Раздел 3. Критические периоды развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Критические периоды развития



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Медицинский курс "Невропатология детского возраста" явля­ется базисным для сложного комплекса медицинских и психоло­го-педагогических дисциплин, изучаемых на отделении дошколь­ной дефектологии дефектологического факультета педагогичес­кого университета. Необходимость данного курса обусловлена тем, что основные формы нарушения слуха, зрения, речи, мото­рики, поведения, интеллекта связаны с отклонениями в развитии нервной системы.

Педагог-дефектолог должен знать причины слухоречевых и нервно-психических расстройств, их проявления в разные возра­стные сроки, методы лечебно-коррекционного воздействия.

В связи с этим основной задачей курса "Невропатология дет­ского возраста" является изучение анатомо-физиологических за­кономерностей формирования нервной системы в возрастном ас* пекте, развития анализаторов и функциональных систем, обус­ловливающих становление высшей нервной деятельности.

Программа данного курса состоит из введения и пяти глав (раз­делов).

Во введении раскрываются цели и задачи курса, теоретические и методологические основы отечественной медицины. История изучения детской невропатологии, связь с другими психолого-пе­дагогическими дисциплинами. В первом разделе "Неврология" — рассматриваются проблемы эволюции нервной системы, особенно­сти строения нервной системы человека, значение уровневой ин­формации. Особое место занимает учение о цитоархитектонике ко­ры головного мозга. Во втором разделе "Нейрофизиология" — рас-

1 Программа составлена доцентом Г.В. Гуровец под редакцией профессора В.И. Селиверстова.

сматриваются основные физиологические процессы, происходя­щие в нервной системе, формирование фактора доминантности и значение их в становлении речевых и неречевых процессов. В тре­тьем разделе — "Критические периоды развития" — представлены этапы психомоторного и речевого развития. В четвертом разде­ле — "Невропатология" раскрываются этиопатогенез и клиничес­кие проявления нервных болезней. В пятом разделе — "Невроло­гические основы патологии речи" — представлены все формы ре­чевых нарушений, обусловленные поражением нервной системы. Указанная тематика находит отражение в лекциях, лаборатор-но-практических занятиях и самостоятельной работе студентов. Основные задачи практических занятий:

1) закрепить и углубить знания, полученные на лекциях;

2) изучить структуру нервной системы по таблицам, муляжам, натуральным препаратам;

3) отразить в альбомах рисунки структур нервной системы:

4) изучить схему составления истории болезни;

5) присутствовать на разборах и обследованиях детей с различ­ными отклонениями в развитии на базе медико-педагогической консультации.

Самостоятельная работа студентов реализуется в форме рефе­ратов, научных исследований, курсовых работ по различным ви­дам слухоречевых и нервно-психических расстройств.

За время изучения данного медицинского курса студенты должны приобрести теоретические и практические знания по не­вропатологии и патологии речи, научиться критически оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в диагностике аномального развития.

ТЕМАТИКА КУРСА

Введение.

Цели и задачи курса. История невропатологии.

Раздел 1. Неврология

1.1. Эволюция нервной системы.

1.2. Общие принципы строения нервной системы.

1.3. Структура нервной системы человека.

1.4. Цитоархитектоника коры головного мозга.

Раздел 2. Нейрофизиология

2.1. Основные физиологические процессы в нервной системе,

2.2. Теория функциональных систем.

2.3. Высшие корковые функции.

Раздел 4. Невропатология

4.1. Общие представления о болезнях нервной системы.

4.2. Основные неврологические синдромы.

4.3. Болезни нервной системы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение медицинского курса "Невропатология" для дефек­тологии.

2. Значение работ Гиппократа для медицины и дефектологии.

3. Медико-биологические и материалистические истоки отече­ственной невропатологии.

4. Значение эволюционно-возрастного аспекта в развитии дет­ской невропатологии.

5. Значение работ отечественных невропатологов по организа­ции специальной помощи детям с поражением нервной системы.

РАЗДЕЛ 1. НЕВРОЛОГИЯ

Эволюция нервной системы

Филогенез нервной системы. Основные этапы развития нерв­ной системы- Реактивность белковых структур. Возбудимость и проводимость нервной клетки. Формирование ганглия и его зна­чение. Развитие первых анализаторов и усложнение их на раз­ных этапах филогенеза под влиянием внешней среды. Развитие нервной системы у позвоночных: появление спинного и головно­го мозга, периферической и вегетативной нервной системы. Осо­бенности созревания головного мозга.

Онтогенез нервной системы. Развитие нервной системы на зародышевом уровне, в первой и второй половине беременнос­ти. Развитие мозга ребенка после рождения. Роль биологичес­ких и социальных факторов в развитии ребенка. Этапы включе­ния различных уровней нервной системы в возрастном аспекте. Особенности формирования головного мозга.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Нарисовать и обозначить все этапы развития нервной систе­мы на уровне филогенеза и онтогенеза.

2. Объяснить значение развития глии, ганглия, анализатора.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Дать определение понятий "филогенез" и "онтогенез".

2. Роль биологических и социальных факторов в развитии нервной системы человека.

3. Значение первой и второй половины беременности для развития плода в норме и патологии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Нарисовать и обозначить структуры нервных клеток, синап-

сов.

2. Объяснить строение двигательной и чувствительной клетки.

3. Нарисовать расположение мозговых оболочек.

4. Нарисовать расположение и общий вид головного и спинно­го мозга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Общий обзор головного и спинного мозга.

2. Мозг и мозговые оболочки, их строение и значение.

3. Расположение и значение спинномозговой жидкости (лик-вора).

4. Особенности строения чувствительной и двигательной клет­ки, их включения.

5. Механизм передачи нервного импульса, объяснение и значе­ние этих реакций.

6. Значение тигроидного вещества (физиологический и патологический тигролиз).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Зарисовать структуры нервной системы, подписать их, объ­яснить значение каждой из них.

2. Соотнести все структуры мозга на муляже и натуральных препаратах.

3. Рассмотреть простую и сложную безусловную рефлектор­ную дугу.

4. Разобрать структуру подкорки и внутренней капсулы, про­водящих путей.

5. Дать характеристику 12 пар черепно-мозговых нервов, по­казать локализацию ядер в структурах мозга. Обратить внимание на пути зрительных и слуховых нервов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Строение и значение вегетативной нервной системы.

2. Строение спинного мозга и периферических нервов. Поня­тие о сегментах спинного мозга, межпозвонковых ганглиях.

3. Строение и расположение отделов головного мозга.

4. Строение и значение ствола мозга.

5. Значение ретикулярной формации.

6. Строение и значение мозжечка, его связи с головным мозгом.

7. Значение четверохолмия и его связи с красными ядрами.

8. Значение черной субстанции и красных ядер.

9. Зрительный бугор и подбугровая область (гипоталамус), их строение и значение. Связи гипоталамуса с эндокринной систе­мой. Регуляция обменных процессов.

10. Строение и значение стриопаллидарной системы.

1.4. Цитоархитектоника коры головного мозга

Полушария головного мозга. Особенности строения: борозды и извилины. Доли мозга: лобная, теменная, затылочная и височная, их значение. Лимбическая область. Островок Рейли.

Выделение первичных, вторичных и третичных полей коры го­ловного мозга. Проекционные, ассоциативные и комиссуральные волокна. Расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах. Выделение полей в долях мозга. Значе­ние полей 4, 6, 44, 45, 10 в лобной области; 1; 3, 40, 39 в теменной области; 17, 18, 19 в затылочной области и 41, 42, 21, 22, 37 в ви­сочной области. Значение биологического и социального в разви­тии коры головного мозга.

Проводящие пути коры головного мозга: афферентные и эффе­рентные; значение каждого из них. Пирамидный путь (корково-ство-ловый и корково-спинальный) — путь произвольных движений.

Три блока в структуре нервной системы: энергетический, гно­стический, программирования и мотивации деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Цитоархитектоника коры головного мозга. Выделение до­лей и полей.

2. Сделать рисунки коры головного мозга, доминантного полу­шария и обозначить на них поля.

3. Зарисовать и объяснить расположение проекции человека в передней и задней центральных извилинах.

4. Обозначить на рисунке основные поля в коре головного моз­га, связанные с развитием зрения, слуха, речи, моторики, интел­лекта.

5. Нарисовать и объяснить структуру пирамидного пути.

6. Объяснить значение трех блоков в структуре головного мозга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Объяснить значение первичных, вторичных и третичных по­лей в горе головного мозга.

2. Рассказать о работе А.Р. Лурии "Высшие корковые функции человека" и ее значении для понимания назначения полей коры головного мозга.

3. Значение анатомических и клинико-психологических мето­дов исследований для выделения полей в коре головного мозга.

4. Значение трех блоков в структуре головного мозга по рабо­там А. Р. Лурии.

РАЗДЕЛ 2. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ

2.1. Основные физиологические процессы в центральной нервной системе

2.1.1. Учение Декарта о "рефлексе". Понятие термина "ре­флекс". Работа И.М. Сеченова "0 рефлексах головного мозга. Ре­флекторный принцип деятельности нервной системы". Работы И.П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Основные процессы в коре головного мозга: возбуждение, торможение, ирра­диация, концентрация и взаимная индукция. Характеристика нервных процессов: сила, подвижность и уравновешенность. Зна­чение типов высшей нервной деятельности. Работы Н.И. Красно­горского по изучению типов нервной деятельности в детском возра­сте и значение их для психологии и психоневрологии. Учение А.А. Ухтомского о доминанте. Значение "доминанты" для педагогики.

2.1.2. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Механизм и звенья условного рефлекса. Понятие о первой и второй сигналь­ных системах, значение их для формирования речи и высшей пси­хической деятельности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Понятие "рефлекс" и уровни рефлекторной деятельности.

2. Значение условных и безусловных рефлексов.

3. Работы И.М. Сеченова и И.П. Павлова по изучению рефлек­торной деятельности.

4. Значение работ А.А. Ухтомского о доминанте.

5. Типы высшей нервной деятельности по работам И.П. Павло­ва и сопоставление их с понятием темперамента по Гиппократу.

2.2.Теория функциональных систем

Кора головного мозга как синтез анализаторов. Связь коры с рецепторами и эффекторами. Возрастной аспект формирования функциональных систем, связанных с определенным уровнем включения нервной системы: спинного мозга, ствола, мозжечка, четверохолмия, подкорки и коры головного мозга.

Учение П.К. Анохина о функциональных системах, их значе­ние для понимания системогенеза.

Анализатор — специализированная физиологическая система, обеспечивающая прием и переработку информации. Корковый анализатор — кольцевая структура. Симметричность представи­тельств анализаторов и функциональная асимметрия мозга. До­минантное и субдоминантное полушария. Моторная асимметрия. Сенсорная асимметрия. Психическая асимметрия.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Возрастной аспект включения различных уровней нервной системы, их значение для развития речи, моторики, интеллекта.

2. Функциональная асимметрия мозга.

3. Доминантность левого полушария.

2.3.Высшие корковые функции

Формирование функциональных систем коркового уровня. Физиологическое значение полей коры головного мозга. Первич­ные, или проекционные, поля; характеристика — высокая изби­рательность при приеме информации. Вторичные, или проекци-онно-ассоциативные поля; характеристика — установление кон­такта с другими отделами коры или создание внутри себя слож-

ных комплексов, в которых фиксируется прежний опыт, форми­руются блоки памяти. Третичные поля коры, наиболее выражен­ные у человека, обеспечивают межанализаторный анализ и син­тез информации, осуществляя комплексную память, организа­цию работы мозга в целом. Связь третичных зон с формированием гнозиса, праксиса, речи, письма, счета, зрительно-пространст­венной ориентировки. Память механическая и смысловая. Смыс­ловая память как основа письма и мышления.

Произвольный двигательный акт как целенаправленное дейст­вие. Связь информации и действия. Действие как смена двига­тельных актов ("кинезис"). Контроль выполнения двигательного акта — кинестетика. Значение глубокой чувствительности (пропргорецепция) для выполнения двигательного акта.

Лобно-лимбико-ретикулярный комплекс и его значение для поддержания мозговой активности. Физиологическая основа со­знания, бодрствования, сна.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Формирование функциональных систем. Значение внешней среды.

2. Рассмотрение механизма построения двигательных актов по работе Н.А. Бернштейна.

3. Работы П.К. Анохина и его школы для понимания становле­ния функциональной системы.

4. Значение работ И,П. Павлова для понимания механизма формирования высших корковых функций.

5. Знакомство с работой А.Р. Лурии "Высшие корковые функций".

РАЗДЕЛ 3. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ 3.1. Особенности развития ребенка

Понятие некритический период". Значение возрастных кри­зов. Связь возрастных кризов с включением определенных уров­ней нервной системы, с развитием моторики; связи нервной и эн­докринной систем. Понятие "готовности" мозга к восприятию раздражений внешней среды, выполнению определенной дея­тельности.

Значение критических периодов развития для понимания сро­ков развития слуха, зрения, речи, мышления. Эволюционно-ди­намический подход к изучению нормы и патологии функциони­рования нервной системы. Мозг как саморазвивающаяся система. Системные закономерности развивающегося мозга как этап эво­люционного развития.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составить таблицу развития ребенка на первом, втором, тре­тьем году жизни.

2. Составить таблицу параметров готовности ребенка к школе.

3. Рассмотреть основные разделы истории болезни, их значе­ние для выявления отклонений в развитии.

4. Рассмотреть методы обследования детей с отклонениями в развитии (схема составления истории болезни и методы обследо­вания детей даются в приложении).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Раскрыть связь уровней нервной системы с этапами психо­моторного развития ребенка.

2. Особенности развития сенсорных реакций ребенка первого года жизни.

3. Особенности развития моторных функций у детей первого года жизни. Сопоставление моторных функций с уровнями вклю­чения нервной системы.

4. Психомоторное и речевое развитие детей второго года жизни.

5. Особенности психомоторного и речевого развития ребенка третьего года жизни.

6. Особенности психомоторного развития дошкольников и де­тей младшего школьного возраста.

7. Объяснить критические периоды развития ребенка и их зна­чение для психомоторного и речевого развития.

8. Значение экзогенных факторов для психомоторного разви­тия ребенка.

РАЗДЕЛ 4. НЕВРОПАТОЛОГИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Рассмотрение литературного материала по методике обсле­дования детей с различными отклонениями в развитии.

2. Присутствие в медико-педагогической консультации при об­следовании детей с отклонениями в развитии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Раскрыть понятия "симптома и "синдром".

2. Дифференциальная диагностика центрального и перифери­ческого паралича.

3. Характеристика синдрома поражения органов чувств.

4. Особенности иннервации симпатической и парасимпатичес­кой нервной системы.

5. Синдромы нарушения высших корковых функций, их осо­бенности, значение- для психического развития ребенка.

Болезни нервной системы

4.3.1. Общие данные о патологии нервной системы. Этиология заболеваний: наследственно-дегенеративные, дизэмбриогенез, травмы, инфекции, интоксикации, опухоли, кровоизлияния и др.

Органическое поражение центральной нервной системы как следствие различных повреждений, приведших к нарушениям или недоразвитию мозгового вещества. Понятие "функциональ­ные расстройства" — рассогласованность разных уровней нервной системы, повышенная истощаемость разных клеток головного мозга, а также некоординированность функциональных систем.

4.3.2. Наследственно-органические заболевания нервной сис­темы. Хромосомные и генетические нарушения, энзимопатии, факоматозы, прогрессирующие мышечные дистрофии и др., при­чины их возникновения и клинические проявления.

4.3.3. Поражения нервной системы ребенка, связанные с па­тологией внутриутробного развития. Роль инфекций, интокси­каций, эндокринной недостаточности у матери во время бере­менности. Причины внутриутробной гипоксии плода. Влияние физической и психической травмы на развивающийся плод. Профилактика внутриутробных поражений плода.

4.3.4. Родовые черепно-мозговые травмы и их влияние на со­стояние нервной системы ребенка. Причины родовых травм; сте­пени выраженности. Родовая травма и асфиксия, последствия этих расстройств (детский церебральный паралич, судорожная готовность, минимальная мозговая дисфункция, эндокринные расстройства, задержка психомоторного и речевого развития). Значение последствий родовых черепно-мозговых травм для кли­ники нервных болезней и дефектологии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Причины инфекций и нейроинфекции.

2. Клинические проявления менингита и объяснение симпто­мов, характеризующих заболевание (головные боли, специфич­ность позы, изменения спинно-мозговой жидкости, гипертензи-онный синдром).

3. Объяснение остаточных явлений перенесенного менингита.

4. Причины первичных и вторичных энцефалитов.

5. Особенности клинических проявлений энцефалита в остром и хроническом периодах болезни.

6. Характеристика остаточных явлений перенесенного энцефа­лита.

7. Клинические проявления полиомиелита.

8. Характеристика последствий родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных.

.9. Гидроцефалия и микроцефалия как последствия перенесен­ного менингита. Объяснение клинических проявлений. Сравни­тельная характеристика гидроцефалии и микроцефалии.

4.3.6. Нарушение мозгового кровообращения. Причины воз­никновения. Возрастной аспект сосудистых расстройств. Острое расстройство мозгового кровообращения (инсульт). Виды инсуль­тов (ишемический, геморрагический). Клинические проявления инсульта: общемозговые и очаговые. Хронические расстройства мозгового кровообращения. Последствия перенесенного инсуль­та. Медицинская и педагогическая коррекция.

4.3.7. Черепно-мозговая травма. Значение возрастного аспек­та. Степени тяжести травматических расстройств (сотрясение, ушиб, сдавление). Симптоматика острого периода после травмы. Клиническая характеристика остаточных явлений. Пять синдро­мов после травмы. Профилактика остаточных явлений. Медицин­ская и педагогическая коррекция.

4.3.8. Минимальная мозговая дисфункция (ММД). Причины возникновения ММД. Значение возрастного аспекта. Особенности клинических проявлений. Минимальная мозговая дисфункция как одна из причин астении, диффузной легкой неврологической симптоматики, задержки речевого и психического развития, трудного поведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Присутствие в медико-педагогической консультации при об­следовании детей с различными формами речевых и психоневро­логических расстройств. Составление схемы истории болезни. Проведение наблюдения за обследованием ребенка. Анализ полу­ченных данных. Составление медицинских и педагогических ре­комендаций.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Причины расстройства мозгового кровообращения.

2. Клинические проявления инсульта и его последствий.

3. Черепно-мозговая травма и ее последствия. Характеристика пяти синдромов после травмы и объяснение их возникновения.

4. Особенности проявления психо-речевых расстройств при минимальной мозговой дисфункции.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка с алалией.

2. Наблюдение за обследованием ребенка, страдающего алалией.

3. Обсуждение полученных данных обследования.

4. Медицинские и педагогические рекомендации.

5. Соотнесение полученных данных обследования с литератур­ными источниками.

6. Особенности моторных и сенсорных расстройств при алалии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение работ П. Брока и Р. Вернике для изучения афазии.

2. Современная классификация афатических расстройств.

3. Значение работ А.Р. Лурии для изучения высших корковых функций человека.

4. Механизм порождения речи по работам Т.В. Рябовой (Аху-тиной).

5. Особенности речевых нарушений при моторной и сенсорной афазии.

6. История изучения алалии.

7. Причины возникновения алалии.

8. Характеристика основных симптомов алалии и объяснение их происхождения.

9. Соотнесение особенностей речевых расстройств при разных формах алалии с преимущественной локализацией поражения в коре головного мозга.

10. Динамика речевых проявлений при алалии. Этапы речево­го развития. Характеристика моторных и сенсорных расстройств.

11. Профилактика неуспеваемости школьника при стертых формах алалии.

12. Дислексия и дисграфия как этап речевого развития при алалии.

Дизартрия

Дизартрия — несформированность звукопроизносительной стороны речи, обусловленная нарушением иннервации речевой мускулатуры. История изучения. Причины возникновения. Ло­кализация поражения. Формы дизартрии: бульбарная, псевдо­бульбарная, мозжечковая, подкорковая (смешанная), корковая. Детский церебральный паралич и псевдобульбарная дизартрия. Степени выраженности клинических проявлений. Расстройство общей и артикуляционной моторики, фонации и дыхания. Осо­бенности речевых нарушений при различных формах дизартрии. Сравнительная характеристика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии. Возрастной аспект возникновения дизартрических расстройств. Органические и функциональные расстройства как проявление различных степеней выраженности поражения нерв­ной системы. Стертая дизартрия и дислалия. Необходимость ран­него выявления дизартрических расстройств, логопедические за­нятия, ЛФК, лечебные мероприятия, общепедагогический ком­плекс.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего дизартрией.

2. Обследование ребенка с различными проявлениями дизарт­рических расстройств.

3. Обсуждение полученных материалов обследования.

4. Медицинские и педагогические рекомендации.

5. Значение комплексного коррекционного воздействия.

6. Методы лечебной гимнастики при детском церебральном па­раличе и дизартрии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. История изучения детского церебрального паралича и ди­зартрии.

2. Формы дизартрии и локализация поражения в головном мозге.

3. Степени тяжести псевдобульбарной дизартрии.

4. Особенности артикуляции, фонации и дыхания при дизартрии.

5. Особенности фонетических расстройств при дизартрии.

6. Причины назализации при дизартрии.

7. Органическое и функциональное расстройство, значение для невропатологии и дефектологии.

8. Особенности проявления речевых расстройств при стертой дизартрии; необходимость комплексного воздействия.

9. Профилактика дислексии и дисграфии.

Дислексия и дисграфия

Механизм письменной речи. Чтение и письмо. Особенности подготовительного периода. Дислексия и дисграфия при различ­ных формах патологии речи и слуха. Характеристика ошибок.

Особенности формирования чтения и письма при алалии: соот­несение звука и буквы, составление слога и слова. Структура сло­ва, контаминации, аграмматизмы. Проявление моторных и сен­сорных нарушений. Генезис фонетико-фонематических расст­ройств.

Дислексия и дисграфия у детей, страдающих дизартрией. Зна­чение для письменной речи моторных нарушений: артикуляции, движения глазных яблок и руки. Особенности почерка. Особенно­сти ошибок. Профилактика дислексии и дисграфии.

Особенности формирования письменной речи у детей с наруше­нием слуха. Особенности формирования письменной речи у умст­венно от.талых детей. Профилактика дислексии и дисграфии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение работ А.Р. Лурии и его школы для понимания дис­лексии и дисграфии.

2. Соотнесение устной и письменной речи.

3. Особенности дислексии и дисграфии при афазии, алалии, дизартрии.

4. Особенности дисграфии при различных формах патологии речи.

5.5. Расстройства темпа и ритма речи. Заикание

Связь формирования темпа и ритма речи с подкорковыми обра­зованиями. Корково-подкорковые взаимоотношения. Виды рас­стройств темпа и ритма речи: тахилалия и брадилалия. Причины речевых нарушений.

Заикание — одна из форм расстройства темпа и ритма речи. Осо­бенности судорог при заикании (тонические и клонические), локали­зация судорог. Характеристика невротического заикания: причины возникновения, начальная фаза (элементы мутизма), течение болез­ни. Неврологическая и вегетативная симптоматика, проявления об­щего невроза. Методы медицинского, психотерапевтического и педа­гогического воздействия. Характеристика неврозоподобного заика­ния: причины возникновения, особенности течения. Сочетание стер­той дизартрии или алалии с неврозоподобным заиканием. Невроло­гическая и речевая характеристика. Особенности эмоционально-во­левой сферы. Профилактика заикания. Место и методы коррекции. Значение возрастного аспекта в возникновении заикания. Значение социальной среды для возникновения и течения болезни.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

1. Составление схемы истории болезни ребенка, страдающего заиканием.

2. Обследование ребенка с заиканием.

3. Обсуждение полученных результатов обследования: локали­зация судорог, отношение больного к своему дефекту речи, состоя­ние нервной системы, особенности психики больного.

4. Понятие о невротическом и неврозоподобном заикании.

5. Медицинские и педагогические рекомендации.

6. Обсуждение литературных данных по проблеме заикания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение подкорковых образований в организации темпа и ритма речи.

2. Взаимоотношение коры и подкорки в формировании темпа и ритма речи. Просодическая характеристика.

3. Тахилалия и брадилалия; причины возникновения, особен­ности проявления.

4. История изучения этиологии и патогенеза заикания.

5. Общая характеристика заикания. Локализация судорог.

6. Возрастной аспект проявления заикания.

7. Проявления невротического и неврозоподобного заикания.

8. Таблица по дифференциальной диагностике разных форм заикания.

9. Методы медицинского и педагогического воздействия.

10. Динамика речевых нарушений.

5.6. Речевые нарушения, обусловленные дефектами слуха

Взаимоотношение слуха и речи. Степени нарушения слуха. Значение остатков слуха для развития речи. Дифференциальная диагностика тугоухости и сенсорной алалии. Значение возраста для сохранения речи. Особенности устной и письменной речи сла­бослышащих детей. Раннее выявление слуховых расстройств как профилактика задержки речевого и психического развития.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение слуха для развития речи.

2. Причины слуховых расстройств.

3. Объяснить сравнительную аудиограмму при различных уровнях поражения слухового анализатора (тугоухости, глухоте, сенсорной алалии).

4. Значение остатков слуха для развития речи.

5. Профилактика расстройств слуха и речи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Значение курса невропатологии для специальной педагоги­ки.

2. Организация лечебно-педагогической помощи детям с от­клонениями в развитии.

3. Организация специализированной помощи детям.

4. Нормы специализированной помощи детям с отклонениями в развитии.

5. Обучение и воспитание детей в специальных дошкольных и школьных учреждениях.

6. Организация медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные учреждения.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Медицинский курс "Невропатология детского возраста" явля­ется базисным для сложного комплекса медицинских и психоло­го-педагогических дисциплин, изучаемых на отделении дошколь­ной дефектологии дефектологического факультета педагогичес­кого университета. Необходимость данного курса обусловлена тем, что основные формы нарушения слуха, зрения, речи, мото­рики, поведения, интеллекта связаны с отклонениями в развитии нервной системы.

Педагог-дефектолог должен знать причины слухоречевых и нервно-психических расстройств, их проявления в разные возра­стные сроки, методы лечебно-коррекционного воздействия.

В связи с этим основной задачей курса "Невропатология дет­ского возраста" является изучение анатомо-физиологических за­кономерностей формирования нервной системы в возрастном ас* пекте, развития анализаторов и функциональных систем, обус­ловливающих становление высшей нервной деятельности.

Программа данного курса состоит из введения и пяти глав (раз­делов).

Во введении раскрываются цели и задачи курса, теоретические и методологические основы отечественной медицины. История изучения детской невропатологии, связь с другими психолого-пе­дагогическими дисциплинами. В первом разделе "Неврология" — рассматриваются проблемы эволюции нервной системы, особенно­сти строения нервной системы человека, значение уровневой ин­формации. Особое место занимает учение о цитоархитектонике ко­ры головного мозга. Во втором разделе "Нейрофизиология" — рас-

1 Программа составлена доцентом Г.В. Гуровец под редакцией профессора В.И. Селиверстова.

сматриваются основные физиологические процессы, происходя­щие в нервной системе, формирование фактора доминантности и значение их в становлении речевых и неречевых процессов. В тре­тьем разделе — "Критические периоды развития" — представлены этапы психомоторного и речевого развития. В четвертом разде­ле — "Невропатология" раскрываются этиопатогенез и клиничес­кие проявления нервных болезней. В пятом разделе — "Невроло­гические основы патологии речи" — представлены все формы ре­чевых нарушений, обусловленные поражением нервной системы. Указанная тематика находит отражение в лекциях, лаборатор-но-практических занятиях и самостоятельной работе студентов. Основные задачи практических занятий:

1) закрепить и углубить знания, полученные на лекциях;

2) изучить структуру нервной системы по таблицам, муляжам, натуральным препаратам;

3) отразить в альбомах рисунки структур нервной системы:

4) изучить схему составления истории болезни;

5) присутствовать на разборах и обследованиях детей с различ­ными отклонениями в развитии на базе медико-педагогической консультации.

Самостоятельная работа студентов реализуется в форме рефе­ратов, научных исследований, курсовых работ по различным ви­дам слухоречевых и нервно-психических расстройств.

За время изучения данного медицинского курса студенты должны приобрести теоретические и практические знания по не­вропатологии и патологии речи, научиться критически оценивать литературные источники, использовать приобретенные знания в диагностике аномального развития.

ТЕМАТИКА КУРСА

Введение.

Цели и задачи курса. История невропатологии.

Раздел 1. Неврология

1.1. Эволюция нервной системы.

1.2. Общие принципы строения нервной системы.

1.3. Структура нервной системы человека.

1.4. Цитоархитектоника коры головного мозга.

Раздел 2. Нейрофизиология

2.1. Основные физиологические процессы в нервной системе,

2.2. Теория функциональных систем.

2.3. Высшие корковые функции.

Раздел 3. Критические периоды развития

3.1. Особенности развития ребенка.

3.2. Этапы психомоторного и речевого развития ребенка.

Раздел 4. Невропатология

4.1. Общие представления о болезнях нервной системы.

4.2. Основные неврологические синдромы.

4.3. Болезни нервной системы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-01; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.141 с.)