Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительная характеристика нервной системы хордовыхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные направления эволюции и модусы нервной системы: · Расширение функций; · Полимеризация; · Интенсификация; · Субституция (подробнее – в учебнике). · Дифференцировка нервной трубки на головной и спинной мозг; · Дифференцировка периферической нервной системы. Онтофилогенетические пороки и аномалии развития нервной системы: · Анэнцефалия – отсутствие головного мозга; · Микроцефалия – уменьшенный в объемах головной мозг; · Лисэнцефалия – сглаживание извилин коры больших полушарий; · Агирия – отсутствие извилин. Эндокринная система наряду с нервной является ведущим аппаратом интеграции многоклеточного организма, обеспечивая гуморальную регуляцию функций органов. Эта регуляция осуществляется гормонами — биологически активными веществами разной химической природы, выделяемыми железами внутренней секреции. Действие гормонов строго специфично: разные гормоны действуют на разные органы, вызывая определенные изменения их функционирования. Железы внутренней секреции не имеют протоков и выделяют гормоны непосредственно в кровь, что облегчает их транспорт к органам-мишеням. Клетки органов-мишеней на своих мембранах имеют специфические рецепторы, с которыми связываются гормоны, вызывая определенные изменения их метаболизма. Гуморальная регуляция эволюционно возникла значительно раньше нервной потому, что она более проста и не требует развития таких сложных структур, как нервная система. Химическая структура гормонов многообразна. Это могут быть белки (инсулин, пептидные нейрогормоны). стероиды (половые гормоны), продукты метаболизма отдельных аминокислот (тироксин, адреналин), Они могут иметь и другое строение. Это свидетельствует о том, что гормоны разнообразны и по происхождению. Главное, что их объединяет, — способность специфически изменять клеточный метаболизм при контакте с цитоплазматической мембраной. Железы внутренней секреции, как и гормоны, выделяемые ими, имеют разное происхождение, что важно для изучения их эволюции. Некоторые эндокринные железы связаны по происхождению с эпителиальной выстилкой глотки. К ним относятся щитовидная и паращитовидная железы. Эпифиз развивается как вырост мозга; гипофиз (вырост кармана Ратке, 4-5 недели), надпочечники и поджелудочная железа имеют сложное происхождение. У хрящевых рыб во взрослом состоянии сохраняется первоначальная связь передней доли гипофиза с эпителием ротовой полости. За счет ее задней части формируется также средняя доля. Обе доли вырабатывают гонадотропные гормоны. У костных рыб и личинок земноводных имеются передняя и промежуточная доли, а у взрослых амфибий, переходящих к наземному существованию, появляется также задняя, регулирующая водный обмен. Средняя доля у них перестает выделять гонадотропный гормон, но вырабатывает пролактин. В связи с наземным образом жизни пресмыкающихся и млекопитающих у них наиболее прогрессивно развивается задняя доля гипофиза, что связано с интенсификацией водного обмена. Щитовидная железа, гормон которой — тироксин — регулирует энергетический обмен, среди хордовых как компактный орган впервые появляется у рыб. Однако уже у ланцетника отдельные тироксин-синтезирующие клетки обнаруживаются в желобке на вентральной стороне глотки. Щитовидная железа рыб закладывается также в виде желобка на вентральной стороне глотки между 1-й и 2-й жаберными щелями в области зачатка основания языка. Позже этот клеточный материал погружается под слизистую оболочку и формирует фолликулы, характерные для щитовидной железы. У других позвоночных железа закладывается так же, как у рыб, но затем она перемещается в область подъязычной кости (у земноводных) или в шейную область (у пресмыкающихся и млекопитающих).
Онтофилогенетические врожденные пороки систем органов человека. Классификация; их место и значение в развитии патологии у человека. Примеры. Врожденные пороки развития, являющиеся следствием нарушения нормального хода эмбрионального морфогенеза, могут быть обусловлены как наследственными факторами (генные, хромосомные, геномные, зиготические мутации), так и неблагоприятными средовыми факторами, влияющими на развивающийся зародыш. Классификация I. Различают несколько групп пороков, отличающиеся друг от друга временем влияния вредоносных факторов и объектом поражения: · Гаметопатии; · Бластопатии; · Эмбриопатии; · Фетопатии (подробнее см. вопрос №44) Классификация II. Также принята следующая классификация врожденных пороков развития: · Агенезия – отсутствие определенного органа; · Аплазия – недоразвитие или отсутствие органа; · Гипотрофия – снижение массы тела плода или младенца; · Гипоплазия – малая масса органа, его недоразвитие или малые размеры; · Гиперплазия – увеличение размеров органа или массы тела; · Гетеротопия – размещение тканей, клеток или целых органов в непривычных местах организма; · Макросомия – проявляется в гигантизме. Увеличение массы и длины тела; · Гетероплазия – сбои в разграничении отдельных видов ткани; · Эктопия – смещение одного из органов; · Стеноз – сужение отверстия или канала;
· Атрезия – отсутствие естественного отверстия или канала; · Слияние или сращение органов; · Персистирование – обратный процесс развития морфологических структур; · Дисхрония – ускорение или торможение развития процессов. Также в зависимости от последовательности проявления различают первичные (мутационные) и вторичные (следствие первичных) пороки. По степени распространенности принята следующая классификация врожденных пороков развития:
· изолированные; · множественные; · системные. Место человека в системе животного мира. Качественные особенности человека как биосоциального существа. Соотношение биологического и социального в человеке на разных этапах антропогенеза. Основные этапы антропогенеза. Место человека в системе животного мира определяется тем, что он относится к типу Хордовые, подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие, подклассу Плацентарные, отряду Приматы, семейству Гоминиды, роду Homo. Человек — единственное существо на планете, в котором соединились природа и дух, он — биосоциальное существо. Биологическое в человеке — это то, что дано ему от природы — физические особенности (возраст, пол, вес, внешность и т.д.), инстинкты, темперамент и т.д. Как природное биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Социальное в человеке — это то, что приобретается им в процессе жизни в обществе: речь, мышление, культурные навыки, навыки общения и т.д. При этом главным отличием выступает сознание. Сознание — это отражение в головном мозге человека окружающего мира. Сознание включает в себя психику (чувства, память, эмоции, волю) и мышление. Человека от животного отличают следующие черты: · человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта); · человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты; · человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору; · человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам; · человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия. Основные этапы антропогенеза: · Превращение руки в орган труда; · Появление членораздельной речи; · Развитие центральной нервной системы и высшей нервной деятельности; · Возникновение социальной программы и передача ее поколениям.
Основные этапы атропогенеза можно представить следующим образом:
· ДРИОПИТЕК - стадный образ жизни; ходит на четвереньках; сообщество человекообразных обезьян. · АВСТРАЛОПИТЕК - систематически использует естественные предметы как орудия труда (палка-дубинка, кость, рог антилопы и т.д.) Возникла другая походка. Стадный образ жизни, совместная охота. · ДРЕВНЕЙШИЙ ЧЕЛОВЕК - изготовляют примитивные орудия труда (деревянное копье, каменный скребок, рубило). Общественный образ жизни, поддержание огня. · ДРЕВНИЙ ЧЕЛОВЕК - изготовляют обработанные каменные орудия (многогранные острия, скребки, ножи). Общественный образ жизни; поддержание огня. Строительство очагов и жилищ. Первые захоронения. · КРОМАНЬОНЕЦ - изготовляют сложные составные орудия труда из камня и кости. Родовая община. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. · ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ - изготовляют сложнейшие орудия труда и механизмы. Наивысшие достижения в науке, технике и искусстве.
Из описания каждого из этапов антропогенеза человека модно сделать вывод о том, что соотношение биологического и социального в человеке изменялось с каждой новой ступенью. От примитивных дриопитеков, ведущих стадный образ жизни, до человека разумного, способного осуществлять высшую нервную деятельность, изготавливать сложные механизмы и культурно взаимодействовать. По мере развития социальное берет верх на биологическим.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.231 (0.01 с.) |