Динамика вегетативной регуляции кардиоритма водителей общественного транспорта в контексте рабочей смены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика вегетативной регуляции кардиоритма водителей общественного транспорта в контексте рабочей смены



 

Результаты наших исследований в данной серии детально описаны в публикациях [276; 300].

В данной серии экспериментов была реализована синхронизация мониторинга кардиоритма и фиксации событий внешнего контекста в процессе рабочей смены водителей общественного транспорта (автобусов). Выборку составили 11 человек: 10 муж., 1 жен. Возраст 45-56 лет.

В контексте вождения автотранспорта было выделено 4 группы событий, выстроенных по степени предсказуемости в процессе движения:

1.    - посадка–высадка пассажиров. Моменты начала и окончания остановки в формально обозначенных пунктах маршрута автобуса. Данные события являются стандартными в маршруте – плановыми, предсказываемыми водителями.

2.    - светофор. Моменты начала и окончания остановки движения с соответствии с сигналами светофора. Данные события являются внеплановыми, случайно возникающими в процессе движения. Однако предупреждающие сигналы светофора (мигание зелёного, загорание жёлтого сигнала) позволяют частично предсказывать необходимость остановки.

3.    - пробка. Моменты начала и окончания остановки движения по причине дорожного затора. Данное событие является внеплановым в процессе движения, нарушающим стандартную скорость прохождения маршрута, что в результате может привести к достижению конечной точки рейса с опозданием.

4.    - внезапный манёвр. Моменты нестандартных, сложных дорожных ситуаций: неожиданной вынужденной остановки, подрезание пути со стороны других участников движения, сложные повороты и др. Данные события, являющиеся наиболее непредсказуемыми и внезапными в процессе движения, требуют мобилизации ресурсов водителя для их преодоления.

Обнаружены значимые различия в частотных параметрах ВСР, сопровождающих разные (по степени предсказуемости) события. Мощности всех компонент спектра ритмограммы (ТР, LF, HF) возрастают значимо выше при наступлении непредсказуемых событий, при этом ИВБ сохранен (Таблица 11).

Таблица 11. Значение спектральных показателей ВСР при предсказуемых и непредсказуемых событиях (* - р<0,01, критерий Стьюдента).

Показатели Предсказуемые события Непредсказуемые события
TP, мс2 649,1 (313,0) 1396,2 (459,4)*
LF, мс2 137,5 (78,9) 423,7 (233,8)*
HF, мс2 39,2 (12,8) 109,3 (38,9)*
LFn, % 75,0 (8,7) 75,6 (11,8)
HFn,% 25,0 (8,7) 24,4 (11,8)
LF/ HF 3,7 (2,3) 4,3 (2,7)

По типичной динамике общей мощности спектра ТР и ИВБ у водителей общественного транспорта во время движения были идентифицированы максимально непредсказуемые события – внезапный маневр со стороны соседей по движению, которые являются объективными источниками о рассогласовании предсказываемого со случившимся, а также требуют принятия решений в короткие промежутки времени. В динамике частотных характеристик ВСР испытуемых максимально непредсказуемое событие – «манёвр» сопровождается возрастанием общей мощности спектра ВСР и ИВБ (TP↑, LF/HF↑), с последующим снижением общей мощности спектра ВСР на фоне возрастания ИВБ (TP↓, LF/HF↑) (Рисунок 54, 55). В среднем цикл TP↓, LF/HF↑ - TP↑, LF/HF↓ занимает от 3 до 12 минут.

Рис. 54. Средняя динамика спектральных показателей ВСР водителей общественного транспорта при возникновении внезапных маневров (ось х – масштабированное время в % относительно времени цикла TP↓, LF/HF↑ - TP↑, LF/HF↓, принятого за 100%).

Рис. 55. Динамика спектральных характеристик ВСР (ТР, LF/HF) водителя общественного транспорта и контекста внешних событий; синяя область – 1-я фаза динамической структуры TP↑, LF/HF↑, красная область – 2-я фаза динамической структуры TP↓, LF/HF↑.

Таким образом, непредсказуемые события при информационной нагрузке в контексте естественной деятельности управления автотранспортом сопровождаются двухфазной динамикой спектральных показателей ВСР: 1. Возрастание общей мощности спектра ВСР (ТР) и ИВБ; 2. Возрастание ИВБ с одновременным снижением общей мощности спектра ВСР, что отражает последовательную смену режимов нервно-гуморальной регуляции кардиоритма в условиях стрессогенной нагрузки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.006 с.)