Объясните, в чем суть понятия «иллюзии восприятия» и рассмотрите их виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните, в чем суть понятия «иллюзии восприятия» и рассмотрите их виды.



иллюзии - это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия. Термин "искаженное" означает, что видимое (или слышимое, осязаемое) нами не соответствует объективной ситуации; искажение может быть устранено, например, при помощи измерения. С учетом этого выделяют два типа иллюзий - те, которые основываются на определенных физических условиях, и те, которые обусловлены психологически.

Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. Здесь больше физика. Иллюзии второго типа связаны с особенностями восприятия, например, геометрических фигур, когда в зрительных образах искажаются их пропорции, цвета и прочее. Это уже больше физиология и психология.

В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии (или оптические иллюзии).

Оптические иллюзии - это ошибки в зрительном восприятии, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображенного объекта. Причины таких ошибок

кроются и в особенностях физиологии зрения, и в психологии восприятия. Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой.

 

Ниже указаны некоторые группы зрительных иллюзий, которые проиллюстрированы картинками.

 

1. Иллюзии восприятия размера. Они связана с тем, что одинаковые длины при горизонтальном и вертикальном положении или при наличии дополнительных элементов кажутся разными.

А). Иллюзия Мюллера-Лайера. Какой из горизонтальных отрезков длиннее? Кажется, что верхний. На самом деле они равные.

 

 

2. Искажения геометрии фигур. Они связаны с тем, что параллельные прямые кажутся не параллельными, а ровные геометрические фигуры выглядят кривыми.

А). Иллюзия кафе "Wall". Параллельны ли горизонтальные линии? Кажется, что нет. На самом деле они параллельны.

 

3. Иллюзии цвета и контраста. Они связаны с тем, что на разном фоне и при разном контрасте происходит искажение правильности восприятия цветов.

А). Иллюзия множества цветовых оттенков. Сколько на картинке ниже цветовых оттенков, не считая белого? Кажется, что четыре. На самом деле, всего два - розовый и зеленый. Темно зеленые и темно розовые таковыми только кажутся.

 

4. Иллюзии движения. Она связана с тем, что узоры статической картинки кажутся движущимися.

А). Иллюзия вращения кругов. Если смотреть на картинку, то складывается ощущение, что круги вращаются, хотя на самом деле изображение статично, это не анимация. Если на некоторое время сосредоточить взгляд в центр картинки, то вращение останавливается.

 

5. Двойственное изображение. На рисунке изображения построены таким образом, что в них можно различить разные образы. Это зависит от сосредоточения и настройки ума на тот или иной образ.

А). Иллюзия Ястрова. Кого вы здесь видите? Зайца или утку? Можно увидеть и то, и другое.

6.

 

7. Иллюзии соотношения фигуры и фона. Они связаны с тем, что фон можно одновременно воспринимать объектом и наоборот.

 

Классический пример соотношения фигуры и фона ниже: здесь можно увидеть как вазу, так и два лица

 

8. Иллюзии кажущихся, несуществующих фигур. Они связаны с тем, что на фоне разных объектов и фигур создается впечатление наличия несуществующих фигур.

Классический пример - треугольник Каниша. Равностороннего белого треугольника на самом деле нет. Он только кажется.

9.

9. Иллюзии восприятия глубины. Они связаны с тем, что при разной фокусировке взгляда поверхность выглядит то выпуклой, то вогнутой.

Например, на картинке ниже рабочие выглядят на фоне неба как работающие на крыше, а на фоне земли как работающие на полу. На самом деле поверхность одна и та же на всем протяжении.

19. Приведите примеры на кратковременную и долговременную память. Дайте их сравнительное сопоставление.

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

20. На примере покажите закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Сенсибилизация это повышение чувствительности рецепторов, в результате взаимодействия факторов или постоянных упражнений. Так, парфюмеры учатся чувствовать запахи, которые раньше просто не замечали. Кроме того, «научить» может и сам организм по необходимости – известно, что слепые начинают лучше слышать, а глухие – лучше видеть.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

Синестезия это одна из разновидностей взаимодействия. Под действием одного раздражителя, могут возникнуть ощущения свойственные не ему, а другому сенсорному анализатору. Так, когда мы слушаем музыку, у нас могут возникать зрительные образы, правда, такое явление свойственно не всем людям.

21. Обоснуйте связь воображения и творчества. Приведите примеры.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.

Творчество в исходном смысле этого слова - сотворение нового. Этот смысл слово "творчество" сохранило и в науке. В обиходе часто творчеством называют то, что связано с искусством: рисованием, музыкой, архитектурой и т.д. Но следует учесть, например, что игра на музыкальных инструментах далеко не всегда несет в себе хоть какой-то элемент новизны. Музыкант, исполняя в 199-й раз "Подмосковные вечера" не больше похож на творца, чем музыкальный плеер. Интересно, что в древнегреческом языке словом "технология" обозначали как раз искусство, то есть вершину мастерства.

Творчество это вид деятельности. Внешний наблюдатель не всегда может определить - занимается ли наблюдаемый творчеством или же обычной рутинной деятельностью. Если человек еще не добился ничего нового, можно ли определить - занимается он рутиной или творчеством? Пожалуй, как раз самыми характерными признаками творческого процесса (путь и не очень заметными для внешнего наблюдателя) будет активизация воображения и мышления человека, а также концентрация внимания на предмете стараний. Человек же, занимающийся рутиной скорее всего: а) не напрягает свое воображение и мышление, б) склонен думать о посторонних вещах, в) не сконцентрирован на процессе деятельности. Творчество - это порождение нового, и это требует обычно значительных затрат. Соответственно про людей творческих можно сказать, что они, скорее всего, обладают развитым воображением, мышлением и концентрацией внимания.

Творчество возможно во всех сферах жизнедеятельности человека. Другое дело, что в одних видах деятельности заниматься творчеством проще, чем в других. Чтобы, например, решить математическую задачу нестандартно, не по учебнику, надо обладать высокими способностями. А чтобы нарисовать новую картину, достаточно взять в руки кисточку и краску, а потом нарисовать что угодно.

Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:

- изобретательское,

- техническое,

- научное,

- литературное,

- художественное,

- артистическое,

- музыкальное,

- политическое,

- военное и т.д.

В каждом из указанных видов творчества видна и понятна роль воображения. Для изобретательского или технического творчества важно представить работу уже имеющихся механизмов, устройств, компьютерных программ, а потом представить то, как можно улучшить работу имеющихся механизмов или устройств или же создать что-то принципиально новое. Для научного творчества важно представить во всех деталях объект и исследования, представить возможные эксперименты, их последствия. Для литературного творчества важно представить описываемых персонажей и среду их обитания, коммуникативные и прочие ситуации. В художественном творчестве художник сначала старается "всеми фибрами души" увидеть, почувствовать то, что ему предстоит нарисовать. Артист создает у себя в голове образ будущей роли. Музыкант - образ нового музыкального опуса. Политик живет в густом переплетении человеческих отношений, все эти толстые и тонкие нити тоже надо уметь представить у себя в голове, а также продумывать в деталях разного рода политические операции, интриги.

ПРИМЕР

Офицер - на поле боя или во время учений - тоже не является простым исполнителем: перед ним ставится конкретная задача, а выбор средств остается за ним; умение представить у себя в голове сложившуюся ситуацию на поле боя, прикинуть возможные варианты продолжения боя - дорогого стоит. Только в не очень умных фильмах показывают, что командиры выигрывают бой лишь на одном боевому духе и эмоциональном подъеме себя и солдат. Реальные успешные командиры, как это показывает опыт многочисленных войн, выигрывают бои и сражения в силу ряда факторов, среди которых не на последнем месте и творческие способности командира, в том числе воображение и мышление.

Творчество - очень многогранный процесс. На него большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но в том числе и эмоции, воля, восприятие. В данной статье, однако, мы сконцентрируемся на связи творчества с воображением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.022 с.)