Деньги в живописи. Любили их во все времена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деньги в живописи. Любили их во все времена.



Благодаря бытовым деталям конторы, картина дает представление о том, как происходили банковские операции с монетами в 16 веке.

В кучке денег, высыпанных перед сборщиками податей настоящая нумизматическая коллекция разношерстных монет, в которых угадываются бельгийские, английские и пр. европейские монеты первой половины 16 века

 

Картина Ганса Гольбейна младшего изображает Доротею Оффенбург в образе Лаисы Коринфской, античной гетеры, просившей за свои услуги непомерно высокую цену. Но, деньги были непременным атрибутом в изображении продажных женщин, независимо от их стоимости. Эту работу от остальных отличает лишь мастерство исполнения и сочувствие автора-гуманиста своей героине, зашифрованное в ряде аллюзий.

Гольбейн во время написания этой картины был не очень богат, и рассыпанные на мраморной плите золотые монеты, скорей всего, писаны по представлению, а не с натуры.

Лаис Коринфская - известная гетера (подруга, спутница) в Древней Греции. Это женщина, которая ведет свободный, независимый образ жизни. Гетеры были хорошо образованны, обладали прекрасными манерами. Во многом гетеры Древней Греции подобны гейшам Японии, их задача — развлекать мужчину интеллектуально, но в физическую связь они вступали только по своему желанию. Поэтому их никак нельзя было назвать в прямом смысле публичными женщинами, хотя они и брали деньги за свои услуги. Гетеры обладали достаточно высоким статусом, многих добивались, и даже брали иногда в жены.

Лаис Коринфская была необыкновенно хороша, ее услуги дорого оплачивались. Любви ее добивался философ Аристипп.В образе Лаис художник изобразил Магдалену Оффенбург. Одел ее по европейской моде XVI века, хотя в Древней Греции одежду не шили, а женщины драпировали свою фигуру куском холста (т.н. хитон), закрепив его заколками.

Гольбейн создал образ трогательной, нежной, романтической женщины. Прекрасная юная гетера грустна, она явно опечалена своей судьбой. Лаис с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, рассыпанные по столу и заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.

Изготовление фальшивых денег в старину имело огромные масштабы.О бессонной ночи и сомнениях насчет подлинности монеты, повествует картина Геррита ван Хонтхорста. На ней изображена старуха, скопившая себе на «черный день» увесистый кошелек.

Но покоя не дает одна сомнительная монета, которую героиня пристально разглядывает при свете лампы. В руках у женщины, скорей всего, одна из подделок, имитирующих и без того низкопробный, но популярный левендальдер.

16 век — время расцвета азартных игр. Эти порочные забавы нередко становились сюжетом художественных произведений. Несколько раз к теме карточной игры обращался в своем творчестве Лукас Ван Лейден.

В своих небывало реалистичных для своего времени картинах, он подмечал разнообразные эмоции, возникающие во время игры на деньги. На этой картине изображено общество аристократов, играющих в карты. Но в пылу игры, когда на столе груда золотых,— не до светских манер)))

Игроки справа явно выиграли партию, и разодетый в бархат и меха господин в красном берете, потеряв всю солидность, гневно требует свой выигрыш на стол. Мужчина в зеленом камзоле нехотя полез за деньгами во внутренний карман, а его с упруга растерянно пересчитывает… возможно, итальянские или австрийские дукаты)))

Хендрик Янс Тер Брюгген. Призвание апостола Матфея (1621)

В конце 16 и начале 17 веков в станковой живописи пользовался популярностью сюжет "призвание апостола Матфея".
По Евангелию Матфей был сборщиком податей. Однажды, когда будущий апостол закончил свое "дежурство" и собирался передать дела своему брату, к нему подошел Христос и словами: «Следуй за Мною» призвал Матфея отказаться от своего привычного занятия и выбрать путь не мытаря, а праведника. Этот драматичный момент выбора, внутренней борьбы сомнения и веры, когда человек отвергает все то, чем он жил, ради нового и интересовал художников.

 

Известное полотно художника, картина 1618 года «Кабинет деревенского адвоката» – одна из множества копий картины «Уплата десятины», воссоздаваемой Брейгелем Младшим многократно под разными именами. Версии, созданные художником в разное время, отличаются друг от друга цветом одежды помощника юриста с гусиным пером, сосредоточенно склонившегося над бумагой, и крестьянина, стоящего неподалеку от двери.

Возможно, что поводом для подобной трактовки названия послужило бурное развитие публичного нотариата в крупных торговых городах Нидерландов в Средние века и Новое время. Первые профессиональные нотариусы появились в Антверпене менее чем за одно столетие до создания картины. С поклоном к сборщику десятины, облаченному в красное (красный цвет считался символом власти) идет крестьянский люд. Внимательно всматриваясь в документ и удерживая кипу бумаг другой рукой, он внимательно выслушивает крестьянина. Контора с трудом вмещает несчетное количество бумаг. На столе чернильница — непременный атрибут нотариуса, вручаемый при вступлении в должность, и песочные часы, хрупкость которых, как и короткий, отмеряемый ими интервал, напоминают о быстротечности времени. Клочки бумаг, разбросанные по полу, корзинка с яйцами, небрежно принимаемая крестьянином из рук женщины, протягивающей ее не глядя, корзина с сожженными документами, мертвая дичь, ветхая, заплатанная одежда крестьян (отдавая последнее, они мнут в руках свои шляпы), отсутствие фрагментов оконного стекла также напоминают о бренности бытия.

Деньги в живописи. Любили их во все времена.

http://maxpark.com/community/2962/content/2127381

Деньги были постоянными спутниками человека с тех самых пор, как появились первые монеты. Их зарабатывали оптом и лихо отнимали на большой дороге, тратили на самое необходимое и весело пропивали, ими сорили и их зарывали в землю, их выплачивали наемным убийцам и подавали нищим, берегли последний грош и чахли над полными сундуками.

Старинные монеты помнят лица сотен и тысяч своих бывших хозяев… помнят невинную кровь, смуту, предательства, воровство…Эти маленькие кружки металла вершили судьбы людей и целых королевств…
Немудрено, что столь повседневный атрибут жизни нередко изображался художниками на картинах и гравюрах.

Очень интересна в этом плане картина Квинтена Массейса. Ростовщик с женой (1514)

Герой картины — меняла. Но сама камерная, доверительная, почти интимная атмосфера произведения пронизана симпатией к обладателю этой профессии. В подтверждение первому впечатлению, достигнутому уютной композицией, мягким колоритом и дымчатой свето-теневой моделировкой, по полю картины щедро разбросаны аллегорические предметы, призванные рассказать о честности и порядочности хозяина картины – голландского банкира периода первоначального накопления капитала.


На столе у менялы лежит любовно прорисованная мастером кучка золотых и серебряных монет разного номинала. В монете за весами мне упорно видится древнеримский аурес, — сравнительно небольшая монета с четким и объемным портретом императора.

Мариус ван Роймерсваль. Меняла с женой (1539)

Здесь всё те же персонажи, но всё поменялось. Вместо честного банкира и его благочестивой супруги перед нами предстают суровые, холодные и почти бездушные образы акул жестокого бизнеса ростовщиков.

Жены на этих полотнах уже не с томиком Евангелия, являют собой надежду на спасение, а судорожно вцепившись хищной рукой в толстые гроссбухи, пристально следят за работой мужей.

Все полки уже не уставлены аллегорическими и христианскими символами, а завалены долговыми расписками. Не надежда попасть в Рай, добросовестно выполняя свою работу, а сделать максимум денег из денег, - вот девиз поздних менял с супругами. Нарождающемуся капитализму не до наивных сантиментов – лишь расчет и выгода любой ценой!

А вот картина великого Рембрандта 1627 года на сюжет притчи о безумном богаче. В образе своего современника, - профессионального менялы, художник показал тщетность накопительства, - больная тема всех коллекционеров)))
Обратите внимание на открытый кожаный кошелек с деревянной оплетенной ручкой. Точно такие же можно видеть и на предыдущей картине. Хотя полотна разделяет больше 100 лет, и костюм претерпел сильные изменения, прогресс не коснулся кошелька, - внушительные суммы денег переносили и хранили в такой же таре.
Рембрандт не отличался скрупулезной деталировкой своих полотен, концентрируясь на передаче среды и атмосферы, но можно догадаться, что на столе у менялы самые распространенные серебряные и золотые голландские монеты того времени.

Вот две картины Мариуса ван Роймерсваля о сборщиках налогов.

Это полотно интересно тем, как художник в лицах и красках "разыграл" мизансцену прихода посетителей к банкиру.

Здесь и высокомерная ирония хозяина лавки, и подобострастная поза старика (видимо, вернувшего долг и показывающего свой пустой кошель), и ожидающие в дверях "часа расплаты" или займа очередные посетители, и холодная безучастность писаря, уткнувшегося в бумаги, для которого очередь посетителей, всего лишь колонка цифр в очередной долговой расписке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 669; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.009 с.)