всего причиной нелогичности. Он разделял интеллектуальное мышление и эмоционально

С.Л.Рубинштейн также отмечал необходимость связывать мышление с аффективной сферой человека. «Психические процессы, взятые в их конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и “аффективные”, эмоционально-волевые. Они выражают не только знание о явлениях, но и отношение к ним».

С точки зрения О.К.Тихомирова, эмоции являются катализатором интеллектуального процесса; они улучшают или ухудшают мыслительную деятельность, убыстряют или замедляют ее.

 

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, обладающее рядом признаков: наличие усилий и продуманного плана для выполнения того или иного волевого акта; усиленное внимание к такому поведенческому действию; отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; состояние оптимальной мобилизованности личности, концентрации в нужном направлении.

В качестве основных функций воли выделяют:

•  выбор мотивов и целей;

•  регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

•  организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

•  мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Определите основной вклад А. Маслоу в исследовании видов и функций потребностей.

 

 

 

Практикум по психологии

1. Перечислите личностные качества профессионального психолога

Одно из последних описаний профессионального портрета психолога-практика было осуществлено учеными кафедры социальной психологии МГУ \А.И.Донцов, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, А.Пальмонари\. Профессиональная идентичность психолога включает 1\ профессиональную, методическую компетентность, 2\личностные особенности, внутреннее призвание.

Методическая компетентность включает владение специальным профессиональным инструментарием - технологиями, методами и техниками исследования личности, групповой динамики, организационного поведения и т.п.

Социальная компетентность подразумевает социальную зрелость личности психолога-практика, наличие у него навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов, воздействия на партнеров и т.п. Компетентность такого рода связана с базовыми установками личности и системой навыков социального взаимодействия. В профессии психолога так же, как и в профессиях типа «человек-человек» важнейшую роль играет личность специалиста.

Выделены индивидуально-психологические качества, повышающие профессиональную эффективность практического психолога:

1 \ Мотивационо-ценностные особенности:

- гуманистическая направленность,

- выраженный интерес к людям,

- ориентация на дальнейшее профессиональное личностное развитие;

- отсутствие выраженного мотива власти.

2\ Характерологические качества:

- устойчивая позитивная самооценка;

- развитые коммуникативные качества \ гибкость в общении, умение устанавливать и поддерживать контакт с различными категориями людей, способность к эмпатии, ориентация на построение конструктивных партнерских отношений с окружающими, богатство ролевого ре-пертуара\;

- повышенный уровень личной ответственности;

- устойчивость в отношении психологического давления;

- высокий уровень эмоционального и волевого самоконтроля;

- отсутствие предвзятости;

- доброжелательность;

- уверенность в себе и результатах своей деятельности.

3\ Способности:

- высокий уровень интеллектуального развития;

умение решать интеллектуальные\диагностические задачи в условиях дефицита времени и информации;

- развитое произвольное внимание;

- высокий уровень вербального развития.

Кроме того, существенным является наличие у практического психолога определенного личностного и жизненного опыта.

Перечисленные личностные качества психолога, или составляющие его личностной идентичности, субъектности описывают «идеального» специалиста. В реальной жизни успешный специалист в большинстве случаев формирует индивидуальный стиль профессиональной деятельности за счет уникального сочетания и компенсации одних личностных черт другими.

 

2. Назовите основные ошибки наблюдателя и приведите примеры.

1." Гало-эффект " (эффект ореола) (общее впечатления, которое наблюдаемый производит на наблюдателя). Тенденция, при которой оценка характерной особенности какой-то личности не свободна от воздействия другой характерной черты или от общего впечатления, производимого личностью. Основывается на обобщенном впечатлении о конкретном человеке, которое он производит на других людей и наблюдателя. Ведет к грубому обобщению, оценке в "черно-белых" красках. Часто должность и звание автоматически "делают" человека масштабнее и лучше других. Популярные люди кажутся умнее и красивее. Причем, популярным в общественном мнении мужчинам приписываются неосознанно такие физические качества как более высокий рост, статность. Женщины – звезды экрана и эстрады наделяются всеми добродетелями, свойственными женщинам вообще. Начальник чаще видится солиднее, крупнее, а подчиненный – мельче и суетливее.

2. Ошибка логического или теоретического моделирования (наблюдаемые факты трактуются в духе определенных моделей). Эта ошибка построена на предположении о тесной связи определенных признаков личности. Вместо обстоятельных наблюдений исходят из дедуктивного вывода, домысливаются связи между признаками личности. Происходит смешивание главного и второстепенного, случайного и закономерного. Например, в житейской психологии умному человеку приписывают любознательность и добродушие одновременно, полным людям – добродушие; девушкам, не пользующимся косметикой, отсутствие интереса к юношам. Следствием данной ошибки являются ошибки первого впечатления, предубеждения, этнические, профессиональные и др. стереотипы, подмена описания факта мнением о нем и др.

3. Ошибка эпизодичности наблюдения (эффект первичности) (однократность наблюдаемых обстоятельств). Наблюдатель оказывается не в состоянии сделать заключение от единичных наблюдаемых фактов к закономерностям или обнаружить детерминанты поведения. Приводит к преждевременности обобщений и выводов. Сводится к тому, что называется "встречают по одежке, а провожают по уму". При всей значимости первого впечатления, оно "срабатывает" только при большом опыте и интуиции наблюдателя. Менее опытным требуется увидеть человека больше и, главное, в разных ситуациях. Экстремальные ситуации более эффективно проявляют качества человека.

4. Ошибка прежних встреч (предшествующие личные встречи наблюдателя с наблюдаемыми). Определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе лиц. Тем более отношений наблюдателя с наблюдаемыми. Здесь "срабатывает" стереотипность видения, когда сложившаяся оценка не дает наблюдателю "выйти из оков" прежних оценок: положительных или отрицательных. Приводит к смещению акцентов в картине наблюдения.

5. Эффект"снисходительности " (преувеличение положительных оценок). Тенденция давать слишком преувеличенную положительную оценку событиям, поступкам, результатам наблюдения. Причины: 1) усиленное проявление симпатии к объекту, ровно как и личные связи с ним; 2) забота о собственном престиже; 3) поверхностное выполнение задания; 4) доэкспериментальная установка на положительную оценку. Состоит в том, что конечный итог наблюдения за другим человеком имеет тенденцию к преувеличению. Даже, если в процессе наблюдения были замечены слабости, они в итоговой оценке "списываются". Невольно срабатывает механизм межличностной оценки "лучше сохранить хорошие отношения, чем портить их". Это и приводит к ошибке.

6. Ошибка усреднения (центральная тенденция в оценках). Стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов из-за боязни крайних суждений. Оценки сводятся к средней зоне, а крайние признаки поведения встречаются реже. Причины: 1) неуверенность наблюдателя; 2) излишняя снисходительность; 3) слишком слабое знание объекта; 4) поверхностное знание задания; 5) подверженность к предположительным выводам. В обычном состоянии, при отсутствии явных симпатий или антипатий к человеку, наблюдатель усредняет оценки. Другое дело, когда он испытывает к другому симпатию. В этом случае он завышает оценку. При антипатии же, наоборот, недооценивается доброта, открытость, интеллект.

7. Ошибка настроения (настроение наблюдателя во время опыта). Очень сильно влияет на все, что делает человек. В состоянии даже некоторой депрессии весь мир кажется враждебным. Соответственно и оценки наблюдаемого приобретают отрицательный характер. Эйфория, как приподнятое, крайне радостное состояние, приводит к переоценке в других "хороших" качеств и игнорированию "плохих".

8. Ошибка разницы статуса (социальное положение наблюдателя по сравнению с наблюдаемым). Лица с более высоким социальным статусом, материально более имущие склонны недооценивать способности лиц, стоящих ниже в социальной иерархии, имеющих менее престижное жилье, одежду и другие вещи. Также и более высокий профессиональный статус наблюдателя приводит к недооценке в других профессиональных способностей.

9. Ошибка переноса и контрастности (подчеркивание наблюдателем признаков, которые противоположны (совпадают) с собственными). Вызвана склонностью подчеркивать противоположные себе черты у наблюдаемых индивидов. Склонность наблюдателей видеть у других такие же качества, которые есть у них, или, наоборот, подчеркивание тех признаков, которые противоположны собственным. Перенос "хороших" своих качеств чаще бывает в тех случаях, когда наблюдатель испытывает симпатию к оцениваемому другому. Контрастная ошибка возникает при антипатии к другому. В этом случае его наоборот лишают "хороших" качеств.

10. Ошибка в наблюдении своего поведения по сравнению с чужим поведением (различия при проведении внешнего и внутреннего наблюдения). При внешнем наблюдении наше внимание направлено на протекание чужого действия. В качестве причин действия мы рассматриваем устойчивые личностные диспозиции (свойства) субъекта. Наблюдая собственное поведение, мы видим ситуацию еще и как бы изнутри. Наше восприятие направлено на существенные особенности ситу­ации, на все то, что определяет наш поступок. Соответственно и в качестве причин собственного поведения мы рассматриваем меняющиеся особенности ситуации, а не диспозиции, побуждающие нас действовать так, а не иначе.

11. Ошибка ожидания (тенденция ожидания у наблюдателя). Стремясь подтвердить свои предположения, наблюдатель иногда неосознанно игнорирует все, что может им противоречить.

12. Ошибка последующих событий (обнаружение последующих событий). Может более решительно влиять на уже сложившееся суждение наблюдателя, чем это отвечает общей фактической ситуации.

13. Ошибка обобщения (необходимость классифицировать результаты наблюдения). Может привести к преждевременности выводов и неверности в передаче деталей результатов наблюдения.

14. Ошибка комплексности наблюдаемых ситуаций (комплексность наблюдаемых ситуаций). Оказывает отрицательное влияние на способность наблюдателя отбирать. Имеет место, когда охватываемое наблюдением поле недостаточно ограничено или нормировано. Наблюдатель также может воспринимать лишь явные внешние признаки интересующего его поведения у наблюдаемых лиц.

15. Ошибка психологического насыщения (психологическое насыщение наблюдателя). Возникает в случае интенсивного объема наблюдений, когда "все начинает мелькать", и трудно сосредоточиться на одном, чтобы дать объективную характеристику. Второстепенные события регистрируются реже и с запозданием, иногда же, наоборот, излишне акцентируются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.013 с.)