Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния



Общая характеристика

Следом за В. И. Лениным, который первым дал глобальную характеристику марксизма как учения и доктрины («Три источника и три составных части марксизма»), историки науки выделяют в составе марксизма философскую (диалектический и исторический материализм), политэкономическую (экономико-теоретическую) и политическую составляющие. Последнюю в рамках своего учения Маркс выстроил, отталкиваясь от критического анализа идей утопического социализма (наиболее современных ему), развив это в направлении учения о переходе от капитализма к более прогрессивной формации, основанной на общественной собственности на средства производства (идеально мыслимая форма — коммунизм).

В рамках марксизма-ленинизма выделяются следующие три органически взаимосвязанные и взаимообусловленные части: философия (диалектический и исторический материализм), политическая экономия и научный коммунизм[1].

Утверждение, что марксизм оказал влияние не только на экономические, социологические, политологические, но и другие науки, отнюдь не является преувеличением, если вспомнить, что все ныне существующие отрасли научного (а в известной части и идеалистического) знания — лишь результат условного членения на «специализации» единого предмета изучения, который в не такие ещё далёкие времена охватывала одна наука — философия. Отсюда неудивительно, что благодаря глубине проработки собственно философской (в современном понимании науки) гносеологической основы, Маркс тем самым оказал опосредованное влияние и на дочерние и внучатые отрасли, «выросшие из философии».

Формулировка политической доктрины марксизма, развивавшаяся Марксом, а после его смерти и Энгельсом до конца XIX века, полностью адекватна состоянию производительных сил, производственных отношений, а также практике классовой борьбы той эпохи. Уже при жизни основоположников марксизма получили подтверждение тезисы о неизбежности социальной революции и о необходимости ведущей роли в ней пролетариата для достижения цели, стоящей перед эксплуатируемыми классами.

Сформулированные в полемике с социалистами-утопистами перспективные цели (уничтожение товарного производства и частной собственности как основы капиталистического общества с последующим переходом к построению коммунистического общества) задали достаточно верный ориентир в ходе практической реализации идей марксизма, к которой бывшая царская Россия, а затем другие страны Европы, Азии и Латинской Америки приступили после 1917 года. Верность учения Маркса подтвердилась в этих странах, в том числе, тем, что ускорение прогресса в этих странах, продвижение к всестороннему удовлетворению потребностей на социально справедливой основе было обеспечено за счёт развития общественной собственности на средства производства и ликвидации паразитических форм перераспределения материальных благ, порождённых частнокапиталистическим характером присвоения.

История марксизма

Как научное выражение коренных интересов рабочего класса, марксизм возник в 1840-х годах, когда противоречия капитализма в наиболее развитых его центрах углубились до состояния антагонизма (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., движение чартистов в середине 1830-х — начале 1850-х гг. в Англии, восстание ткачей в Силезии в 1844 г.). В этих столкновениях рабочий класс впервые выступил на арену истории как самостоятельная политическая сила, после чего классовая борьба приобрела форму противостояния пролетариата и буржуазии.

В этот период (весна 1847 года) К. Маркс и Ф. Энгельс преобразовали Союз справедливых — тайную организацию немецких эмигрантов в Лондоне — в «Союз коммунистов». По поручению Союза, в качестве его программы они написали знаменитый «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и наметили этапы перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В 1890-е годы в России существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии.. В 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила своё существование, но идеология её лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) нашла почву для распространения в некоторых зарубежных странах.

В 1920-е годы в СССР — стране победившего социализма — марксизм, с учётом революции и социалистических преобразований, связываемых прежде всего с именем В. И. Ленина (ленинизм), концептуально расширяется до «марксизма-ленинизма». В капиталистических странах тем временем развивается так называемый «западный марксизм», связанный с именами Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.

Антисталинский переворот в идеологии, осуществлённый Н. С. Хрущёвым и группой его сподвижников, «разоблачения» сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Крупнейшие социал-демократические партии Европы отказались от приверженности марксизму (СДПГ в 1959 г. с принятием Годесбергской программы, ИСРП в 1979 г. с избранием Ф. Гонсалеса лидером партии).

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

Маркс и Гегель

Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики[4].

 

Марксистская философия

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»[5].

Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Диалектический материализм

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента марксизма-ленинизма.

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Экономическое учение Маркса

Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

Марксистская социология

Карл Маркс не использовал в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии[6]. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

Коммунизм

Коммунизм, по мнению Маркса, — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понимал как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

Российский марксизм XX в.

· Выготский Л. С.

· Лифшиц М. А.

· Ильенков Э. В.

Российский марксизм XXI в.

· Бузгалин А. В.

· Колганов А. И.

Критика марксизма

В постсоветское время — вразрез с тенденциями возрастания внимания к марксизму на Западе — на территории СССР и бывших социалистических стран Европы тенденциозно навязывается восприятие марксизма как якобы несостоятельного учения. Так Высшая школа экономики в своих требованиях к студентам настаивает:

В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет аргументированно показано, почему эта теория за два века существования выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той её части, которой в свое время наиболее старательно занимался сам Маркс.

— Высшая школа экономики. Требования к студентам

Уровень научной «аргументированности» соответствующих доказательств примитивен, причем учёные не гнушаются манипуляциями и подменой тезисов, проецируя частные моменты на излишне генерализованные выводы.

Тенденциозность и однобокость очевидна, например, когда марксизму фарисейски вменяется в вину «напрасная гибель миллионов людей во всём мире»[8][9], но при этом цинично умалчивается о десятках и сотнях миллионов людей, погибших по вине колониализма и империалистической политики центров мировой силы.

 

Общая характеристика

Следом за В. И. Лениным, который первым дал глобальную характеристику марксизма как учения и доктрины («Три источника и три составных части марксизма»), историки науки выделяют в составе марксизма философскую (диалектический и исторический материализм), политэкономическую (экономико-теоретическую) и политическую составляющие. Последнюю в рамках своего учения Маркс выстроил, отталкиваясь от критического анализа идей утопического социализма (наиболее современных ему), развив это в направлении учения о переходе от капитализма к более прогрессивной формации, основанной на общественной собственности на средства производства (идеально мыслимая форма — коммунизм).

В рамках марксизма-ленинизма выделяются следующие три органически взаимосвязанные и взаимообусловленные части: философия (диалектический и исторический материализм), политическая экономия и научный коммунизм[1].

Утверждение, что марксизм оказал влияние не только на экономические, социологические, политологические, но и другие науки, отнюдь не является преувеличением, если вспомнить, что все ныне существующие отрасли научного (а в известной части и идеалистического) знания — лишь результат условного членения на «специализации» единого предмета изучения, который в не такие ещё далёкие времена охватывала одна наука — философия. Отсюда неудивительно, что благодаря глубине проработки собственно философской (в современном понимании науки) гносеологической основы, Маркс тем самым оказал опосредованное влияние и на дочерние и внучатые отрасли, «выросшие из философии».

Формулировка политической доктрины марксизма, развивавшаяся Марксом, а после его смерти и Энгельсом до конца XIX века, полностью адекватна состоянию производительных сил, производственных отношений, а также практике классовой борьбы той эпохи. Уже при жизни основоположников марксизма получили подтверждение тезисы о неизбежности социальной революции и о необходимости ведущей роли в ней пролетариата для достижения цели, стоящей перед эксплуатируемыми классами.

Сформулированные в полемике с социалистами-утопистами перспективные цели (уничтожение товарного производства и частной собственности как основы капиталистического общества с последующим переходом к построению коммунистического общества) задали достаточно верный ориентир в ходе практической реализации идей марксизма, к которой бывшая царская Россия, а затем другие страны Европы, Азии и Латинской Америки приступили после 1917 года. Верность учения Маркса подтвердилась в этих странах, в том числе, тем, что ускорение прогресса в этих странах, продвижение к всестороннему удовлетворению потребностей на социально справедливой основе было обеспечено за счёт развития общественной собственности на средства производства и ликвидации паразитических форм перераспределения материальных благ, порождённых частнокапиталистическим характером присвоения.

История марксизма

Как научное выражение коренных интересов рабочего класса, марксизм возник в 1840-х годах, когда противоречия капитализма в наиболее развитых его центрах углубились до состояния антагонизма (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., движение чартистов в середине 1830-х — начале 1850-х гг. в Англии, восстание ткачей в Силезии в 1844 г.). В этих столкновениях рабочий класс впервые выступил на арену истории как самостоятельная политическая сила, после чего классовая борьба приобрела форму противостояния пролетариата и буржуазии.

В этот период (весна 1847 года) К. Маркс и Ф. Энгельс преобразовали Союз справедливых — тайную организацию немецких эмигрантов в Лондоне — в «Союз коммунистов». По поручению Союза, в качестве его программы они написали знаменитый «Манифест коммунистической партии», в котором провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и наметили этапы перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической.

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В 1890-е годы в России существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии.. В 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила своё существование, но идеология её лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) нашла почву для распространения в некоторых зарубежных странах.

В 1920-е годы в СССР — стране победившего социализма — марксизм, с учётом революции и социалистических преобразований, связываемых прежде всего с именем В. И. Ленина (ленинизм), концептуально расширяется до «марксизма-ленинизма». В капиталистических странах тем временем развивается так называемый «западный марксизм», связанный с именами Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.

Антисталинский переворот в идеологии, осуществлённый Н. С. Хрущёвым и группой его сподвижников, «разоблачения» сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Крупнейшие социал-демократические партии Европы отказались от приверженности марксизму (СДПГ в 1959 г. с принятием Годесбергской программы, ИСРП в 1979 г. с избранием Ф. Гонсалеса лидером партии).

Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два периода:

· Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.

· Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Владимир Ильич Ленин указывал на три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм[2][3]. Маркс, исходя из этих источников, тем не менее, подверг их критическому осмыслению и переработке. Итогом чего и стал марксизм как новый этап в развитии общественной мысли.

Маркс и Гегель

Маркс выступает против распространенного в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики[4].

 

Марксистская философия

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»[5].

Позднее такая позиция вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Диалектический материализм

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента марксизма-ленинизма.

Выражение «диалектический материализм» часто используется как синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и Энгельса, которые говорили о «материалистической диалектике». Выражение «диалектический материализм» ввёл в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 2364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.034 с.)