Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 5. Неврологические основы патологии речи↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
5. 1.Афазия Афазия — утрата сформированной речи. История изучения. Значение работ Брока и Вернике в изучении афазии. Причины возникновения афазии. Современная классификация афатичес-ких нарушений по материалам работ А.Р. Лурии. Особенности проявления моторной и сенсорной афазии. Моторная афазия с эфферентным и афферентным компонентом. Особенности лобных расстройств при моторной форме афазии. Характеристика пространственных нарушений при афферентных формах афазии. Нарушение фонематического слуха как основа сенсорной афазии. Акустико-мнестические расстройства. Лекси-ко-семантические расстройства. Амнестические расстройства. Нарушение чтения и письма при афазии. Лечебно-коррекцион-ные методы воздействия при различных формах афазии. ДинакГика афатических нарушений. 5.2.Алания Алалия — системное недоразвитие речи, возникающее в результате поражения сенсомоторной области коры головного мозга доминантного полушария в доречевом периоде. История изучения. Причины возникновения алалии. Родовая черепно-мозговая травма как причина поражения сенсомоторной области коры головного мозга. Виды алалии в зависимости от преимущественного поражения сенсомоторной области (нижнелобной, нижнетеменной, верхневисочной). Особенности моторных и сенсорных расстройств. Динамика речевых нарушений. Спонтанная активизация речи. Возможность возникновения заикания при бурном оречев-лении. Необходимость раннего выявления алалии. Медицинская и педагогическая диагностика и помощь при алалии. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Составление схемы истории болезни ребенка с алалией. 2. Наблюдение за обследованием ребенка, страдающего алалией. 3. Обсуждение полученных данных обследования. 4. Медицинские и педагогические рекомендации. 5. Соотнесение полученных данных обследования с литературными источниками. 6. Особенности моторных и сенсорных расстройств при алалии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Значение работ П. Брока и Р. Вернике для изучения афазии. 2. Современная классификация афатических расстройств. 3. Значение работ А.Р. Лурии для изучения высших корковых функций человека. 4. Механизм порождения речи по работам Т.В. Рябовой (Аху-тиной).
5. Особенности речевых нарушений при моторной и сенсорной афазии. 6. История изучения алалии. 7. Причины возникновения алалии. 8. Характеристика основных симптомов алалии и объяснение их происхождения. 9. Соотнесение особенностей речевых расстройств при разных формах алалии с преимущественной локализацией поражения в коре головного мозга. 10. Динамика речевых проявлений при алалии. Этапы речевого развития. Характеристика моторных и сенсорных расстройств. 11. Профилактика неуспеваемости школьника при стертых формах алалии. 12. Дислексия и дисграфия как этап речевого развития при алалии. Дизартрия Дизартрия — несформированность звукопроизносительной стороны речи, обусловленная нарушением иннервации речевой мускулатуры. История изучения. Причины возникновения. Локализация поражения. Формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, подкорковая (смешанная), корковая. Детский церебральный паралич и псевдобульбарная дизартрия. Степени выраженности клинических проявлений. Расстройство общей и артикуляционной моторики, фонации и дыхания. Особенности речевых нарушений при различных формах дизартрии. Сравнительная характеристика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии. Возрастной аспект возникновения дизартрических расстройств. Органические и функциональные расстройства как проявление различных степеней выраженности поражения нервной системы. Стертая дизартрия и дислалия. Необходимость раннего выявления дизартрических расстройств, логопедические занятия, ЛФК, лечебные мероприятия, общепедагогический комплекс. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего дизартрией. 2. Обследование ребенка с различными проявлениями дизартрических расстройств. 3. Обсуждение полученных материалов обследования. 4. Медицинские и педагогические рекомендации. 5. Значение комплексного коррекционного воздействия. 6. Методы лечебной гимнастики при детском церебральном параличе и дизартрии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. История изучения детского церебрального паралича и дизартрии. 2. Формы дизартрии и локализация поражения в головном мозге. 3. Степени тяжести псевдобульбарной дизартрии.
4. Особенности артикуляции, фонации и дыхания при дизартрии. 5. Особенности фонетических расстройств при дизартрии. 6. Причины назализации при дизартрии. 7. Органическое и функциональное расстройство, значение для невропатологии и дефектологии. 8. Особенности проявления речевых расстройств при стертой дизартрии; необходимость комплексного воздействия. 9. Профилактика дислексии и дисграфии. Дислексия и дисграфия Механизм письменной речи. Чтение и письмо. Особенности подготовительного периода. Дислексия и дисграфия при различных формах патологии речи и слуха. Характеристика ошибок. Особенности формирования чтения и письма при алалии: соотнесение звука и буквы, составление слога и слова. Структура слова, контаминации, аграмматизмы. Проявление моторных и сенсорных нарушений. Генезис фонетико-фонематических расстройств. Дислексия и дисграфия у детей, страдающих дизартрией. Значение для письменной речи моторных нарушений: артикуляции, движения глазных яблок и руки. Особенности почерка. Особенности ошибок. Профилактика дислексии и дисграфии. Особенности формирования письменной речи у детей с нарушением слуха. Особенности формирования письменной речи у умственно от.талых детей. Профилактика дислексии и дисграфии. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Значение работ А.Р. Лурии и его школы для понимания дислексии и дисграфии. 2. Соотнесение устной и письменной речи. 3. Особенности дислексии и дисграфии при афазии, алалии, дизартрии. 4. Особенности дисграфии при различных формах патологии речи. 5.5. Расстройства темпа и ритма речи. Заикание Связь формирования темпа и ритма речи с подкорковыми образованиями. Корково-подкорковые взаимоотношения. Виды расстройств темпа и ритма речи: тахилалия и брадилалия. Причины речевых нарушений. Заикание — одна из форм расстройства темпа и ритма речи. Особенности судорог при заикании (тонические и клонические), локализация судорог. Характеристика невротического заикания: причины возникновения, начальная фаза (элементы мутизма), течение болезни. Неврологическая и вегетативная симптоматика, проявления общего невроза. Методы медицинского, психотерапевтического и педагогического воздействия. Характеристика неврозоподобного заикания: причины возникновения, особенности течения. Сочетание стертой дизартрии или алалии с неврозоподобным заиканием. Неврологическая и речевая характеристика. Особенности эмоционально-волевой сферы. Профилактика заикания. Место и методы коррекции. Значение возрастного аспекта в возникновении заикания. Значение социальной среды для возникновения и течения болезни. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего заиканием. 2. Обследование ребенка с заиканием. 3. Обсуждение полученных результатов обследования: локализация судорог, отношение больного к своему дефекту речи, состояние нервной системы, особенности психики больного. 4. Понятие о невротическом и неврозоподобном заикании. 5. Медицинские и педагогические рекомендации. 6. Обсуждение литературных данных по проблеме заикания. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Значение подкорковых образований в организации темпа и ритма речи. 2. Взаимоотношение коры и подкорки в формировании темпа и ритма речи. Просодическая характеристика.
3. Тахилалия и брадилалия; причины возникновения, особенности проявления. 4. История изучения этиологии и патогенеза заикания. 5. Общая характеристика заикания. Локализация судорог. 6. Возрастной аспект проявления заикания. 7. Проявления невротического и неврозоподобного заикания. 8. Таблица по дифференциальной диагностике разных форм заикания. 9. Методы медицинского и педагогического воздействия. 10. Динамика речевых нарушений. 5.6. Речевые нарушения, обусловленные дефектами слуха Взаимоотношение слуха и речи. Степени нарушения слуха. Значение остатков слуха для развития речи. Дифференциальная диагностика тугоухости и сенсорной алалии. Значение возраста для сохранения речи. Особенности устной и письменной речи слабослышащих детей. Раннее выявление слуховых расстройств как профилактика задержки речевого и психического развития. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Значение слуха для развития речи. 2. Причины слуховых расстройств. 3. Объяснить сравнительную аудиограмму при различных уровнях поражения слухового анализатора (тугоухости, глухоте, сенсорной алалии). 4. Значение остатков слуха для развития речи. 5. Профилактика расстройств слуха и речи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.168 (0.011 с.) |