Раздел 5. Неврологические основы патологии речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Неврологические основы патологии речи



5. 1.Афазия

Афазия — утрата сформированной речи. История изучения. Значение работ Брока и Вернике в изучении афазии. Причины возникновения афазии. Современная классификация афатичес-ких нарушений по материалам работ А.Р. Лурии.

Особенности проявления моторной и сенсорной афазии. Мо­торная афазия с эфферентным и афферентным компонентом. Осо­бенности лобных расстройств при моторной форме афазии. Ха­рактеристика пространственных нарушений при афферентных формах афазии. Нарушение фонематического слуха как основа сенсорной афазии. Акустико-мнестические расстройства. Лекси-ко-семантические расстройства. Амнестические расстройства. Нарушение чтения и письма при афазии. Лечебно-коррекцион-ные методы воздействия при различных формах афазии.

ДинакГика афатических нарушений.

5.2.Алания

Алалия — системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения сенсомоторной области коры головного моз­га доминантного полушария в доречевом периоде. История изуче­ния. Причины возникновения алалии. Родовая черепно-мозговая травма как причина поражения сенсомоторной области коры голо­вного мозга. Виды алалии в зависимости от преимущественного поражения сенсомоторной области (нижнелобной, нижнетемен­ной, верхневисочной). Особенности моторных и сенсорных расст­ройств. Динамика речевых нарушений. Спонтанная активизация речи. Возможность возникновения заикания при бурном оречев-лении. Необходимость раннего выявления алалии. Медицинская и педагогическая диагностика и помощь при алалии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка с алалией.

2. Наблюдение за обследованием ребенка, страдающего алалией.

3. Обсуждение полученных данных обследования.

4. Медицинские и педагогические рекомендации.

5. Соотнесение полученных данных обследования с литератур­ными источниками.

6. Особенности моторных и сенсорных расстройств при алалии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение работ П. Брока и Р. Вернике для изучения афазии.

2. Современная классификация афатических расстройств.

3. Значение работ А.Р. Лурии для изучения высших корковых функций человека.

4. Механизм порождения речи по работам Т.В. Рябовой (Аху-тиной).

5. Особенности речевых нарушений при моторной и сенсорной афазии.

6. История изучения алалии.

7. Причины возникновения алалии.

8. Характеристика основных симптомов алалии и объяснение их происхождения.

9. Соотнесение особенностей речевых расстройств при разных формах алалии с преимущественной локализацией поражения в коре головного мозга.

10. Динамика речевых проявлений при алалии. Этапы речево­го развития. Характеристика моторных и сенсорных расстройств.

11. Профилактика неуспеваемости школьника при стертых формах алалии.

12. Дислексия и дисграфия как этап речевого развития при алалии.

Дизартрия

Дизартрия — несформированность звукопроизносительной стороны речи, обусловленная нарушением иннервации речевой мускулатуры. История изучения. Причины возникновения. Ло­кализация поражения. Формы дизартрии: бульбарная, псевдо­бульбарная, мозжечковая, подкорковая (смешанная), корковая. Детский церебральный паралич и псевдобульбарная дизартрия. Степени выраженности клинических проявлений. Расстройство общей и артикуляционной моторики, фонации и дыхания. Осо­бенности речевых нарушений при различных формах дизартрии. Сравнительная характеристика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии. Возрастной аспект возникновения дизартрических расстройств. Органические и функциональные расстройства как проявление различных степеней выраженности поражения нерв­ной системы. Стертая дизартрия и дислалия. Необходимость ран­него выявления дизартрических расстройств, логопедические за­нятия, ЛФК, лечебные мероприятия, общепедагогический ком­плекс.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего дизартрией.

2. Обследование ребенка с различными проявлениями дизарт­рических расстройств.

3. Обсуждение полученных материалов обследования.

4. Медицинские и педагогические рекомендации.

5. Значение комплексного коррекционного воздействия.

6. Методы лечебной гимнастики при детском церебральном па­раличе и дизартрии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. История изучения детского церебрального паралича и ди­зартрии.

2. Формы дизартрии и локализация поражения в головном мозге.

3. Степени тяжести псевдобульбарной дизартрии.

4. Особенности артикуляции, фонации и дыхания при дизартрии.

5. Особенности фонетических расстройств при дизартрии.

6. Причины назализации при дизартрии.

7. Органическое и функциональное расстройство, значение для невропатологии и дефектологии.

8. Особенности проявления речевых расстройств при стертой дизартрии; необходимость комплексного воздействия.

9. Профилактика дислексии и дисграфии.

Дислексия и дисграфия

Механизм письменной речи. Чтение и письмо. Особенности подготовительного периода. Дислексия и дисграфия при различ­ных формах патологии речи и слуха. Характеристика ошибок.

Особенности формирования чтения и письма при алалии: соот­несение звука и буквы, составление слога и слова. Структура сло­ва, контаминации, аграмматизмы. Проявление моторных и сен­сорных нарушений. Генезис фонетико-фонематических расст­ройств.

Дислексия и дисграфия у детей, страдающих дизартрией. Зна­чение для письменной речи моторных нарушений: артикуляции, движения глазных яблок и руки. Особенности почерка. Особенно­сти ошибок. Профилактика дислексии и дисграфии.

Особенности формирования письменной речи у детей с наруше­нием слуха. Особенности формирования письменной речи у умст­венно от.талых детей. Профилактика дислексии и дисграфии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение работ А.Р. Лурии и его школы для понимания дис­лексии и дисграфии.

2. Соотнесение устной и письменной речи.

3. Особенности дислексии и дисграфии при афазии, алалии, дизартрии.

4. Особенности дисграфии при различных формах патологии речи.

5.5. Расстройства темпа и ритма речи. Заикание

Связь формирования темпа и ритма речи с подкорковыми обра­зованиями. Корково-подкорковые взаимоотношения. Виды рас­стройств темпа и ритма речи: тахилалия и брадилалия. Причины речевых нарушений.

Заикание — одна из форм расстройства темпа и ритма речи. Осо­бенности судорог при заикании (тонические и клонические), локали­зация судорог. Характеристика невротического заикания: причины возникновения, начальная фаза (элементы мутизма), течение болез­ни. Неврологическая и вегетативная симптоматика, проявления об­щего невроза. Методы медицинского, психотерапевтического и педа­гогического воздействия. Характеристика неврозоподобного заика­ния: причины возникновения, особенности течения. Сочетание стер­той дизартрии или алалии с неврозоподобным заиканием. Невроло­гическая и речевая характеристика. Особенности эмоционально-во­левой сферы. Профилактика заикания. Место и методы коррекции. Значение возрастного аспекта в возникновении заикания. Значение социальной среды для возникновения и течения болезни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего заиканием.

2. Обследование ребенка с заиканием.

3. Обсуждение полученных результатов обследования: локали­зация судорог, отношение больного к своему дефекту речи, состоя­ние нервной системы, особенности психики больного.

4. Понятие о невротическом и неврозоподобном заикании.

5. Медицинские и педагогические рекомендации.

6. Обсуждение литературных данных по проблеме заикания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение подкорковых образований в организации темпа и ритма речи.

2. Взаимоотношение коры и подкорки в формировании темпа и ритма речи. Просодическая характеристика.

3. Тахилалия и брадилалия; причины возникновения, особен­ности проявления.

4. История изучения этиологии и патогенеза заикания.

5. Общая характеристика заикания. Локализация судорог.

6. Возрастной аспект проявления заикания.

7. Проявления невротического и неврозоподобного заикания.

8. Таблица по дифференциальной диагностике разных форм заикания.

9. Методы медицинского и педагогического воздействия.

10. Динамика речевых нарушений.

5.6. Речевые нарушения, обусловленные дефектами слуха

Взаимоотношение слуха и речи. Степени нарушения слуха. Значение остатков слуха для развития речи. Дифференциальная диагностика тугоухости и сенсорной алалии. Значение возраста для сохранения речи. Особенности устной и письменной речи сла­бослышащих детей. Раннее выявление слуховых расстройств как профилактика задержки речевого и психического развития.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение слуха для развития речи.

2. Причины слуховых расстройств.

3. Объяснить сравнительную аудиограмму при различных уровнях поражения слухового анализатора (тугоухости, глухоте, сенсорной алалии).

4. Значение остатков слуха для развития речи.

5. Профилактика расстройств слуха и речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.019 с.)