Обоснуйте особенности использования метода интроспекции в психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснуйте особенности использования метода интроспекции в психологии.



Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком моментов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п. Метод, основанный В.Вундтом, используется в структурализме.

В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Рене Декарта, который указывал на непосредственный характер познания собственной душевной жизни. Джон Локк разделил человеческий опыт на внутренний, касающийся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

После того, как Вильгельм Вундт соединил метод интроспекции с лабораторными и аппаратными методиками, интроспекция стала главным методом исследования психических состояний и содержания сознания человека в зарождающейся экспериментальной психологии конца XIX века. Однако в начале XX века, в связи с изменением и расширением объекта и предмета психологии, появлением новых направлений в психологии интроспекцию объявили методом идеалистическим, субъективным и ненаучным.

Тем не менее, интроспекция всегда присутствовала в исследованиях психологов в форме самонаблюдения, рефлексивного анализа и других приемов изучения внутренней духовной жизни человека.

Существуют варианты данного метода:

· Аналитическая интроспекция. Разработана в школе Э. Титченера. Характеризуется стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.

· Систематическая интроспекция. Разработана в Вюрцбургской школе. Характеризуется ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета.

· Феноменологическая интроспекция. Разработана в гештальтпсихологии. Характеризуется ориентацией на описание психических феноменов в их непосредственности и целостности «наивным испытуемым». Этот метод, находящий свои истоки в методе «внутреннего восприятия», разработанном Ф. Брентано, продуктивно применялся в описательной психологии В. Дильтея, а затем в рамках гуманистической психологии.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, касательно множества вопросов, чем бы это сделали другие. В этой связи, интроспекция связана с рефлексией. Однако, главным недостатком метода интроспекции может являеться его необъективность, субъективизм[1].

Интроспективная психология — ряд психологических направлений, имеющих своим истоком учения Р. Декарта и Дж. Локка.

Основаны на постулате о неопосредованности субъективного опыта индивида и невозможности объективного исследования психических процессов. При этом «чужое» сознание рассматривается как специально реконструируемое посредством операции переноса: исследователь, зная о связи собственных переживаний с внешними их проявлениями, строит гипотезу о внутренних переживаниях другого человека на основе его внешне наблюдаемого поведения. К данному направлению можно отнести школу В. Вундта, структурную психологию Э. Титченера, психологию акта Ф. Брентано, Вюрцбургскую школу, а также Л. М. Лопатина, Г. И. Челпанова.

33. Представьте примеры исследователей в психологии, использовавших метод наблюдения за собственными детьми.

Существовали научные учреждения, в которых метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1925 г. организовал клинику нормального развития детей. Наблюдение специалистов за поведением детей велось в этой клинике круглосуточно. Именно там были открыты основные факты, характеризующие первый год жизни ребенка (появление комплекса оживления, становления ходьбы и хватания). В детском психоанализе метод наблюдений также активно использовался как источник данных о ходе нормального детского развития. Стараясь сделать наблюдения более объективными и систематическими, А. Фрейд и Д. Бурлингейм в 1937 г. в Вене основали экспериментальный детский сад для группы тоддлеров (детей 1-2,5) из бедных венских семей. Он был создан для сбора информации о втором годе жизни и о ранних попытках преодолеть биологическое единение матери и ребенка. В этих исследованиях данные о развитии собирались в процессе длительного наблюдения за детьми в условиях, приближающихся к естественным. Вскоре после переезда в Лондон в 1938 г. Фрейд и Бурлингейм основали центр для осиротевших или разлученных с родителями в военное время детей. Хэмпстедский военный детский сад постепенно превратился в центр психоаналитических исследований, основанных преимущественно на записанных наблюдениях за детьми. По мере развития детской психологии и детского психоанализа удельный вес использования методологии наблюдений в них изменялся.

Известный немецкий детский психолог В. Штерн (1871–1938) использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980), выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками. Известный советский детский психолог Д. Б. Эльконин (1904–1984) использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.006 с.)